Инфоурок Физика Другие методич. материалыВыступление на педсовете "Организация проектной деятельности учащихся как условие формирования управленческой компетентности учителя"

Выступление на педсовете "Организация проектной деятельности учащихся как условие формирования управленческой компетентности учителя"

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Выступление.doc

Организация проектной деятельности учащихся как условие формирования управленческой компетентности учителя.

В рамках вопроса: управленческая компетентность учителя в среднем и старшем звене хотелось  бы остановиться на организации проектной деятельности учащихся, как условие формирования управленческой компетентности учителя.

Управление, в широком понимании этого термина, — непрерывный процесс воздействия на объект управления для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов. Каждый специалист в области управления обязан:

  • владеть теорией, практикой и искусством управления,
  • уметь четко определять цели своей деятельности,
  • определять стратегию и тактику,  необходимые для их достижения,
  • принимать управленческие решения и нести за них ответственность.
  • Теория управления не может дать готовые рекомендации для конкретных жизненных ситуаций, и каждый человек принимает решения, основываясь на интуиции и собственном опыте.

В связи с тем, что  возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе изменилось и отношение к образовательному процессу. Предъявляются иные требования к результату образования. 

     Эта мысль ярко отражена  в Стандартах второго поколения, которые определяют особые требования к результату образования: сформированность предметных знаний и навыков, ключевых компетентностей (общеучебных умений), опыт социальной деятельности (социальный опыт).

В настоящее время учителя ориентируют на подготовку ребенка к быстроменяющимся условиям современной жизни. Это требует от школы:

- во-первых, формирования такой обучающей среды, которая мотивирует учащихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться  ею, т.е. ориентироваться в информационном пространстве;

- во-вторых, создание условий, способствующих наиболее полному развитию способностей учащихся.

Таким образом, учеба должна стать более увлекательной и интересной; ориентировать учащихся на понимание значения получаемых в школе знаний, приобретение личностного и профессионального опыта в ходе творческого исследовательского процесса.

На мой взгляд именно проектная деятельность учащихся является средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме.

Проектная деятельность в учебном процессе  используется педагогами как начальной школы, так и среднего звена, но  особенно широко она представлена в старшей профильной школе. Практичность проектной деятельности выражается, в  ее  не формальном («для галочки») характере, в соответствии направления деятельности индивидуальности и желаниям учащегося.    

Школьный предмет перестает быть абстрактным, а  деятельностное отношение к изучению и решению поставленных задач показывает перспективы для решения проблем реальной жизни.

Решающим звеном управления проектного обучения в школе является учитель. Из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта по решению поставленной задачи, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников.

Что бы понять роль учителя на уроке позвольте напомнить в крадце о методах обучения.

Пассивный метод:

Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. Надо сказать, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета.

Активный метод

 

Активный метод (схема 2) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали автократный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль.

 И наконец Интерактивные методы который можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.



Интерактивный метод (схема 3). Интерактивный метод ориентирован на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока. Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Именно этот метод используется в проектной деятельности.

Какова же структура организации проектной деятельности?

Учитель заранее предлагает темы проектов, а также сообщает и инструктирует учащихся по ходу работы. Учащимся дается определенный алгоритм проектировочной деятельности:

·      постановка цель,

·      выдвижение гипотезы,

·      подбор литературы,

·      подбор оборудования,

·      планирование деятельности,

·      сбор экспериментальной установки,

·      наблюдение,

·      измерение,

·      вычисление погрешности,

·      анализирование результатов,

·      оформление отчета о проделанной работе.

При постановке, проведения и обсуждения эксперимента, лабораторной работы, анализа природного явления, решения нестандартной задачи

·        очерчивается общая проблема,

·        происходит актуализация данной проблемы,

·        затем учащиеся разбиваются на несколько групп по интересам для решения поставленной проблемы.

При управлении проектной деятельностью учащихся для учителя трудными являются следующие моменты:

  • Необходимо хорошо организовать обмен знаниями, работающих в группах учеников;
  • Необходимо постоянно контролировать учащихся на достижение цели, иначе можно «утонуть» в изобилии материала;
  • Быть готовым к тому, что ученики выберут варианты изложения материала, отличный от того к которому привык учитель;
  • Если будут освещены какие то новые факты, то их нужно уметь оценить;
  • уметь направить возможную дискуссию в нужное «русло».

 

Методические указания по организации проектной деятельности учащихся .

  • Выявить степень соответствия педагога  внешним и внутренним условиях эффективности организации исследовательской деятельности учащихся.
  • Четко поставить задачи исследования.
  • Определить вид исследования.
  • Сформулировать критерии оценок.
  • Выбрать наиболее эффективные приёмы и виды исследований.
  • Иметь технологию отслеживания результатов каждого ученика.

В отношении формируемых проектных действий и деятельности в целом  необходимо соблюдение главных психолого-педагогических принципов:

·        от простого к сложному,

·        постепенное увеличение степени самостоятельности,

·        постепенное увеличение уровней сложности.

Кроме краткосрочных проектов  (постановка, проведение и обсуждение эксперимента, лабораторной работы, анализ природного явления, решения нестандартной задачи, погружения в проблему и поиск выхода из нее), детям предлагаются и долгосрочные – на несколько недель, полугодие или год.

Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема – то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению. Вот например готовый к внедрению проект охраны дома:

(модель дома с сигнализацией Натальи Труновой)

 Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразо­вания. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, как показывают наши наблюдения, более 70% учащихся об­ращаются к учебникам и другой учебно-методической литературе. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникации. Этот вид работы  хорошо вписывается в учебный  процесс, осуществляемый в виде практикума, эффективен при соблюдении всех этапов проектной деятельности. Так например предлагаю посмотреть видеосюжет отчет о профильной практике в которой использована проектная деятельность учащихся:

  (презентация игрушки)

Однако главным организационно-социальным проектом учащихся старшей профильной школы является организация научно-практической конференции учащихся.

  Научно-практическая конференция - основная и ключевая форма  презентации  достижений учащихся  в исследовательской, проектной учебной и внеучебной деятельности, способствующая формированию ключевых компетентностей, в частности, организационной.  Эта деятельность дает неплохие результаты, так например работа……. Заняла в прошлом году на городской конференции «Интеллектуалы 21 века» второе место в секции техническое творчество.

(Слайды из работы Бордзиховский)

Современное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость разработки механизмов формирования человека XXI века – личности, способной к анализу существующей ситуации, активно участвующей в социокультурной деятельности, самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях.

Поэтому нынче как никогда актуальны слова писателя Кларка:

«Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!».

Эти слова можно считать и девизом проектной деятельности.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Выступление на педсовете "Организация проектной деятельности учащихся как условие формирования управленческой компетентности учителя""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Патентовед

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Шонина.pptx

Скачать материал "Выступление на педсовете "Организация проектной деятельности учащихся как условие формирования управленческой компетентности учителя""

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Организация проектной деятельности учащихся, как условие формирования управле...

    1 слайд

    Организация проектной деятельности учащихся, как условие формирования управленческой компетентности учителя.

  • Традиционный урокученикученикученикучитель

    2 слайд

    Традиционный урок
    ученик
    ученик
    ученик
    учитель

  • Не традиционный урокученикученикученикучитель

    3 слайд

    Не традиционный урок
    ученик
    ученик
    ученик
    учитель

  • Урок проектной деятельностиученикученикученикучитель

    4 слайд

    Урок проектной деятельности
    ученик
    ученик
    ученик
    учитель

  • Алгоритм проектной деятельностипостановка цель, 
выдвижение гипотезы,...

    5 слайд









    Алгоритм проектной деятельности
    постановка цель,
    выдвижение гипотезы,
    подбор литературы,
    подбор оборудования,
    планирование деятельности,
    сбор экспериментальной установки,
    наблюдение,
    измерение,
    вычисление погрешности,
    анализирование результатов,
    оформление отчета о проделанной работе.

  • Психолого-педагогические принципы проектной деятельностиот простого к...

    6 слайд









    Психолого-педагогические принципы проектной деятельности
    от простого к сложному,
    постепенное увеличение степени самостоятельности,
    постепенное увеличение уровней сложности.

  • 7 слайд

  • Научно - экспериментальная работапо физике на тему: Применение оптико-во...

    8 слайд

    Научно - экспериментальная работа
    по физике на тему: Применение оптико-волоконных кабелей связи в системах передачи информации

  • Экспериментальная часть  Разработка.

           По совету нашего научного 
р...

    9 слайд

    Экспериментальная часть
    Разработка.

    По совету нашего научного
    руководителя в качестве оптического
    волокна при изготовлении модели кабеля
    мы использовали леску разной толщины,
    Как переносчик светового сигнала. При
    просмотре её под микроскопом мы
    увидели шероховатости,
    препятствующие хорошему
    прохождению световой волны. Предотвратить это возможно с
    помощью кипячения лески, что
    позволяет также сделать её более
    эластичной и менее изогнутой.


