Главная / Другое / Выступление на тему «ПРОФИЛАКТИКА АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ»

Выступление на тему «ПРОФИЛАКТИКА АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ»

Такого ещё не было!
Скидка 70% на курсы повышения квалификации

Количество мест со скидкой ограничено!
Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок"

(Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 5201 выдана ООО "Инфоурок" 20 мая 2016 г. бессрочно).


Список курсов, на которые распространяется скидка 70%:

Курсы повышения квалификации (144 часа, 1800 рублей):

Курсы повышения квалификации (108 часов, 1500 рублей):

Курсы повышения квалификации (72 часа, 1200 рублей):
Скачать материал

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «СКОШ VIII вида № 4» г. Сарапула











Выступление на тему

«ПРОФИЛАКТИКА АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ»

городская научно – практическая конференция учащихся и педагогов «Молодое поколение выбирает здоровый образ жизни»





Подготовила: Рочева

Елена Васильевна ,

Социальный педагог

МКС(К)ОУ «С(К)ОШ VIII вида № 4»









Апрель, 2014



Введение 3-4

Глава 1. Алкоголизм - социально-педагогическая проблема 5

  • Понятие и характеристика алкоголизма как формы 5-6

девиантного поведения подростков

1.2. Причины употребления подростками алкоголя 7-9



Глава 2. Деятельность социального педагога по 10

профилактике алкогольной зависимости среди подростков

2.1 Содержание работы с подростками по профилактике 10-16

алкогольной зависимости

2.2 Система работы по профилактике алкогольной зависимости 17-21

среди подростков социального педагога МКС(К)ОУ

«С(К)ОШ VIII вида № 4»

Заключение 22

Список литературы 23-24

Приложения

Приложение 1. Час общения «на краю пропасти»

Приложение 2. Игра «Мое здоровье»

Введение

На сегодняшний день проблема употребления алкоголя среди населения в России становится все более актуальной. Особенно тревожным фактом является раннее приобщение и быстрое привыкание к спиртному подростков. Привыкание к алкогольным напиткам у подростков происходит намного быстрее, чем у взрослых, что в ближайшей перспективе может привести к социальной нестабильности российского общества.

Проблема алкоголизма, особенно среди подростков является актуальной и одной из серьезнейших социально-педагогических проблем на сегодняшний день.

В настоящее время резко снижается возраст первого знакомства детей с алкоголем. По данным наркологических служб 12 % начинают употреблять спиртные напитки в 8-12 лет, а к 14-15 уже наблюдается систематическое употребление алкоголя [18, с.241].

Начало злоупотребления алкоголя теснейшим образом связано с психологическими особенностями подростка, c отклоняющимся поведением. При анализе алкоголизации несовершеннолетних употребление спиртных напитков подростками необходимо рассматривать как одну из форм нарушения поведения.

Актуальность проблемы и его практическая значимость определила цель данного выступления.

Цель – изучение содержания работы социального педагога по профилактике алкогольной зависимости среди подростков.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

  • осуществить анализ социально-педагогической литературы по изучаемой проблеме;

  • определить сущность понятия подросткового алкоголизма;

  • изучить содержание деятельности социального педагога по профилактике алкоголизма в С(К)ОШ № 4 г. Сарапула.

Объектом исследования является подростковый алкоголизм.

Предметом исследования выступает деятельность социального педагога по профилактике подросткового алкоголизма.

Исходя из цели, была выдвинута гипотеза: снижению подросткового алкоголизма будет способствовать целенаправленная, систематическая профилактическая работа социального педагога в школе.

При подтверждении гипотезы автором были использованы следующие методы психолого-педагогического исследования:

  • метод теоретического обзора и анализа психологической и социально-педагогической литературы исследований по проблеме;

  • метод наблюдения;

  • беседа.

Теоретической основой исследования послужили труды теоретиков и практиков, посвященных проблеме подросткового алкоголизма: Сироты Н.Я., Кондрашенко В.Т., Колесова Д.В., Сироты Н.Я., Копыт Н.Я., Галагузова М.А., Мустаева Ф.А., Наумчик В.Н., Ястребов А.В. и др.

База исследования: МКС(К)ОУ «С(К)ОШ VIII вида № 4».

Целенаправленная профилактическая работа социального педагога в школе будет способствовать не только снижению алкоголизма и вредных привычек в подростковой среде, но и снижению правонарушений и преступности среди подростков.

Глава 1. Алкоголизм - социально-педагогическая проблема

  • Понятие и характеристика алкоголизма как формы девиантного поведения подростков

Детский алкоголизм является сегодня одной из серьёзнейших социально-педагогических проблем.

Подростковый возраст и рискованное поведение - это почти синонимы. В этом возрасте становятся актуальными потребности в признании, общении, самоутверждении, новых ощущениях. Подросток живёт ими, они составляют основной смысл его жизни и заставляют действовать. Нередко самым простым и быстрым способом удовлетворения этих потребностей подростку представляется употребление алкоголя. И действительно, некоторым это даёт возможность на какое-то время почувствовать уверенность в себе, лёгкость в общении, отвлечься от своих проблем.

Понятие "алкоголизм" включает в себя два основных критерия: медицинский и социальный. С медицинской точки зрения, алкоголизм рассматривается как - заболевание, определяющееся патологическим влечением к спиртным напиткам (психическая и физическая зависимость), развитием дисфункционального состояния, абстинентного синдрома при прекращении употребления алкоголя, а в далеко зашедших случаях - стойкими соматоневрологическими расстройствами и психической деградацией [21, с.6].

С социальных позиций алкоголизм - форма девиантного поведения,

характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей

социальной деградацией личности [21, с.8].

В последние десятилетия пьянство все шире распространяется среди подростков и юношества. Многие подростки рассматривают алкоголь как обязательный атрибут культа развлечений, а сам ритуал пьянства - как проявление мужественности и независимости [1 , с. 20].

Особенность пьянства и алкоголизма как формы девиантного поведения состоит в том, что эти явления предопределяют взаимосвязанные с ними другие социальные отклонения: преступность, правонарушения, социальный паразитизм, аморальное поведение, самоубийства.

Анализ литературы по исследуемой проблеме показал, что в настоящее время алкоголизм принято рассматривать как прогрессирующий болезненный процесс, что позволяет выделить три стадии его развития.

Первая стадия алкоголизма постепенно формируется из пьянства. Для неё характерны такие признаки как: психическая зависимость от алкоголя, возрастающая стойкость к нему, частичные нарушения памяти на период опьянения, переход от эпизодического пьянства к систематическому.

Во второй стадии патологическое влечение к алкоголю приобретает неодолимый характер. Полностью утрачивается контроль над количеством выпитого. Ранний признак этой стадии - формирование абстинентного синдрома. Наличие абстинентного синдрома, неодолимый характер влечения, высокая стойкость к алкоголю - всё это делает подростка зависимым от алкоголя не только в психическом, но и в физическом отношении [15, с.25].

Третья стадия характеризуется уменьшением стойкости к алкоголю, усилением физической зависимости от алкоголя, углубляющейся деградации личности [15, с.26].

Таким образом, последствия злоупотребления алкоголем для здоровья и социального статуса человека свидетельствуют, что оно представляет серьезную социальную опасность. Злоупотребление алкоголем разрушает общество, потому что ведет к росту правонарушений, преступности, к распаду семей, снижению производительности труда, ухудшению состояния экономики.

1.2 Причины употребления подростками алкоголя

Большинство современных авторов (В.Т. Кондрашенко, Н.Я. Копыт, М.А. Галагузова и другие) указывают, что злоупотребление алкоголем и развитию алкоголизма способствует комплекс факторов как биологического, так и социального плана.

С точки зрения современной психологии, формирование и психическое развитие ребенка происходит в результате тесного взаимодействия трех компонентов: биологического (организм ребенка, уровень его зрелости, особенности функционирования различных органов и систем), социального (люди с их делами, взглядами, отношениями, поступками, идеалами, среди которых живет и с которыми общается ребенок) и поведенческой активности ребенка, под которой понимается физическая и умственная (стремление узнать, что это такое, как устроено и так далее) деятельность [16, с.16].

Первой социальной средой для ребенка является его семья. Она играет важнейшую и во многом решающую роль в воспитании детей. Семья обуславливает усвоение ребенком основных правил и норм поведения, вырабатывает стереотип отношения к окружающему миру. Неблагополучие семьи обязательно отражается на детях. Не случайно подростки, употребляющие алкогольные напитки, как правило, живут именно в таких семьях.

Функциональная неполноценность семей подростков, часто употребляющих алкоголь, выражается, прежде всего, в напряженной психологической обстановке, конфликтных взаимоотношениях между членами семьи. Атмосфера постоянного психологического дискомфорта выталкивает детей на улицу под влияние друзей, компании, тем более родителям часто не до них.

Характер употребления алкоголя в семье оказывает чрезвычайно большое влияние на ребенка. Существующие в семье "питейные традиции" становятся объектом наблюдения и подражания ребенка. При этом мальчики больше стараются быть похожими на отца, а девочки - на мать. Следовательно, алкоголизм родителей является причиной возникновения пьянства у детей [16, с.18].

Еще одной причиной подросткового алкоголизма является наличие "лишнего времени". Исследования, проведенные Н.Я. Копытом, свидетельствуют о том, что для подростков "группы риска" характерно как раз неумение содержательно проводить свой досуг. Для них характерны азартные игры, посещение кафе, баров, и так далее [16, с.21].

Необходимо отметить еще одну особенность проведения свободного времени подростками - обязательное наличие компании друзей, товарищей, просто сверстников. Компания друзей служит для подростка тем социальным коллективом, где происходит его дальнейшее приобщение к алкоголю.

Ряд исследователей (Н.Я. Копыт, Ф.Ф. Гордееня, В.Т. Кондрашенко) в качестве причин, ведущих к формированию алкогольной зависимости, называют условно биологические факторы, наследственные, или генетические, под которыми понимают факторы обуславливающие предрасположенность к алкоголизму. К настоящему времени накопился большой фактический материал, свидетельствующий о том, что дети, рожденные в семьях алкоголиков, более подвержены алкоголизму, чем дети здоровых родителей.

М.А. Галагузова в качестве причин приобщения к спиртным напиткам в подростковом возрасте называет:

  • неблагополучие семьи;

  • позитивная реклама в средствах массовой информации;

  • незанятость свободного времени;

  • отсутствие знаний о последствиях алкоголизма;

  • уход от проблем;

  • психологические особенности личности;

  • самоутверждение [8, с.231].

Социологи и психологи в качестве основных причин тяги подростков к алкоголю указывают на растущее психологическое напряжение, неумение, правильно использовать свободное время, неустроенную жизнь. Неблагополучие в семье и столкновение с действительностью, конфликт с общественными нормами - таковы причины роста алкоголизации и алкоголизма среди подростков [19, с. 195].

Анализ результатов исследований алкоголизации молодежи показывает, что уровень потребления спиртного выше в среде подростков, состоящих на учете в милиции, имеющих аномалии характера, и детей из семей алкоголиков.

Таким образом, причину, как пьянства, так и алкоголизма следует рассматривать под углом воздействия на организм комплекса взаимосвязанных и взаимообусловленных внешних факторов и внутренних предрасполагающих условий. Неблагоприятные биологические факторы являются своего рода катализаторами процесса злоупотребления алкоголем, порождаемого неблагоприятными семейными и поведенческими факторами.




Глава 2. деятельность социального педагога по профилактике алкогольной зависимости среди подростков

2.1. Содержание работы с подростками по профилактике алкогольной зависимости

Профилактика - система экономических, социальных, гигиенических и медицинских мер, проводимых государством, общественными организациями и отдельными гражданами с целью обеспечения высокого уровня здоровья населения и предупреждения болезней.

«Цель профилактической работы - создание в молодежной среде ситуации, препятствующей злоупотреблению алкоголя. Любая профилактическая программа должна включать в себя определенные виды деятельности в каждом из следующих направлений:

1. Распространение информации о причинах, формах и последствиях употребления алкоголя.

2. Формирование у подростка навыков анализа и критической оценки информации, получаемой с экранов телевидения и рекламных проспектов, и умение принимать правильные решения.

3. Представление альтернатив алкоголизма. Цель работы в данном направлении - коррекция социально-психологических особенностей личности.

4. Взаимодействие с органами и структурами, проводящими профилактическую работу».

Согласно классификации ВОЗ, профилактику заболеваний принято разделять на первичную, вторичную и третичную. Первичная направлена на предупреждение болезней, вторичная подразумевает способы сдерживания темпа их развития и предупреждение осложнений, а третичная представляет собой комплекс реабилитационных воздействий на больных.

Первичная профилактика.

Цель первичной профилактики алкоголизма: предотвратить возникновение нарушения или начала болезни, предупредить негативные исходы и усилить позитивные результаты развития индивида.

Задачи первичной профилактики, осуществляемые социальным педагогом:

1. Внедрение позитивной профилактики в школьные уроки, наличие пособий по профилактике и включение уроков в школьное расписание; создание групп самопомощи учеников; программы для подготовки школьных лидеров среди учеников и родителей.

2. Выявление группы риска (по специально разработанным методическим рекомендациям).

3. Работа с родителями (дать родителям необходимую информацию по проблеме, способствующую эффективному социально-поддерживающему и развивающему поведению; оказать помощь в осознании собственных семейных и социальных ресурсов).

4. Работа с педагогическим коллективом (подготовка специалистов, способных проводить уроки по позитивной профилактике в школах и по появлению группы риска).

Наиболее целесообразно проводить первичную профилактику в школах в соответствии с утвержденными программами. Основные опасения: возможность спровоцировать повышенный интерес школьников к различным аспектам алкоголизации и боязнь подтолкнуть их к употреблению алкоголя.

Вторичная профилактика алкоголизма.

Главной целью вторичной профилактики является изменение дезадаптивных и псевдоадаптивных моделей поведения риска на более адаптивную модель здорового поведения.

По своей направленности на контингент риска (молодые люди, подростки и дети, начинающие употреблять алкоголь, а также лица с высокой степенью риска приобщения к потреблению алкоголя) вторичная профилактика является массовой, индивидуальной в отношении коррекции поведения отдельных лиц. Она включает в себя как социальные, психологические, так и медицинские меры специфического и неспецифического характера.

Задачи вторичной профилактики осуществляемые социальным педагогом:

  • Работа с подростками групп риска (выявление патологии, лечение и наблюдение у специалистов; создание программ для работы с ними)

  • Работа в центрах реабилитации совместно с другими специалистами, где все методы психотерапевтической работы направлены на социализацию и адаптацию (тренинги повышения самооценки, уверенности в себе, снятие напряжения, психотерапия творческим самовыражением и т.д.)

  • Работа с родителями данной группы (лекционные и практические занятия, оказывающие профессиональную психолого-педагогическую помощь нуждающимся родителям; создание групп взаимопомощи, обучение навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с детьми).

Третичная профилактика алкоголизма.

Третичная профилактика наркомании и алкоголизма направлена на восстановление личности и ее эффективного функционирования в социальной среде после соответствующего лечения, уменьшения вероятности рецидива заболевания. Второе направление третичной профилактики - снижение вреда от употребления алкоголя у тех, кто еще не готов к прекращению его употребления

Главной целью третичной профилактики является формирование социально-поддерживающей и развивающей среды (социально-поддерживающие и терапевтические сообщества, локальные и территориальные программы, программы на рабочих местах, социальные программы, альтернативные употреблению алкоголю).

Таким образом, для наибольшей эффективности профилактики алкоголизма подростков необходимо объединить усилия. Социальные педагоги должны и привлекать родителей, и обращаться за помощью в правоохранительные органы, и быть в контакте с врачами-психиатрами.

Несомненно, борьба с алкоголизмом, это задача родителей, друзей, близких, но рядом с подростком зависимым от алкоголя, должен находиться квалифицированный специалист - социальный педагог.

Основной акцент работы социального педагога со школьниками подросткового возраста - это работа с группой через следующие направления деятельности:

  • Профилактика причин и последствий алкоголизма. Это можно осуществить через проведение групповых дискуссий на темы, связанные с алкоголизмом. Результатом таких занятий должно являться формирование группового мнения, которого будут придерживаться все участники группы. Кроме дискуссий возможны и другие формы работы: проведение ролевых игр, в ходе которых проигрываются основные ситуации, связанные с потреблением алкоголя и давлением сверстников. В ролевой игре направленной на профилактику алкоголизма, можно достичь личностного развития ребёнка, сформировать умение противостоять уговорам принять спиртное. Основные социальные умения, которые может сформировать социальный педагог в подростковой группе: это умение чётко формулировать аргументы отказа от алкоголя и противостоять давлению сверстников. Формы работы: диспут, в ходе которого происходит обмен информацией о вреде алкоголя, где социальный педагог выступает в роли арбитра, деловая игра, беседа. Методы, которые запугивают детей, применять не целесообразно.

  • Организация свободного времени подростков, поскольку бессодержательный досуг является ведущим фактором риска в развитии злоупотребления подростком алкоголя. Необходима яркая своеобразная реклама деятельности кружков, секций, клубов, детских и юношеских организаций, чтобы подросток мог выбрать себе занятие по душе. Социальный педагог должен знать интересы, склонности и увлеченья подростка и помочь организовать ему содержательный досуг. В силу психологических особенностей возраста важно развивать для подростков конкретные групповые формы досуга. Следует учитывать, что наибольший интерес подростки проявляют не к интеллектуальной деятельности, а к занятиям спортом. Поэтому необходимо всячески поощрять занятия в спортивных секциях, организовывать походы, спортивные состязания и другое.

  • Антиалкогольное воспитание, проводимое социальным педагогом и направленное на формирование у подростка твёрдых антиалкогольных убеждений: о необходимости трезвого образа жизни, о недопустимости употребления алкоголя в период формирования организма, о безнравственности пьянства и алкоголизма, о формировании антисоциальной личности подростка злоупотребляющего алкоголем. Важно для социального педагога обращать внимание не сколько на вред употребления алкоголя для здоровья пьющего, сколько на вред его в социальном плане - в плане взаимоотношений школьника с окружающим миром.

  • Антиалкогольное просвещение педагогического коллектива школы тоже является функцией социального педагога. На основе знакомства с образовательными программами учреждения социальный педагог может предложить включить элементы антиалкогольного воспитания во все предметы школьного цикла. Благодаря этим дополнениям будут расширены знания учащихся о вредном воздействии алкоголя на здоровье человека и его потомство, о несовместимости употребления алкоголя с социальным образом жизни. Социальному педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы все учителя следовали антиалкогольным установкам, были примером трезвого образа жизни, отрицательно относились к алкоголю во всех ситуациях школьной и внешкольной жизни.

  • Посредническая деятельность социального педагога- подключение к профессиональной работе не только родителей, учащихся, но и сотрудников милиции, врачей, работников ближайших предприятий, общественности.

  • Преодоление социально-педагогической запущенности школьника, проявляющегося в виде ограниченного словарного запаса, бедности знаний об окружающем мире, недостаточной усвоенности различных навыков.

В заключении необходимо ещё раз подчеркнуть, что проблема алкоголизма школьников - проблема комплексная и её решение может дать положительный результат только при условии, что её реализация будет осуществляться не только усилиями социального педагога, но и всех субъектов деятельности [15, с.32].



2.2. Система работы по профилактике алкогольной зависимости среди подростков социального педагога МКС(К)ОУ «С(К)ОШ VIII вида № 4» г. Сарапула

МКС(К)ОУ «С(К)ОШ VIII вида № 4» находится по адресу: г.Сарапул ул.Гагарина д.20.

Источники отрицательного влияния:

- проезжая дорога;

- свободная торговля табачными изделиями и алкогольными напитками (ларьки);

- питейные заведения.

Основной контингент обучающихся это дети с клиническим диагнозом «олигофрения». Как известно им свойственно недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Это объясняет большой процент нарушенного поведения, которое проявляется в склонности к бродяжничеству, воровству, ранней алкоголизации, токсикомании. Как правило, дети с таким поведением попадают в поле зрения правоохранительных органов и требуют особого внимания со стороны образовательного учреждения.

В настоящее время в образовательном учреждении обучаются 129 обучающихся из разных семей:

Тип семьи

Кол-во

Семьи, в которых дети проживают с одним родителем

38

Многодетных (малообеспеченных) семей

24

Неблагополучных семей

5

Дети, проживающие с опекунами

4

Семьи и несовершеннолетние, находящиеся в социально – опасном положении

4



Представленные данные говорят о том, что в основном семьи из слабозащищенных слоев населения. Поэтому они нуждаются в социально-педагогической поддержке со стороны школы.

Анализ работы школы за 2012 год показал рост числа обучающихся, задержанных в нетрезвом состоянии. В связи с этим в школе была организована целенаправленная работа по снижению количества обучающихся употребляющих алкоголь и задержанных в алкогольном опьянении на улицах города.

Был разработан комплексный план мероприятий по профилактике алкогольной зависимости обучающихся, который охватывает работу с педагогическим коллективом, с обучающимися и их родителями.

Для эффективности работы в данном направлении социальный педагог взаимодействует с органами и учреждениями системы профилактики: ОДН, отделом медицинской профилактики, управлением по делам семьи, материнства и детства.

Основные задачи по профилактике алкогольной зависимости:

  • Предоставление учащимся объективной информации о влиянии алкоголя на организм человека.

  • Формирование у них негативного отношения к распитию спиртных напитков .

  • Формирование умения противостоять давлению сверстников.

В работе по профилактике здорового образа жизни, зависимостей и вредных привычек можно выделить следующие направления деятельности:

  • Диагностика отношения обучающихся к употреблению алкоголя;

  • Информационное обеспечение обучающихся по данной проблеме;

  • Формирование негативного отношения к употреблению алкоголя;

  • Совместная деятельность обучающихся по осознанию и профилактике употребления алкоголя;

  • Проведение мероприятий, направленных на формирование эмоционального неприятия употребления алкоголя;

  • Индивидуальная работа с обучающимися, склонными к употреблению алкоголя.

Для подтверждения гипотезы социальным педагогом проводилась профилактическая работа с обучающимися 7-9 классов. Выбор был обусловлен тем, что в 8-9 классах обучаются отдельные школьники, замеченные в употреблении спиртного, в 7 классе - с целью предупредить употребление алкоголя подростками.

В профилактическую работу входили:

  • Акции «Здоровым быть модно!» , «Знать чтобы жить!»;

  • Оформление информационного стенда для обучающихся «Сделай правильный выбор»;

  • Круглые столы «Влияние алкоголя на развитие растущего организма», «Употребление алкоголя – опасная болезнь», «Подростки и алкоголь» с участием специалистов отдела медицинской профилактики , инспектора ОДН;

  • Размышление на тему «В здоровом теле – здоровый дух», «Как победить дракона или удержись от вредной привычки» ;

  • Часы общения «Полезные и вредные привычки», «Дорога к себе», «Чтобы не пропасть поодиночке», «Свободный человек и его выбор», «Все в твоих руках», «На краю пропасти» (Приложение 1);

  • Просмотр видеороликов по ЗОЖ;

  • Игра «Мое здоровье» (Приложение 2);

  • Брейн – ринг «Зона риска» ;

  • КВН «За здоровый образ жизни»;

  • Единый день профилактики с участием специалистов отдела медицинской профилактики, инспектора ОДН;

  • Индивидуальная работа с родителями и отдельными обучающимися: посещение семей и беседа с родителями по вопросу употребления алкоголя их детьми и индивидуальные занятия с обучающимися, замеченными в употреблении алкоголя;

  • Организация в школьной библиотеке выставки книг по проблеме алкогольной зависимости;

  • Участие в организации выступления на общешкольном родительском собрании инспектора ОДН по вопросам ответственности родителей за употребление несовершеннолетними алкоголя;

  • Проведение лекториев для родителей «Роль семьи в формировании ЗОЖ и позитивных привычек ребенка», «Роль правовых знаний в предупреждении правонарушений подростков» с участием специалистов;

  • Вопросы, связанные с профилактикой алкогольной зависимости среди подростков рассматриваются на МО классных руководителей.

При системе работы школы по профилактике алкогольной зависимости мы добились положительных результатов:

  • уменьшилось количество обучающихся, употребляющих алкоголь.

Сравнительная таблица правонарушений за 2 года

Вид правонарушения




2012 – 2013 учебный год


2013 – 2014 учебный год


1

полугодие

2

полугодие

1

полугодие

2 полугодие

Нахождение несовершеннолет-него в общественных местах в алкогольном опьянении

6 чел. /

4,7 % от общего числа обучающихся

3 чел. /

2,3 % от общего числа обучающих-ся

1 чел. /

0,8 %

от общего числа обучающих-ся

-



По количественным данным , указанных в сравнительной таблице наблюдается снижение количества обучающихся употребляющих алкоголь и задержанных на улицах города в алкогольном опьянении.

Таким образом, мы считаем, что снижению подросткового алкоголизма будет способствовать целенаправленная, систематическая профилактическая работа в школе.































Заключение.

Проведенное исследование социально – педагогической литературы и система работы социального педагога по профилактике алкогольной зависимости среди подростков позволило сделать следующие выводы.

  • алкогольная зависимость детей появляется не случайно, а под воздействием определенных факторов;

  • основные причины наследственность, семейное неблагополучие;

  • последствия – это рост правонарушений среди несовершеннолетних.

В настоящее время употребление алкоголя подростками проблема всего государства. Поэтому сейчас как никогда актуально говорить об этом и при-

нимать меры по «спасению» нашего молодого поколения.

Школа должна компенсировать недостаток позитивного социального опыта у детей из неблагополучных семей, выявлять группы с неблагоприятным морально-психологическим климатом и своевременно оздоравливать взаимоотношения в них с помощью индивидуальной воспитательной работы.

Следовательно, система работы социального педагога по профилактике употребления подростками алкоголя будет эффективной, если включает в себя:

- работу с семьей;

- индивидуальную работу с подростком;

- привлечение специалистов органов и учреждений системы профилактики.

Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.

Список литературы

  1. Аддиктивное поведение подростков / сост. С.Г. Кажарская. - Минск: Красико-Принт, 2008. - 128 с. - (Деятельность классного руководителя).

  2. Азаров, Ю. Беспризорность и детская преступность – наши беды // Воспитание школьников. – 2002. - №7. – с.60-63.

  3. Березин, С.В. Психология раннего алкоголизма [Текст] / С.В. Березин. - Самара, 2005. - 68 с.

  4. Борисов, Е.В. Алкоголь и дети [Текст] / Е.В. Борисов. - М., 2001. - 243 с.

  5. Бородкин, Ю.С. Алкоголизм: причины, следствие, профилактика [Текст] / Ю.С. Бородкин. - СПб., 2007. - 73 с.

  6. Брокан, Э.Д. Рекомендации по противоалкогольной пропаганде [Текст] / Э.Д. Брокан. - Рига, 2007. - 34 с.

  7. Василькова, Ю.В., Василькова, Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. уч. заведений. – 2-е изд., стереотип. - М.: Изд.Центр «Академия», 2001, - 440 с.

  8. Галагузова, М.А. Социальная педагогика: курс лекций: Учеб. Пособие для студ. Высших учеб. Заведений / под общ. Ред. М.А. Галагузовой. - Москва: Гуманит. изд. центр Владос, 2001. - 416 с.

  9. Головань, А. О вопросах взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Социальная педагогика. – 2005. -№3. – с.20-22.

  10. Еникеева, Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков [Текст] / Д.Д. Еникеева. - М., 2001. - 134 с.

  11. Зайнышев, И.Г. Технология социальной работы [Текст] / И.Г. Зайнышев. - М, 2004. - 56 с.

  12. Калинин, М.А. Методические рекомендации для проведения бесед по антиалкогольному воспитанию школьников [Текст] / М.А. Калинин. - Архангельск: АГПИ, 2007. - 18 с.

  13. Колесов, Д.В. Беседы об антиалкогольном воспитании [Текст] / Д.В. Колесов. - М., 2007. - 97 с.

  14. Колесов, Д.В. Актуальные вопросы антиалкогольной пропаганды и пути повышения ее эффективности [Текст] / Д.В. Колесов. - М.: Знание, 2000. - 64 с.

  15. Кондрашенко, В.Т. Пьянство и алкоголизм у подростков. - Минск.: Выш. шк., 1986. - 64 с.

  16. Копыт, Н.Я., Скворцова Е.С. Алкоголь и подростки. - Москва: Медицина, 1984. - 48 с., ил. (Научно.-попул. мед. литература. Противоалкогольная пропаганда).

  17. Копыт, Н.Я. Алкоголь и подростки [Текст] / Н.Я. Копыт. - М., 2004. - 145 с.

  18. Левко, А.И. Социальная педагогика.: Уч. пос. - Минск: УП "ИВЦ Минфина", 2003, - 341 с.

  19. Наумчик, В.Н. Социальная педагогика: Проблема "трудных" детей: Теория. Практика. Эксперимент: пособие для учителей, воспитателей, студентов и так далее. высш. учеб. заведение / В.Н. Наумчик, М.А. Паздников. - Минск: Адук. и вых., 2005. - 400 с.:, ил.

  20. Никитина,Л. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении// Воспитание школьников. – 2001. - №1. – с.31.

  21. Подростку о вреде алкоголя / Ф.Ф. Гордееня. - Минск:, 1981. - 30 с.

  22. Стриж, Э.А. Методические рекомендации для педагогов по противоалкогольной разъяснительной и воспитательной работе среди учащихся [Текст] / Э.А. Стриж. - Таллинн: PC ДОБТ. 2006. - 54 с.

  23. Суслова, В.С. Социальная диагностика: методы и способы ее осуществления [Текст] / В.С. Суслова. - М, 2003. - 87 с.

  24. Фицула, М.И. Антиалкогольная воспитательная работа в школе [Текст] / М.И. Фицула. - К.: Рад. школа, 2004. - 104 с.


Приложения

Приложение 1

Час общения « На краю пропасти» для 8-9 классов

Цель: показать негативное влияние алкоголя на человека, способствовать развитию индивидуальной ответственности личности за себя, за свое здоровье.

Оборудование: мультимедийный проектор для показа слайдов.

Ход мероприятия.

  • Вступительное слово .

Все в природе борется за чистоту, справедливость, жизнь. Маленький цветок тянется к солнцу. Ему нужно вырасти, показать свои свежие листочки, красивые ароматные цветки, бросить семена в землю, чтобы выросли другие молодые цветки. Также и человек- частичка природы, старается быть сильным, добрым, умным, здоровым в этой жизни, независимо от окружающих обстоятельств. Человек радуется красоте природы: синему морю, теплому солнцу, завораживающим звездам. Но он может, конечно, всего этого не увидеть, если… свернуть не на ту дорогу.

Сегодня, мы с вами поведем разговор об алкоголе.

Презентация «Последствия употребления алкоголя».

Обсуждение.

- Перед Вами стоит вопрос пить или не пить?

Ведь алкоголь разрушает твое будущее, употребление алкоголя препятствует получение получению престижной профессии, устройству на работу и карьерному росту.

А теперь давайте ответим на вопрос: «Ты когда – нибудь пил?»

(раздаем чистые листочки, где в течение 5 минут учащиеся отвечают анонимно на поставленный вопрос).

Вопрос: «Ты когда-нибудь пил алкогольные напитки?»

- нет никогда

- пробовал однажды, но не напился

- был пьян однажды

- иногда пью, но не напиваюсь

- был пьян 2-9 раз

- был пьян более 10 раз



Притча (заключение).

В одной далекой стране жил мудрец, на многие вопросы он знал ответы, и сотни людей приходили к нему за советом и помощью. В той же стране жил молодой человек, который, совсем недавно был еще ребенком и только начинал свой жизненный путь. Но он-то думал, что все уже знает, многое умеет, и чужих советов слушать ему не надо. Решил он провести мудреца- поймал бабочку, зажал ее между ладонями и спросил мудреца: «Что у меня в руках – живое или неживое?» Если мудрец ответил бы «живое», он сильнее сдавил бы руки, бабочка бы умерла, и мудрец оказался бы не прав, а если мудрец ответил бы «неживое», молодой человек разжал бы руки, бабочка выпорхнула, а мудрец снова был бы не прав. Но когда молодой человек подошел к мудрецу и задал свой вопрос, старый человек внимательно посмотрел на него и сказал: «ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ…»

Мне хочется , что бы вы выбрали правильный путь. И в завершение посмотрите короткий видеоролик.

Рефлексия:

- прошу вас продолжить:

для себя я понял (поняла), что…



































Приложение 2

Игра «Мое здоровье»

Цель: формирование ценностного отношения к собственному здоровью, умения противостоять зависимостям от наркотиков, алкоголя, курения.

Задачи:

  • формировать тенденции и установки ЗОЖ;

  • расширять знания по данной проблеме;

  • способствовать сознательному выбору ЗОЖ.

Ход занятия.

Здравствуйте, ребята! Тема нашего занятия «Мое здоровье».

Правила (соответствуют игре «Что? Где? Когда?»

  • В игре участвуют две команды.

  • Отвечает команда, капитан которой первым поднимет руку после вопроса ведущего. При правильном ответе на счет команды записывается соответствующее цене вопроса число баллов.

  • капитан команды в конце обсуждения должен назвать знатока, который даст ответ.

  • Дается 1 минута. Количество минут зависит от количества досрочно данных верных ответов, команда может взять больше одной дополнительной минуты.

  • Сектор «Кот в мешке». Команда передает право ответа одной из команд – соперниц.

  • Сектор «Вопрос – аукцион». Команда назначает любую цену вопросу, но не ниже номинальной и не выше суммы баллов, имеющейся на счету команды.

  • Сектор «Своя игра». Команда имеет право увеличить или уменьшить цену вопроса по своему усмотрению.

  • Сектор «Счастливый случай». Команда получает указанную на табло сумму баллов.

  • Для каждого раунда ведущий вывешивает на доску (или рисует на ней) соответствующую таблицу.

Итак, в путь!

1 раунд

Личная гигиена

Физическая культура

Питание

Здоровые зубы

10

10

10

10

20

20

20

20

30

30

30

30

40

40

40

40



Подведем итоги 1 раунда…

2 раунд

Брось сигарету!

Алкоголь – яд!

Здоровье человека и общество

20

20

20

40

40

40

80

80

80

90

90

90

Подведем итоги. У нас победила команда…

Давайте поздравим друг друга с хорошим настроением!

Тема «Личная гигиена»

10 – это необходимо принимать перед сном ежедневно, а в жаркую погоду утром и вечером? (Душ)

20 – как часто рекомендуется мыть голову? (не реже 1 раза в 10 дней)

30 – «Своя игра». Это средство действительно служит профилактикой кариеса, однако чрезмерное его употребление приводит к перенапряжению слюнных желез? (жевательная резинка)

40 – как называется предмет, используемый для чистки зубов? (зубная нить)

Тема «Физическая культура»

10 – «Кот в мешке». Тема «Загадки».

Намочи его водой

Да потри его рукой.

Как начнет гулять по шее,

сразу ты похорошеешь. (мыло.)

20 – состояние полного физического благополучия. (здоровье)

30 – такое сопровождение зарядки улучшает настроение, облегчает выполнение упражнений. (Музыкальное сопровождение).

40 – какие физические упражнения называются анаэробными? (выполняемые короткими резкими движениями.)

Тема «Питание»

10 – когда я ем, …(я глух и нем.)

20 - в каких единицах измеряется энергетическая ценность пищи? (калории)

30- «Кот в мешке». Здоровье. Способность организма противостоять действию повреждающих факторов, защитная реакция организма? (иммунитет)

40 – какие заболевания пищеварительной системы вы знаете? (гастрит, язва).

Тема «Здоровые зубы»

10 – «Вопрос – аукцион». Сколько времени нужно чистить зубы? (2-3 мин.)

20 – сколько раз в год нужно посещать стоматолога»? (2 раза)

30 – какое количество зубной пасты нужно наносить на щетку? (с горошину)

40 –в нашей стране от этого заболевания страдает почти 100 % населения? (кариес)

Тема «Брось сигарету»

20 – при попадании в больших количествах в организм человека от этого содержащегося в табаке яда начинаются судороги. (никотин)

40- почему курильщику труднее, чем некурящему , выучить стихотворение? ( у курильщиков ухудшается память)

60- что происходит с зубами человека под воздействием клейких смол, образующихся при курении? (зубы желтеют)

80- «Вопрос-аукцион». Что такое «пассивное курение»? (пребывание в накуренном помещении).

Тема «Алкоголь – яд!»

20 – какие заболевания возникают при злоупотреблении алкоголем? (язвы, гастрит)

40 – «Кот в мешке». Биология. Эти животные – распространители грибка заболевания кожи. (собаки, кошки).

60 – «вопрос-аукцион». Чем грозит употребление алкоголя беременной женщине? ( возможные патологические изменения у будущего ребенка).

80 – какое воздействие на зрение подростка оказывает алкоголь? ( снижение, потеря).

Тема «Здоровье человека и общество»

20 – продолжите древнее изречение: «В здоровом теле…(здоровый дух)

40 – «Счастливый случай» - эти две вредные привычки негативно сказываются на работе сердца. (курение и употребление алкоголя).

60 – какое воздействие оказывают наркотики на здоровье? (нарушение деятельности всех органов и систем человеческого организма, деградация личности)

80 - «Своя игра». С какого возраста начинается формирование осанки? (с первых дней жизни ребенка.)



Подведение итогов. Награждение победителей.






Выступление на тему «ПРОФИЛАКТИКА АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ»
Скачать материал
  • Другое
Описание:

  Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «СКОШ VIII вида № 4» г. Сарапула

 

 

 

 

 

Выступление на тему

 «ПРОФИЛАКТИКА АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ»

городская научно – практическая конференция учащихся и педагогов «Молодое поколение выбирает здоровый образ жизни»

 

 

Подготовила: Рочева

Елена Васильевна ,

Социальный педагог

МКС(К)ОУ «С(К)ОШ VIII вида № 4»

 

 

 

 

Апрель, 2014

 

Введение                                                                                                          3-4

Глава 1. Алкоголизм - социально-педагогическая проблема      5

·          Понятие и характеристика алкоголизма как формы                          5-6            

девиантного поведения подростков

1.2. Причины употребления   подростками алкоголя                                  7-9

 

Глава 2. Деятельность социального педагога по                                   10

профилактике   алкогольной зависимости среди подростков

2.1 Содержание работы с подростками  по профилактике                        10-16

 алкогольной зависимости

2.2  Система работы по профилактике алкогольной зависимости     17-21

среди подростков социального педагога  МКС(К)ОУ

«С(К)ОШ VIII вида № 4»

Заключение                                                                                                    22

Список литературы                                                                                   23-24

Приложения

Приложение 1. Час общения «на краю пропасти»

Приложение 2. Игра «Мое здоровье»


Введение

 На сегодняшний день проблема употребления алкоголя среди населения в России становится все более актуальной. Особенно тревожным фактом является раннее приобщение и быстрое привыкание к спиртному подростков. Привыкание к алкогольным напиткам у подростков происходит намного быстрее, чем у взрослых, что в ближайшей перспективе может привести к социальной нестабильности российского общества.

Проблема алкоголизма, особенно среди подростков является актуальной и одной из серьезнейших социально-педагогических проблем на сегодняшний день.

В настоящее время резко снижается возраст первого знакомства детей с алкоголем. По данным наркологических служб 12 % начинают употреблять спиртные напитки в 8-12 лет, а к 14-15 уже наблюдается систематическое употребление алкоголя [18, с.241].

Начало злоупотребления алкоголя теснейшим образом связано с психологическими особенностями подростка, c отклоняющимся поведением. При анализе алкоголизации несовершеннолетних употребление спиртных напитков подростками необходимо рассматривать как одну из форм нарушения поведения.

Актуальность проблемы и его практическая значимость определила цель данного выступления. 

Цель – изучение содержания работы социального педагога по профилактике алкогольной зависимости среди подростков.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

·        осуществить анализ социально-педагогической литературы по изучаемой проблеме;

·        определить сущность понятия подросткового алкоголизма;

·        изучить содержание деятельности социального педагога по профилактике алкоголизма в С(К)ОШ № 4  г. Сарапула.

Объектом исследования является подростковый алкоголизм.

Предметом исследования выступает деятельность социального педагога по профилактике подросткового алкоголизма.

Исходя из цели, была выдвинута гипотеза: снижению подросткового алкоголизма будет способствовать целенаправленная, систематическая профилактическая работа социального педагога в школе.

При подтверждении гипотезы автором были использованы следующие методы психолого-педагогического исследования:

·        метод теоретического обзора и анализа психологической и социально-педагогической литературы исследований по проблеме;

·        метод наблюдения;

·        беседа.

Теоретической основой исследования послужили труды теоретиков и практиков, посвященных проблеме подросткового алкоголизма: Сироты Н.Я., Кондрашенко В.Т., Колесова Д.В., Сироты Н.Я., Копыт Н.Я., Галагузова М.А., Мустаева Ф.А., Наумчик В.Н., Ястребов А.В. и др.

База исследования: МКС(К)ОУ «С(К)ОШ VIII вида № 4».

Целенаправленная профилактическая работа социального педагога в школе будет способствовать не только снижению алкоголизма и вредных привычек в подростковой среде, но и снижению правонарушений и преступности среди подростков.

Глава 1. Алкоголизм - социально-педагогическая проблема

·                    Понятие и характеристика алкоголизма как формы девиантного поведения подростков

Детский алкоголизм является сегодня одной из серьёзнейших социально-педагогических проблем.

Подростковый возраст и рискованное поведение - это почти синонимы. В этом возрасте становятся актуальными потребности в признании, общении, самоутверждении, новых ощущениях. Подросток живёт ими, они составляют основной смысл его жизни и заставляют действовать. Нередко самым простым и быстрым способом удовлетворения этих потребностей подростку представляется употребление алкоголя. И действительно, некоторым это даёт возможность на какое-то время почувствовать уверенность в себе, лёгкость в общении, отвлечься от своих проблем.

Понятие "алкоголизм" включает  в себя два основных критерия: медицинский и социальный. С медицинской точки зрения, алкоголизм рассматривается как - заболевание, определяющееся патологическим влечением к спиртным напиткам (психическая и физическая зависимость), развитием дисфункционального состояния, абстинентного синдрома при прекращении употребления алкоголя, а в далеко зашедших случаях - стойкими соматоневрологическими расстройствами и психической деградацией [21, с.6].

     С социальных позиций алкоголизм - форма девиантного поведения,     

     характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей

     социальной деградацией личности [21, с.8].

В последние десятилетия пьянство все шире распространяется среди подростков и юношества. Многие подростки рассматривают алкоголь как обязательный атрибут культа развлечений, а сам ритуал пьянства - как проявление мужественности и независимости [1 , с. 20].

Особенность пьянства и алкоголизма как формы девиантного поведения состоит в том, что эти явления предопределяют взаимосвязанные с ними другие социальные отклонения: преступность, правонарушения, социальный паразитизм, аморальное поведение, самоубийства.

Анализ литературы по исследуемой проблеме показал, что в настоящее время алкоголизм принято рассматривать как прогрессирующий болезненный процесс, что позволяет выделить три стадии его развития.

Первая стадия алкоголизма постепенно формируется из пьянства. Для неё характерны такие признаки как: психическая зависимость от алкоголя, возрастающая стойкость к нему, частичные нарушения памяти на период опьянения, переход от эпизодического пьянства к систематическому.

Во второй стадии патологическое влечение к алкоголю приобретает неодолимый характер. Полностью утрачивается контроль над количеством выпитого. Ранний признак этой стадии - формирование абстинентного синдрома. Наличие абстинентного синдрома, неодолимый характер влечения, высокая стойкость к алкоголю - всё это делает подростка зависимым от алкоголя не только в психическом, но и в физическом отношении [15, с.25].

Третья стадия характеризуется уменьшением стойкости к алкоголю, усилением физической зависимости от алкоголя, углубляющейся деградации личности [15, с.26].

Таким образом, последствия злоупотребления алкоголем для здоровья и социального статуса человека свидетельствуют, что оно представляет серьезную социальную опасность. Злоупотребление алкоголем разрушает общество, потому что ведет к росту правонарушений, преступности, к распаду семей, снижению производительности труда, ухудшению состояния экономики.

1.2 Причины употребления подростками алкоголя 

Большинство современных авторов (В.Т. Кондрашенко, Н.Я. Копыт, М.А. Галагузова и другие) указывают, что злоупотребление алкоголем и развитию алкоголизма способствует комплекс факторов как биологического, так и социального плана.

С точки зрения современной психологии, формирование и психическое развитие ребенка происходит в результате тесного взаимодействия трех компонентов: биологического (организм ребенка, уровень его зрелости, особенности функционирования различных органов и систем), социального (люди с их делами, взглядами, отношениями, поступками, идеалами, среди которых живет и с которыми общается ребенок) и поведенческой активности ребенка, под которой понимается физическая и умственная (стремление узнать, что это такое, как устроено и так далее) деятельность [16, с.16].

Первой социальной средой для ребенка является его семья. Она играет важнейшую и во многом решающую роль в воспитании детей. Семья обуславливает усвоение ребенком основных правил и норм поведения, вырабатывает стереотип отношения к окружающему миру. Неблагополучие семьи обязательно отражается на детях. Не случайно подростки, употребляющие алкогольные напитки, как правило, живут именно в таких семьях.

Функциональная неполноценность семей подростков, часто употребляющих алкоголь, выражается, прежде всего, в напряженной психологической обстановке, конфликтных взаимоотношениях между членами семьи. Атмосфера постоянного психологического дискомфорта выталкивает детей на улицу под влияние друзей, компании, тем более родителям часто не до них.

Характер употребления алкоголя в семье оказывает чрезвычайно большое влияние на ребенка. Существующие в семье "питейные традиции" становятся объектом наблюдения и подражания ребенка. При этом мальчики больше стараются быть похожими на отца, а девочки - на мать. Следовательно, алкоголизм родителей является причиной возникновения пьянства у детей [16, с.18].

Еще одной причиной подросткового алкоголизма является наличие "лишнего времени". Исследования, проведенные Н.Я. Копытом, свидетельствуют о том, что для подростков "группы риска" характерно как раз неумение содержательно проводить свой досуг. Для них характерны азартные игры, посещение кафе, баров, и так далее [16, с.21].

Необходимо отметить еще одну особенность проведения свободного времени подростками - обязательное наличие компании друзей, товарищей, просто сверстников. Компания друзей служит для подростка тем социальным коллективом, где происходит его дальнейшее приобщение к алкоголю.

Ряд исследователей (Н.Я. Копыт, Ф.Ф. Гордееня, В.Т. Кондрашенко) в качестве причин, ведущих к формированию алкогольной зависимости, называют условно биологические факторы, наследственные, или генетические, под которыми понимают факторы обуславливающие предрасположенность к алкоголизму. К настоящему времени накопился большой фактический материал, свидетельствующий о том, что дети, рожденные в семьях алкоголиков, более подвержены алкоголизму, чем дети здоровых родителей.

М.А. Галагузова в качестве причин приобщения к спиртным напиткам в подростковом возрасте называет:

·        неблагополучие семьи;

·        позитивная реклама в средствах массовой информации;

·        незанятость свободного времени;

·        отсутствие знаний о последствиях алкоголизма;

·        уход от проблем;

·        психологические особенности личности;

·        самоутверждение [8, с.231].

Социологи и психологи в качестве основных причин тяги подростков к алкоголю указывают на растущее психологическое напряжение, неумение, правильно использовать свободное время, неустроенную жизнь. Неблагополучие в семье и столкновение с действительностью, конфликт с общественными нормами - таковы причины роста алкоголизации и алкоголизма среди подростков [19, с. 195].

Анализ результатов исследований алкоголизации молодежи показывает, что уровень потребления спиртного выше в среде подростков, состоящих на учете в милиции, имеющих аномалии характера, и детей из семей алкоголиков.

Таким образом, причину, как пьянства, так и алкоголизма следует рассматривать под углом воздействия на организм комплекса взаимосвязанных и взаимообусловленных внешних факторов и внутренних предрасполагающих условий. Неблагоприятные биологические факторы являются своего рода катализаторами процесса злоупотребления алкоголем, порождаемого неблагоприятными семейными и поведенческими факторами.

 

 

Глава 2.  деятельность социального педагога по профилактике  алкогольной зависимости  среди подростков

2.1. Содержание работы с подростками по профилактике алкогольной зависимости

Профилактика - система экономических, социальных, гигиенических и медицинских мер, проводимых государством, общественными организациями и отдельными гражданами с целью обеспечения высокого уровня здоровья населения и предупреждения болезней.

«Цель профилактической работы - создание в молодежной среде ситуации, препятствующей злоупотреблению алкоголя. Любая профилактическая программа должна включать в себя определенные виды деятельности в каждом из следующих направлений:

1.       Распространение информации о причинах, формах и последствиях употребления алкоголя.

2.       Формирование у подростка навыков анализа и критической оценки информации, получаемой с экранов телевидения и рекламных проспектов, и умение принимать правильные решения.

3.       Представление альтернатив алкоголизма. Цель работы в данном направлении - коррекция социально-психологических особенностей личности.

4.       Взаимодействие с органами и структурами, проводящими профилактическую работу».

Согласно классификации ВОЗ, профилактику заболеваний принято разделять на первичную, вторичную и третичную. Первичная направлена на предупреждение болезней, вторичная подразумевает способы сдерживания темпа их развития и предупреждение осложнений, а третичная представляет собой комплекс реабилитационных воздействий на больных.

Первичная профилактика.

Цель первичной профилактики алкоголизма: предотвратить возникновение нарушения или начала болезни, предупредить негативные исходы и усилить позитивные результаты развития индивида.

Задачи первичной профилактики, осуществляемые социальным педагогом:

1.       Внедрение позитивной профилактики в школьные уроки, наличие пособий по профилактике и включение уроков в школьное расписание; создание групп самопомощи учеников; программы для подготовки школьных лидеров среди учеников и родителей.

2.       Выявление группы риска (по специально разработанным методическим рекомендациям).

3.       Работа с родителями (дать родителям необходимую информацию по проблеме, способствующую эффективному социально-поддерживающему и развивающему поведению; оказать помощь в осознании собственных семейных и социальных ресурсов).

4.       Работа с педагогическим коллективом (подготовка специалистов, способных проводить уроки по позитивной профилактике в школах и по появлению группы риска).

Наиболее целесообразно проводить первичную профилактику в школах в соответствии с утвержденными программами. Основные опасения: возможность спровоцировать повышенный интерес школьников к различным аспектам алкоголизации и боязнь подтолкнуть их к употреблению алкоголя.

Вторичная профилактика алкоголизма.

Главной целью вторичной профилактики является изменение дезадаптивных и псевдоадаптивных моделей поведения риска на более адаптивную модель здорового поведения.

По своей направленности на контингент риска (молодые люди, подростки и дети, начинающие употреблять алкоголь, а также лица с высокой степенью риска приобщения к потреблению алкоголя) вторичная профилактика является массовой, индивидуальной в отношении коррекции поведения отдельных лиц. Она включает в себя как социальные, психологические, так и медицинские меры специфического и неспецифического характера.

Задачи вторичной профилактики осуществляемые социальным педагогом:

·        Работа с подростками групп риска (выявление патологии, лечение и наблюдение у специалистов; создание программ для работы с ними)

·        Работа в центрах реабилитации совместно с другими специалистами, где все методы психотерапевтической работы направлены на социализацию и адаптацию (тренинги повышения самооценки, уверенности в себе, снятие напряжения, психотерапия творческим самовыражением и т.д.)

·        Работа с родителями данной группы (лекционные и практические занятия, оказывающие профессиональную психолого-педагогическую помощь нуждающимся родителям; создание групп взаимопомощи, обучение навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с детьми).

Третичная профилактика алкоголизма.

Третичная профилактика наркомании и алкоголизма направлена на восстановление личности и ее эффективного функционирования в социальной среде после соответствующего лечения, уменьшения вероятности рецидива заболевания. Второе направление третичной профилактики - снижение вреда от употребления алкоголя у тех, кто еще не готов к прекращению его употребления

Главной целью третичной профилактики является формирование социально-поддерживающей и развивающей среды (социально-поддерживающие и терапевтические сообщества, локальные и территориальные программы, программы на рабочих местах, социальные программы, альтернативные употреблению алкоголю).

Таким образом, для наибольшей эффективности профилактики алкоголизма подростков необходимо объединить усилия. Социальные педагоги должны и привлекать родителей, и обращаться за помощью в правоохранительные органы, и быть в контакте с врачами-психиатрами.

Несомненно, борьба с алкоголизмом, это задача родителей, друзей, близких, но рядом с подростком зависимым от алкоголя, должен находиться квалифицированный специалист - социальный педагог.

Основной акцент работы социального педагога со школьниками подросткового возраста - это работа с группой через следующие направления деятельности:

·        Профилактика причин и последствий алкоголизма. Это можно осуществить через проведение групповых дискуссий на темы, связанные с алкоголизмом. Результатом таких занятий должно являться формирование группового мнения, которого будут придерживаться все участники группы. Кроме дискуссий возможны и другие формы работы: проведение ролевых игр, в ходе которых проигрываются основные ситуации, связанные с потреблением алкоголя и давлением сверстников. В ролевой игре направленной на профилактику алкоголизма, можно достичь личностного развития ребёнка, сформировать умение противостоять уговорам принять спиртное. Основные социальные умения, которые может сформировать социальный педагог в подростковой группе: это умение чётко формулировать аргументы отказа от алкоголя и противостоять давлению сверстников. Формы работы: диспут, в ходе которого происходит обмен информацией о вреде алкоголя, где социальный педагог выступает в роли арбитра, деловая игра, беседа. Методы, которые запугивают детей, применять не целесообразно.

·        Организация свободного времени подростков, поскольку бессодержательный досуг является ведущим фактором риска в развитии злоупотребления подростком алкоголя. Необходима яркая своеобразная реклама деятельности кружков, секций, клубов, детских и юношеских организаций, чтобы подросток мог выбрать себе занятие по душе. Социальный педагог должен знать интересы, склонности и увлеченья подростка и помочь организовать ему содержательный досуг. В силу психологических особенностей возраста важно развивать для подростков конкретные групповые формы досуга. Следует учитывать, что наибольший интерес подростки проявляют не к интеллектуальной деятельности, а к занятиям спортом. Поэтому необходимо всячески поощрять занятия в спортивных секциях, организовывать походы, спортивные состязания и другое.

·        Антиалкогольное воспитание, проводимое социальным педагогом и направленное на формирование у подростка твёрдых антиалкогольных убеждений: о необходимости трезвого образа жизни, о недопустимости употребления алкоголя в период формирования организма, о безнравственности пьянства и алкоголизма, о формировании антисоциальной личности подростка злоупотребляющего алкоголем. Важно для социального педагога обращать внимание не сколько на вред употребления алкоголя для здоровья пьющего, сколько на вред его в социальном плане - в плане взаимоотношений школьника с окружающим миром.

·        Антиалкогольное просвещение педагогического коллектива школы тоже является функцией социального педагога. На основе знакомства с образовательными программами учреждения социальный педагог может предложить включить элементы антиалкогольного воспитания во все предметы школьного цикла. Благодаря этим дополнениям будут расширены знания учащихся о вредном воздействии алкоголя на здоровье человека и его потомство, о несовместимости употребления алкоголя с социальным образом жизни. Социальному педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы все учителя следовали антиалкогольным установкам, были примером трезвого образа жизни, отрицательно относились к алкоголю во всех ситуациях школьной и внешкольной жизни.

·        Посредническая деятельность социального педагога- подключение к профессиональной работе не только родителей, учащихся, но и сотрудников милиции, врачей, работников ближайших предприятий, общественности.

·        Преодоление социально-педагогической запущенности школьника, проявляющегося в виде ограниченного словарного запаса, бедности знаний об окружающем мире, недостаточной усвоенности различных навыков.

В заключении необходимо ещё раз подчеркнуть, что проблема алкоголизма школьников - проблема комплексная и её решение может дать положительный результат только при условии, что её реализация будет осуществляться не только усилиями социального педагога, но и всех субъектов деятельности [15, с.32].

 

2.2. Система  работы по профилактике алкогольной зависимости среди подростков социального педагога МКС(К)ОУ  «С(К)ОШ VIII вида № 4» г. Сарапула

   МКС(К)ОУ «С(К)ОШ VIII вида № 4» находится по адресу: г.Сарапул ул.Гагарина д.20.

 Источники отрицательного влияния:

- проезжая дорога;

- свободная торговля табачными изделиями и алкогольными напитками   (ларьки);

- питейные заведения.

Основной контингент обучающихся это дети с клиническим диагнозом «олигофрения». Как известно им свойственно недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Это объясняет большой процент нарушенного поведения,  которое проявляется в склонности к бродяжничеству, воровству, ранней алкоголизации, токсикомании. Как правило, дети с таким поведением попадают в поле зрения правоохранительных органов и требуют особого внимания со стороны образовательного учреждения.

    В настоящее время в образовательном учреждении обучаются 129 обучающихся из разных семей:

Тип семьи

Кол-во

Семьи, в которых дети проживают с одним родителем

38

Многодетных (малообеспеченных) семей

24

Неблагополучных  семей

5

Дети, проживающие  с опекунами

4

Семьи и несовершеннолетние, находящиеся в социально – опасном положении

4

 

Представленные данные говорят о том, что в основном семьи из слабозащищенных слоев населения. Поэтому они нуждаются в социально-педагогической поддержке со стороны школы.

    Анализ работы школы за 2012 год показал рост числа обучающихся, задержанных в нетрезвом состоянии.  В связи с этим в школе была организована целенаправленная работа по снижению количества обучающихся употребляющих алкоголь и задержанных в алкогольном опьянении на улицах города.

Был разработан комплексный план мероприятий по профилактике алкогольной зависимости обучающихся, который охватывает работу с педагогическим коллективом, с обучающимися и их родителями.

Для  эффективности работы в данном направлении социальный педагог взаимодействует с органами и учреждениями системы профилактики: ОДН, отделом медицинской профилактики, управлением по делам семьи, материнства и детства. 

Основные задачи по профилактике алкогольной зависимости:

·        Предоставление учащимся объективной информации  о влиянии алкоголя на организм человека.

·        Формирование у них негативного отношения к распитию спиртных напитков .

·        Формирование умения противостоять давлению сверстников.

     В работе по профилактике здорового образа жизни, зависимостей и вредных привычек можно выделить следующие направления деятельности:

·        Диагностика отношения обучающихся к употреблению алкоголя;

·        Информационное обеспечение обучающихся по данной проблеме;

·        Формирование негативного отношения к употреблению алкоголя;

·        Совместная деятельность обучающихся по осознанию и профилактике употребления алкоголя;

·        Проведение мероприятий, направленных на формирование эмоционального неприятия употребления алкоголя;

·        Индивидуальная работа с обучающимися, склонными к употреблению алкоголя.

Для подтверждения гипотезы социальным педагогом проводилась  профилактическая работа с обучающимися 7-9 классов. Выбор был обусловлен тем, что в 8-9 классах обучаются отдельные школьники, замеченные в употреблении спиртного, в 7 классе - с целью предупредить употребление алкоголя подростками.

В профилактическую работу входили:

·        Акции «Здоровым быть модно!» , «Знать чтобы жить!»;

·        Оформление информационного стенда для обучающихся «Сделай правильный выбор»;

·        Круглые столы «Влияние алкоголя на развитие растущего организма», «Употребление алкоголя – опасная болезнь», «Подростки и алкоголь» с участием специалистов отдела медицинской профилактики , инспектора ОДН;

·        Размышление на тему «В здоровом теле – здоровый дух», «Как победить дракона или удержись от вредной привычки» ;

·        Часы общения «Полезные и вредные привычки», «Дорога к себе», «Чтобы не пропасть поодиночке», «Свободный человек и его выбор», «Все в твоих руках», «На краю пропасти» (Приложение 1);

·        Просмотр видеороликов по ЗОЖ;

·        Игра «Мое здоровье» (Приложение 2);

·         Брейн – ринг «Зона риска» ;

·        КВН «За здоровый образ жизни»;

·        Единый день профилактики с участием специалистов отдела медицинской профилактики, инспектора ОДН;

·        Индивидуальная работа с родителями и отдельными обучающимися: посещение семей и беседа с родителями по вопросу употребления алкоголя их детьми и индивидуальные занятия с обучающимися, замеченными в употреблении алкоголя;

·        Организация в школьной библиотеке выставки книг по проблеме алкогольной зависимости;

·        Участие в организации выступления на общешкольном родительском собрании инспектора ОДН по вопросам ответственности родителей за употребление несовершеннолетними алкоголя;

·        Проведение лекториев для родителей «Роль семьи в формировании ЗОЖ и позитивных привычек ребенка», «Роль правовых знаний в предупреждении правонарушений подростков» с участием специалистов;

·         Вопросы, связанные с профилактикой алкогольной зависимости среди подростков  рассматриваются на МО классных руководителей.

      При системе работы школы по профилактике алкогольной зависимости  мы добились положительных результатов:

·        уменьшилось количество обучающихся, употребляющих  алкоголь.   

Сравнительная таблица правонарушений за 2 года

Вид правонарушения

 

 

 

2012 – 2013 учебный год

 

2013 – 2014 учебный год

 

1

полугодие

2

полугодие

1

полугодие

2 полугодие

Нахождение несовершеннолет-него в общественных местах в алкогольном опьянении

6 чел. /

4,7 % от общего числа обучающихся

3 чел. /

2,3 % от общего числа обучающих-ся

1 чел. /

0,8 %

от общего числа обучающих-ся

-

 

По количественным данным , указанных в сравнительной таблице наблюдается снижение количества обучающихся употребляющих алкоголь и  задержанных на улицах города в алкогольном опьянении. 

    Таким образом, мы считаем, что снижению подросткового алкоголизма будет способствовать целенаправленная, систематическая профилактическая работа в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

    Проведенное исследование социально – педагогической литературы и система работы социального педагога по профилактике алкогольной зависимости среди подростков позволило сделать следующие выводы.

·        алкогольная зависимость детей появляется не случайно, а под воздействием  определенных факторов;

·        основные причины наследственность, семейное неблагополучие; 

·        последствия – это рост правонарушений среди несовершеннолетних.

    В настоящее время употребление алкоголя подростками проблема всего государства. Поэтому сейчас как никогда актуально говорить об этом и при-

нимать меры по «спасению» нашего молодого поколения.  

Школа должна компенсировать недостаток позитивного социального опыта у детей из неблагополучных семей, выявлять группы с неблагоприятным морально-психологическим климатом и своевременно оздоравливать взаимоотношения в них с помощью индивидуальной воспитательной работы.   

    Следовательно, система работы социального педагога по профилактике  употребления подростками алкоголя будет эффективной, если включает в себя:

- работу с семьей;

- индивидуальную работу с подростком;

- привлечение специалистов органов и учреждений системы профилактики.

   Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.

Список литературы

1.     Аддиктивное поведение подростков / сост. С.Г. Кажарская. - Минск: Красико-Принт, 2008. - 128 с. - (Деятельность классного руководителя).

2.     Азаров, Ю. Беспризорность и детская преступность – наши беды // Воспитание школьников. – 2002. - №7. – с.60-63.

3.     Березин, С.В. Психология раннего алкоголизма [Текст] / С.В. Березин. - Самара, 2005. - 68 с.

4.     Борисов, Е.В. Алкоголь и дети [Текст] / Е.В. Борисов. - М., 2001. - 243 с.

5.     Бородкин, Ю.С. Алкоголизм: причины, следствие, профилактика [Текст] / Ю.С. Бородкин. - СПб., 2007. - 73 с.

6.     Брокан, Э.Д. Рекомендации по противоалкогольной пропаганде [Текст] / Э.Д. Брокан. - Рига, 2007. - 34 с.

7.     Василькова, Ю.В., Василькова, Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. уч. заведений. – 2-е изд., стереотип. - М.: Изд.Центр «Академия», 2001, - 440 с.

8.     Галагузова, М.А. Социальная педагогика: курс лекций: Учеб. Пособие для студ. Высших учеб. Заведений / под общ. Ред. М.А. Галагузовой. - Москва: Гуманит. изд. центр Владос, 2001. - 416 с.

9.     Головань, А. О вопросах взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Социальная педагогика. – 2005. -№3. – с.20-22.

10. Еникеева, Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков [Текст] / Д.Д. Еникеева. - М., 2001. - 134 с.

11. Зайнышев, И.Г. Технология социальной работы [Текст] / И.Г. Зайнышев. - М, 2004. - 56 с.

12. Калинин, М.А. Методические рекомендации для проведения бесед по антиалкогольному воспитанию школьников [Текст] / М.А. Калинин. - Архангельск: АГПИ, 2007. - 18 с.

13. Колесов, Д.В. Беседы об антиалкогольном воспитании [Текст] / Д.В. Колесов. - М., 2007. - 97 с.

14. Колесов, Д.В. Актуальные вопросы антиалкогольной пропаганды и пути повышения ее эффективности [Текст] / Д.В. Колесов. - М.: Знание, 2000. - 64 с.

15. Кондрашенко, В.Т. Пьянство и алкоголизм у подростков. - Минск.: Выш. шк., 1986. - 64 с.

16. Копыт, Н.Я., Скворцова Е.С. Алкоголь и подростки. - Москва: Медицина, 1984. - 48 с., ил. (Научно.-попул. мед. литература. Противоалкогольная пропаганда).

17. Копыт, Н.Я. Алкоголь и подростки [Текст] / Н.Я. Копыт. - М., 2004. - 145 с.

18. Левко, А.И. Социальная педагогика.: Уч. пос. - Минск: УП "ИВЦ Минфина", 2003, - 341 с.

19. Наумчик, В.Н. Социальная педагогика: Проблема "трудных" детей: Теория. Практика. Эксперимент: пособие для учителей, воспитателей, студентов и так далее. высш. учеб. заведение / В.Н. Наумчик, М.А. Паздников. - Минск: Адук. и вых., 2005. - 400 с.:, ил.

20. Никитина,Л. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении// Воспитание школьников. – 2001. - №1. – с.31.

21. Подростку о вреде алкоголя / Ф.Ф. Гордееня. - Минск:, 1981. - 30 с.

22. Стриж, Э.А. Методические рекомендации для педагогов по противоалкогольной разъяснительной и воспитательной работе среди учащихся [Текст] / Э.А. Стриж. - Таллинн: PC ДОБТ. 2006. - 54 с.

23. Суслова, В.С. Социальная диагностика: методы и способы ее осуществления [Текст] / В.С. Суслова. - М, 2003. - 87 с.

24. Фицула, М.И. Антиалкогольная воспитательная работа в школе [Текст] / М.И. Фицула. - К.: Рад. школа, 2004. - 104 с.

 

Приложения

Приложение 1

Час общения « На краю пропасти» для 8-9 классов

Цель: показать негативное влияние алкоголя на человека, способствовать развитию индивидуальной ответственности личности за себя, за свое здоровье.

Оборудование: мультимедийный проектор для показа слайдов.

Ход мероприятия.

·        Вступительное слово .

Все в природе борется за чистоту, справедливость, жизнь. Маленький цветок тянется к солнцу. Ему нужно вырасти, показать свои свежие листочки, красивые ароматные цветки, бросить семена в землю, чтобы выросли другие молодые цветки. Также и человек- частичка природы, старается быть сильным, добрым, умным, здоровым в этой жизни, независимо от окружающих обстоятельств. Человек радуется красоте природы: синему морю, теплому солнцу, завораживающим звездам. Но он может, конечно, всего этого не увидеть, если… свернуть не на ту дорогу.

    Сегодня, мы с вами поведем разговор об алкоголе.

Презентация «Последствия употребления алкоголя». 

Обсуждение.

- Перед Вами стоит вопрос пить или не пить?

Ведь алкоголь разрушает твое будущее, употребление алкоголя препятствует  получение получению престижной профессии, устройству на работу и карьерному росту.

    А теперь давайте ответим на вопрос: «Ты когда – нибудь пил?»

(раздаем чистые листочки, где в течение 5 минут учащиеся отвечают анонимно на поставленный вопрос).

Вопрос: «Ты когда-нибудь пил алкогольные напитки?»

- нет никогда

- пробовал однажды, но не напился

- был пьян однажды

- иногда пью, но не напиваюсь

- был пьян 2-9 раз

- был пьян более 10 раз

 

  Притча (заключение).

    В одной далекой стране жил мудрец, на многие вопросы он знал ответы, и сотни людей приходили к нему за советом и помощью. В той же стране жил молодой человек, который, совсем недавно был еще ребенком и только начинал свой жизненный путь. Но он-то думал, что все уже знает, многое умеет, и чужих советов слушать ему не надо. Решил он провести мудреца- поймал бабочку, зажал ее между ладонями и спросил мудреца: «Что у меня в руках – живое или неживое?» Если мудрец ответил бы «живое», он сильнее сдавил бы руки, бабочка бы умерла, и мудрец оказался бы не прав, а если мудрец ответил бы «неживое», молодой человек разжал бы руки, бабочка выпорхнула, а мудрец снова был  бы не прав. Но когда молодой человек подошел к мудрецу и задал свой вопрос, старый человек внимательно посмотрел на него и сказал: «ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ…»

    Мне хочется , что бы вы выбрали правильный путь. И в завершение посмотрите короткий  видеоролик.

 

Рефлексия:

- прошу вас продолжить:

для себя я понял (поняла), что…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Игра «Мое здоровье»

Цель: формирование ценностного отношения к собственному здоровью, умения противостоять зависимостям от наркотиков, алкоголя, курения.

Задачи:

·        формировать тенденции и установки ЗОЖ;

·        расширять знания по данной проблеме;

·        способствовать сознательному выбору ЗОЖ.

Ход занятия.

Здравствуйте, ребята! Тема нашего занятия «Мое здоровье».

Правила (соответствуют игре «Что? Где? Когда?»

·        В игре участвуют две  команды.

·        Отвечает команда, капитан которой первым поднимет руку после вопроса ведущего. При правильном ответе на счет команды записывается соответствующее цене вопроса число баллов.

·        капитан команды в конце обсуждения должен назвать знатока, который даст ответ.

·        Дается 1 минута. Количество минут зависит от количества досрочно данных верных ответов, команда может взять больше одной дополнительной минуты.

·        Сектор «Кот в мешке». Команда передает право ответа одной из команд – соперниц.

·        Сектор «Вопрос – аукцион». Команда назначает любую цену вопросу, но не ниже номинальной и не выше суммы баллов, имеющейся на счету команды.

·        Сектор «Своя игра». Команда имеет право увеличить или уменьшить цену вопроса по своему усмотрению.

·        Сектор «Счастливый случай». Команда получает указанную на табло сумму баллов.

·        Для каждого раунда ведущий вывешивает на доску (или рисует на ней) соответствующую таблицу.

Итак, в путь!

1 раунд

Личная гигиена

Физическая культура

Питание

Здоровые зубы

10

10

10

10

20

20

20

20

30

30

30

30

40

40

40

40

 

 Подведем итоги 1 раунда…

2 раунд

 Брось сигарету!

Алкоголь – яд!

Здоровье человека и общество

20

20

20

40

40

40

80

80

80

90

90

90

         

    

Подведем итоги. У нас победила команда…

Давайте поздравим друг друга с хорошим настроением!

Тема «Личная гигиена»

10 – это необходимо принимать перед сном ежедневно, а в жаркую погоду утром и вечером? (Душ)

20 – как часто рекомендуется мыть голову? (не реже 1 раза в 10 дней)

30 – «Своя игра». Это средство действительно служит профилактикой кариеса, однако чрезмерное его употребление приводит к перенапряжению слюнных желез? (жевательная резинка)

40 – как называется предмет, используемый для чистки зубов? (зубная нить)

Тема «Физическая культура»

10 – «Кот в мешке». Тема «Загадки».

Намочи его водой

Да потри его рукой.

Как начнет гулять по шее,

сразу ты похорошеешь. (мыло.)

20 – состояние полного физического благополучия. (здоровье)

30 – такое сопровождение зарядки улучшает настроение, облегчает выполнение упражнений. (Музыкальное сопровождение).

40 – какие физические упражнения называются анаэробными? (выполняемые короткими резкими движениями.)

Тема «Питание»

10 – когда я ем, …(я глух и нем.)

20 - в каких единицах измеряется энергетическая ценность пищи? (калории)

30- «Кот в мешке». Здоровье. Способность организма противостоять действию повреждающих факторов, защитная реакция организма? (иммунитет)

40 – какие заболевания пищеварительной системы вы знаете? (гастрит, язва). 

Тема «Здоровые зубы»

10 – «Вопрос – аукцион». Сколько времени нужно чистить зубы? (2-3 мин.)

20 – сколько раз в год нужно посещать стоматолога»? (2 раза)

30 – какое количество зубной пасты нужно наносить на щетку? (с горошину)

40 –в нашей стране от этого заболевания страдает почти 100 %  населения? (кариес)

Тема «Брось сигарету»

20 – при попадании в больших количествах в организм человека от этого содержащегося в табаке  яда начинаются судороги. (никотин)

40- почему курильщику труднее, чем некурящему , выучить стихотворение? ( у курильщиков ухудшается память)

60- что происходит с зубами человека под воздействием клейких смол, образующихся при курении? (зубы желтеют)

80- «Вопрос-аукцион». Что такое «пассивное курение»? (пребывание в накуренном помещении).

Тема «Алкоголь – яд!»

20 – какие заболевания возникают при злоупотреблении алкоголем? (язвы, гастрит)

40 – «Кот в мешке». Биология. Эти животные – распространители грибка заболевания кожи. (собаки, кошки).

60 – «вопрос-аукцион». Чем грозит употребление алкоголя беременной женщине? ( возможные патологические изменения у будущего ребенка).

80 – какое воздействие на зрение подростка оказывает алкоголь? ( снижение, потеря).

Тема «Здоровье человека и общество»

20 – продолжите древнее изречение: «В здоровом теле…(здоровый дух)

40 – «Счастливый случай» - эти две вредные привычки негативно сказываются на работе сердца. (курение и употребление алкоголя).

60 – какое воздействие оказывают наркотики на здоровье? (нарушение деятельности всех органов и систем человеческого организма, деградация личности)

80 - «Своя игра». С какого возраста начинается формирование осанки? (с первых дней жизни ребенка.)

 

 Подведение итогов. Награждение победителей.

 



Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 25 октября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru

Скачать материал
Автор Рочева Елена Васильевна
Дата добавления 21.11.2014
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 7472
Номер материала 4537
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