Выступление
на педсовете Карякиной Е.В.
Тема: Формирование
лидерских качеств через совместное творчество педагога и воспитанника.
Одним из условий
развития лидерского потенциала подростков является подготовленность педагогов к
работе с лидерами. Знания педагогов об особенностях работы с лидерами,
понимание феноменов лидерства в современных условиях, умение диагностировать
лидерский потенциал воспитанника и организовать подготовку лидеров, способность
создать поле лидерства в группе, умение и стремление к взаимодействию с
лидерами определяют подготовленность педагога. В курсах педагогики и психологии
педагогических институтов и университетов этим вопросам отводится мало места,
не учитываются новые политические и социально-экономические условия,
оказывающие мощное воздействие на общее состояние воспитательной системы и на
лидерство в ученических группах в частности. Лидер - лицо, способное
воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности,
направленной на удовлетворение интересов данного сообщества.
Лидер - лицо, способное
воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности,
направленной на удовлетворение интересов данного сообщества.
Лидерские качества -это
определенные черты личности, характерные для человека, способного управлять окружающими,
и необходимые личности для эффективного воздействия на других людей с
целью достижения поставленных задач.
Какие лидерские качества вам
известны.
Упражнение с учителями :
1 ряд : Написать 3 качества лидера
на букву Р_____
2 ряд: Написать 3 качества лидера
на букву К_____
3 ряд: Написать 3 качества лидера
на букву О_____
После ответа каждой группы 3
хлопка.
Лидерство — это, в
первую очередь, осознание своей уникальности, а не поиск «чудодейственных
рецептов», позволяющих возвыситься над другими. Суть превращения в лидера
заключается не в том, чтобы «изучить все секреты», а в том, чтобы стать самим
собой и полностью использовать те уникальные свойства, которые вам даны — все
ваши навыки, дарования, энергию.
Кроме «формальных» и
«неформальных» лидеры могут подразделяться ещё и по следующим критериям:
По содержанию
деятельности:
а) лидер-вдохновитель, предлагающий программу поведения; б) лидер-исполнитель,
организатор выполнения уже заданной программы; в) лидер, являющийся
одновременно как вдохновителем, так и исполнителем.
По стилю
руководства:
а) авторитарный, б) демократический, в) совмещающий в себе элементы того и
другого стиля.
По характеру
деятельности:
а) универсальный, т.е. постоянно проявляющий свои качества лидера, б)
ситуативный, т.е. проявляющий качества лидера лишь в определённых,
специфических ситуациях.
Говоря о такой типологии как стиль
руководства, необходимо сказать, что этот тип лидерства может быть отнесён
только к «формальным» лидерам. Так как авторитарность руководства строится на
запугивании, т.е. это такой лидер, который владеет какой-либо властью, данной,
к примеру, учителем, или же просто силой способной подчинять себе других.
Почему кто-то
хочет научиться решать задачи? Научиться решать что-то - это внутренняя
мотивация. Внутренняя мотивация: желание что-то сделать лишь потому, что это
само по себе доставляет наслаждение! Что может доставлять наслаждение?
– Интерес
– Компетентность
– Любопытство
– Независимость
Что наносит ущерб
внутренней мотивации?
• Скудность поощрений
• Угрозы и
сроки
• Оценка и
контроль
Основное правило: Если кто-то
заставил тебя– это не внутренняя мотивация – это ВНЕШНЯЯ мотивация.
Что плохого во
внешней мотивации?
Она ВНЕШНЯЯ .
Конструирование
поля лидерства предполагает:
• -построение
оптимального стиля взаимоотношений в группе, с группой и с лидером;
• -организацию,
конструирование ситуации жизнедеятельности группы, способствующих максимальному
проявлению лидерского потенциала у максимального числа учащихся;
• -создание
в группе обстановки сотрудничества, сотворчества (В.И. Андреев), позиция
педагога "рядом и впереди" (И.П. Иванов);
• -использование
вариантов и элементов методик коллективных творческих дел и деловых игр.
К параметрам поля
лидерства относятся:
• композиция
группы, межличностные отношения в группе,
• стиль
взаимоотношений педагогов и воспитанников,
• характер
деятельности и общения,
• чувство
причастности личности к происходящему и ответственности за деятельность,
• направленность
деятельности,
• статус
личности в группе в различных видах деятельности.
В организаторской
деятельности процесс развития лидерского потенциала строится поэтапно от
фронтальных форм, через дифференциацию к индивидуализации.
Задачей педагога на каждом этапе
является обеспечение включенности лидера в организаторскую деятельность,
позволяющую в данный конкретный момент наиболее полно раскрыться его лидерским
возможностям, знаниям, умениям и, одновременно, реализовать "зону
ближайшего развития" его лидерского потенциала. Педагог выстраивает
ситуации, стимулирующие лидерство и лидеров, и обеспечивает "...включение
их в ситуации, в которых они могут проявить свои организаторские
способности".
Используются
активные формы обучения:
деловые и
инновационные игры, решение педагогических и организаторских задач, дискуссии,
круглые столы, семинары и конференции, кратко- и долгосрочная проектная
деятельность. Ознакомление с алгоритмами принятия решений в этих
формах обучения лишает их жесткости, оставляет пространство для импровизации.
Особенно важны для
эффективной работы группы
• Положительный
эмоциональный настрой
• Ситуация
успеха
Распределение
ролей при работе в группе. Важно распределить роли между учениками
во время работы в группах. Это помогает обеспечить участие каждого ученика.
