Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыВыступление на тему" Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников через систему внеклассных мероприятий с детьми и родителями."

Выступление на тему" Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников через систему внеклассных мероприятий с детьми и родителями."

Скачать материал

Развитие духовно - нравственных качеств личности

младших школьников через систему внеклассных мероприятий

с детьми и родителями.

 

Кравец Татьяна Викторовна,

победитель ПНПО, 2009 г.

учитель начальных классов

МБОУ г.Кургана «гимназия №47»

kirill_97@inbox.ru

 

 

         Проблема духовно – нравственного воспитания в последнее время стала насущной и требует своего разрешения в связи с негативными процессами, происходящими в общественном сознании и поведении.

         Современное общество характеризуется ломкой норм бытия, сменой приоритетов и ценностей. Переход к рыночной экономике утвердил принципиально иной тип современного человека – предприимчивого, практичного, делового. Материальные ценности стоят выше духовных. Поэтому  в настоящее время в школу приходят дети с разным пониманием нравственных норм и понятий, не говоря уже о духовности. Приходя в школу, ребенок имеет некоторое представление о гражданственности, нравственном начале в человеке: что такое добро и зло, правда и справедливость, традиции и обычаи народа. Но условия развития детей в настоящее время различны. Поэтому в школе необходима продуманная целенаправленная работа  по развитию и формированию гражданственных качеств, нравственных норм учащихся, так как именно в младшем возрасте начинает формироваться мировоззрение ребенка.

         Так одним из главных направлений в моей  воспитательной работе   с 2007 года является духовно – нравственное направление.

         Актуальность выбранной темы определяет ведущую педагогическую идею опыта: создание условий для духовно – нравственного становления личности младших школьников.

         Цель работы - создание условий для развития и становления гражданственности и нравственных качеств личности младшего школьника через систему  воспитательной работы с детьми и родителями.

         Какие же условия необходимы для развития и становления гражданственности, нравственных качеств личности ребёнка? Можно выделить множество аспектов, необходимых для создания этих условий, но важнейшими, на мой взгляд, являются:

1)    комфортная психологическая обстановка, общий оптимистический настрой. Теплые доверительные отношения между субъектами воспитательного процесса;

2)    разнообразие методов и приемов воспитания, направленных на становление и развитие духовно – нравственных качеств личности учащихся;

3)    проведение  бесед, консультаций, занятий с родителями по проблеме духовно – нравственного становления ребенка.

Таким  образом, определяются следующие задачи:

1)    создание условий для формирования духовно – нравственных качеств личности, гражданственности, гуманных отношений между детьми;

2)    организация внеклассной деятельности, направленной на развитие способности к сопереживанию, чувства ответственности за свои поступки, отзывчивость по отношению к сверстникам, умению мирно разрешать конфликты;

3)    организация работы по духовно – нравственному просвещению родителей.

В соответствии с поставленными задачами был выделен цикл педагогической деятельности – система педагогических действий по реализации процесса духовно – нравственного  воспитания. Она включает следующие этапы:

I.     Анализ имеющихся условий, диагностика (изучение) воспитанников и определение задач духовно – нравственного воспитания.

II.    Проектирование, планирование воспитательной работы по духовно – нравственному воспитанию.

III.  Организация взаимодействия субъектов воспитательного процесса, включающего как работу с детьми, так и с родителями.

IV.  Проверка, оценка результатов (мониторинг, анкетирование), коррекционная деятельность.

Таким образом, создание такой системы действий по духовно – нравственному воспитанию подразумевает реализацию всех этапов  с учетом специфики, определенной ведущей педагогической идеей и необходимых условий.

На этапе анализа имеющихся условий и диагностики, включающей метод наблюдения, опроса, анкетирование (автор методик Л.М. Фридман) в начале 1 класса были выявлены проблемы в нравственном поведении детей и намечены  пути будущей деятельности в данном направлении.

На этапе проектирования и планирования воспитательной работы с детьми и родителями учитывается степень сформированности тех или иных духовно – нравственных качеств личности у детей и соответственно намечается план занятий с родителями.

Этап организации взаимодействия субъектов воспитательного процесса является одним из самых важных в системе воспитания.

На этом этапе работа ведется по двум важным направлениям:

I. Работа с детьми, включающая:

   - систему классных часов по духовно – нравственному воспитанию;

   - реализацию  авторской программы для 1 класса по духовно – нравственному воспитанию «Страна чудес или Волшебные превращения»;

   - реализацию программы «Истоки» Камкина А.В. (2-4 класс); 

   - реализацию программы «Воспитание на социокультурном опыте» Камкина А.В. (2-4 класс);

   - проектную деятельность учащихся.

II. Работа с родителями, включающая:

   - беседы, консультации по проблеме духовно – нравственного воспитания;

   - проведение тематических родительских собраний;

   - реализацию программы клуба «Школа родительской любви»;

   Одной из ключевых программ по духовно-нравственному воспитанию является авторская программа Кравец Т.В. (лицензия ИПКиПРО, 2008г.) «Страна чудес или волшебные превращения».

   Целью данной программы является развитие гражданственности и нравственных качеств личности младших школьников.

   Задачи программы:

   - формирование представления о нравственных качествах личности, понятии гражданственности;

   - осуществление нравственного воспитания личности ребенка.

   Основными принципами построения программы являются:

1)    принцип восхождения по ступенькам нравственного развития от осмысления нравственных понятий к осознанию нравственных смыслов и оформлению нравственных ценностей как нравственного поступка;

2)    соответствие психологии развития ребенка начальной школы;

3)    все компоненты содержания основаны на основе сюжетов сказок, стихов, рассказов известных детских авторов.

В программе представлены занятия, построенные на анализе поступков героев волшебной сказки. Увлекательный мир взаимоотношений между героями сказок раскрывает нравственный смысл их мотивов и поступков. Каждое занятие носит определенные воспитательные возможности.

Программа состоит из 8 разделов, включающих изучение таких нравственных категорий и понятий, как «добро» и «зло» в разных проявлениях, «дружба» и «верность», «совесть» и другие.

Результатом работы по данной программе является то, что дети стали более внимательными, отзывчивыми и чуткими друг к другу. Их сплотила коллективная деятельность, направленная на создание своего первого проекта «Газета для Гоши» (Гоша – это помощник учителя на занятиях кружка «Страна чудес») в первом классе, а во втором- четвертом классах создание классной газеты «Друг» и классного журнала «Самый классный».

Начиная со 2-го класса, мы продолжаем работать в данном направлении по курсу «Истоки». В процессе этого курса дети получают системное представление о главных ценностях жизни. Со 2 по 4 класс идет процесс приобщения ребенка к традициям Образа, Слова, Дела и Праздника. В основе курса лежит идея активного воспитания, предполагающая использование специальных педагогических технологий, которые обеспечивают прочувствованное восприятие материала и создают условия для приобретения и осмысления детьми социокультурного опыта. К этим педагогическим технологиям относятся активные формы обучения и тренинги. Одной из самых интересных форм обучения является ресурсный круг, когда дети сидят в круге, им задается один вопрос и каждый должен ответить на поставленный вопрос или присоединиться к ответу другого. Но главное, что должны помнить дети, сидящие в круге, что успех дела – в содружестве. Именно ресурсный круг помогает увидеть внутренний мир каждого ребенка и создает атмосферу тепла и доверия.

Параллельно с курсом «Истоки» идёт реализация по программе «Воспитание на социокультурном опыте», задача которой – помочь ребёнку соотнести главные ценности жизни с собственным опытом, выбрать то, что он считает самым важным для своей семьи и для себя.

В рамках этой программы предусмотрен цикл занятий для детей и родителей, а также праздники.

В процессе реализации программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» осуществляется проектная деятельность детей. Каждый ребенок «пишет» свою «Первую книгу», в которой с помощью фотографий, рисунков, мини – сочинений рассказывает о себе, своей семье, роде. Школа должна помочь родителям в вопросе духовно – нравственного становления их детей. С этой целью в работе с родителями использую программу «Школа родительской  любви». Особенностью ШРЛ является то, что осваивать традиции духовно – нравственного воспитаниям родителям приходиться не только в педагогическом (применительно к детям), но и в личностном плане (применительно к самим себе).

Ещё в первой половине XX  века русский философ Ильин утверждал, что мир управляется из детской. «Воспитание начинается в семье, и заменить её в этом деле ничто не может, ибо только в семье природа дарует необходимую для воспитания любовь».

Результативность  работы по духовно -  нравственному воспитанию оценить бывает довольно сложно, так как нравственные качества проявляются в поступках, отношении к другим людям, сверстникам. Тем не менее, такая работа проводится. Используются разные диагностики, анкетирование детей и родителей по методикам Л.М. Фридмана и С.Н. Петровой.

Новизна  опыта заключается в том, что разработана продуманная система педагогической деятельности по духовно – нравственному воспитанию, как с детьми, так и родителями.

Трудоёмкость осуществления связана с необходимостью проведения большой подготовительной работы, существенными временными затратами, а также заинтересованностью родителей по проблеме.

Возможности и условия освоения.

Опыт реализации системы деятельности по духовно – нравственному воспитанию младших школьников и  их родителей может быть использован в работе классного руководителя, так как на сегодняшний день духовно – нравственное направление в воспитании является одним из приоритетных.

Факторами успешности работы по формированию духовно – нравственных качеств являются:

- создание продуманной системы воспитательной работы по направлению;

- доброжелательность участников воспитательного процесса;

- активные и неравнодушные к своим детям родители.

Также важным условием успешной реализации целей и задач духовно – нравственного воспитания является соблюдение следующих принципов:

- принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой;

- принцип гуманизма;

- принцип опоры на положительное в личности ребенка;

- принцип воспитания в коллективе и через коллектив;

- принцип единства требований школы, семьи и общественности.

Итак, постепенно, целенаправленно, в процессе длительной, кропотливой работы по развитию духовно – нравственных качеств личности я вижу, как ребята становятся более терпимыми, учатся слушать друг друга и понимать, сопереживать, в целом учатся быть НАСТОЯЩИМИ ЛЮДЬМИ.

P.S. Духовный свет, зажженный учителем, просвещает ум ученика и ведёт к просветлению души.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Выступление на тему" Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников через систему внеклассных мероприятий с детьми и родителями.""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Социальный педагог

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Выступление на тему "Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников через систему внеклассных мероприятий с детьми и родителями. Проблема духовно-нравственного воспитания в наше время стала насущной и требует своего разрешения в связи с негативными процессами, происходящими в своем сознании и поведении.одной из ключевых програм по духовно-нравстенному воспитанию, является авторсккая программа Кравец Т.В."Страна чудес или волшебные превращения" Работа строится по двум направлениям: работа с детьми и работа с родителями. Работа по программе строится ступенчато.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 551 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.11.2014 472
    • DOCX 49.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бурцева Наталья Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Бурцева Наталья Юрьевна
    Бурцева Наталья Юрьевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 18645
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Особенности реализации ФГОС НОО для слепых и слабовидящих детей

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 27 человек

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 197 человек

Курс повышения квалификации

Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 125 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 523 человека

Мини-курс

Методы сохранения баланса в жизни

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 29 человек

Мини-курс

Детская нейропсихология: особенности, диагностика, исследования

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 119 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 55 человек

Мини-курс

Управление рисками в бизнесе: анализ, оценка и стратегии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе