Главная / Математика / Выступление на тему «Задачи практического характера по математике как средство повышения познавательного интереса школьников»

Выступление на тему «Задачи практического характера по математике как средство повышения познавательного интереса школьников»

Такого ещё не было!
Скидка 70% на курсы повышения квалификации

Количество мест со скидкой ограничено!
Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок"

(Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 5201 выдана ООО "Инфоурок" 20 мая 2016 г. бессрочно).


Список курсов, на которые распространяется скидка 70%:

Курсы повышения квалификации (144 часа, 1800 рублей):

Курсы повышения квалификации (108 часов, 1500 рублей):

Курсы повышения квалификации (72 часа, 1200 рублей):
Скачать материал

24.03.2014


Подготовила: учитель математики Булгакова А.С.


«Задачи практического характера по математике как средство повышения
познавательного интереса школьников
»


Прикладная направленность школьного курса математики осуществляется с целью повышения качества математического образования учащихся, применения их математических знаний к решению задач повседневной практики и в дальнейшей профессиональной деятельности.

Прикладная и практическая направленность обучения - одна из содержательно-дидактических линий, тесно связанная с другими линиями (функциональной, числовой и пр.) школьного курса математики.

Прикладная направленность обучения математике предполагает ориентацию его содержания и методов на тесную связь с жизнью, основами других наук, на подготовку школьников к использованию математических знаний в предстоящей профессиональной деятельности.

Практическая направленность обучения математике предусматривает ориентацию его содержания и методов на изучение математической теории в процессе решения задач, на формирование у школьников прочных навыков самостоятельной деятельности, связанных, в частности, с выполнением тождественных преобразований, вычислений, измерений, графических работ, использованием справочной литературы, на воспитание устойчивого интереса к предмету, привитие универсально - трудовых навыков планирования и рационализации своей деятельности.

Современная педагогика видит три цели математического образования.

1. Общеобразовательная.

Без математики невозможно понять ряд других предметов, нельзя продолжить образование в вузе по многим специальностям. Кроме того, ядро математического знания давно стало общечеловеческой культурной ценностью.

2. Прикладная.

Школьник, как правило, еще не знает, чем он будет заниматься, поэтому у учителя остается одна реальная возможность - научить детей принципам математического моделирования каких-либо реальных процессов. 

3. Воспитательная.

Математика развивает логическое, пространственное и алгоритмическое мышление; формирует такие качества, как трудолюбие, настойчивость, усидчивость; учит ценить красоту мысли, иначе подходит к жизненным проблемам, иначе подходит к жизненным проблемам, иначе смотрит на жизнь.

Задачи с практическим содержанием используются в процессе обучения для раскрытия многообразия применений математики в жизни, своеобразия отражения ею реального мира и достижения таких дидактических целей как:

- мотивация введения новых математических понятий и методов;

- иллюстрация учебного материала;

- закрепление и углубление знаний по предмету;

- формирование практических умений и навыков.

Важным средством, обеспечивающим достижение прикладной и практической направленности обучения математике, является применение в ней метапредметных
связей.

Возможность подобных связей обусловлена тем, что в математике и смежных дисциплинах изучаются одноименные понятия (вектор - в математике и физике, координаты - в математике, физике, географии; уравнения - в математике, физике, химии; функции и графики - в математике, физике, биологии, географии), а математические средства
выражения зависимостей между величинами (формулы, графики, таблицы, уравнения, неравенства и их системы) находят применение при изучении смежных дисциплин. 

Интегрированные уроки математики с другими предметами обладают ярко выраженной прикладной направленность и вызывают несомненный познавательный интерес учащихся. Опыт показывает, что при проведении таких уроков развивается познавательная и исследовательская деятельность учащихся.

Примеры интегрированных уроков приведены в таблице.

Тема «Действия с рациональными числами» и «Озеро Байкал» - 6 класс (математика и география)

Урок-игра «Путешествие на озеро Байкал»

Тема «Делители и кратные. Признаки делимости» - 5 класс (математика и экономика)

Решение экономических задач

Тема «Симметрия относительно прямой» и «Насекомые» - 6 класс (математика и биология)

Урок-исследование «В мире насекомых»

Тема «Действия с натуральными числами и системы счета» - 5 класс (математика и история)

Решение старинных задач


Примеры из опыта работы


1. В 5 классе при изучении темы «Признаки делимости». Описываю такую жизненную ситуацию, при которой от некоторого финансового документа оторван один кусочек, и в результате первая цифра числа Х152 неизвестна. Бухгалтер знает, что это число четырехзначное, оно должно делиться на три (деньги предстоит поровну разделить на три бригады), а также помнит, что первая цифра этого числа больше 5. Как восстановить неизвестную цифру? Цифра восстанавливается с помощью признака делимости на 3.

2. В 6 классе при обобщении знаний по теме «Действия с десятичными дробями». Использую счет-квитанцию по оплате за коммунальные услуги. Особого объяснения требуют единицы услуги. Например, за отопление плата берётся с 1 кв.м, а за воду в куб.м с 1 человека, то есть по количеству жильцов.

3. «Предмет математики настолько серьёзен, что полезно, не упуская случая, сделать его немного занимательным». В 8 классе при изучении темы «Решение задач с помощью систем уравнений». Предлагаю решить задачу.

Как-то лошадь и мул вместе вышли из дома, 

Их хозяин поклажей большой нагрузил,

Долго-долго тащились дорогой знакомой,

из последней уже выбиваясь сил.

«Тяжело мне идти» - лошадь громко стонала.

Мул с иронией молвил (нес он тоже немало)

«Неужели, скажи, я похож на осла?

Может, я и осел, но вполне понимаю:

Моя ноша значительно больше твоей.

Вот представь: я мешок у тебя забираю,

И мой груз стал в два раза, чем твой, тяжелей.

А вот если тебе мой мешок перебросить,

Одинаковый груз наши спины б согнул»

Сколько ж было мешков у страдалицы-лошади?

Сколько нес на спине умный маленький мул?

4. В 9 классе при изучении темы «Проценты». При изучении темы открывается широкая возможность для решения задач, взятых из жизни: услуги банка, подоходный налог на заработную плату, скидка на различные виды товара.

Решение задач в вышеприведенных примерах укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению.

5. В 11 классе. Обычно при введении нового математического термина рассказываю учащимся об истории его происхождения. После небольшой исторической справки дети с большей активностью принимают участие в изучении нового объекта. Приведу несколько примеров, терминов вызывающих у учащихся особый интерес.

  • «Конус» - это латинская форма греческого олова «конос», означающего сосновую шишку.

  • «Сфера» - латинская форма греческого слова «сфайра» - мяч.

  • «Линия» происходит от латинского слова «линеа», образовавшегося от слова «Linum» - лён, льняная нить, шнур, верёвка.

  • «Цилиндр» - латинская форма греческого слова «кюлиндрус», означающий «валик», «каток».

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что одной из основных целей учителя, является создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Выступление на тему «Задачи практического характера по математике как средство повышения познавательного интереса школьников»
Скачать материал
  • Математика
Описание:

Важным средством, обеспечивающим достижение прикладной и практической направленности обучения математике, является применение в ней метапредметных
связей.

Возможность подобных связей обусловлена тем, что в математике и смежных дисциплинах изучаются одноименные понятия (вектор - в математике и физике, координаты - в математике, физике, географии; уравнения - в математике, физике, химии; функции и графики - в математике, физике, биологии, географии), а математические средства выражения зависимостей между величинами (формулы, графики, таблицы, уравнения, неравенства и их системы) находят применение при изучении смежных дисциплин. 

Интегрированные уроки математики с другими предметами обладают ярко выраженной прикладной направленность и вызывают несомненный познавательный интерес учащихся. Опыт показывает, что при проведении таких уроков развивается познавательная и исследовательская деятельность учащихся.



Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 25 октября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru

Скачать материал
Автор Булгакова Анна Сергеевна
Дата добавления 20.12.2014
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 1371
Номер материала 8630
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