Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
2 слайд
ПЛАН:
1. Систематизация теоретических положений о ключевом понятии «Мотивация учебной деятельности»
2. Структурная схема «Мотивационная сфера учащегося»
3. Приёмы формирования мотивационной учебной деятельности.
3 слайд
4 слайд
«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»
Учитель должен формировать у обучающихся соответствующую мотивацию.
5 слайд
Что же такое мотивация?
Мотивацию можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.
Что она объясняет?
Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение определенной цели.
6 слайд
МОТИВАЦИЯ
Побуждение, вызывающее активность и определяющее её направленность.
7 слайд
МОТИВ
Приводить в движение, толкать
Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей человека (обучающегося)
8 слайд
МОТИВ УЧЕНИЯ
Побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его завершении.
9 слайд
10 слайд
Познавательные
Овладение новыми знаниями
Новые способы добывания знаний
Самообразование
11 слайд
Социальные мотивы
-Долг, ответственность
- польза для взрослой жизни
- Заслужить авторитет, занять свое место в обществе
-Сотрудничество и общение с людьми
12 слайд
СМЫСЛ УЧЕНИЯ
Внутреннее отношение учащегося к учению, сложное личностное образование, которое включает в себя два момента:
1. Осознание учащимся объективной значимости учения.
2. Понимание им субъективной значимости учения.
13 слайд
ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ
Это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность.
____________________________
ЧЕРЕЗ ПОСТАНОВКУ ЦЕЛЕЙ ВОПЛОЩАЮТСЯ МОТИВЫ УЧЕНИЯ.
14 слайд
Постановка целей
Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;
Совместный с учащимися выбор средств, адекватных цели;
Выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
Создание ситуации успеха;
15 слайд
УСТАНОВКИ УЧИТЕЛЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ПОСТАНОВКИ ЦЕЛЕЙ
Совместная работа с детьми по осмыслению и принятию целей предстоящей деятельности и постановки учебных задач
Выбор средств адекватных цели
Учет возрастных и психофизических особенностей
Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий
16 слайд
Какими же качествами должен обладать учитель, чтобы его отношения с учащимися содействовали появлению и проявлению интереса к предмету?
Эрудиция учителя, умение последовательно усложнять познавательные задачи.
Увлечённость предметом.
Любовь к работе.
Доброжелательное отношение к учащимся.
Вера в ученика, в его познавательные силы(Педагогический оптимизм).
17 слайд
Компоненты мотивационной сферы учения
и
Установки и действия
педагога
18 слайд
Смысл учения Мотив учения
Учет возрастных особенностей учащихся
Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач
Создание ситуации успеха
Вера учителя в возможности ученика (сравнение его сегодняшнего с ним вчерашним)
Форсирование адекватной самооценки у учащихся
Выбор действия в соответствии с возможностями ученика (ЛОО)
19 слайд
Эмоции
Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
Использование коллективных и групповых форм организации учебной деятельности;
Эмоциональная речь учителя;
Применение поощрения и порицания;
Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий.
Использование игровых технологий.
20 слайд
Интерес
Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
Нестандартная форма проведения уроков;
Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;
Эмоциональная речь учителя.
Применение поощрения и порицания
Работа в Зоне ближайшего развития учащегося (ЗБР) и нацеливание на ЗПР (зону перспективного развития)
В том числе ярко выраженная профнаправленность
21 слайд
УСТАНОВКИ И ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛА УЧЕНИЯ:
Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию способов выполнения заданий без боязни ошибиться
Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но процессу его достижения.
Формирование адекватной самооценки
22 слайд
Эмотивный компонент и способы его формирования (способы эмоциональной стимуляции)
Показать ценностную значимость предмета, перспективность знаний и умений для жизни
Реализация деятельности, поощрение познавательной активности
Поощрение самостоятельности
Вз/связь этапов (незатухание интереса, от этапа к этапу)
Разнообразие приемов, методов, видов деятельности
Доброжелательные взаимоотношения
Эмоциональное богатство педагога, яркость личности
23 слайд
УСТАНОВКИ УЧИТЕЛЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВА УЧЕНИЯ
Выбор действия в соответствии с возможностями ученика
Создание ситуации успеха
Использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности
Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий
Применение поощрения и порицания, с учётом психофизических особенностей каждого ученика
Вера учителя в возможности ученика
Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться
Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения
24 слайд
ЭМОЦИИ
Реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Они зависят от особенностей учебной деятельности, сопровождают процесс учения и предшествуют ему.
_____________________________ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПОДДЕРЖИВАЕМАЯ ЭМОЦИЯМИ, ПРОТЕКАЕТ НАМНОГО УСПЕШНЕЕ!
25 слайд
УСТАНОВКИ ПЕДАГОГА, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ КОМПОНЕНТА МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧЕНИЯ- ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ
Нестандартная форма проведения уроков
Создание ситуации успеха
Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке
Эмоциональная речь педагога
Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий
Использование активных форм обучения
Использование ИКТ
Вера педагога в возможности ученика
26 слайд
ИНТЕРЕСЫ
Познавательно- эмоциональное отношение учащегося к педагогу.
_____________________________
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ- ЭТО СООТНОШЕНИЕ СМЫСЛА УЧЕНИЯ, ХАРАКТЕРА МОТИВОВ, ЗРЕЛОСТИ ЦЕЛЕЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИЙ
27 слайд
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
У СТУДЕНТОВ СПО И НПО
Проблема учебной мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной педагогике. Среди всех понятий, которые используются в психологии для объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива. Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ УЧЕНИЯ
Мотив учения – это направленность учащегося на отдельные стороны учебной работы. Мотив проявляется в ситуации выбора, поэтому лучше всего изучить мотивы учения через предпочтение учащимися одних учебных предметов другим, выбор более или менее сложных, репродуктивных или проблемных учебных заданий.
