Подготовила:
учитель математики Булгакова А.С.
«Задачи практического характера по
математике как средство повышения
познавательного интереса школьников»
Прикладная направленность школьного курса математики
осуществляется с целью повышения качества математического образования учащихся,
применения их математических знаний к решению задач повседневной практики и в
дальнейшей профессиональной деятельности.
Прикладная и практическая направленность обучения -
одна из содержательно-дидактических линий, тесно связанная с другими линиями
(функциональной, числовой и пр.) школьного курса математики.
Прикладная направленность обучения математике
предполагает ориентацию его содержания и методов на тесную связь с жизнью,
основами других наук, на подготовку школьников к использованию математических
знаний в предстоящей профессиональной деятельности.
Практическая направленность обучения математике
предусматривает ориентацию его содержания и методов на изучение математической
теории в процессе решения задач, на формирование у школьников прочных навыков
самостоятельной деятельности, связанных, в частности, с выполнением
тождественных преобразований, вычислений, измерений, графических работ,
использованием справочной литературы, на воспитание устойчивого интереса к
предмету, привитие универсально - трудовых навыков планирования и
рационализации своей деятельности.
Современная педагогика видит три цели математического
образования.
1. Общеобразовательная.
Без математики невозможно понять ряд других предметов,
нельзя продолжить образование в вузе по многим специальностям. Кроме того, ядро
математического знания давно стало общечеловеческой культурной ценностью.
2. Прикладная.
Школьник, как правило, еще не знает, чем он будет
заниматься, поэтому у учителя остается одна реальная возможность - научить
детей принципам математического моделирования каких-либо реальных
процессов.
3. Воспитательная.
Математика развивает логическое, пространственное и
алгоритмическое мышление; формирует такие качества, как трудолюбие, настойчивость,
усидчивость; учит ценить красоту мысли, иначе подходит к жизненным проблемам,
иначе подходит к жизненным проблемам, иначе смотрит на жизнь.
Задачи с практическим содержанием используются в
процессе обучения для раскрытия многообразия применений математики в жизни,
своеобразия отражения ею реального мира и достижения таких дидактических целей
как:
- мотивация введения новых математических понятий и
методов;
- иллюстрация учебного материала;
- закрепление и углубление знаний по предмету;
- формирование практических умений и навыков.
Важным средством, обеспечивающим достижение прикладной
и практической направленности обучения математике, является применение в ней
метапредметных
связей.
Возможность подобных связей обусловлена тем, что в
математике и смежных дисциплинах изучаются одноименные понятия (вектор - в
математике и физике, координаты - в математике, физике, географии; уравнения -
в математике, физике, химии; функции и графики - в математике, физике,
биологии, географии), а математические средства
выражения зависимостей между величинами (формулы, графики, таблицы, уравнения,
неравенства и их системы) находят применение при изучении смежных
дисциплин.
Интегрированные уроки математики с другими предметами
обладают ярко выраженной прикладной направленность и вызывают несомненный
познавательный интерес учащихся. Опыт показывает, что при проведении таких
уроков развивается познавательная и исследовательская деятельность учащихся.
Примеры интегрированных уроков приведены в таблице.
Тема
«Действия с рациональными числами» и «Озеро Байкал» - 6 класс (математика и
география)
|
Урок-игра «Путешествие на озеро Байкал»
|
Тема «Делители и кратные. Признаки делимости» - 5 класс
(математика и экономика)
|
Решение экономических задач
|
Тема «Симметрия относительно прямой» и «Насекомые» - 6 класс
(математика и биология)
|
Урок-исследование «В мире насекомых»
|
Тема «Действия с натуральными числами и системы счета» - 5 класс
(математика и история)
|
Решение старинных задач
|
Примеры
из опыта работы
1. В 5 классе при изучении темы «Признаки делимости». Описываю
такую жизненную ситуацию, при которой от некоторого финансового документа
оторван один кусочек, и в результате первая цифра числа Х152 неизвестна.
Бухгалтер знает, что это число четырехзначное, оно должно делиться на три
(деньги предстоит поровну разделить на три бригады), а также помнит, что первая
цифра этого числа больше 5. Как восстановить неизвестную цифру? Цифра
восстанавливается с помощью признака делимости на 3.
2. В 6 классе при обобщении знаний по теме «Действия с
десятичными дробями». Использую счет-квитанцию по оплате за коммунальные
услуги. Особого объяснения требуют единицы услуги. Например, за отопление плата
берётся с 1 кв.м, а за воду в куб.м с 1 человека, то есть по количеству
жильцов.
3. «Предмет математики настолько серьёзен,
что полезно, не упуская случая, сделать его немного занимательным». В 8 классе
при изучении темы «Решение задач с помощью систем уравнений». Предлагаю решить
задачу.
Как-то лошадь и мул вместе вышли из дома,
Их хозяин поклажей большой нагрузил,
Долго-долго тащились дорогой знакомой,
из последней уже выбиваясь сил.
«Тяжело мне идти» - лошадь громко стонала.
Мул с иронией молвил (нес он тоже немало)
«Неужели, скажи, я похож на осла?
Может, я и осел, но вполне понимаю:
Моя ноша значительно больше твоей.
Вот представь: я мешок у тебя забираю,
И мой груз стал в два раза, чем твой, тяжелей.
А вот если тебе мой мешок перебросить,
Одинаковый груз наши спины б согнул»
Сколько ж было мешков у страдалицы-лошади?
Сколько нес на спине умный маленький мул?
4. В 9 классе при изучении темы «Проценты». При
изучении темы открывается широкая возможность для решения задач, взятых из жизни:
услуги банка, подоходный налог на заработную плату, скидка на различные виды
товара.
Решение задач в вышеприведенных примерах укрепляет
связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических
знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её
изучению.
5. В 11 классе. Обычно при введении нового
математического термина рассказываю учащимся об истории его происхождения.
После небольшой исторической справки дети с большей активностью принимают участие
в изучении нового объекта. Приведу несколько примеров, терминов вызывающих у
учащихся особый интерес.
Ø «Конус» - это
латинская форма греческого олова «конос», означающего сосновую шишку.
Ø «Сфера» -
латинская форма греческого слова «сфайра» - мяч.
Ø «Линия» происходит
от латинского слова «линеа», образовавшегося от слова «Linum» - лён, льняная
нить, шнур, верёвка.
Ø «Цилиндр» -
латинская форма греческого слова «кюлиндрус», означающий «валик», «каток».
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что одной из
основных целей учителя, является создание условий для проявления познавательной
активности учеников.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.