  • Далее, для изготовления первого слоя, параллельно скрепили между собой опред...

    10 слайд

    Далее, для изготовления первого слоя, параллельно скрепили между
    собой определенное количество кусочков лески, плотно прижимая их друг к другу; образовавшийся слой залили клеем, дали просохнуть. Таким образом мы сделали необходимое число слоёв.

    Изготовление.
    Для изучения пропускной способности сигнала разных кабелей, мы решили
    изготовить различные конфигурации оптического волокна( в нашем случае
    – лески).
    Технология изготовления различных видов кабелей аналогична.
    Первое, что мы сделали – опустили в кипящую воду леску,
    предварительно разрезав её на равные части.

  • Далее, для изготовления первого слоя, параллельно скрепили между собой опред...

    11 слайд

    Далее, для изготовления первого слоя, параллельно скрепили между
    собой определенное количество кусочков лески, плотно прижимая их друг к другу; образовавшийся слой залили клеем, дали просохнуть. Таким образом мы сделали необходимое число слоёв.

    Изготовление.
    Для изучения пропускной способности сигнала разных кабелей, мы решили
    изготовить различные конфигурации оптического волокна( в нашем случае
    – лески).
    Технология изготовления различных видов кабелей аналогична.
    Первое, что мы сделали – опустили в кипящую воду леску,
    предварительно разрезав её на равные части.

  • Скрепив эти слои между собой, мы получили конструкцию, которая 
пред...

    12 слайд

    Скрепив эти слои между собой, мы получили конструкцию, которая
    представляет собой сердцевину оптического кабеля. Для достижения хорошей
    проводимости света края образованного кабеля мы аккуратно обрубили
    топором, предотвратив неровности среза.
    Оболочкой, необходимой для защиты кабеля от внешних воздействий,
    служит изолирующая клейкая лента темного или светлого цвета.

  • Далее было необходимо проверить, является ли наша конструкция 
свет...

    13 слайд

    Далее было необходимо проверить, является ли наша конструкция
    светопроводящем кабелем. Для этого один из её концов был помещен на
    включенную лампочку. На другом конце кабеля был виден свет. Это
    означает, что мы создали конструкцию, являющуюся моделью
    оптического кабеля.

  • Этот процесс творческий, поэтому имеет различные варианты, 
каждый...

    14 слайд

    Этот процесс творческий, поэтому имеет различные варианты,
    каждый из которых мы проделали. Например, для того, чтобы выравнить
    края световодов, мы пробовали так же резать их нагретым ножом. При
    изготовлении сердцевины кабеля мы использовали различные варианты
    сложения лески друг с другом, например, пробовали скручивать кусочки
    лески, хаотично располагать их внутри световода. Также мы составляли
    кабели из нескольких пучков лески для достижения наибольшей пропускной
    способности.

  • «Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!».

    15 слайд

    «Мало знать, надо и применять.
    Мало очень хотеть, надо и делать!».

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В рамках вопроса: управленческая компетентность учителя в среднем и старшем звене хотелось бы остановиться на организации проектной деятельности учащихся, как условие формирования управленческой компетентности учителя В настоящее время учителя ориентируют на подготовку ребенка к быстроменяющимся условиям современной жизни. Это требует от школы: - во-первых, формирования такой обучающей среды, которая мотивирует учащихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться ею, т.е. ориентироваться в информационном пространстве; - во-вторых, создание условий, способствующих наиболее полному развитию способностей учащихся.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 136 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку физики в 11 классе "Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора"
  • Учебник: «Физика (базовый уровень)», Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. / Под ред. Парфентьевой Н.А.
  • Тема: Глава 12. Атомная физика
  • 30.12.2020
  • 1221
  • 89
«Физика (базовый уровень)», Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. / Под ред. Парфентьевой Н.А.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2020 205
    • RAR 11.8 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Байкова Ирина Борисовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Байкова Ирина Борисовна
    Байкова Ирина Борисовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 81103
    • Всего материалов: 236

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания физики в школе в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 221 человек из 64 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Физика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель физики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 548 человек из 71 региона

Курс профессиональной переподготовки

Физика: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель физики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 21 региона

Мини-курс

Основы образовательной политики и информатики

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Особенности психологической коррекции детей с различными нарушениями психического развития

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 258 человек из 64 регионов

Мини-курс

Управление рисками и финансовое моделирование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе