Работа социального педагога с классными руководителями на тему:
«Роль классного руководителя в профилактике преступлений и
правонарушений несовершеннолетних».
Для успешного выполнения задач, лежащих в основе профилактики асоциального
поведения несовершеннолетних, необходимо, выявить и проанализировать основные
причины и условия, которые способствуют антиобщественным действиям детей и
подростков, дают мотивацию их поведения, с целью последующего поиска методов и
средств их устранения и способов противодействия.
Падение авторитета семьи, распространение алкоголизма и наркомании,
трудное материальное положение, миграция населения, препятствуют развитию
личностных, волевых качеств ребенка, а отсутствие должного внимания со стороны
взрослых приводит к асоциальному поведению.
Подростков и молодежь успешно используют в своих целях нарко- и
порнодельцы, криминальные структуры, лидеры националистических движений и
экстремистски настроенных организаций и группировок, служители религиозных
сект.
Именно образовательные учреждения, где с детьми и подростками на протяжении
8-10 лет работают специалисты, должны взять на себя основную ответственность за
воспитание подрастающего поколения и принять необходимые меры для формирования
здорового образа жизни, законопослушного поведения, предотвращения
правонарушений среди учащихся и реабилитации подростков с девиантным и
деликвентным поведением.
Согласно Закону №120-ФЗ, в компетенцию образовательных учреждений входят
следующие задачи:
- Оказание
социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним,
имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении.
- Выявление
несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении или
систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие
мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования.
Несовершеннолетний, находящийся в социально-опасном положении, - лицо
в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности
находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или
здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию,
либо совершает правонарушения или антиобщественные действия.
- Выявление
семей, находящихся в социально-опасном положении. Семья, находящаяся в
социально-опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в
социально-опасном положении, а также семья, где родители или законные
представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их
воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их
поведение, либо жестоко обращаются с ними.
- Обеспечение
организации общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков,
клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних.
- Осуществление
мер по реализации программ и методик, направленных на формирование
законопослушного поведения.
Руководители
и педагогические работники имеют право в установленном порядке посещать
несовершеннолетних, проводить беседы с ними и их родителями (законными
представителями), запрашивать информацию у государственных органов, приглашать
для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей (законных
представителей).
Наиболее целесообразным является программно-целевое управление
профилактической работой в школе с созданием такого звена управления, как
«Совет профилактики», а также Программы «Профилактика правонарушений».
Остановимся на наиболее важных ее аспектах.
1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в
системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль
успеваемости со стороны классного руководителя и родителей позволяют
своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения
индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь педагогом-предметником
и успевающими учениками.
Если учащийся по каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы, у него
появляется психологический дискомфорт, оттого, что он не усваивает дальнейшего
материала, ощущает себя ненужным на уроке, ему скучно, и он ищет понимание у
дворовых ребят, «друзей с улицы». В конечном итоге, он может стать добычей
преступной среды.
2. Борьба с прогулами занятий является вторым важным звеном в
воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику
правонарушений.
Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий,
если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности,
которое подтолкнет его на повторные прогулы и в конечном итоге превратит в
злостного прогульщика. Он станет проводить время в игровых салонах, на рынках,
вокзалах. Он может приобщиться к бродяжничеству и попрошайничеству. Такого
подростка легко вовлечь в наркоманию и преступную деятельность.
Классные руководители должны установить ежедневный контроль посещаемости
уроков. В случае пропуска занятий учеником необходимо выяснять у родителей
причину отсутствия. Следует установить контроль со стороны родителей и
педагогов за поведением «прогульщика».
Когда прогулы носят систематический характер, возможно подключение работников
милиции и Комиссии по делам несовершеннолетних, принятие мер к родителям,
которые не обеспечивают контроль обучения и воспитания ребенка.
3. Организация
досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом,
художественное творчество, кружковую работу - одно из важнейших направлений
воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы
ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного
поведения.
Классными руководителями должны приниматься меры по привлечению в
спортивные секции, кружки широкого круга учащихся, особенно детей «группы
риска». Организация предметных и спортивных олимпиад, конкурсов, выставок,
привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков,
зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении,
организует их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации на
асоциальное поведение.
4. Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей
детей и их естественного природного потенциала. Исследования ученых показали,
что современные дети испытывают:
- потребность в
знаниях о здоровье и здоровом образе жизни;
- озабоченность
перспективой, как своего здоровья, здоровья своих близких, своих будущих
детей, так и здоровья всей России;
- потребность в
действиях по сохранению и укреплению здоровья;
- готовность к
этим действиям и желание реализовать свои идеи по сохранению здоровья и
продлению человеческой жизни.
К программе
формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек надо
привлекать не только специалистов (медиков, наркологов, психологов, экологов,
спортсменов), но и широко использовать детский потенциал. В пропаганде
здорового образа жизни полезно использовать такие мероприятия:
- беседа медработника
по проблеме, которую выбрали в качестве приоритета сами учащиеся;
- беседа,
дискуссия, диспут, мозговая штурм, подготовленные при поддержке классного
руководителя самими учениками;
- встреча с
«интересными людьми», общение с которыми продемонстрируют преимущества
здорового образа жизни;
- «классный
видеочас», с обсуждением видеофильма или фрагментов фильмов, записей
телепередач.
В беседах с детьми
следует, помимо традиционных тем: наркомании, ВИЧ-инфекции, гепатиты,
алкоголизм, обратить внимание на такие проблемы, как:
- преимущество
жизни без сигарет, алкоголя и наркотиков;
- милосердие,
доброта и здоровье;
- природа и
здоровье;
- любовь и
здоровье;
- здоровье и
успешная карьера;
- мода и
здоровье;
- фигура и
здоровье;
- спорт и
здоровье;
- компьютерные
игры и здоровье;
- СМИ и
здоровье.
Роль
классного руководителя должна заключаться в направлении дискуссии и подведении
итогов, предоставив максимальную возможность детской активности в организации
мероприятия и свободного высказывания своих мнений. Такие занятия разовьют активность,
формирование жизненных позиций.
5. Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей
(законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике
асоциального поведения. Проведение бесед на классных часах, родительских
собраниях, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные
противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений,
понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности
несовершеннолетних и их родителей дают мотивацию на ответственность за свои
действия.
Целесообразно акцентировать внимание учащихся не только на карательных,
наказуемых, но и защитных функциях правовых норм, широко используя примеры из
практики правоохранительных органов, средств СМИ, ставя учащегося «в положение
жертвы».
На родительских собраниях следует информировать об административной и уголовной
ответственности взрослых лиц за вовлечение несовершеннолетних в противоправные
действия, пьянство, наркоманию, особенно родителей (лиц их заменяющих),
материальной ответственности за ущерб, причиненный их детьми.
К такой работе целесообразно привлекать сотрудников правоохранительных органов,
специалистов, имеющих опыт работы с преступностью несовершеннолетних.
6. Профилактика наркомании и токсикомании. Необходимо планировать и
проводить работу по ранней профилактике наркомании и токсикомании. Следует
консолидировать усилия в этом направлении с органами милиции и здравоохранения,
родительской общественностью.
7. Предупреждение вовлечения учащихся в экстремистские организации.
Необходимо проводить работу по предупреждению вовлечения учащихся в
экстремистски настроенные организации и группировки. К участию в массовых
беспорядках, хулиганских проявлениях во время проведения спортивных
мероприятий, распространению идей, пропагандирующих межнациональную,
межрелигиозную рознь все чаще стали привлекаться учащиеся старших классов.
Педагогам надлежит проводить работу в этом направлении совместно с органами
внутренних дел, с привлечением ученического самоуправления, родительской
общественности, общественных организаций. Необходимо акцентировать внимание на
формировании у подростков толерантного сознания, веротерпимости и обучение
культурному диалогу. Активизировать работу среди учащихся по раскрытию сущности
и деятельности экстремистских организаций и групп, религиозных сект.
8. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном
положении должна строиться планово. При выявлении негативных фактов
классные руководители информируют Совет профилактики школы. Классные
руководители знакомятся с жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке
проводят беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляют акты
обследования жилищных условий, выясняют положение ребенка в семье, его
взаимоотношения с родителями. Целесообразно некоторые посещения проводить с
сотрудниками ПДН органов внутренних дел, особенно в семьи, состоящие на учете в
ОВД, или замеченные в злоупотреблениях алкоголем, нерадивом отношении к детям.
При выявлении конфликтов между родителями и детьми, проблем в семейном
воспитании, работу рекомендуется проводить одновременно с родителями и детьми.
Наиболее трудной задачей является обучение родителей правильному способу
общения с «трудными детьми», учету особенности детей и анализу причины их
поведения. Важными направлениями в этой работе являются:
- установление
доверительных отношений между родителями и педагогом;
- разъяснение
родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин
негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и
т.д., для осознания ими того, что истинная их причина может лежать глубже
внешних проявлений, за каждым случаем активного протеста в поведении
следует искать нереализованную потребность;
- формирование
у родителей правильного отношения к чувству самоценности ребенка, т.к. с
коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь как ребенку, так и
семье с «трудным» ребенком. Ведущим правилом является необходимость
внимания к успехам ребенка и его потребность в признании, только в этих
условиях формируется положительная личностная установка;
- формирование
у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в
воспитании.
Целесообразно
начинать работу с родителями с обсуждения опыта и практики здоровой семьи, а не
с отрицательных примеров асоциальной семьи, строить примерный психологический
портрет «хорошего родителя». Необходимо разъяснять, что дети, подвергающиеся
насилию, злоупотреблению в осуждении их проступков, наказаниях, запретах,
пренебрежению, отсутствию должного внимания к их потребностям имеют широкое
разнообразие проблем и отставаний в развитии, а в будущем - поведенческие
расстройства, асоциальное поведение.
9. Проведение индивидуальной воспитательной работы. Одним из важнейших
направлений профилактической школьной деятельности является выявление,
постановка на внутришкольный контроль обучающихся с асоциальным поведением и
разработка для них индивидуальной воспитательно-образовательной программы.
Процедура постановки на внутришкольный контроль начинается при наличии
заявления родителей об оказании им помощи, либо заявления педагогов и
информации государственных органов (КДН, определения или приговора суда,
информации из ПДН и т.п.).
Письменная информация должна содержать указание на конкретные отклонения от
социальных норм в поведении ученика, например, систематические прогулы занятий,
склонность к бродяжничеству, попрошайничеству или вымогательству, агрессивные
действия, направленные против личности, токсикоманию, алкоголизм, наркоманию,
хищения и т.д.
Далее идет сбор информации, характеризующей особенности формирования личности
ученика. Информационный блок должен содержать сведения о ближнем окружении
ребенка и его ведущей деятельности. Обязательными компонентами информационного
блока должны быть:
- педагогическая
диагностика и педагогический анализ проступка;
- заключение
школьного психолога, которое должно содержать проблемы формирования и
развития психических функций, эмоционально-волевой и мотивационной сфер,
особенности общения;
- заключение
медиков, определяющих особенности физического развития, (анамнез);
- акт
обследования жилищных условий.
Необходимо изучить и
дать полную информацию о семье. Отметить состав семьи, материальные условия
жизни семьи, образовательный уровень родителей, род занятий, а также характер
взаимоотношений родителей с ребенком: диктат, гиперопека, гипопротекция,
попустительство или сотрудничество.
Семья может быть:
- педагогически
благополучной семьей (эмоциональная атмосфера семьи положительная, родители
владеют культурой воспитания);
- педагогически
несостоятельной, отличающейся нарушением детско-родительских отношений
(отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, низкая
осведомленность об интересах и поведении ребенка вне школы);
- конфликтной
(в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями
постоянные ссоры, разногласия);
- асоциальной,
имеющей антиобщественные установки и ориентиры (праздный образ жизни,
алкоголизм, наркомания);
- криминальной
(родители имеют судимость, ведут аморальный образ жизни, склонны к
правонарушениям, воспитанием детей не занимаются).
В информационный блок
следует включить сведения о группе ребят, в которую входит подросток, его
положение в этой группе (лидер, предпочитаемый, принятый, отвергаемый), его отношения
в классном коллективе, с кем из класса наиболее близок, характер взаимного
влияния.
Педагогический диагноз должен быть симметричным, то есть включать в себя и
положительные черты личности, на которые можно опереться при коррекционной
работе. Чрезвычайно важными являются сведения о направленности интересов
ребенка, например:
- проявляет
интерес к деятельности: физический, умственный труд, творчество;
- какие имеет
увлечения, наклонности: художественные, информационно-технические,
музыкальные, спортивные, общественно-политические и другие;
- как проводит
свободное время (предпочитает сидеть дома, много гуляет и т.д.);
- каковы
читательские интересы, какие любит фильмы, музыку.
Диагностический модуль определяет особенности и проблемы в развитии
учащегося. Основными направлениями педагогической диагностики являются:
- уровень и
качество знаний;
- проблемы в
усвоении материала;
- проблемы
управления учебной деятельностью;
- сформированность
навыков общения;
- анализ
педагогической запущенности.
Заключение должно
обозначить проблемы в развитии школьника и рекомендации для всех участников
образовательной программы.
По мнению
ученого-психолога Овчаровой Р.В. психолого-педагогическая реабилитация – это
восстановление ребенка как субъекта ведущей деятельности и общения в условиях
обучения и воспитания.
Социально-педагогическая реабилитация заключается в преодолении школьных и
семейных репрессий в отношении запущенных детей и подростков, в разрешении
конкретных ситуаций, в преодолении обструкции по отношению к ним со стороны
сверстников, в коррекции их отношения и поведения, а также в восстановлении их
в статусе субъекта учебной деятельности, формирующей отношения ученика с
окружающими.
Вместе мы сможем
помочь детям, которые одиноки, направить их по правильному жизненному пути.
Соц. педагог Тучкова
Е.И.
Занятость
детей «группы риска»
МКОУ
«СОШ №8»
В школе работают кружки по интересам: ДЮП (7-8 классы); ЮИД (5-7 классы);
спортивные игры (5-11); для начальной школы – «Кисточка», «Истоки возрождения»,
«Оригами», фольклорный, «Край в котором я живу», «Занимательная математика»,
«Планета загадок», футбол (6-9 классы). В МКУК «ДК с. Елизаветинское»
проводятся кружки, есть клубные формирования, которые посещаются учащимися школы.
Список
учащихся МКОУ «СОШ №8», состоящих на профилактическом учете, на 2012-2013
учебный год.
№
|
Ф.И.О. учащегося
|
Дата рождения
|
Вид проф. учета, дата постановки
|
Вид занятости
|
Домашний адрес
|
Сведения о родителях
|
Ф.И.О. классного руководителя
|
занятость
|
Ф.И.О. наставника
|
1
|
Мосиенко Татьяна Дмитриевна
|
15.02.1998
|
Пед. учет, 21.11.2011
|
8б
|
Пер. Пионерский, 42
|
Крицкая Оксана Анатольевна,
Мосиенко Дмитрий Александрович
|
Бочарова Н.И.
|
МКУК ДК с. Елизаветиснкое
«Истоки»
|
Бочарова Н.И
|
2
|
Кутепова Наталья Викторовна
|
13.11.1997
|
Пед. учет, 21.11.2011
|
9а
|
Ул. Ленина, 6
|
Яковлева Любовь Александровна
Кутепов Виктор Александрович
|
Коваленко С.С.
|
Спортивные игры
|
Коваленко С.С.
|
3
|
Федосейкин Юрий Юрьевич
|
18.09.1997
|
ОДН
14.06.2012
|
4б
|
Ул. Путь Победы, 36
|
Федосейник Юрий Николаевич
Федосейкина
Людмила Васильевна
|
Т.В. Пожидаева
|
ЮИД
|
Т.В. Пожидаева
|
Директор МКОУ «СОШ №8»
- Л.В. Никулина
Соц. педагог
-
Е.И. Тучкова
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.