Развитие духовно -
нравственных качеств личности
младших школьников
через систему внеклассных мероприятий
с детьми и родителями.
Кравец Татьяна
Викторовна,
победитель ПНПО, 2009
г.
учитель начальных
классов
МБОУ г.Кургана
«гимназия №47»
kirill_97@inbox.ru
Проблема духовно –
нравственного воспитания в последнее время стала насущной и требует своего
разрешения в связи с негативными процессами, происходящими в общественном
сознании и поведении.
Современное общество
характеризуется ломкой норм бытия, сменой приоритетов и ценностей. Переход к
рыночной экономике утвердил принципиально иной тип современного человека –
предприимчивого, практичного, делового. Материальные ценности стоят выше
духовных. Поэтому в настоящее время в школу приходят дети с разным пониманием
нравственных норм и понятий, не говоря уже о духовности. Приходя в школу,
ребенок имеет некоторое представление о гражданственности, нравственном начале
в человеке: что такое добро и зло, правда и справедливость, традиции и обычаи
народа. Но условия развития детей в настоящее время различны. Поэтому в школе
необходима продуманная целенаправленная работа по развитию и формированию
гражданственных качеств, нравственных норм учащихся, так как именно в младшем
возрасте начинает формироваться мировоззрение ребенка.
Так одним из главных
направлений в моей воспитательной работе с 2007 года является духовно – нравственное направление.
Актуальность выбранной темы
определяет ведущую
педагогическую идею опыта: создание условий для духовно – нравственного становления
личности младших школьников.
Цель работы - создание условий для развития и становления
гражданственности и нравственных качеств личности младшего школьника через
систему воспитательной работы с детьми и родителями.
Какие же условия необходимы для
развития и становления гражданственности, нравственных качеств личности
ребёнка? Можно выделить множество аспектов, необходимых для создания этих
условий, но важнейшими, на мой взгляд, являются:
1) комфортная
психологическая обстановка, общий оптимистический настрой. Теплые доверительные
отношения между субъектами воспитательного процесса;
2) разнообразие
методов и приемов воспитания, направленных на становление и развитие духовно –
нравственных качеств личности учащихся;
3) проведение
бесед, консультаций, занятий с родителями по проблеме духовно – нравственного
становления ребенка.
Таким образом, определяются следующие задачи:
1) создание
условий для формирования духовно – нравственных качеств личности,
гражданственности, гуманных отношений между детьми;
2) организация
внеклассной деятельности, направленной на развитие способности к сопереживанию,
чувства ответственности за свои поступки, отзывчивость по отношению к
сверстникам, умению мирно разрешать конфликты;
3) организация
работы по духовно – нравственному просвещению родителей.
В соответствии с
поставленными задачами был выделен цикл педагогической деятельности – система
педагогических действий по реализации процесса духовно – нравственного
воспитания. Она включает следующие этапы:
I. Анализ
имеющихся условий, диагностика (изучение) воспитанников и определение задач духовно
– нравственного воспитания.
II. Проектирование,
планирование воспитательной работы по духовно – нравственному воспитанию.
III. Организация
взаимодействия субъектов воспитательного процесса, включающего как работу с
детьми, так и с родителями.
IV. Проверка, оценка
результатов (мониторинг, анкетирование), коррекционная деятельность.
Таким образом,
создание такой системы действий по духовно – нравственному воспитанию
подразумевает реализацию всех этапов с учетом специфики, определенной ведущей
педагогической идеей и необходимых условий.
На этапе анализа
имеющихся условий и диагностики, включающей метод наблюдения, опроса,
анкетирование (автор методик Л.М. Фридман) в начале 1 класса были выявлены
проблемы в нравственном поведении детей и намечены пути будущей деятельности в
данном направлении.
На этапе
проектирования и планирования воспитательной работы с детьми и родителями
учитывается степень сформированности тех или иных духовно – нравственных
качеств личности у детей и соответственно намечается план занятий с родителями.
Этап организации
взаимодействия субъектов воспитательного процесса является одним из самых
важных в системе воспитания.
На этом этапе работа
ведется по двум важным направлениям:
I. Работа с
детьми, включающая:
- систему классных
часов по духовно – нравственному воспитанию;
- реализацию
авторской программы для 1 класса по духовно – нравственному воспитанию «Страна
чудес или Волшебные превращения»;
- реализацию
программы «Истоки» Камкина А.В. (2-4 класс);
-
реализацию программы «Воспитание на социокультурном опыте» Камкина А.В. (2-4
класс);
-
проектную деятельность учащихся.
II. Работа с
родителями, включающая:
-
беседы, консультации по проблеме духовно – нравственного воспитания;
-
проведение тематических родительских собраний;
-
реализацию программы клуба «Школа родительской любви»;
Одной
из ключевых программ по духовно-нравственному воспитанию является авторская
программа Кравец Т.В. (лицензия ИПКиПРО, 2008г.) «Страна чудес или волшебные
превращения».
Целью
данной программы является развитие гражданственности и нравственных качеств
личности младших школьников.
Задачи
программы:
-
формирование представления о нравственных качествах личности, понятии
гражданственности;
- осуществление
нравственного воспитания личности ребенка.