Мотивация учения проявляется также в целях, которые учащийся преследует в учебной деятельности. Цели – это ожидаемые конечные и промежуточные результаты тех действий ученика, которые ведут к реализации мотивов. Выделяются следующие уровни целей: познавательные, учебно-познавательные, социальные и цели самообразования. Цели учебной деятельности наиболее отчетливо проявляются в доведении работы до конца (или откладывание ее), в возращении к исполнению прерванных учебных действий, в преодолении трудностей, в наличии или отсутствии отвлечения от учебной деятельности, в завершенности или незавершенности учебных действий.
Выделяют две основные разновидности мотивов учебной деятельности: познавательные, направленные на содержание учебного предмета и социальные мотивы, направленные на другого человека в ходе учебного процесса.
- широкие познавательные мотивы – ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностям
- учебно-познавательные мотивы - ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний;
- мотивы самообразования – ориентация на приобретение дополнительных знаний, на самосовершенствование личности.
Для социальных мотивов учения выделяют следующие уровни:
- широкие социальные мотивы – мотивы долга и ответственности, понимания социальной значимости учения;
- узкие социальные мотивы (позиционные) – стремление занять определенную позицию в отношении окружающих (например заслужить их одобрение);
- мотивы социального сотрудничества – ориентация на взаимоотношения и способы взаимодействия с другими людьми.
В развитии учебной мотивации современного школьника большое значение играет формирование мотивации учения. Формированию мотивации в целом способствуют:
- включенность учеников в совместную учебную деятельность в классе;
- построение отношений «учитель-ученик» не по типу вторжения, а на основе совета;
- занимательность, необычное изложение учебного материала;
- использование познавательных игр, дискуссий и споров;
- анализ жизненных ситуаций;
- развитие самостоятельности и самоконтроля ученика.
- профессиональная направленность
- учеба в зоне ближайшего развития
УСЛОВИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СОВРЕМЕННОГО учащегося
Существуют разнообразные условия развития учебной мотивации современного школьника:
1. Предоставление свободы выбора. Свобода выбора дает ситуацию, где ученик испытывает чувство самодетерминации, чувство хозяина. А выбрав действие, человек испытывает гораздо большую ответственность за его результаты.
2. Максимально возможное снятие внешнего контроля. Минимизация применения наград и наказаний за результаты обучения. Так как это ослабляет внутреннюю мотивацию.
Эти два условия стимулируют внутреннюю мотивацию только при наличии интересного задания с высоким мотивационным потенциалом. Внешние награды и наказания нужны не для контроля, а для информации ученика об успешности его деятельности, об уровне его компетентности. Здесь они служат основанием для вынесения суждения о достижении или недостижении желаемого результата (что очень важно для сохранения внутреннего контроля за деятельностью), а не являются побудительными силами этой деятельности. Не должно быть наказания за неудачи, неудача сама по себе является наказанием.
3. Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений ученика. Результаты обучения должны соответствовать потребностям ребенка и быть значимыми для него. По мере взросления у ребенка формируется такая важная потребность, как потребность в структурировании будущего. Необходимо контролировать возникновение этой потребности и по мере созревания личности у нее должна определяться все более и более дальняя жизненная перспектива. При этом у нее должно складываться представление о том, что учеба и ее итоги - это важный шаг на жизненном пути. Путь достижения жизненных целей должен быть разбит на более мелкие подцели с конкретным видимым результатом. Тогда переход к перспективному планированию будет более безболезненным.
4. Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одногруппниками. В группе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка.
Значимым условием развития учебной мотивации современного учащегося является личность учителя и характер его отношения к ученику. Сам учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения. То есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.
Учитель осуществляет регуляцию деятельности ученика, пока тот не будет в состоянии делать это самостоятельно. Учитель организовывает деятельность ученика по освоению предмета. Функции учителя: мотивация ученика, планирование, контроль и коррекция его деятельности.
Главная задача мотивации учения - такая организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика.
3. ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИИ ОДОБРЕНИЯ НА КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ
Для юноши характерно стремление к социальному сближению, поиск смысла жизни, построение жизненных планов, которые определяются объективными условиями и ценностными ориентациями личности. Проявляется ярко выраженное стремление к получению образования, интересной работы. Усиливается установка на хорошие жизненные условия и материальную обеспеченность.
Человек как существо социальное не может полноценно развиваться, не взаимодействуя с обществом. Значимость для человека мнений и оценок окружающих является одним из проявлений его социальности. Быть уважаемым человеком, слышать слова одобрения - эти жизненные ценности важны для любого.
мотивации одобрения (количество набранных баллов - от 9 до 14 ), третью – с высоким уровнем мотивации одобрения (количество набранных баллов - от 15 до 20 ).
Главная задача мотивации учения - организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика. Главные направления работы, направленные на процесс развития учебной мотивации могут быть следующими:
- укрепление «открытости к воздействиям» - через укрепление сотрудничества с учителями и другими учениками на основе учебных задач, через поиск путей решения задач;
- использование ситуации выбора – через предоставление возможностей принимать решения;
- эмоциональный тренинг – через выполнение упражнений по снятию тревожности, формирование умения предвидеть трудности, укрепление положительных эмоций в процессе учения.
На формирование учебной мотивации также влияет продуманная система поощрений учащихся за успехи и наказаний за неудачи в учебной деятельности. Поощрения должны соответствовать реальным успехам и отражать не столько способности учащихся, сколько прилагаемые ими усилия. Наказания должны играть стимулирующую роль, то есть затрагивать и активизировать важные мотивы учебной деятельности, направленные на достижение успехов, а не на избежание неудач.
6 662 848 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Белавина Надежда Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
108 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.