МБДОУ ОГО «Детский сад компенсирующего вида №
43»,Свердлова,4
Взаимодействие с семьями воспитанников
средней группы №1«Пчелка, компенсирующей
направленности (ЗПР)»
|
________________учебный
год
Пояснительная записка
Одним из важнейших направлений
коррекционно-воспитательной деятельности учителя-дефектолога в ДОУ является
работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса
и социализации ребенка с ЗПР.
Работа с детьми с ЗПР в средней группе очень важно
сделать родителей активными участниками педагогического процесса. Дети приходят
из разных детских садов и родители не сразу понимают значение
коррекционно-воспитательной работы в группе с ЗПР.
Необходимо учить родителей адекватно оценивать успехи
и возможности своего ребенка. Формировать у них потребность развивать своего
ребенка не только в детском саду, но и дома.
Система работы учителя-дефектолога с родителями
состоит из трех блоков:
1
блок: информационно-аналитический (предполагает сбор сведений о родителях,
обще-культурном уровне родителей, наличии у них педагогических знаний,
отношении в семье к ребенку, потребностях родителей в психолого-педагогической
информации);
2
блок: познавательный (включает в себя совместную работу с родителями и детьми с
ЗПР: изготовление книжек-малышек, семейных газет, выполнение методических
рекомендаций учителя-дефектолога, открытые занятия, посещение индивидуальных
занятий, родительские конференции, выставки детских работ);
3
блок: наглядно-информационный (предполагает ознакомление родителей с
особенностями коррекционно-воспитательного процесса. В группе оформлен
постоянно действующий «Уголок дефектолога»).
Таким образом, данная система работы
учителя-дефектолога с родителями позволяет:
1. Оказать
квалифицированную педагогическую поддержку родителям;
2. Привлечение
к коррекционно-воспитательной работе всей семьи ребенка;
3. Еженедельно
информировать родителей о лексической тематике недели;
4. Разъяснить
и показать родителям, в чем состоит коррекционно-воспитательная работа детского
сада, подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость
закрепления достигнутого на занятиях в домашних условиях;
5. Повышение
педагогической культуры родителей.
Список родителей
№ п/п
|
ФИО, ребенка
|
Сведения о маме
|
Сведения о папе
|
Домашний адрес, телефон
|
1
|
|
ФИО:
Образование:
Место
работы:
|
ФИО:
Образование:
Место
работы:
|
Адрес:
Дом. Телефон:
Сот.
телефон:
|
2
|
|
ФИО:
Образование:
Место
работы:
|
ФИО:
Образование:
Место
работы:
|
Адрес:
Дом. Телефон:
Сот.
телефон:
|
3
|
|
ФИО:
Образование:
Место
работы:
|
ФИО:
Образование:
Место
работы:
|
Адрес:
Дом. Телефон:
Сот.
телефон:
|
4
|
|
ФИО:
Образование:
Место
работы:
|
ФИО:
Образование:
Место
работы:
|
Адрес:
Дом. Телефон:
Сот.
телефон:
|
5
|
|
ФИО:
Образование:
Место
работы:
|
ФИО:
Образование:
Место
работы:
|
Адрес:
Дом. Телефон:
Сот.
телефон:
|
6
|
|
ФИО:
Образование:
Место
работы:
|
ФИО:
Образование:
Место
работы:
|
Адрес:
Дом. Телефон:
Сот.
телефон:
|
7
|
|
ФИО:
Образование:
Место
работы:
|
ФИО:
Образование:
Место
работы:
|
Адрес:
Дом. Телефон:
Сот.
телефон:
|
8
|
|
ФИО:
Образование:
Место
работы:
|
ФИО:
Образование:
Место
работы:
|
Адрес:
Дом. Телефон:
Сот.
телефон:
|
9
|
|
ФИО:
Образование:
Место
работы:
|
ФИО:
Образование:
Место
работы:
|
Адрес:
Дом. Телефон:
Сот.
телефон:
|
10
|
|
ФИО:
Образование:
Место
работы:
|
ФИО:
Образование:
Место
работы:
|
Адрес:
Дом. Телефон:
Сот.
телефон:
|
Перспективный план
взаимодействия с семьями воспитанников средней группы № 1 «Пчелка»
компенсирующей направленности на ______________ учебный год
Название мероприятия
|
Цель проведения мероприятия
|
Сроки
|
Ответственные
|
Отметка о выполнении
|
Оформление информационных стендов в
группе, в холле детского сада
|
Распространение педагогических знаний среди родителей.
Активизация родительского внимания к вопросам воспитания, жизни
ребенка в деском саду.
|
Сентябрь - август
|
|
|
Родительские собрание
|
Знакомство родителей с задачами воспитания детей на учебный год,
психологическими и возрастными особенностями детей.
Выборы родительского комитета.
|
Сентябрь
|
|
|
Консультация «Учимся, играя»
|
Активизация педагогических умений родителей в интеллектуальном
развитии ребенка в семье.
Повышение уровня ответственности родителей за успешное обучение
ребенка в школе.
|
Сентябрь
|
|
|
Анкетирование «Чего вы ждете от детского сада»
|
Получение и анализ информации об отношении родителей к характеру
и формам взаимодействия ДОУ с семьей, о готовности родителей участвовать в
жизни детского сада.
|
Сентябрь
|
|
|
Анкетирование «Социальный статус семьи»
|
Изучить
позиции родителей в воспитании и обучении ребёнка с ограниченными
возможностями здоровья
|
Сентябрь
|
|
|
Утренники и развлечения для детей
|
Демонстрация творческих способностей детей, сформированных
творческих умений и навыков.
Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей,
детей, работников ДОУ.
|
Сентябрь - май
|
|
|
Открытые занятия
|
Знакомство родителей с работой детского сада по всем направления
образовательной программы.
Повышение авторитета педагогического коллектива ДОУ.
Повышение педагогической грамотности родителей в той или иной
области развития и обучения детей.
|
Сентябрь - май
|
|
|
Выставка творческих семейных работ «Художница осень»
|
Привлечение внимания родителей к детскому творчеству.
Формирование уважительного отношения к детским работам.
|
Октябрь
|
|
|
Консультация «Драчуны. Как исправить ситуацию»
|
Вовлечение родителей в педагогическую деятельность.
Решение проблем воспитания.
|
Октябрь
|
|
|
Конкурс семейных работ «Семейный логотип»
|
Активизация родительского участия в жизни детского сада,
воспитании ребенка.
Создание атмосферы общности интересов детей, родителей и
коллектива детского сада.
|
Октябрь
|
|
|
Консультация «Роль отца в воспитании ребёнка»
|
Изменений позиции отцов по отношению к вопросам воспитания.
Активизация воспитательных умений пап.
Внедрение положительного опыта семейного воспитания.
|
Октябрь
|
|
|
«Кормушечный»
конкурс
|
Привлечение внимания родителей к вопросам экологического
воспитания
|
Ноябрь
|
|
|
Консультация «О воспитании правдивости в детях»
|
Расширение педагогического кругозора родителей за счет
пополнения средств и методов воспитания детей.
Решение проблемных ситуаций.
|
Ноябрь
|
|
|
Конкурс творческих семейных работ «Зимняя сказка»
|
Привлечение родителей к работе детского сада.
Развитие творческого взаимодействия родителей и детей.
|
Декабрь
|
|
|
Консультация «Что подарит Дед Мороз? Как дарить новогодние подарки»
|
Знакомство родителей с интересными вариантами оформления и
вручения новогодних подарков.
Обогащение отношений детей и родителей опытом эмоционального
общения.
|
Декабрь
|
|
|
Анкетирование «Растем здоровыми»
|
Получение информации о формах и методах оздоровление детей дома.
Оценка готовности родителей к участию в
физкультурно-оздоровительной работе ДОУ.
|
Январь
|
|
|
Консультация «Ребенок и компьютер»
|
Распространение среди родителей знаний о правильной организации
работы ребенка на компьютере.
|
Январь
|
|
|
Стенгазета «Лучше
папы – друга нет»
|
Демонстрация уважительного отношения детского сада к роли отца в
воспитании ребенка.
Формирование атмосферы общности интересов детей, родителей и
коллектива детского сада
|
Февраль
|
|
|
Выставка детских работ по теме «Родина наша – нет её краше».
|
Привлечение внимания родителей к вопросам патриотического
воспитания
|
Февраль
|
|
|
Выставка детских работ по ИЗО «Уважайте светофор»
|
Привлечение внимания родителей к детскому творчеству.
Формирование уважительно отношения к детски работам.
|
Март
|
|
|
Стенгазета «Мама, мамочка, мамуля»
|
Демонстрация уважительно отношения детского сада к семейным
ценностям.
Развитие позитивного отношения родителей к детскому саду.
|
Март
|
|
|
Родительское собрание «Роль
семьи в воспитании грамотного пешехода»
|
Привлечь особое внимание родителей к проблеме детской
безопасности на улицах города.
Формировать чувство глубокой ответственности за жизнь ребенка.
|
Март
|
|
|
Конкурс творческих семейных работ, посвященный Дню космонавтики
|
Привлечение родителей к работе детского сада.
Развитие творческого взаимодействия родителей и детей.
|
Апрель
|
|
|
Конкурс творческих семейных работ, посвященный празднику Пасхи
|
Привлечение родителей к работе детского сада.
Развитие творческого взаимодействия родителей и детей.
|
Апрель
|
|
|
Проведение субботника по
благоустройству территории ДОУ
|
Формирование командного духа среди родителей.
Консолидация усилий работников детского сада и родителей по
благоустройству территории детского сада.
Формирование положительных взаимоотношений между коллективом
детского сада и родителями.
|
Май
|
|
|
Родительское собрание
|
Подведение итогов воспитательно - образовательной работы за учебный
год
|
Май
|
|
|
Технология социально-педагогической диагностики семьи
Известно,
что успех всех коррекционно-развивающих мероприятий во многом зависит и от
позиции родителей и их возможностей в воспитании и обучении ребёнка с
ограниченными возможностями в умственном и физическом развитии.
С
этой целью в учреждении проводится изучение семьи ребёнка.
Содержание
анкеты, и процедура подведения итогов анкетирования разработаны на основе
методических рекомендаций президентской Программы «Дети России» [32 с.188-190].
Цель:
Изучить
позиции родителей в воспитании и обучении ребёнка с ограниченными возможностями
здоровья.
Полученные
данные позволят специалистам детского сада спланировать индивидуальную работу с
родителями и ребёнком, направленную на решение задач.
Задачи:
1. Знакомить
родителей с закономерностями психофизического развития ребёнка.
2. Обучать
родителей навыкам ухода за ребёнком, позволяющим уменьшить состояние
психологического дискомфорта, вызванного заболеванием.
3. Обучать
родителей приёмам организации игровой и познавательной деятельности,
способствующей психическому развитию.
4. Расширять
информированность родителей о потенциальных возможностях ребёнка, его
перспективах, как в социальном, так и медицинском аспектах, с целью
формирования конструктивной и адекватной позиции в отношении его дальнейшей
перспективы обучения.
5. Формировать
и укреплять чувства личной ответственности за развитие и воспитание своего
ребёнка.
В соответствии с
Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2006
г. № 152-ФЗ «О персональных денных»:
Персональные
данные собираются при поступлении ребёнка в ДОУ.
Персональные
данные обрабатывает учитель-дефектолог группы.
Персональные
данные хранятся у руководителя образовательного учреждения.
Анкета
для родителей
1. Фамилия,
имя, отчество ребенка ____________________________________________________________________________________________
2. Дата
рождения ________________________ Группа
____________________________________________________________________________
3. Фамилия,
имя, отчество матери (опекуна) ____________________________________________________________________________________
возраст
________ образование ________________________ профессия
_______________________________________________________________
4.
Фамилия,
имя, отчество отца (опекуна) _______________________________________________________________________________________
возраст
_________ образование ________________________ профессия
______________________________________________________________
- Другие
дети в семье:
имя
____________________ возраст _________ имя ____________ возраст
____________
имя
____________________ возраст __________ имя ____________ возраст ___________
6. Структура
семьи
______________________________________________________________________________________________
совместно проживаете с бабушками, дедушками, нет
- Режим
дня в семье
______________________________________________________________________________________________
не
соблюдается, часто нарушается, иногда (в выходные дни нарушается), полностью
соблюдается
- Условия
жизни ребенка
_____________________________________________________________________________________________
нет своего уголка, есть уголок для игр, но нет стола для занятий, свой уголок в
общей комнате, отдельная комната
- Наличие
дидактических (развивающих) игрушек, игр
______________________________________________________________________
нет,
незначительное количество игрушек, много игрушек, но не систематизированы, да,
систематизированы
Укажите,
пожалуйста, любимые игрушки и игры ребенка
____________________________________________________________________________________________________________________________
10. Общается
ли ребёнок со сверстниками вне детского сада ________________________________________________________________
нет, крайне редко, редко, часто, постоянно
11. Обеспечение индивидуальными
средствами реабилитации по медицинским показаниям
________________________________________________________________________________________________________________
нет,
частичное, полностью
12.Что, по
Вашему мнению, должны знать педагоги о вашем ребенке? Укажите конкретно:
_______________________________________________________________________________________________________________
без особенностей, особенности засыпания, питания, какие привычки, страхи, есть
или нет пищевые аллергии и др.
13.Владеете
ли Вы приемами воспитания и обучения своего ребенка (нужное подчеркнуть)
мама: полностью
не владею знаниями в области детской педагогики и психологии, обладаю малым
объемом, обладаю крайне малым объемом знаний, обладаю знаниями, но испытываю
трудности использования их на практике, обладаю достаточными знаниями, обладаю
знаниями и приемами и могу поделиться своим опытом.
папа: полностью
не владею знаниями в области детской педагогики и психологии, обладаю малым
объемом, обладаю крайне малым объемом знаний, обладаю знаниями, но испытываю
трудности использования их на практике, обладаю достаточными знаниями, обладаю
знаниями и приемами и могу поделиться своим опытом.
14. С кем из
специалистов учреждения, Вам, хотелось бы посоветоваться, и какие проблемы Вас
интересуют?
Учитель-логопед
____________________________________________________________________
Учитель-дефектолог
_________________________________________________________________
Психолог
__________________________________________________________________________
Воспитатели
_______________________________________________________________________
Невролог
__________________________________________________________________________
Психиатр
__________________________________________________________________________
Физ.
инструктор (ЛФК) ______________________________________________________________
Муз.
руководитель __________________________________________________________________
Дата
заполнения ______________ Подпись
родителей _____________________
Таблица для анализа социального статуса семьи
(Проводиться
анализ на основании результатов анкетирования, наблюдений, за особенностями
общения с ребенком и беседы с родителями)
№п/п
|
Разделы
|
Оценка в баллах
|
Результат
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
1
|
Трудовое
устройство матери (опекуна) (пункт анкеты -3)
|
Не
работает
|
Работает
на частном предприятии
|
Работает
на государственном предприятии
|
Частный
предприниматель (индивидуальный бизнес)
|
Индивидуальная
трудовая деятельность (работа на дому)
|
|
2
|
Режим
рабочего дня матери (опекуна) (пункт -3)
|
Не
регламентирован
|
Не
регламентирован
|
Полный
рабочий день
|
Не
полная рабочая неделя
|
Сокращенный
рабочий день
|
|
3
|
Состав
семьи (пункты - 3,4)
|
Один
опекун
|
Семья
опекунов
|
Неполная
семья
|
Полная
семья
|
Полная
семья
|
|
4
|
Количество
детей в семье (пункт -5)
|
Один
ребёнок
|
Один
ребёнок
|
Двое
детей
|
Двое
детей
|
Трое
детей и более
|
|
5
|
Структура
семьи (пункт -6)
|
Одно
поколение
|
Одно
поколение
|
Два
поколения
|
Два
поколения
|
Три
поколения
|
|
6
|
Соблюдение
режима дня в семье (пункт -7)
|
Не
соблюдается
|
Часто
нарушается
|
Часто
нарушается
|
Иногда
(только в выходные дни нарушается)
|
Полностью
соблюдается
|
|
7
|
Условия
для игр и занятий ребенка в семье (пункт -8)
|
Нет
своего уголка
|
Есть
уголок для игр, но нет стола для занятий
|
Есть
свой уголок для игр и занятий в общей комнате
|
Есть
свой уголок для игр и занятий
|
Отдельная
комната для ребёнка
|
|
8
|
Наличие
дидактических игрушек для игр и занятий (пункт -9)
|
Нет
игрушек
|
Всего
несколько игрушек
и
не понимают их значения
|
Незначительное
количество
|
Много,
но не систематизированы
|
Да,
систематизированы
|
|
9
|
Возможность
общения со сверстниками вне детского сада (пункт -10)
|
Нет
|
Крайне
редко
|
Редко
|
Часто
|
Постоянно
|
|
10
|
Обеспечение
индивидуальными средствами реабилитации (по медицинским показаниям)
(пункт
-11)
|
Нет
|
Есть,
но не фабричное
|
Частично
|
Полностью
|
Полностью
|
|
11
|
Качество
ухода за ребёнком
(отмечаются
в процессе беседы с родителями и их общения с детьми)
|
Неудовлетворительное
|
Удовлетворительное
|
Удовлетворительное
|
Удовлетворительное
|
Удовлетворительное
|
|
12
|
Наличие
вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики, игромания)
|
Да
(оба
родителя)
|
Да
(один
из родителей)
|
Частично
|
Нет
|
Нет
|
|
13
|
Востребованность
в психолого-, педагогической, медицинской и социальной помощи
(пункт
-12, 13, 14)
|
Нет
запроса, в анкете отсутствует запись
|
Возлагают
все надежды на социальную и медицинскую помощь
Отсутствует
личная ответственность за воспитание и развитие ребенка
|
Нет
ясного понимания необходимости комплексной помощи ребенку.
Возлагают
ответственность на специалистов ДОУ
|
Признают
необходимость комплексной помощи ребенку, видят свою роль, но испытывают
трудности в воспитании ребенка
|
Есть
четкое понимание необходимости комплексной помощи ребенку. Отмечается личная
ответственность за воспитание за ребенка
|
|
|
Итого
|
65
|
52
|
39
|
26
|
13
|
|
Протокол №1 по итогам анкетирования и родителей:
«Социальный статус семьи»
Ф. И. ребенка
|
Номер из таблицы для анализа социального статуса
семьи
|
Сумма баллов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
|
Оценка в баллах
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица для анализа педагогического потенциала семьи
(Проводиться
анализ на основании результатов анкетирования, наблюдений, за особенностями
общения с ребенком и беседы с родителями)
№ п/п
|
Разделы
|
Оценка
в баллах
|
Результат
балл
из анкеты
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
Психолого-педагогический аспект
|
1
|
Уровень
образования:
-
матери;
- отца
(пункт анкеты-3)
|
Неполное
среднее
|
Общее
средне
|
Высшее
техническое или среднее специальное
|
Среднее
педагогическое
|
Высшее
педагогическое или гуманитарное
|
|
2
|
Готовность
помогать в коррекционной и учебно-воспитательной работе
(беседа с родителями)
|
Отказываются
от участия в работе
|
Выполняют
только отдельные поручения и крайне редко
|
Не
отказываются от поручений, но малоактивны
|
Не
отказываются от поручений
|
Сами
проявляют инициативу, активны
|
|
3
|
Владение
приёмами воспитания и обучения ребёнка с неврологической патологией
(наблюдение
и беседа с родителями)
(пункт -13)
|
Полностью
не владеют
|
Обладают
крайне малым объемом знаний и приемов -
|
Обладают
знаниями, но испытывают трудности использования их на практике
|
Обладают
достаточными знаниями и приемами, использует в практике
|
Обладают
знаниями и приемами и могут поделиться своим опытом
|
|
4
|
Тип
воспитания в семье (наблюдение и беседа с родителями)
|
Явное
отвержение (невнимательность, жесткость во взаимоотношениях, мимизация
контактов, занятий, общения с ребёнком)
|
Излишняя
требовательность по принципу «не хочу ребёнка такого, какой он есть». Критика
ребёнка, придирчивость к нему по всякой мелочи
|
Гиперопека
«все сделаю для ребенка». Чрезмерная забота о ребенке, все ему разрешается
|
Принятие
и любовь. Ребенок центр интересов семьи. Нежность забота о ребёнке
|
Принятие
и любовь. Ребенок центр интересов семьи. Нежность забота о ребёнке
|
|
Итого
|
20
|
16
|
12
|
8
|
4
|
|
Протокол №2 по итогам анкетирования и родителей:
«Педагогический потенциал семьи»
Ф. И. ребенка
|
Номер из таблицы для анализа
педагогического потенциала семьи.