Основными
принципами
построения программы являются:
1) принцип
восхождения по ступенькам нравственного развития от осмысления нравственных
понятий к осознанию нравственных смыслов и оформлению нравственных ценностей
как нравственного поступка;
2) соответствие
психологии развития ребенка начальной школы;
3) все
компоненты содержания основаны на основе сюжетов сказок, стихов, рассказов
известных детских авторов.
В
программе представлены занятия, построенные на анализе поступков героев
волшебной сказки. Увлекательный мир взаимоотношений между героями сказок
раскрывает нравственный смысл их мотивов и поступков. Каждое занятие носит
определенные воспитательные возможности.
Программа
состоит из 8 разделов, включающих изучение таких нравственных категорий и
понятий, как «добро» и «зло» в разных проявлениях, «дружба» и «верность»,
«совесть» и другие.
Результатом
работы по данной программе является то, что дети стали более внимательными,
отзывчивыми и чуткими друг к другу. Их сплотила коллективная деятельность,
направленная на создание своего первого проекта «Газета для Гоши» (Гоша – это
помощник учителя на занятиях кружка «Страна чудес») в первом классе, а во
втором- четвертом классах создание классной газеты «Друг» и классного журнала
«Самый классный».
Начиная
со 2-го класса, мы продолжаем работать в данном направлении по курсу «Истоки».
В процессе этого курса дети получают системное представление о главных
ценностях жизни. Со 2 по 4 класс идет процесс приобщения ребенка к традициям
Образа, Слова, Дела и Праздника. В основе курса лежит идея активного
воспитания, предполагающая использование специальных педагогических технологий,
которые обеспечивают прочувствованное восприятие материала и создают условия
для приобретения и осмысления детьми социокультурного опыта. К этим
педагогическим технологиям относятся активные формы обучения и тренинги. Одной
из самых интересных форм обучения является ресурсный круг, когда дети сидят в
круге, им задается один вопрос и каждый должен ответить на поставленный вопрос
или присоединиться к ответу другого. Но главное, что должны помнить дети,
сидящие в круге, что успех дела – в содружестве. Именно ресурсный круг помогает
увидеть внутренний мир каждого ребенка и создает атмосферу тепла и доверия.
Параллельно
с курсом «Истоки» идёт реализация по программе «Воспитание на социокультурном
опыте», задача которой – помочь ребёнку соотнести главные ценности жизни с
собственным опытом, выбрать то, что он считает самым важным для своей семьи и
для себя.
В рамках
этой программы предусмотрен цикл занятий для детей и родителей, а также
праздники.
В
процессе реализации программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»
осуществляется проектная деятельность детей. Каждый ребенок «пишет» свою
«Первую книгу», в которой с помощью фотографий, рисунков, мини – сочинений рассказывает
о себе, своей семье, роде. Школа должна помочь родителям в вопросе духовно –
нравственного становления их детей. С этой целью в работе с родителями
использую программу «Школа родительской любви». Особенностью ШРЛ является то,
что осваивать традиции духовно – нравственного воспитаниям родителям
приходиться не только в педагогическом (применительно к детям), но и в
личностном плане (применительно к самим себе).
Ещё в
первой половине XX века русский философ Ильин утверждал, что мир
управляется из детской. «Воспитание начинается в семье, и заменить её в этом
деле ничто не может, ибо только в семье природа дарует необходимую для
воспитания любовь».
Результативность работы
по духовно - нравственному воспитанию оценить бывает довольно сложно, так как
нравственные качества проявляются в поступках, отношении к другим людям,
сверстникам. Тем не менее, такая работа проводится. Используются разные
диагностики, анкетирование детей и родителей по методикам Л.М. Фридмана и С.Н.
Петровой.
Новизна опыта
заключается в том, что разработана продуманная система педагогической
деятельности по духовно – нравственному воспитанию, как с детьми, так и
родителями.
Трудоёмкость осуществления
связана с необходимостью проведения большой подготовительной работы,
существенными временными затратами, а также заинтересованностью родителей по
проблеме.
Возможности и условия
освоения.
Опыт
реализации системы деятельности по духовно – нравственному воспитанию младших
школьников и их родителей может быть использован в работе классного
руководителя, так как на сегодняшний день духовно – нравственное направление в
воспитании является одним из приоритетных.
Факторами успешности
работы по формированию духовно – нравственных качеств являются:
-
создание продуманной системы воспитательной работы по направлению;
-
доброжелательность участников воспитательного процесса;
-
активные и неравнодушные к своим детям родители.
Также
важным условием успешной реализации целей и задач духовно – нравственного
воспитания является соблюдение следующих принципов:
- принцип
связи воспитания с жизнью, социокультурной средой;
- принцип
гуманизма;
- принцип
опоры на положительное в личности ребенка;
- принцип
воспитания в коллективе и через коллектив;
- принцип
единства требований школы, семьи и общественности.
Итак,
постепенно, целенаправленно, в процессе длительной, кропотливой работы по
развитию духовно – нравственных качеств личности я вижу, как ребята становятся
более терпимыми, учатся слушать друг друга и понимать, сопереживать, в целом
учатся быть НАСТОЯЩИМИ ЛЮДЬМИ.
P.S.
Духовный
свет, зажженный учителем, просвещает ум ученика и ведёт к просветлению души.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.