Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыЯсинская Л.Л., Адоевцева И.В. (МБОУ СОШ №30, г. Кострома)Опыт разработки и реализации мониторинга сформированности универсальных учебных действий учащихся (ФГОС начального общего образования)

Ясинская Л.Л., Адоевцева И.В. (МБОУ СОШ №30, г. Кострома)Опыт разработки и реализации мониторинга сформированности универсальных учебных действий учащихся (ФГОС начального общего образования)

Скачать материал

Ясинская Л.Л.,  Адоевцева И.В.

г. Кострома, МБОУ СОШ №30

 

Опыт разработки и  реализации мониторинга сформированности универсальных учебных действий  учащихся (ФГОС начального общего образования)

Федеральные образовательные стандарты второго поколения задают качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат.

Результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих и познавательные, и метапредметные, и даже личностные достижения ребенка. В профессиональную жизнь педагога входит понятие универсальных учебных действий.

Для изучения процесса развития универсальных учебных действий нужен свой инструмент, отвечающий следующим требованиям:

ü  межпредметность,

ü  возможность отследить динамику развития УУД;

ü  возможность оценить уровень владения полученными знаниями.

Наиболее точным инструментом в процессе оценки развития универсальных учебных действий учащихся является мониторинг.

Функции мониторинга:

1.                      Диагностическая

                          Определение уровня развития того или иного умения.

                          Отслеживания динамики развития образовательных компетенций по показателям и в целом.

2.                      Оценочная

                          Описание критериев эффективности решения поставленных задач (что такое «хорошо»).

3.                      Контрольная

                           Описание и определение критериев успешности работы учителя.

Цель мониторинга сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности предметных и универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов НОО.

В 1 и 2 классах предметом мониторинга является сформированность метапредметных УУД на уровне «Представления», в 3 классе – на уровне «Способа» и в 4 классе – на уровне «УУД» (для значительной части показателей). Итоговый мониторинг проводится в начале апреля каждого учебного года со 2 по 4 класс.

С 2012 -2013 уч. года мониторинг формирования УУД в нашей школе проводится  на основе диагностического инструментария (комплекса) «Учимся учиться и действовать» (Т.В. Меркулова, А.Г. Телицкая, Т.В. Беглова. – изд-во Учебная литература, 2013).

Целью мониторинга является отслеживание процесса развития и формирования метапредметных УУД учащихся в процессе освоения основной образовательной программы для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.

Задачи диагностики:

· Определить уровень сформированности метапредметных УУД каждого ученика.

· Определить индивидуальную динамику продвижения учащихся к метапредметным образовательным результатом, определить проблемные зоны в решении задач образования учащихся и разработать на этой основе стратегии помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД.

· Определить успешность работы педагога по формированию метапредметных УУД учащихся.

У учащихся 1-х классов отслеживались  регулятивные и познавательные УУД. У учащихся 2-4 классов в процессе мониторинга оцениваются все группы УУД.

Личностные УУД (не оцениваются в цифрах) ‑ мотивация ученой деятельности. Оцениваемые УУД: действия направленные на определение своего отношения к школе и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения (самоопределение и смыслообразование).

Познавательные УУД - Логическое мышление.     Оцениваемые УУД: логические универсальные учебные действия.

Регулятивные УУД ‑ объем внимания и его концентрация.         Оцениваемые УУД: умение контролировать свою деятельность.

Коммуникативные УУД ‑ оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий и в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперации).

Последовательный анализ УУД на протяжении 3-х лет позволит отследить положительную динамику в развитии УУД, увидеть прогресс в формировании каждого умения в классе и у каждого ученика в отдельности.

По итогам мониторинга отслеживаем динамику и прогресс в формировании УУД по каждому классу по следующей таблице

Мониторинг УУД

класс

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Уч. год

Планирование

Оценка

Контроль

Коррекция

Границы

Анализ

Синтез

Сравнение

Классификация

Обобщение

Причинно-следственные связи

Аналогия

Отнесение к понятию

Диаграммы и таблицы

Умозаключения

Речевое высказывание

Точка зрения

Вопросы

Объединение информации

 

 

 

 

Прогресс в развитии УУД

Прогресс в развитии УУД по отдельным умениям в целом по классам

% детей, имеющих прогресс  в развити УУД

Планирование

Оценка

Анализ

Синтез

Сравнение

Классификация

Обобщение

Причинно-следственные связи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщённый прогресс в развитии УУД

Блоки умения/

% детей имеющих прогресс в развитии УУД

 

Регулятивные

УУД

 

Познавательные

УУД

 

Коммуникативные УУД

 

 

 

 

 

Выводы по  результатам мониторинга

Мониторинг, предлагаемый М.Р. Битяновой, Т.В.Меркуловой, А.Г. Теплицкой, реализует комплексный психолого-педагогический подход к отслеживанию и оценке процесса развития ребенка с первых недель его обучения до конца 4 класса. В школе данная форма реализуется уже третий год (с 2011-2012 уч.г.).

 Целью комплексной работы с учащимися  в 2013-2014 уч. году было  – отслеживание процесса развития и формирование метапредметных УУД учащихся 1- 3 классов для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.

В качестве показателей мониторинга рассматривались 34 умения. Перечень показателей составлен на основе общего списка метапредметных УУД, содержащихся в ФГОС НОО. От 1 к 3 классу число показателей в проводимом мониторинге постепенно увеличивалось. В полном объеме все 34 показателя изучались только в текущем году на параллели 3-х классов.

Обработка и анализ результатов мониторинга были направлены на получение диагностической информации о каждом ученике и о классе в целом:

об ученике – мы получили информацию по каждому умению и рейтинг умений, прогресс в развитии умений.

о классе – выявили группы учащихся по уровню сформированности различных умений и рейтинг умений по классу в целом, прогресс развития умений той или иной группы в целом по классам.

 

Анализ индивидуальных результатов в каждом классе позволил учителям решить несколько важнейших задач.

·         выявить, какого рода задания вызывают у ребенка большие трудности;

·         анализ рейтинга всех умений по таблице рейтингов помог учителю определить приоритеты в работе с тем или иным учеником;

·         работа с индивидуальными данными дала возможность посмотреть на темп выполнения ребенком диагностических заданий;

·         определить необходимость привлечения к работе с ребенком психолога-психолога и учителя-логопеда.

·         получить и проанализировать информацию о динамике развития универсальных учебных умений ребенка.

 

Ежегодный анализ результатов (сравнение показателей) по классу в целом

позволил учителю:

·         грамотно спланировать работу по развитию метапредметных УУД с учетом уровня развития отдельных умений (в таблицах отражены результаты по классам);

·         для организации групповой работы на уроке осуществить дифференциацию заданий по содержанию и уровню сложности (мониторинг позволяет выявить группы учащихся, имеющих недостаточный уровень развития по каждому умению и подобрать эффективные задания для корректировки ситуации);

·         выявить группы учащихся, в соответствии с результатами выполнения заданий, это очень важная информация, которая позволяет учителю подобрать для той или иной группы детей необходимые для их развития задания, образовательные ситуации, формы и методы работы на уроке, задать нужную степень самостоятельности и т.д.

 

Мониторинг формирования и развития метапредметных УУД – это важный момент в подведении учителями и специалистами начальной школы итогов работы за год и постановке задач работы на предстоящий учебный  год.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Ясинская Л.Л., Адоевцева И.В. (МБОУ СОШ №30, г. Кострома)Опыт разработки и реализации мониторинга сформированности универсальных учебных действий учащихся (ФГОС начального общего образования)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Главный хранитель

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Федеральные образовательные стандарты второго поколения задают качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат. Результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих и познавательные, и метапредметные, и даже личностные достижения ребенка. В профессиональную жизнь педагога входит понятие универсальных учебных действий. Для изучения процесса развития универсальных учебных действий нужен свой инструмент, отвечающий своременным требованиям. Наиболее точным инструментом в процессе оценки развития универсальных учебных действий учащихся является мониторинг. статья будет полезна учителям начальных классов, педагога-психологам, споровождающим реализацию ФГОС, администрации школы (начальная школа)

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 160 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 266
    • DOCX 73 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ясинская Лариса Леонидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ясинская Лариса Леонидовна
    Ясинская Лариса Леонидовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 9827
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 481 человек

Курс повышения квалификации

Инструменты в преподавании кубановедения в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по физической культуре у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 176 человек

Мини-курс

Интегративный коучинг: от теории к практике

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Поиск работы: карьерные ориентиры и мотивы выбора профессии

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эволюция и современное состояние искусства

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе