(слайд №1)
Особенности
учебно-исполнительской деятельности вокального кружка в контексте развития
образно-эмоционального мышления учащихся
(на примере
детского Шоу-театра ˝Веселые человечки˝
при МБОУ СОШ
№151 г.Казани)
(слайд
№2) Актуальность
нашего исследования можно выразить словами Василия Александровича
Сухомлинского: «эмоциональная насыщенность процесса обучения – это требование,
выдвигаемое законами детского мышления».
Человеческое
мышление изначально двусторонне: его составляют рационально-логическая и
эмоционально-образная сторона как равноправные части.
(слайд №3)
Традиционные определения мышления, данные в трудах Васильева И.А, Изарда К.Э.,
Рубинштейна С, Л., Тихомирова О.К, в большинстве учебников по психологии
«Эмоции и мышление», «Психология эмоций», «Основы общей психологии»,
«Психология мышления» обычно фиксируют два его признака: обобщенность и
опосредованность, то есть мышление – это процесс обобщенного и опосредованного
отражения действительности в ее существенных связях и отношениях.
Психологическое исследование природы мышления исходит из различения
чувственного и рационального познания.(слайд №4) Образное и
эмоциональное мышление - неотделимые части
разума. Они играют огромную роль в процессе мышления и тесно связаны друг с
другом. Первое всегда присутствует в процессе мышления, второе помогает
образному достигать моментов озарения мысли, вырабатывать новые оригинальные
идеи.
(слайд №5)
На первом этапе образно-эмоционального мышления Разум воспринимает
реальность с помощью зрения, слуха и других возможностей организма. На втором
- образ формируется в процессе размышления. Третий этап — эмоциональное
мышление, цель которого изменить созданный образ, внести в него что-то новое,
ранее не существовавшее в реальности.
Третий этап наиболее важен. Большинство
людей, не могут его преодолеть и внести что-либо новое, оригинальное в
существующую реальность. Можно сказать, что третий этап -
удел талантливых людей.
(слайд №6)
Время прохождения всех трех этапов может быть мгновенным, может растягиваться
на несколько дней, или продолжаться несколько лет. Это происходит потому, что
на первом этапе разум человека находится в мире воображения, создания образа с
элементами фантазии. На втором этапе разум начинает объективно подходить к
созданию образа, достигает определенного накопления знаний об образе. (слайд
№7) Если разум переходит к третьему этапу создания нового образа, то
он соединяет свои рассудочные понятия с приливом сильных эмоций. Здесь
прекращается воображение и появляется новая реальность, новый образ, созданный
разумом.
(слайд № 8) Для
целостного развития личности ребенка требуется обращение к его
образно-эмоциональной сфере сознания. Образное мышление -
один из основных видов мышления, выделяемый наряду с наглядно-действенным и
словесно-логическим мышлением - в основе которого
заложен
чувственный подсознательный импульс, возникающий в виде художественного образа.
(слайд № 9)
В основе искусства пения, по мнению выдающихся физиологов, лежит приоритет
образного мышления. Воспитание певца – это прежде всего воспитание и развитие
образного мышления, которое проходит ряд составляющих его ступеней:
Представление. Осмысление. Видение. Озарение. Каждое
вокальное произведение требует длительного впевания в репетиционной работе и в
публичном исполнении. Во время впевания происходит погружение в образ, который
как бы «отливается» в законченную художественную форму.
(слайд №10)
ДШТ «Веселые человечки» - это вокальный
кружок, представляющий собой внеклассную форму обучения в средней
общеобразовательной школе №151 г.Казани.
(слайд №11, 12, 13)
Последнее десятилетие появилось много авторских и
инновационных программ в рамках дополнительного образования учащихся. На
современном этапе вокальный кружок – это своеобразная творческая лаборатория,
регламентируемая художественным кредо руководителя.
(слайд №14)
ДШТ «Веселые человечки» был создан в 1994
году. Он состоит из концертной (25 детей) и учебной (25 детей) групп.
Подготовительная группа насчитывает 10 человек. Возраст участников коллектива –
от 7 до 18 лет. Основной состав разбит на дуэты, трио, солистов: трио
«Тынды-Рынды», шоу-группа «Класс» и другие. Деятельность шоу-театра «Веселые
человечки» определяется авторской программой, рассчитанной на 3 года обучения,
в основе которой лежит авторский репертуар (более 120 песен).
(слайд №15)
Отличие
ДШТ
«Веселые человечки» от традиционного вокального кружка состоит
в том, что он нацелен на комплексное творческое развитие его участников не
только посредством вокала, но и других искусств – танца, театра, музыки,
литературы, сценографии – объединенных в единую творческую деятельность.
(слайд №16)
На
всех этапах реализации программы шоу-театра «Веселые человечки» особое внимание
уделяется образно-эмоциональному развитию участников коллектива. В этом
процессе важную роль играет репертуар, который
создается руководителем с учетом индивидуальных данных, возможностей, темперамента,
духовного потенциала каждого ребенка. Большое внимание уделяется работе над
образом песни, ее эмоциональным переживанием.
