ГОСУДАРСТВЕННОЕ
СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА - ИНТЕРНАТ №10 г. БЕЛОГОРСК
Компетенция личностного
самосовершенствования
Выступление на МО
учителей «Мыслители» и МО классных руководителей и воспитателей
Автор: С.А. Данилова,
учитель музыки
Белогорск,
2014
Человек – существо социальное,
общественное. С первых дней жизни мы включены в различные социальные
взаимодействия. Развиваясь в обществе, осуществляя совместную деятельность с
другими людьми, человек становится личностью.
Вопросы развития
современной личности и формирования соответствующих личностных компетенций на
сегодняшний день являются очень актуальными. Это связано с переходом общества к
информационной культуре.
Социально-экономические
изменения, происходящие в обществе, не могут не влиять на ценностные ориентации
в образовании. На данном этапе процесс обучения ориентирован не столько на
передачу знаний, умений и навыков, сколько на всестороннее развитие личности,
подготовку молодого поколения к жизни, его социальную и психологическую
адаптацию.
Образовательный
процесс должен быть ориентирован на развитие социальных личностных качеств
учащихся.
А.В. Хуторской
выделяет следующие ключевые образовательные компетенции:
·
ценностно-смысловая
компетенция;
·
общекультурная
компетенция;
·
учебно-познавательная
компетенция;
·
информационная
компетенция;
·
коммуникативная
компетенция;
·
социально-трудовая
компетенция;
·
компетенция
личностного самосовершенствования.
Значение личностных
компетенций для обучающихся очень велико. Они помогают ребенку лучше понимать
себя, чувствовать уверенность в своих силах, контролировать эмоции, находить
пути выхода из проблемных ситуаций.
Компетенция личностного
самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы физического,
духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию.
Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он владеет способами деятельности
в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном
самопознании, развитии необходимых современному человеку личных качеств,
формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.
К этой компетенции
относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая
грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс
качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности. Умение
анализировать ситуацию, сравнивать, выделять главное, решать проблему,
способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку
конкретной ситуации, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и
сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И надо построить
процесс обучения так, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка. Поэтому
необходимо не только доступно всё рассказать и показать, но и научить мыслить,
привить навыки практических действий обучающимся.
Этому могут
способствовать активные формы и методы обучения. К ним относятся игра,
проблемная ситуация, обучение через деятельность, групповая и парная работы,
так как при использовании таких форм работы у ученика появляется потребность в
общении, он учится доказывать своё и уважает чужое мнение, учится
контролировать себя и сопереживать.
Формирование компетенции личностного
совершенствования идет посредством обучения и воспитания по двум направлениям (
на уроке и во внеклассной работе).
Формирование
компетенции личностного совершенствования происходит в различных областях
деятельности ученика. Творческая область деятельности является определяющей в
процессе самосовершенствования. Каждый ребенок по-своему талантлив, поэтому в
образовательном необходимо стремиться использовать приемы творческой работы,
творческие задания, личностно значимые задания, способствующие самосовершенствованию:
как духовному, так и интеллектуальному.
Например, на уроках математики
можно использовать задачи, содержащие информативную часть, влияющую на
самосознание ребенка: Известно, что опаздывать неприлично. Настя заметила
идущий на остановку автобус в 50 метрах позади себя. Чтобы не опоздать, она
побежала и через 10 секунд прибежала на остановку. С какой скоростью пришлось
бежать Насте? Успела ли она на автобус?
С целью формирования данной
компетенции, также целесообразно использовать нестандартные уроки (урок-деловая игра, урок-круглый стол и
др.), потому как во время таких уроков дети примеряют на себя разные роли, что
поможет им в дальнейшем ощущать себя в обществе более успешными. Также можно
включать ребят в следующие формы работы:
-
предметные недели;
-
самостоятельный выпуск школьных газет;
-
посильная помощь в подготовке общешкольных мероприятий;
-
творческие кружки.
Еще в стенах
школы необходимо подготовить учащихся к жизни в современном обществе. Школа должна создать условия для формирования личности, развивать
необходимые личностные качества и компетенции, среди которых и ключевая
компетенция личностного самосовершенствования.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.