Инфоурок Иностранные языки Другие методич. материалыЯзык жестов как один из приёмов изучения видо-временных форм английского глагола

Язык жестов как один из приёмов изучения видо-временных форм английского глагола

Скачать материал

Введение

Цель: анализ существующей возможности и необходимости использования языка жестов как одного из приёмов при обучении видовременным формам английского глагола.

Задачи:

1.     Изучить имеющиеся в методике обучения ИЯ исследования по данной проблеме.

2.      Выявить методические особенности обучения видовременным формам глагола.

3.     Экспериментально проверить условия влияния жестов на формирование грамматических навыков учащихся средней ступени на уроках английского языка.

Изучение иностранного языка составляет несколько аспектов. Одним из таких аспектов является грамматика, которая требует от учащихся напряжённой умственной деятельности, внимания, способности осмысливать абстрактные понятия, умение делать обобщения. Не всем детям иностранный язык даётся легко, особенно вызывают трудности овладения системой видовременных форм английского глагола, которая отличается от русского языка, громоздка и слишком сложна для усвоения. Как следствие, появляется неудовлетворённость, неверие в свои силы, ослабевает интерес к дальнейшему изучению языка. Интерес же при обучении любому предмету является движущей силой, обеспечивающей и высокое качество знаний, и усвоение необходимых умений и навыков обучаемых.

Часто в школах обучение видовременным формам глагола ограничивается сухим заучиванием конструкций, однотипными упражнениями, что вызывает пассивную работу учащихся на уроке. А между тем, изучение видовременных форм глагола может быть не менее интересным и познавательным, чем, например, обучение лексике.

 

Основная часть

Используемый мною прием,   а именно язык жестов, действенно помогает обучающимся в изучении видовременных форм глагола и также позволяет избегать распространенных ошибок при выполнении грамматических упражнений. “Этот прием увеличил эффективность обучения: так сравнительный анализ сформированности определенных грамматических умений и навыков обучающихся седьмых классов показал, что в классах, где применялся язык жестов при объяснении видовременных форм глагола, процент сформированности намного выше”. (Из рецензии заместителя директора по УВР Тишиной Л.А.. Приложение № 1. Приложение №2 “Диагностические срезы”).

Беляев Б. В., советский психолог, указывал, что учебный материал прочнее удерживается в памяти, если он прорабатывается трояким способом: то есть и зрительным, и слуховым, и двигательным. То есть, продуктивность запоминания резко увеличивается, если в изучаемом материале выделить смысловые опорные пункты с помощью зрительных образов в виде жеста, это мое личное видение  учебного материала. Собственная наглядность иногда более благотворна для запоминания, чем рисунки или схемы, предлагаемые учебником.

Стоит учесть, что характерная черта внимания учеников среднего школьного возраста (10-15 лет) - его специфическая избирательность: интересные уроки или интересные дела очень увлекают подростков, и они могут долго сосредотачиваться на одном материале или явлении. Но легкая возбудимость, интерес к необычному, яркому часто становится причиной непроизвольного переключения внимания. Оправдывает себя такая организация учебного процесса, когда у подростков нет ни желания, ни времени, ни возможности отвлекаться на посторонние дела. В подростковом возрасте активно идет процесс познавательного развития. Активно начинает развиваться логическая память и скоро достигнет такого уровня, что ребенок переходит к преимущественному использованию этого вида памяти, а также произвольной и опосредствованной памяти. Следует заметить, что в средних классах школы учащиеся не должны механически учить и повторять застывшие определения научных понятий. Скорее следует добиваться того, чтобы сами учащиеся находили и давали определения этих понятий

Как сформировать английское языковое сознание? Как соотнести в своём сознании такие понятия как времена реальные (time) и времена грамматические (tenses)? Ведь неверное употребление видовременных форм глагола приводит к неграмотности речи учащихся (уже начиная с начального этапа), отрыв теории от практики.

Прежде всего, учащимся следует уяснить для себя, что все действия, о которых они говорят, совершаются в трёх реальных временных планах: в настоящем (The Present Time), в прошедшем (The Past Time), и в будущем (The Future Time).

The Present Time                  The Past Time                    The Future Time

 


                                       I am                                                    I was                                    I shall

 

 

 


Руки опущены вниз                 руки указывают                  правая рука

                                                 за спину                              показывает вперёд

В английском языке совершения действий в трёх временных планах могут выражаться двенадцатью грамматическими формами глагола (tenses). Означает ли это, что русский язык беднее? Конечно, нет. В русском языке характер протекания действий передаётся не глаголом – сказуемым, а с помощью обстоятельств времени, то есть лексически:

       каждый день

                                        Я рисую           сейчас

       уже 2 часа

                В отличие от русского языка, в английском характер протекания действий передаётся особыми формами глагола (tenses)

  draws

                                            She              is drawing

                    has been drawing

               Чтобы успешно ориентироваться в таком многообразии грамматических времён, необходимо иметь зрительный образ (опору). Не стоит забывать, что процесс обучения активным грамматическим навыкам характеризуется тем, что он проходит ряд этапов, из которых каждый имеет свою частную задачу. Этапы обучения навыкам соответствуют психологическим фазам формирования навыков.

                Подготовительный этап: ознакомление с грамматическим явлением. На этом этапе учащиеся психологически подготовлены к усвоению нового явления. Чем сложнее синтаксическая структура, тем более необходима зрительная опора (Приложение №2).

 

Создание образа Present Simple

                              (регулярность действий, “мельница” – жернова крутятся)

 

                             Создание образа Present Continuous

(действия, происходящие сейчас: машины едут за окном, листочки шевелятся, всё движется, рука показывает “волну”, то есть Ving)

 


                             Создание образа Present Perfect

(жест “спасибо” за совершённое действие: рука скрещённая на груди, то естьV3)

                       Элементарный этап: в него входит усвоение отдельных действий по использованию грамматического явления. В содержание этого этапа входят упражнения, здесь происходит дальнейшее осмысление и запоминание созданных образов.

 

Задание: покажи жестами

Учитель:                                                                     

   1) I go to school every day

Ученики показывают жестами видовременную форму глагола в предложении

 
   2) She plays the piano.

   3) They like to swim                  

   4) We are standing

   5) He is writing on the blackboard.

 

Задание: назовите видовременную форму глагола

Учитель показывает определённые жесты, учащиеся называют видовременную форму глагола.

                                   

                        Stand/stands

 

                         am

                         is            standing

                         are

 


 opened

 
                            have

                            has

 

Очень важно на этом этапе дифференцировать Present Simple, Present Continuous, Present Perfect.

На совмещающем этапе продолжается закрепление созданных образов, в упражнениях больше элементов творчества, механические упражнения переходят на задний план.

Задания: 1) Переведи на английский язык с помощью языка жестов.

               2) Вставьте глагол в нужной форме.

При изучении темы “Правильные и неправильные глаголы” указываем правой рукой за плечо “в историю” (Past Simple) и отправляем глагол (теперь он нам не нужен в силу законченности действия) словом – жестом “иди  - окончание “ed” (V2,V3). Но не все глаголы сразу “слушаются” и начинают “капризничать”,  не уходят сразу в прошлое, ведут себя “не правильно” – неправильные глаголы. Они всё-таки уйдут в прошлое, но изменившись. (begin-began-begun); исключения: cut-cut-cut и так далее.

Рукой показываем за спину (действие завершено, нам его уже не видно из-за спины)

I did my home work

 
 

 


Рука отведена в сторону, плавно изображаю волну

I was doing my home work

 
                           

 

 

         При введении Past Progressive руки отведены в стороны

 

 

 

 

Если два действия происходили одновременно, обе руки изображают волны.

While my mother was cooking I was doing my home work

 
 


                                     

 

 

 

 

Презентация: диск «Отдельные фрагменты уроков».

“…Данный прием работы позволяет обеспечить дифференцированный подход в обучении. Методическое пособие имеет большую практическую значимость и может быть рекомендовано для учителей средней школы…” (Из рецензии кандидата педагогических наук, доцента Картавцевой А.П.. Приложение №4)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

         Жесты призваны облегчить учащимся процесс овладения иностранным языком, снять различного рода трудности, стимулировать общение на уроках, формировать прочные навыки и умения.

Выводы: положительные моменты применения языка жестов при обучении видовременным формам английского глагола:

1)    Ученик в соответствующей ситуации быстро и правильно самостоятельно грамматически оформляет фразу.

2)    Обучающиеся с низкой мотивацией к изучению английского языка осваивают тему видовременных форм глагола довольно легко.

3)    Предлагаемый приём работы обеспечивает дифференцированный подход в обучении, создаёт атмосферу уверенности в своих силах, даёт хорошие результаты.

4)    Нет необходимости пользоваться дополнительными таблицами, схемами при выполнении тестов: “руки – глаголы” всегда с тобой.

5)    Язык жестов максимально активизирует основные каналы восприятия: визуальный, аудиальный, кинетический.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Язык жестов как один из приёмов изучения видо-временных форм английского глагола"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инженер по автоматизации производства

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Используемый мною прием,   а именно язык жестов, действенно помогает обучающимся в изучении видовременных форм глагола и также позволяет избегать распространенных ошибок при выполнении грамматических упражнений. Этот прием увеличил эффективность обучения: так сравнительный анализ сформированности определенных грамматических умений и навыков обучающихся седьмых классов показал, что в классах, где применялся язык жестов при объяснении видовременных форм глагола, процент сформированности намного выше. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 866 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 381
    • DOCX 75.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Васильева Наталья Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Васильева Наталья Николаевна
    Васильева Наталья Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2227
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Итальянский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель итальянского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Основы теории обучения немецкому языку

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по английскому языку в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 200 человек из 47 регионов

Мини-курс

Цифровая трансформация в управлении и информационных технологиях

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Налогообложение и компенсация потерь: предотвращение ошибок и снижение рисков

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Интегративный коучинг: от теории к практике

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 23 регионов