(слайд №17, 18)
Руководителем
систематизированы по возрастным и исполнительским трудностям сборники
авторских песен (слова и музыка Т. Агафоновой) с оригинальными фонограммами –
всего 10 сборников.
(слайд
№19)Успешное развитие детей и создание
нескольких концертных программ сделало наш коллектив востребованным, что
отражается на географии наших выступлений – Казань, Зеленодольск, Киров, Нижний
Новгород, Сочи, Москва.
(слайд
№20) Правильно
поставленные цели и задачи позволяют воспитанникам ДШТ «Веселые человечки» с
весьма скромными природными данными занимать призовые места на конкурсах и
фестивалях различных уровней - «Созвездие»,
«Зажги свою звезду», «Лестница успеха», «На крыльях таланта», «Путь к успеху»,
«Молодые голоса друзей».
Учебный
процесс в вокальном кружке – это важный этап в развитии образно-эмоционального
мышления учащихся. Он включает в себя вокальные упражнения, разучивание
репертуара, работа над эмоциональным развитием образа. Для этого каждая группа
занимается 2 раза в неделю по 3 часа, включая работу с солистами и сводные
репетиции.
(слайд №21)
Одним из примеров учебной деятельности, способствующих развитию
образно-эмоционального мышления учащихся, является вокально-речевой тренинг
«Научись управлять своим голосом».
(слайд №22) Его
задача - вовлечь детей с разноуровневой
подготовкой в процесс овладения своей речью и голосом, но сделать это надо
настолько грамотно, чтобы в процессе приобретения вокальных навыков сохранить
образно-эмоциональную сущность ребенка, преобразовав его восприимчивость и
переживания в образно-эмоциональное мышление.
(слайд №23) Вокально-речевой
тренинг состоит из 2-х блоков: «Речевая разминка»; «Вокальная распевка».
(слайд №24, 25) – ПОКАЗ.
Ребенок знакомится с диапазоном своего голоса, красками звучания в различных
регистрах и резонаторах. (слайд №26)
(слайд №27, 28) ПОКАЗ
Имитируя движения животных и птиц, соединяем отрывистое и протяжное пение (3
УПРАЖНЕНИЕ). (слайд №29)
(слайд №30)
Развитие образно-эмоционального мышления участников ДШТ
«Веселые человечки» осуществляется и в условиях
исполнительской деятельности, которая является результатом многомесячной
кропотливой работы. Исполнительская деятельность – это не только погружение в
образ во время исполнения песни, но и умение эмоционально-образного
перевоплощения участников коллектива на протяжении всего театрализованного
действия.
(слайд №31)
Исполнительскую деятельность шоу-театра «Веселые
человечки» можно условно разделить на 2 вида: исполнительская деятельность в
рамках одного занятия (или прогон готового произведения); исполнительская
деятельность в рамках публичного выступления.
(слайд №32)
Обучающая и исполнительская деятельность последовательно переживает все ступени
образного мышления.
(слайд №33) Публичные
выступления, являясь важным элементом учебного процесса, представляют собой
особую форму музыкальной деятельности, которая помогает проявить вокальные
способности, динамику развития учащегося, в то же время пробуждает
исполнительскую смелость, воспитывает сценическую выдержку, творческое
воображение, эмоциональную отзывчивость и артистизм. Концертные выступления,
фестивали, конкурсы и другие формы исполнительской деятельности расширяют
границы привычного, пробуждают инициативу учащегося, развивают способность
воспринимать прекрасное.
(слайд №34, 35, 36, 37,
38, 39, 40, 41, 42, 43) Все
выступления ДШТ «Веселые человечки» делятся
на несколько групп: Театрализованные представления с участием приглашенных
артистов; Музыкальные спектакли; Концерт-ревю со
сквозным сюжетом; Развлекательно-игровые шоу-программы; «Сборные» концертные
программы.
(слайд №44, 45, 46, 47,
48) Нашей
сверхзадачей является не столько постановка дыхания, вокала, сценического
движения, сколько помощь каждому ребенку осознать себя личностью, быть
естественным и искренним в проявлении эмоций. Развитие образно-эмоционального
мышления участников шоу-театра «Веселые человечки» обогащает их духовный мир,
адаптирует к окружающей среде, позволяет стать более осознанными в обучении,
делает более чуткими к каждому проявлению чувств.
(слайд №49)
В заключение разрешите продемонстрировать фрагмент
концерта-ревю ДШТ «Веселые человечки» «Вот и праздник наступил».
(слайд №50) Таким
образом, анализ механизмов функционирования образного мышления показывает, что
умение работать с образами и эмоциями (создавать их, оперировать ими) придает
всему процессу усвоения знаний личностно значимый характер. Постоянная опора на
образно-эмоциональное мышление делает усваиваемые знания эмоционально
насыщенными, активизирует творческие стороны личности, развивает воображение.
Спасибо
за внимание.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.