МОБУ СОШ д.Верхнекарышево
Выступление на тему:
Учитель математики и информатики МОБУ СОШ с.Верхнекарышево
Муниров Ф.Х.
2014 год.
Компьютеры стремительно
вторгаются практически во все сферы нашей деятельности, поэтому всё более
актуальной становится задача достижения всеобщей компьютерной грамотности
населения, в том числе и школьников.
Исследования позволяют
утверждать, что использование компьютера в учебном процессе может не только
способствовать развитию самостоятельности и творческих способностей учащихся,
но и в значительной степени изменить саму технологию обучения.
Компьютерная грамотность. Что же это такое? Если под традиционной
грамотностью понимают умение обращаться с бумажными носителями информации
(читать, писать, вычислять), то компьютерная грамотность охватывает операции с
персональным компьютером, умение использовать компьютерные программные
средства, работать с электронным текстом, электронными таблицами, создавать
презентации и базы данных.
Один из наиболее естественных и
продуктивных способов вводить новые информационные технологии в школу состоит в
том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием
содержания, методов и организации форм обучения, ориентируя всю программу на
решение общезначимых педагогических проблем.
Невозможно научить ребёнка, если ему
не интересно, если он не увлечён процессом познания. Активная работа ученика на уроке - залог
успешного обучения. Известно, что
познавательная активность учащихся
тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. В развитии интереса к
учебному предмету нельзя полагаться
только на содержание изучаемого
материала, важны и методы, с помощью которых школьники вовлекаются в
процесс познания. Использование новых
информационных технологий в процессе
обучения позволяет добиваться качественно
более высокого уровня наглядности на уроках,
значительно расширяет возможности активизации
деятельности школьников, а непрерывная обратная
связь оживляет учебный процесс, способствует
повышению его динамизма, что, в конечном счете, ведёт к формированию положительного отношения учащихся к изучаемому материалу.
По данным последних
исследований, в памяти человека остаётся 1\4 часть услышанного материала, 1\3
увиденного, 1\2 часть услышанного и увиденного одновременно, 3\4 части материала,
если ко всему прочему ученик вовлечён в активные действия в процессе обучения.
Компьютер позволяет создать условия для повышения эффективности процесса
обучения, раздвигает возрастные возможности обучения.
Сегодня функциональные
возможности многих современных средств информатики опережает возможности их
использования.
Применение компьютера в
предметном обучении основывается на:
· использовании некоторых формализованных
моделей образования (педагогических программных средствах);
· деятельности учителя, управляющего этими
средствами;
· повышенной (по сравнению с традиционным
обучением) мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными
свойствами компьютера.
Мотивация деятельности
учения.
Компьютер позволяет усилить мотивацию
учения. Усвоение знаний, связанных с большим объемом цифровой и иной конкретной
информации, путем активного диалога с персональным компьютером более эффективно
и интересно для ученика, чем штудирование учебника. С помощью обучающих
программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины
и следствия, понимать их смысл. Интерес создается разнообразием и
красочностью информации (текст + звук = видео = цвет). Этому способствует не
только новизна работы с компьютером, но и возможность регулировать предъявления
учебных задач по трудности, поощрение правильных решений.
Компьютер позволяет устранить
одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех,
обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и
т.д. На компьютере ученик получает возможность довести решение любой задачи до
конца, опираясь на необходимую помощь.
Компьютер может влиять на
мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала,
предоставляя им возможность испробовать умственные силы и проявить
оригинальность, поставив интересную задачу, задавать любые вопросы и предлагать
любые решения без риска получить за это низкий балл, - все это способствует
формированию положительного отношения к учебе.
Наконец еще одним источником
мотивации являются игровые возможности компьютера.
Программное обеспечение
компьютера вообще создает общий игровой фон общения человека с
машиной. Эта особенность не ограничивается сугубо игровыми моделями компьютера.
Предлагая интерфейс, имеющий иронически-шутливую окраску, компьютер привносит
положительный эмоциональный характер в мыслительный и творческий процесс.
Дружественность. Особым достоинством компьютера. Неоценимым в
процессе обучения, является его “выдержка” и “спокойствие”, “дружественность”
по отношению к пользователю.
Эффективное использование
информационных технологий в общеобразовательных предметах может быть достигнуто
при условии:
а) овладение
учителями-предметниками основами компьютерной грамотности;
б) тесного взаимодействия с
учителями информатики.
Компьютер может быть использован
на разных этапах урока:
а) изучение нового материала;
б) закрепление;
в) повторение;
г) контроль знаний;
д) домашнее задание.
Применение компьютера в
преподавании учебных предметов можно начать с применения программ “Power
point”
Удобно применение компьютерных презентаций тем, что появляется
возможность подбирать наглядный материал в необходимом объёме. Можно материал
корректировать:
удалять ненужные слайды, добавлять новые, заменять иллюстрации на более
удачные и т.д.
Я считаю,
что использование ИКТ является одним из возможных путей повышения качества
знаний.
Литература.
1.
Селевко Г.К.
“Информационные технологии в школе”, Ярославль, 2003
г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.