|
Итого баллов
|
Уровень
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Оценка в баллах
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уровень педагогических возможностей семьи в
коррекционно-развивающей работе
Сумма баллов
|
Заключение об уровне возможностей семьи в
коррекционно-развивающей работе
|
4-6
|
Высокий
уровень
|
7-13
|
Удовлетворительный
уровень
|
14-20
|
Неудовлетворительный
уровень
|
Таблица качественно-количественной оценки
итогов анкетирования семьи
Сумма баллов
|
Качественная характеристика семьи
|
Тип семьи
|
Уровень педагогических возможностей семьи в
коррекционно-развивающей работе
|
21
- 42
|
Оптимальная
семья
|
Высокий
уровень
|
43
- 62
|
Благополучная, педагогически
не состоятельная
|
Удовлетворительный
уровень
|
63-
105
|
Проблемная
семья
|
63-84
|
Проблемная
семья, педагогически
состоятельная
|
Удовлетворительный
уровень
|
85-
105
|
Проблемная
семья, педагогически не состоятельная
|
Неудовлетворительный
уровень
|
Протокол № 3 «Итоговая характеристика семьи» средней
группы № 1 «Пчелка»
№
п/п
|
Ф.И.
ребенка
|
Уровень педагогических возможностей семьи
|
Тип
семьи
|
Примечания
|
1
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
|
7
|
|
|
|
|
8
|
|
|
|
|
9
|
|
|
|
|
10
|
|
|
|
|
Условные
обозначения:
Уровень
педагогических возможностей семьи в коррекционно-развивающей работе:
Высокий – В Удовлетворительный
–
У Неудовлетворительный - Н/У
Тип
семьи:
Оптимальная
семья – О
Проблемная
семья:
- педагогически
состоятельная – Пс
- педагогически не
состоятельная – Пн/с
Характеристика семей средней группы № 1 «Пчелка»
Уровень
педагогических возможностей семьи:
Высокий
уровень –
Удовлетворительный
–
Не
удовлетворительный –
Тип
семьи:
Высокий
–
Оптимальный
–
Благополучная,
педагогически не состоятельная –
Анализ анкетирования среди родителей группы на начало
учебного года показало, что _____% ( ) родителей испытывают потребность
рекомендациях по коррекционно-воспитательной работе с детьми: ______% ( )
родителей не считают необходимым выполнять методические рекомендации
учителя-дефектолога; _____% (…..) родителей не считают нужным принимать участие
в каких-либо совместных формах работы.
Качественные характеристики оптимальной семьи:
Оптимальная
семья
включает:
-
высокий или удовлетворительный уровень возможностей семьи в
коррекционно-развивающей работе;
-
достаточное материальное обеспечение;
-
хорошие жилищные условия;
-
наличие коммунальных удобств;
-
наличие комнаты или уголка ребёнка в семье;
-
достаточное количество игрушек для игр и занятий;
-
отсутствие нарушений семейного воспитания;
-
полная семья;
-
наличие два, три поколения в семье;
-
удовлетворительный уход за ребенком в семье;
-
отсутствие вредных привычек (наркомания, злоупотребление алкоголем);
-
наличие двух или более детей (данный показатель не является ведущим в оценке
социально-психологического статуса семей, но необходимо учитывать при
планировании индивидуальной работы с родителями и особое внимание уделять, если
это однодетная семья);
-
трудоустройство матери;
-
достаточный круг общения со сверстниками вне детского сада.
Как
показывает практика, оптимальная семья испытывает незначительные трудности
в реализации воспитательной функции. Семьи нуждаются в специальных консультациях,
периодической помощи со стороны специалистов учреждения, поддержке и одобрении.
Качественные характеристики проблемной семьи:
Проблемная
семья
включала следующие характеристики:
-
неудовлетворительный уровень возможностей семьи в коррекционно-развивающей
работе;
-
среднее или начальное образование;
-
низкое материально положение;
-
неудовлетворительные жилищные условия;
-
свой уголок у ребёнка в общей комнате или его отсутствие;
-
не достаточное количество игрушек для игр и занятий;
-
наличие нарушений семейного воспитания;
-
неполная семья;
-
наличие одного поколения в семье;
-
удовлетворительный уход за ребенком в семье;
-
наличие вредных привычек (наркомания, злоупотребление алкоголем);
-
семья многодетная (данный показатель не является ведущим в оценке
социально-психологического статуса семей, но необходимо учитывать при
планировании индивидуальной работы с родителями и особое внимание уделять, если
это многодетная семья);
-
мать не трудоустроена;
-
резко ограничен круг общения ребенка со сверстниками вне детского сада.
Проблемную
семью предлагаем условно разделить на две подгруппы:
А) Подгруппа
семей педагогически состоятельных.
Основными,
качественными характеристиками, которые влияют на качественные характеристики
семьи это: низкое материальное положение, но отсутствие вредных привычек,
удовлетворительный или высокий уровень возможностей семьи в
коррекционно-развивающей работе.
Б) Подгруппа
семей педагогически не состоятельных.
Это
семьи с низким материальным положением в сочетании с вредными привычками,
низкой мотивацией, пассивной внутренней позицией родителей в сотрудничестве с
дошкольным учреждением, которое проявлялось в непонимании необходимости
постоянной психолого-педагогической коррекционной работы, что соответствует
неудовлетворительному уровню возможностей семьи в коррекционно-развивающей
работе.
Это
семьи, требующие практически постоянного контроля, помощи и обеспечения
психологической и социальной защиты прав ребёнка.
Необходимо
иметь в виду, что такие характеристики как низкое материальное положение,
отсутствие одного из родителей в семье не являются показательными, и не влияют
на мотивационную готовность в оказании помощи в коррекционном процессе.
Отсутствует
закономерная связь между социальным статусом семьи и её педагогической
состоятельностью. А именно, не все полные семьи и с достаточным материальным
положением имеют отношения глубокого понимания, доверия, любви, высокую
мотивацию в оказании помощи учреждению в воспитании и обучении своего ребёнка,
не видят своего участие в делах детского сада, пессимистичны в отношении
будущего своего ребёнка.
Возможно,
это связано с тяжестью заболевания ребёнка, а также с личностными особенностями
родителей. Исходя из выше сказанного, можно предположить, что отсутствие одного
из родителей, наличие одного ребёнка в семье, недостаточное материальное
положение, не являются в классификации семей показательными. Но учитывать
данные факторы необходимо в индивидуальной работе с родителями.
Протокол родительского собрания
Дата__________________________
Присутствовало
________человек
Повестка
собрания
1._________________________________________________________________________________________________________
2._________________________________________________________________________________________________________
3._________________________________________________________________________________________________________
4._________________________________________________________________________________________________________
5._________________________________________________________________________________________________________
6._________________________________________________________________________________________________________
7._________________________________________________________________________________________________________
Ход
собрания:______________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
Индивидуальные консультации
№ п/п
|
Дата
|
ФИО родителей
|
Содержание
|
Роспись родителей
|
1
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
|
7
|
|
|
|
|
8
|
|
|
|
|
9
|
|
|
|
|
10
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.