Выступление
«Портфолио
детей. Плюсы и минусы»
Подготовила:
учитель начальных классов
МБОУ
СОШ № 143 г. Казани
Парамонова
В.Г.
Начиная с 1
сентября в 1классе на учеников я завожу индивидуальные папки – портфолио
ученика. Это новая форма оценки достижений младших школьников – способ
фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников. Он
относится к ряду аутентичных (истинных) индивидуализированных оценок и
ориентирован не только на процесс обучения, но и на самооценивание.
Основной целью
аутентичного оценивания является оказание помощи обучающимся в развитии их
способностей анализировать собственную деятельность, сопоставлять ее с
общепринятыми стандартами, совершенствовать, перенаправлять свою энергию,
проявлять инициативу для достижения собственного прогресса.
В каждую папку я
вкладываю анкету на конкретного ребенка с его данными, с данными его родителей
и телефонами. Далее в папку помещаются индивидуальные работы ребенка. Это могут
быть рисунки к сказкам, сделанные на уроке, обложки книг (нарисованные
ребенком), работы по труду и ИЗО, которые были на выставке. Затем туда
помещаются работы на отдельных листочках: тесты, самостоятельные работы,
математические диктанты, карточки по русскому языку… Также я кладу в папку
работы по окружающему миру: «режим дня», «моя семья», «окружающий нас мир», «любимое
животное», «кем я хочу стать»… В обязательном порядке вкладываю работы, которые
проводит психолог. Отдельно в папку помещаются грамоты, дипломы, похвальные
листы детей – работа вне уроков (конкурсы, олимпиады, соревнования…)
Дополнительные
материалы для составления портфолио:
- официальные бланки,
- диагностические
материалы,
- таблицы и схемы,
- памятки и инструкции,
- примерные варианты
занятий с обучающимися.
Эта работа
проводится из дня в день, из четверти в четверть. Учитель, анализируя материал,
может проследить рост конкретного ребенка или его пробелы. Это позволяет
выстроить индивидуальную работу как с ребенком. Так и с его родителями.
Эти папки
попадают в руки и к родителям – на родительских собраниях, в конце учебного
года. Родители знакомятся с работой детей в классе и видят его рост и развитие.
Портфолио не
только является современной формой оценивания, но и помогает решать важные
педагогические задачи:
- поддерживать высокую
учебную мотивацию школьников,
- поощрять их активность
и самостоятельность,
- развивать навыки
рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся,
- формировать умение
учиться6 ставить цель, планировать и организовывать собственную учебную
деятельность,
- способствует повышению
качества образования в целом.
Портфолио ведется
до конца начальной школы, а затем передается классному руководителю класса в
среднем звене. Это осуществление преемственности младшей и средней школы. А по
окончании школы данные накопления передаются выпускнику на память.
Помимо
индивидуальных портфолио я завожу портфолио класса. Сюда вкладываются сводные
ведомости по каждой работе в классе с детьми: тесты, контрольные и
самостоятельные работы, мониторинги, комплексные работы… Это позволяет
составить общую картину работы класса, выявлять проблемы и намечать пути их
решения.
Чтобы вести такую
работу, надо время, которого всегда не хватает: написать, разложить, составить,
проанализировать, наметить… Это очень большой минус данной работы.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.