Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Начальные классы / Выступление на педсовете "Организация внеурочной деятельности младших школьников на основе системно-деятельностного подхода.

Выступление на педсовете "Организация внеурочной деятельности младших школьников на основе системно-деятельностного подхода.

Организация внеурочной деятельности младших школьников
Современные требования к школе и учителю Не предмет формирует личность, а учи...
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
 Работа по привлечению обучающихся 1-4 классов во внеурочную деятельность  ос...
Китайская мудрость гласит: Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я дела...
Это не классно-урочные занятия (игровая форма, метод полилога, проектная дея...
Педагог – тьютор 	 учит учиться, включая детей в деятельность, оказывает им...
Принципы организации внеурочной деятельности
Уровни результатов внеурочной деятельности 1 уровень: школьник знает и поним...
Практика достижения результатов Вид Формы 1. Игровая Ролевая игра 2. Познават...
Эффекты внеурочной деятельности -появление детско-подростковой общности; -«с...
Базовые образовательные технологии 1.Обучение на основе проблемных ситуаций....
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
‹‹
1 из 13
››

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Организация внеурочной деятельности младших школьников
Описание слайда:

Организация внеурочной деятельности младших школьников

№ слайда 2 Современные требования к школе и учителю Не предмет формирует личность, а учи
Описание слайда:

Современные требования к школе и учителю Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.

№ слайда 3 Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
Описание слайда:

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности

№ слайда 4  Работа по привлечению обучающихся 1-4 классов во внеурочную деятельность  ос
Описание слайда:

 Работа по привлечению обучающихся 1-4 классов во внеурочную деятельность  осуществляется через посещение кружков

№ слайда 5 Китайская мудрость гласит: Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я дела
Описание слайда:

Китайская мудрость гласит: Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю. Между обучением и психическим развитием стоит деятельность

№ слайда 6 Это не классно-урочные занятия (игровая форма, метод полилога, проектная дея
Описание слайда:

Это не классно-урочные занятия (игровая форма, метод полилога, проектная деятельность, ИКТ ). ОТЛИЧИЕ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№ слайда 7 Педагог – тьютор 	 учит учиться, включая детей в деятельность, оказывает им
Описание слайда:

Педагог – тьютор учит учиться, включая детей в деятельность, оказывает им педагогическую поддержку в развитии интереса к познанию, творчеству, занятиям физической культурой и т.д. Помогает им планировать свои достижения, добиваться их осуществления.

№ слайда 8 Принципы организации внеурочной деятельности
Описание слайда:

Принципы организации внеурочной деятельности

№ слайда 9 Уровни результатов внеурочной деятельности 1 уровень: школьник знает и поним
Описание слайда:

Уровни результатов внеурочной деятельности 1 уровень: школьник знает и понимает…; 2 уровень: школьник ценит …; 3 уровень: школьник самостоятельно действует…

№ слайда 10 Практика достижения результатов Вид Формы 1. Игровая Ролевая игра 2. Познават
Описание слайда:

Практика достижения результатов Вид Формы 1. Игровая Ролевая игра 2. Познавательная Викторины, познавательные игры, познавательные беседы. 3. Проблемно-ценностное общение Этическая беседа 4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение) Культпоходы в театры, музеи, выставки. 5. Художественное творчество Кружки художественного творчества. 6. Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность) Социальная проба(инициативное участие ребенка в социальной акции, организованной взрослыми). 7. Трудовая (производственная) деятельность конструирование 8. Спортивно-оздоровительная деятельность Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах. 9. Туристско-краеведческая деятельность Образовательная экскурсия

№ слайда 11 Эффекты внеурочной деятельности -появление детско-подростковой общности; -«с
Описание слайда:

Эффекты внеурочной деятельности -появление детско-подростковой общности; -«слияние» внеурочной и воспитательной деятельности; - принцип интеграции внеурочной и урочной деятельности; -становится приоритетным системно-деятельностный подход.

№ слайда 12 Базовые образовательные технологии 1.Обучение на основе проблемных ситуаций.
Описание слайда:

Базовые образовательные технологии 1.Обучение на основе проблемных ситуаций. 2. Проектная деятельность. 3. Уровневая дифференциация. 4. Информационно-коммуникативные технологии. 5. Интерактивные технологии.

№ слайда 13 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Описание слайда:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

  • Начальные классы
Описание:

    Воспитание в школе - это не специальные разовые мероприятия. Как подчёркивается в Примерной программе воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование), «подход, при котором воспитание сведено к проведению ме­роприятий и фактически отделено от содержания деятельнос­ти ребёнка в школе, в семье, в группе сверстников. Это приводит к снижению жизненного потенциала ребёнка, росту неуверенности в собственных силах, падению доверия другим людям».

     Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государ­ственном образовательном стандарте начального общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внима­ние, определено пространство и время в образовательном процессе.

     Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

     Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений ор­ганизация занятий по направлениям внеурочной деятельнос­ти является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, ис­пользуется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

     В нашей школе внеурочная деятельность состоит из 5 направлений, представленных программами.

 

№ п/п

Название модуля

 Количество часов в неделю

1.Спортивно-оздоровительное направление

1.1.

Программа курса «Мир танцев»

1

1.2.

Программа курса «Спортландия»

1

2.Общекультурное направление

2.1.

Программа курса «Весёлые нотки»

1,5

2.2.

Программа курса «Страна Этикета»

0,5

                                     3.Духовно-нравственное направление

3.1.

Программа курса «Уроки нравственности»

1

3.2

Программа курса «Игровая психотерапия»

1

4.Социальное направление

4.1.

Программа курса «Оч.умелые ручки»

1

4.2

Программа курса «Мои первые проекты

1

                 5.Общеинтеллектуальное направление

5.1.

Программа курса «Занимательная грамматика»

1

5.2

 Программа курса  «В гостях у сказки»

1

 

1. Спортивно-оздоровительное направление. Оно представлено в нашей школе кружками «Мир танцев» и «Спортландия». Цель: укрепление здоровья, развитие двигательных способностей, получение теоретических и практических знаний о здоровом образе жизни. Повышенная двигательная активность - биологическая потребность младшего школьника, от степени удовлетворения которой зависит его здоровье и общее развитие.

2. Общекультурное направление представлено кружками «Весёлые нотки» и  «Страна этикета» . Их целью является раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества, развитие умения видеть жизнь глазами творческого человека. По этому направлению педагоги  осуществляет свою работу в форме игровых занятий, мини-спектаклей, конкурсов, выставок.

 3. Общеинтеллектуальное  направление представлено кружками «Занимательная грамматика» и «В гостях у сказки». Программы данных курсов позволяют показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения курсов школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.

  Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию

4. Духовно-нравственное направление осуществляется в кружках «Уроки нравственности» и «Игровая психотерапия». Программа данного кружка определяет содержание, основные пути развития, становления личности. Работа проводится в форме бесед, сообщений, экскурсий, тематических праздников, просмотра видеофильмов и др.

5. Социальное направление представлено кружками «Оч.умелые ручки» и «Мои первые проекты».  Ведущей идеей программ является поиск средств и способов такой организации учебного процесса, в ходе которого произойдёт освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром.

     Формы организации занятий данных кружков разнообразны. Это беседы, продуктивные (инновационные) игры, эксперименты, наблюдения, экспресс-исследования, коллективные, групповые и индивидуальные исследования, защита исследовательских работ, коллективные путешествия, посещение объектов с исследовательской целью.

  При организации внеурочной деятельности школьни­ков педагогу необходимо понимать различие между результатами и эф­фектами этой деятельности. В сфере школьного воспитания имеет мес­то серьёзная путаница понятий «результат» и «эффект». При­вычны утверждения, что результатом воспитательной деятель­ности педагога является развитие личности школьника, формирование его социальной компетентности и т. д. При этом упускается из виду (вольно или невольно), что развитие личности ребёнка зависит не только от усилий педагогов, но и от его собственных усилий, от воспитательных «вкладов» в него семьи, друзей, ближайшего окружения, других факторов, т. е. разви­тие личности ребёнка — это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания (в том числе сам ребёнок) достигли своих результатов. Тогда в чём же результат воспитательной деятельности педагога? Невнятность понимания самими учителями результатов своей деятельности не позволяет уверенно предъявлять эти результаты обществу, рождает общественное сомнение и не­доверие к педагогической деятельности.

         Результат - это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, работая над проектом, не только пре­одолел сложности (фактический результат), но и приоб­рёл некое знание о себе и окружающих, пережил и прочув­ствовал нечто как ценность, приобрёл опыт самостоятельного действия (воспитательный результат).

Эффект — это послед­ствие результата. Например, приобретённое знание, пережи­тые чувства и отношения, совершенные действия развили че­ловека как личность, способствовали формированию его компетентности.

Итак, воспитательный результат внеурочной деятель­ности -  непосредственное приобре­тение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Но может быть, гораздо более серьёзное последствие не­различения педагогами результатов и эффектов в том, что утрачивается понимание цели и смысла педагогической дея­тельности.  Например, сегодня в школьном образовании резко обострилась борьба за так называемого хорошего ученика, в том числе и потому, что такой ученик гарантированно пока­зывает высокие результаты обученности и воспитанности. Не вполне понимая результаты и эффекты своей работы, не умея внятно предъявить их социуму и при этом испытывая давле­ние с его стороны, учителя таким непедагогичным образом страхуются от профессиональных неудач.

Становится ясным, что педагог-профессионал видит ре­зультаты своей работы прежде эффектов. Ничто не отменяет для него необхо­димости добиваться воспитательного результата.  Но в любом воспитательном эффекте он должен уметь различать свой вклад и вклад других субъектов воспитания и социализации.

Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов - приобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие первоклассника со своими учителями как значимыми для него носителями положительного повседневного опыта.

Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации не будет вызывать доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни. Об этом мы, педагоги часто говорим родителям.

Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, культура) отношения к со­циальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищённой, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, юный человек действи­тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

Достижение трёх уровней результатов внеурочной дея­тельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентич­ность в её страновом, этническом, тендерном и других ас­пектах.

При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Пе­дагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить исполь­зуемыми формами внеурочной деятельности достижение ре­бенком первого уровня результатов. Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллекти­ва, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприят­ную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность вы­хода в пространство общественного действия (т. е. достиже­ние третьего уровня результатов). Такой выход для учени­ка начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной со­циальной ситуации конфликтность и неопределённость долж­ны быть в известной степени ограниченны.

Взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятель­ности. Каждому уровню результатов внеурочной деятельнос­ти соответствует своя образовательная форма (точнее, тип образовательной формы, т. е. ряд содержательно и структур­но близких форм).

Первый уровень результатов может быть достигнут относи­тельно простыми формами, второй уровень — более сложны­ми, третий уровень — самыми сложными формами внеуроч­ной деятельности.

Практически невозможно достигнуть результата вто­рого и тем более третьего уровня формами, соответствующи­ми первому уровню результатов. В то же время в формах, на­целенных на результат высшего уровня, достижимы и результаты предшествующего уровня. Однако важно пони­мать: форсирование результатов и форм не обеспечивает повышения качества и эффективности деятельности. Пе­дагог, не владеющий формами деятельности для достижения результатов первого уровня, не может действенно выйти на результаты и формы второго и тем более третьего уровня. Он может это сделать только имитационно.

Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности должно позволить педагогам:

  • разрабатывать  образовательные  программы  внеуроч­ной   деятельности   с   чётким   и   внятным   представлением о результате;
  • подбирать такие формы внеурочной деятельности, кото­рые гарантируют достижение результата определённого уровня;
  • выстраивать логику перехода от результатов одного уров­ня к результатам другого;
  • диагностировать результативность и эффективность вне­ урочной деятельности;
  • оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, на какой результат они претендуют, соответствуют ли избранные формы предполагаемым результатам и т. д.).

Принципами организации внеурочной деятельности в нашей школе стали:

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся;
  • преемственность с технологиями учебной деятельности;
  • опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности:

  • реализация образовательных программ, разработанных педагогами школы;
  • включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы школы по пяти направлениям;

Воспитательные  результаты внеурочной деятельности школьников

  1-й уровень – школьник  знает и понимает общественную жизнь

   2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь

  3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни

Базовые образовательные технологии (в рамках реализации СДП):

1.Обучение на основе проблемных ситуаций.

2. Проектная деятельность.

3. Уровневая дифференциация.

4. Информационно-коммуникативные технологии.

5. Интерактивные технологии.

 

Выявленные проблемы:

1. Дефицит программ, адекватных задачам и возрасту учащихся.

2. Отсутствие понимания у части педагогов взамимосвязи между результатом и формами проведения внеурочной деятельности.

3. Недостаточное материально-техническое обеспечение.

4. Слабая мобильность детей.

5. Большая наполняемость групп на кружках.

Скачать материал
Автор Идрисова Алиме Асановна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1971
Номер материала 18502
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы