МКОУ Березовская основная
общеобразовательная школа
Диагностические методики классного
руководителя
Подготовила: Дальчанина Татьяна
Мейнгардовна кл. руководитель 7
класса
Диагностические методики классного
руководителя
Диагностика - это оценочная практика,
направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и
социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации
учебно-воспитательного процесса.
Отбирая диагностические методики, нужно
учитывать следующие:
-
особенности возраста учащихся класса;
- степень
сформированности детского коллектива;
- особенности
взаимоотношений классного руководителя и учащихся;
- степень доверия друг
другу детей и взрослых.
Работая с диагностическими методиками,
классный руководитель должен придерживаться следующих правил:
Правило
первое. Содержание диагностической методики
должно предполагать ожидаемый результат.
Правило второе.
Диагностика должна носить содержательный характер и создавать широкое поле
исследовательской деятельности.
Правило третье. Результаты
диагностического исследования не должны обсуждаться людьми, не имеющим
отношения к делам класса.
Правило четвертое.
Результаты (любые) должны служить не во вред, а во благо учащихся класса.
Правило пятое. По результатам
диагностического исследования должны вноситься коррективы и планирование
воспитательной работы в классе.
Правило шестое. Необходимость
педагогической диагностики должна учащимся разъясняться.
Для изучения детского коллектива классный
руководитель может использовать следующие диагностические методики:
Проективные тесты- диагностика № 1
Проективные тесты позволяют изучить
отношение учащихся к миру, самому себе, значимой, деятельности, будущей
профессиональной деятельности и своей социальной роли.
«Готовность к саморазвитию»
Учащимся предлагается
определить наличие или отсутствие у себя приведенных ниже качеств знаком (+)
или знаком (-):
1. Иногда мне
хочется побольше узнать о себе.
2. Я считаю,
что мне не нужно что-либо в себе менять.
3. Я всегда
уверен в своих силах.
4. Я убежден,
что все, задуманное мной, осуществится.
5. У меня нет
желания знать свои плюсы и минусы.
6. Планируя
что-либо, я больше надеюсь на удачу, чем на свои возможности.
7. Мне хочется
учиться лучше и результативнее.
8. Когда мне
что-то нужно, я могу себя заставить это делать.
9. Мои неудачи
связаны с тем, что я многого не умею.
10. Мне интересно
мнение других о моих качествах и возможностях.
11. Мне трудно себя
воспитывать.
12. В любом деле меня
не страшат ошибки и неудачи.
13. Мои качества и
умения соответствуют требованиям к учению.
14. Обстоятельства
всегда сильнее меня.
Посчитайте количество совпадений ответов с
ключом.
Ключ:
1. (+), 2. (-), 3. (+), 4. (+), 5. (-), 6.
(-), 7. (+), 8 (+), 9 (+), 10. (+), 11 (-), 12 (+), 13 (-), 14 (-)
Результат 50 % уч-ся показал «Хочу знать о
себе все»
50% уч-ся показал «Могу
совершенствоваться»
АНКЕТЫ
Анкеты дают возможность выявить степень
влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в
коллективе и степень их значимости.
Диагностическая методика №2 “Анкетирование”
Учащимся предлагается ответить на
следующие вопросы анкеты:
1. Тебе нравится в школе или не очень?
- не очень
- нравится
- не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда
с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
- чаще хочется остаться дома
- бывает по-разному
- иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в
школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты
пошёл бы в школу или остался бы дома?
- не знаю
- остался бы дома
- пошёл бы в школу
4. Тебе нравится. Когда у вас отменяются
какие-нибудь уроки?
- не нравится
- бывает по-разному
- нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали
домашних заданий?
- хотел бы
- не хотел бы
- не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались
одни перемены?
- не знаю
- не хотел бы
- хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школьной жизни
своим родителям?
- часто
- редко
- не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой
учитель?
- точно не знаю
- хотел бы
- не хотел бы
9. У тебя много друзей в твоём классе?
- мало
- много
- нет друзей
10. Тебе нравится твой класс?
- нравится
- не очень
-
не нравится
Для анализа анкеты можно использовать следующий ключ:
Вопросы
|
Оценка
за 1ответ
|
Оценка
за 2 ответ
|
Оценка
за 3 ответ
|
1
|
1
|
3
|
0
|
2
|
0
|
1
|
3
|
3
|
1
|
0
|
3
|
4
|
3
|
1
|
0
|
5
|
0
|
3
|
1
|
6
|
1
|
3
|
0
|
7
|
3
|
1
|
0
|
8
|
1
|
0
|
3
|
9
|
1
|
3
|
0
|
10
|
3
|
1
|
0
|
Анализ анкетирования:
25-30 баллов
– высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. Такие ученики
чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень
переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания.
20-24 балла
– хорошая школьная мотивация. Такой мотивацией обладают большинство учащихся
начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.
19-11 баллов
– положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной
деятельностью. Это учащиеся, которым интересно общаться в школе со
сверстниками, с учителем. Познавательные интересы у них развиты мало.
10-14 баллов
– низкая школьная мотивация. Учащиеся ходят в школу без желания, иногда
пропускают занятия. Такие учащиеся испытывают серьёзные затруднения в учебной
деятельности, им трудно адаптироваться к школьному обучению.
Ниже 10 баллов
– негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Анализ анкетирования показал, что учащиеся
набирают 19-11 баллов.
Диагностика
№ 3. «Мое состояние»
Ребятам предлагается вглядеться в 16 символов. Эти
символы объединены в четыре группы: движение, спокойствие, уверенность,
неуверенность. Из каждой группы символов нужно выбрать по одному, который лучше
всего передает состояние движения, спокойствия, уверенности и неуверенности.
Каждая группа символов изображается на доске и имеет буквенное обозначение. На
своих листочках ребята записывают буквы выбранного символа.
Затем можно перейти к подсчету результатов:
Движение
|
Спокойствие
|
Уверенность
|
неуверенность
|
А-4
|
А-10
|
А-10
|
А-10
|
Б-8
|
Б-8
|
Б-8
|
Б-8
|
В-2
|
В-2
|
В-6
|
В-2
|
Г-10
|
Г-4
|
Г-2
|
Г-6
|
Интерпретация результатов выглядит так:
от 0 до 13 очков: Твое поведение зависит от окружающих. Ты легко падаешь
духом, с трудом занимается тем, что тебе не нравится. На тебя оказывает влияние
окружающая обстановка. Ты не всегда являешься хозяином своих решений, зависишь
от настроения своего и чужого, бываешь слишком эмоционален.
от 14 до 20 очков: Ты плывешь по течению, но пытаешься найти себя. Ты
умеешь критически мыслить и окружающие не могут повлиять на тебя, не имея
аргументов. Если принятое тобою решение тебе вредит, по можешь от него
отказаться.
от 21 до 27очков: Ты считаешь себя непогрешимым, но пытаешься найти
золотую середину между собственными взглядами, убеждениями и жизненными
ситуациями. Хорошо развитая интуиция помогает выбирать первый путь и принимать
верное решение.
от 28 до 34 очков: Тебе трудно отказываться от своих принципов и от
своих решений. Ты умеешь быть упорным, но с трудом признаешь превосходство
других над собой. Ты являешься достаточно избирательным человеком.
от 35 до 40 очков: Ты всегда строго следуешь поставленной цели. Ты
можешь совершать безрассудные поступки из-за собственного упрямства. У тебя
всегда на все свое мнение, тебя трудно переубедить.
По
результатам диагностики 25% уч-ся набрали от 0 до 13 очков.
50 %
уч-ся набрали от 14 до 20 очков
И 25%
уч-ся набрали от 21 до 27 очков.
Данный
результат позволяет скорректировать последующую работу с детьми.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.