Роли можно распределять между учениками согласно их способностям и затем их
можно перераспределять для развития различных коммуникативных навыков.
|
• Куратор
• Ваша
работа состоит в том, чтобы:
• •Помогать
и поддерживать вашу группу.
• Вы
должны:
• Сделать
свою помощь позитивной и благоприятной.
• Объяснять
задания ясно для всех участников группы.
• Спрашивать
участников группы, что в задании им понятно.
• Пытаться
объяснить задание небольшими частями.
• Показать
группе, как вы можете решить проблему, но не делать этого за них.
|
• "Что,
если я поставлю это так..."
• "Мы
можем это сделать вот так...»
• "Если
мы сделаем это, вы заметите связь с тем, что мы делали раньше?"
• "Я
вам это объясню."
• "Другими
словами..."
• "Давайте
попробуем по-другому."
• "Как
вы можете этого добиться?"
• "Какую
часть вы не поняли?"
|
|
• Докладчик
• Ваша
работа состоит в том, чтобы:
• •Выступать
в качестве докладчик? от имени вашей группы.
• Вы
должны:
• •Работать
с секретарем для подготовки отчетов о pезультатах работы в том числе:
1. каков
был ваш вопрос;
2. нашли ли
вы решение или нет; к
3. какое
решение вы нашли, если таковое имеется;
4. стратегии,
которыми вы пользовались для принятия решения»;
5. сложности,
с которыми столкнулись;
• Разговаривать
с другими группами громко и четко;
Отвечать
на чтобы вопросы, которые могут задать другие группы или учитель относительно
вашего доклада
|
• "Вот
чем мы занимались..."
• "Наша
группа должна была найти решение для ..."
• "Мы
обнаружили, что..."
• "Мы
начали с того, что предположили, что..."
|
|
Секретарь
Ваша
работа состоят в том, чтобы:
• Подготовить
все, что необходимо для записей (ручки, бумагу, т.д.)
• Делать
полезные заметки
• Фиксировать
результаты работы вашей группы.
• При
необходимости переписывать информацию, чтобы она была понятна другим.
• Логически
группировал информацию, которую вы записали.
• Ясно
записать решение.
• Работать
с докладчиком т. конце выполнения задания для подготовки отчета о
вашей работе.
|
• "Нужно
ли мне записать это?"
• "Вот
что я записал до настоящего момента..."
• "Повторите,
пожалуйста."
• "Это
хорошая идея? Вы считаете, мне : следует это записать?"
• "Это
важно?»
|
Лидер
Ваша
работа состоят в том, чтобы:
Руководить
остальными членами нашей группы
Вы должны:
• Обеспечить
чтобы каждый член группы имел возможность высказаться.
• Убедиться,
что вся группа слушает, когда высказывается какой-либо участник группы
• Выдвигать
предложения о том, как выполнить задание, если члены группы высказывают
сомнения
• При
необходимости проводить голосование.
• Оставаться
спокойным даже если другие волнуются
|
• "Нам
всем нужно работать слаженно."
• "Что
вы хотите сказать?" "Это важно?"
• "Я
думаю, это правильный путь»
• "Я
думаю, нам нужно..."
• "Давайте
послушаем..."
• "Давайте
говорить по очереди." "Кто-нибудь хочет еще высказаться?"
• "Может,
проголосуем?«
• "Все
согласны?"
|
|
|
|
|
|
|
|
Попробуйте прием
рефлексии: ( провести с учителями)
Таким образом, развитие лидерства —
целенаправленное формирование и углубление соответствующих качеств и навыков.
Данный аспект проблемы управления лидерством в организации в большей или
меньшей степени учитывает возможности формировать и развивать лидерские
способности путем обучения и самообучения. Для развития лидерства используется
ряд нижеследующих процедур:
-выработка личной мотивированности,
устойчивого желания быть лидером, уверенности в себе, готовности принимать
решения и брать на себя ответственность, последовательности и упорства в
реализации общих целей, осознания собственной силы, веры в достижение цели,
энтузиазма и т. п. Эта группа качеств характеризует различные параметры
активности лидера. Процедуры индивидуальной самомотивации достаточно
разработаны в соответствующей литературе и широко используются в практике
менеджмента;
-развитие индивидуальных
интеллектуальных и нравственных лидерских качеств. Как уже частично отмечалось,
к таким качествам относятся, прежде всего, профессиональная компетентность,
порядочность (честность, соблюдение общепринятых нравственных норм), без
которой, как правило, трудно, а то и совсем невозможно завоевать авторитет,
развитый интеллект, проявляющийся в аналитичности, быстроте понимания сути
проблемы, гибкости ума, предусмотрительности, умении планировать и ставить
цели, и т. д.;
-обеспечение социальной
компетентности лидера и его доброжелательности в отношениях с членами группы.
Это предполагает культуру общения, умение ясно и четко выражать мысли,
корректно выслушивать сотрудников, делать замечания, давать советы,
внимательность, уважение достоинства других людей, умение понимать их,
проникаться их заботами и проблемами, оказывать им поддержку и т. п.;
-приобретение умения и навыков
быстро и правильно оценивать ситуацию, знать и учитывать особенности, интересы,
запросы и ожидания всех членов группы. Эта идея достаточно ярко выражена в
рекомендациях по развитию лидерства американской Национальной организации
женщин: «Лидерство не является таким процессом, в ходе которого вы выбираете
тех женщин и мужчин, с которыми хотите работать, и «избавляетесь» от остальных.
Более того: человек, которого заставили замолчать, не обратится в вашу веру.
Старайтесь вовлечь всех!»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.