Министерство
образования и науки Российской Федерации
Государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего
профессионального образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ
ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Оськина
Наталия Владимировна
(ГБОУ
ЦЛПДО, Москва)
ВЫПУСКНАЯ
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ОСОБЕННОСТИ
ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ЦЕНТРЕ ЛЕЧЕБНОЙ
ПЕДАГОГИКИ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ (ЦЛПДО)
по
программе повышения квалификации для руководителей и специалистов ПМПК,
реализуемой в рамках обучающих мероприятий
Государственной
программы «Доступная среда»
2014
год
Содержание
Введение…………………………………………………………………….……3
Особенности обучения детей с ограниченными возможностями
здоровья в ЦЛПДО. Индивидуальные рабочие программы…............................................5
Обучение математике в коррекционно-развивающих классах VIII
вида…….9
Адаптированная
программа по математике для учащихся 5 класса ……….10
Заключение…………………………………………………………………......21
Используемая литература и материалы…………….…………………….…22
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы специального
образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех
подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных
коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей
с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В
настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными
возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды.
Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями
здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта,
комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка. Образование
детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает
создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей
адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения
образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и
оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную
адаптацию.
Получение детьми с
ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее – дети с
ограниченными возможностями здоровья, ОВЗ) образования является одним из
основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их
полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных
видах профессиональной и социальной деятельности.
Законодательство
Российской Федерации в соответствии с
основополагающими международными
документами в области образования предусматривает принцип равных прав
на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья - как
взрослых, так и детей. Гарантии права детей с ограниченными возможностями
здоровья на получение образования закреплены в Конституции Российской
Федерации, Законе Российской Федерации "Об образовании".
В связи с этим
обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на
образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной
политики не только в области образования, но и в области демографического и
социально-экономического развития Российской Федерации.
В Конституции РФ и Законе
«Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со
всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение
доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация,
систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов
коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения
нового современного качества общего образования.
В
соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской
Федерации" (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" Глава 11. Статья 79.) установлено: « … содержание
образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной
образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации инвалида». В связи с этим, для
получения общего образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях
разрабатываются соответствующие адаптированные основные общеобразовательные
программы (отдельными документами) с учетом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей.
Основной
документ, который содержит гигиенические требования к организации данной
работы – это новые «Санитарно-эпидемиологические правила, нормативы и
требования к устройству, содержанию и организации
режима
работы дошкольных образовательных организаций, утв. постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (далее – СанПиН
2.4.1.3049-13; начало действия документа – 30.07.2013). В которых говорится:
«Образовательная организация должна создать условия для детей с ограниченными
возможностями здоровья, детей – инвалидов в случае их пребывания в
учреждении…». Нормы СанПиН 2.4.1.3049-13 распространяются на все образовательные
учреждения, независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм
собственности.
Особенности обучения детей с
ограниченными возможностями здоровья в ЦЛПДО.
В
2013-2014 учебном году в отделении надомного обучения нашего Центра обучалось
94 учащихся с ОВЗ. Из них:
44
учащихся обучалось в отделении надомного обучения по программе общеобразовательной
массовой школы,
50
– по адаптированной программе, составленной для обучающихся специального
коррекционного VIII вида на основе программы для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида.
Для
разработки программы на начальном этапе проводится первичная встреча с семьей с
целью знакомства и сбора информации о развитии ребенка, выяснения
образовательного запроса со стороны родителей.
В
работу с детьми данной категории включаются специалисты Центра: руководители
структурных подразделений, медработник, педагоги-психологи, учителя-логопеды,
инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, соц. педагоги, которые
способствуют созданию условий и благоприятного микроклимата в Центре для
облегчения адаптации детей с ОВЗ и детей-инвалидов, их успешной социализации. Они
осуществляют индивидуальный подход к детям при организации
воспитательно-образовательного
процесса. Специалисты проводят консультации с родителями, дают рекомендации для
оптимального
развития
и адаптации ребенка, а также оказывают помощь всем членам семей, воспитывающих
этих детей. Администрация, в свою очередь, заключает договора с родителями
(законными представителями), способствует созданию специальных условий,
предполагающих формирование адаптированной образовательной среды.
Следующим
этапом осуществляется углубленное психолого-педагогическое обследование всех
сфер деятельности детей данной категории, эмоционально-волевой сферы, высших
психических функций, речевого развития, интеллектуального развития. Результаты
данного обследования выносятся на ПМПК учреждения с целью определения
дальнейшего образовательного маршрута.
Далее
проводится организационная работа по проектированию, разработке и утверждению
образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида. Учитывая
возрастные и индивидуальные особенности ребенка, медицинские показатели,
рекомендации ПМПК, ожидания родителей, четко формулируются цели и задачи
индивидуальной образовательной программы (обсуждается необходимость в
дополнении или изменении учебного графика, определяются формы получения
образования, режим посещения занятий, как подгрупповых, так и индивидуальных,
дополнительные виды психолого-педагогического сопровождения, определение
промежуточных и итоговых результатов и т.д.).
Далее
педагогами и специалистами Центра разрабатываются индивидуальные
образовательные маршруты на основе разработанной образовательной программы для
конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида, учитывая общеобразовательную
программу. Данные индивидуальные образовательные маршруты включают содержание
основных разделов базовой программы, а также коррекционные направления для
конкретного ребенка, рекомендованные специалистами учреждения.
Так
как оптимальный вариант разработки и реализации индивидуальной образовательной
программы для учащихся составляет один год,
корректировка
содержания ее осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики,
проводимой в декабре текущего учебного года. На основе анализа промежуточной
диагностики, вносятся изменения и корректировки в индивидуальную
образовательную программу для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида.
В
конце учебного года по итогам реализации индивидуальной образовательной
программы в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК)
проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребенка,
обосновываются внесение корректировок, формулируются рекомендации с целью
обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с
ОВЗ или ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его воспитания и
обучения. А также проводятся итоговая встреча с родителями (законными
представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком, педагогами
и специалистами Центра даются рекомендации, советы, консультации.
Образовательная
программа в нашем учреждении разрабатывается
педагогами и специалистами и утверждается директором. Индивидуальная
образовательная программа для ребенка с ОВЗ или ребенка - инвалида в нашем
учреждении имеет такую структуру:
1.
Титульный лист,
который включает в себя наименование учреждения, назначение программы, срок
реализации, адресность программы (фамилия, имя ребенка, год обучения), гриф
утверждения руководителем, согласование с родителями. При необходимости
программа должна быть согласована с председателем
психолого-медико-педагогического консилиума. На титульном листе можно указать
специалиста, который является ответственным за реализацию индивидуальной
программы.
2.
Пояснительная записка,
в которой излагается сведения о ребенке: возраст, группа, социальное окружение,
интересы; ожидания родителей; диагноз; психолого-педагогическая характеристика
ребенка с перечнем
сформированных
умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени. На основе
данных независимой психолого-педагогической диагностики формулируются цель и
задачи сопровождения ребенка на определенный временной промежуток. В
пояснительной записке указываются основные общеобразовательные программы, на
основе которых разработана индивидуальная образовательная программа, а также
обосновывается варьирование, если имеет место перераспределение количества
часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение
последовательности изучения тем и др.
3.
Индивидуальный учебный план.
Возможно варьирование внутри содержания индивидуальной программы путем усиления
отдельных тем, разделов. Варьирование на уровне содержания индивидуальной
образовательной программы осуществляется путем перепланировки количества часов
в структурных единицах программы; изменения последовательности изучения
отдельных разделов программы, некоторых тем; увеличения объема интегрированных
занятий внутри индивидуальной программы.
4.
Содержание программы включает
в себя три основных компонента или блока:
Образовательный компонент,
в котором раскрывается содержание образования на определенном году обучения
(промежуточные планируемые результаты) с включением календарно-тематического
планирования, критериев оценивания достижений по образовательным областям и др.
Образовательный компонент является обязательным, если в индивидуальную
программу включен индивидуальный учебный план.
Коррекционный
компонент, в рамках которого излагаются направления
коррекционной работы, приемы, методы и формы. В коррекционный блок входят
разделы специалистов: учителя-логопеда, дефектолога, педагога-психолога,
инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, который имеет
возможность реализовывать приемы и методы коррекционной
работы
с ребенком во время непосредственно-образовательной деятельности и в свободной
деятельности.
Воспитательный
компонент содержит условия взаимодействий
специалистов с ребенком с ОВЗ или ребенком-инвалидом, а также с родителями в
процессе психолого-педагогического сопровождения
Заключение
и рекомендации. В данном разделе формулируется
обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение
о реализации индивидуальной программы в целом при обсуждении данного вопроса в
рамках итогового психолого-медико-педагогического консилиума в конце учебного
года. Рекомендации формулируются с целью обеспечения преемственности в процессе
индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и
ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его обучения
Обучение математике в коррекционно-развивающих классах VIII вида имеет свою специфику. У обучающихся таких классов, характеризующихся
задержкой психического развития, отклонениями в поведении, трудностями
социальной адаптации различного характера, при изучении курса возникают
серьезные проблемы. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости
является нарушение отражательной функции мозга и регуляции поведения и
деятельности, поэтому распределение математического материала представляется
концентрически с учетом возможностей обучающихся и предусмотрен постепенный
переход от чисто практического обучения в начальной школе к
практико-теоретическому в старших классах. Постоянное повторение изученного
материала сочетается с пропедевтикой новых знаний. При отборе математического
материала учитываются индивидуальные показатели скорости и качества усвоения
математических представлений, знаний, умений практического их применения в
зависимости от степени выраженности и структуры дефекта обучающихся, что предусматривает
необходимость индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Разработанная адаптированная программа по математике для учащихся 5
класса по сравнению с традиционной программой для общеобразовательных
учреждений составлена таким образом, чтобы обучение математике осуществлялось
на доступном уровне для такой категории школьников. В рамках подготовки к
социальной адаптации в условиях современного общества в программе
предусматривается использование микрокалькулятора, ознакомление детей с
масштабом, с устной и письменной нумерацией чисел, с разрядами единиц,
десятков и сотен тысяч, с классами единиц, тысяч.
Адаптированная программа в отличие от программы, допущенной Министерством
образования РФ, предусматривает наряду с общеобразовательными задачами
активизацию познавательной деятельности, формирование общеинтеллектуальных умений
и навыков, нормализацию учебной деятельности, развитие устной речи, формирование
учебной мотивации, навыков самоконтроля и самооценки, а также направлено на
оказание помощи детям в поиске своих ресурсов, утверждение веры в себя и свои возможности,
стремление к преодолению трудностей, дальнейшее самоопределение и
социализацию.
Адаптированная программа содержит в себе:
Пояснительная записка
Цели обучения математике определяются ее ролью в развитии
общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека даже если
этот человек с ограниченными возможностями здоровья
. Основной целью в
данном случае является оказание помощи в освоении основ основной
образовательной программы по математике т.к. ему придется в своей жизни
выполнять довольно сложные устные и письменные расчеты , пользоваться
различной вычислительной техникой , справочной литературой , выполнять
геометрические измерения и преобразования, а для этого нужна базовая
математическая подготовка. Для жизни в современном обществе важным является
формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных
умственных навыках. В процессе математической деятельности вырабатываются
умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивается
логическое мышление, воображение, пространственные представления, возможность
развивать у учащихся устную и письменную речь.
Математика – часть общечеловеческой культуры , играющая особую
роль в общественном развитии , в воспитании культуры личности человека , а
также способствует эстетическому воспитанию человека.
Курс математики 5
класса - важнейшее звено математического образования и развития школьников. Обучение математике в коррекционно-развивающих классах 8 вида
имеет свою специфику, и должно носить предметно-практическую направленность,
быть тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся,
другими учебными предметами.
Программа
рассчитана на обучающихся с недостаточной математической подготовкой, имеющих
задержку психического развития, ограниченные возможности здоровья.
При
составлении программы учитывались следующие особенности детей: неустойчивое внимание,
малый объем памяти, затруднения при воспроизведении материала,
несформированность мыслительных операций, анализа, синтеза, сравнения, плохо
развиты навыки чтения, устной и письменной речи .
При
отборе математического материала учитываются индивидуальные показатели скорости
и качества усвоения математических представлений, знаний, умений практического
их применения в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта
обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и
дифференцированного подхода в обучении.
Программа
определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который, как
показывает опыт, доступен большинству школьников и определяет базовый уровень
подготовки обучающихся в соответствии со стандартом основного общего образования
по математике.
Предлагаемая программа по сравнению с традиционной программой
для общеобразовательных учреждений составлена таким образом, чтобы
обучение математике осуществлялось на доступном уровне категории
школьников с ограниченными возможностями здоровья
в общеобразовательной школе, находящихся на индивидуальной форме обучения
на дому.
Цели курса:
-
овладение конкретными математическими знаниями и умениями, необходимыми для
применения в практической деятельности в повседневной
жизни и для изучения школьных естественных дисциплин на базовом уровне;
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку
для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности:
ясности и точности мысли, критичности мышления, элементов алгоритмической
культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального
языка науки и техники,
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части
общечеловеческой культуры, играющей особую роль для научно-технического
прогресса в развитии общества;
-создание условий для социальной адаптации учащихся.
Задачи:
- развитие внимания, памяти учащихся, формирования у них умений логически
мыслить, анализировать полученные знания, находить закономерности;
- овладение практически значимыми математическими умениями и навыками, их
применение к решению математических и нематематических задач;
- использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития
учащихся 8 вида и коррекции недостатков их познавательной деятельности и
личностных качеств;
-развитие представлений
о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами;
-
развитие речи учащихся, обогащая ее математической терминологией;
-
воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность,
настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки
контроля
и самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и
доводить начатое дело до завершения.
Содержание
учебного курса по математике
для 5 класса рассчитано на 102 часа (3
часа в неделю).
Повторение(2 часа)
1. Натуральные числа и
шкалы (7 часов).
Натуральные числа и их сравнение.
Геометрические фигуры: отрезок, прямая,
луч, треугольник.
Измерение и
построение отрезков.
Координатный луч.
Контрольная работа № 1 по теме:
«Натуральные числа и шкалы».
Знать:
понятие натуральных чисел, классов,
разрядов;
понятие отрезка, его концов, длины;
понятие треугольника;
понятие многоугольника;
понятие единицы измерения.
Уметь: читать многозначные числа,
записывать, разбивать на классы;
сравнить числа, записывать результат с
помощью знаков <,>;
строить, измерять отрезки, сравнивать их,
переходить от одних единиц измерения к другим;
строить прямые, лучи, обозначать их;
изображать координатный луч, отмечать на
нем заданные числа, называть число,
соответствующее данному делению на координатном луче.
2. Сложение и вычитание
натуральных чисел (11 часов).
Сложение и вычитание натуральных чисел,
свойства сложения. Решение текстовых задач.
Числовое выражение. Буквенное выражение и
его числовое значение. Решение линейных уравнений.
Контрольная работа № 2 по теме: «Сложение
и вычитание натуральных чисел и его свойства Уравнения».
Знать: алгоритм
арифметических действий над многозначными числами;
определение компонентов при сложении и
вычитании;
свойства сложения и вычитания;
определение уравнения и корня.
Уметь: читать числовые и буквенные
выражения;
составлять буквенные выражения по условию
задачи;
решать уравнение на основе зависимости
между компонентами действий (сложение и вычитание).
3.. Умножение и деление
натуральных чисел (11часов).
Умножение и деление натуральных чисел,
свойства умножения. Квадрат и куб числа.
Решение текстовых задач.
Контрольная работа № 3 по теме: «Умножение
и деление натуральных чисел».
Знать:
свойства умножения натуральных
чисел;
понятие квадрата и куба числа;
правила выполнения порядка
действий.
Уметь:
решать уравнения на основе
зависимости между компонентами действий; решать текстовые задачи, требующие
понимания смысла отношений «больше на… (в…)», «меньше на… (в…)», а также задачи
на известные учащимся зависимости между величинами (скоростью, временем и
расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.); умножать и делить
натуральные числа, читать их; выполнять деления с остатком, называть
получившийся ответ; возводить в квадрат и куб числа, соблюдая порядок действий.
4. Площади и объемы (6
часов)
Вычисления по
формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы площадей.
Контрольная работа
№ 4«Площади и объемы».
Знать:
формулы пути,
площадей прямоугольника, квадрата, периметра квадрата, прямоугольника,
треугольника, объема прямоугольного параллелепипеда;
основные единицы
измерения площадей, объемов.
Уметь:
вычислять по
формулам, записывать формулы и упрощать их;
переходить от
одних единиц площадей к другим в соответствии с условием задачи;
находить площадь
поверхности параллелепипеда.
5. Обыкновенные дроби (22 часа).
Окружность и круг.
Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей.
Сложение и
вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Смешанные числа. Сложение и
вычитание смешанных чисел.
Контрольная работа
№ 5 по теме: «Обыкновенные дроби.»
Контрольная работа
№ 6 по теме: «Сложение и вычитание смешанных чисел».
Знать:
понятие круга и
окружности, их элементы;
определение правильных и
неправильных дробей, равных дробей;
правила сложения и вычитания
дробей.
Уметь: строить окружность по
заданному радиусу, точки, принадлежащие кругу и не принадлежащие;
читать дроби, записывать,
изображать на координатном луче;
решать основные задачи на дроби;
сравнивать дроби с одинаковыми
знаменателями с помощью координатного луча, читать равенства и неравенства;
записывать частное в виде дроби и
наоборот, применять свойство деления суммы на число;
выделять целую часть, записывать
частное в виде смешанного числа.
6 . Десятичные дроби. Сложение и
вычитание десятичных дробей (10 часов).
Десятичная дробь. Сравнение, округление,
сложение и вычитание десятичных дробей. Решение текстовых задач.
Контрольная работа № 7 по теме:
«Сложение и вычитание десятичных дробей».
Знать:
определение десятичной дроби;
правило сравнения десятичных
дробей;
правило округления чисел с недостатком
и избытком
Уметь:
записывать и читать десятичные
дроби;
отмечать десятичные дроби на
координатном луче;
решать текстовые задачи на
сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями.
7. Умножение и деление десятичных дробей
(18 часов).
Умножение и деление десятичных
дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.
Контрольная работа № 8 по теме:
«Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число».
Контрольная работа № 9 по теме: «
Умножение и деление десятичных дробей».
Знать: правила умножения и деления
десятичных дробей на 10, 100, 1000 …;
правила умножения и деления десятичных
дробей на 0,1; 0,01; 0,001 …;
определение среднего
арифметического, средней скорости.
Уметь:
умножать десятичные дроби на 10,
100, 1000 …;
делить десятичные дроби на 10,
100, 1000 …;
обращать обыкновенную дробь в
десятичную;
умножать дробь на 0,1; 0,01; 0,001
…;
находить среднее арифметическое
нескольких чисел.
8. Инструменты для вычисления и измерения
(10 часов).
Начальные сведения о вычислениях на
калькуляторе.
Проценты. Основные задачи на
проценты. Примеры таблиц и диаграмм.
Угол, треугольник. Величина
(градусная мера) угла.
Единицы измерения углов. Измерение
углов. Построение угла заданной величины.
Контрольная работа № 10 по теме:
«Вычисления и измерения».
Знать:
определение процента, его запись,
чтение;
определение угла, прямого,
развернутого, острого, тупого;
определение градуса, величину
прямого и развернутого углов.
Уметь:
выполнять
вычисления на калькуляторе, составлять программу вычислений;
обращать
десятичные дроби в проценты и обратно, находить проценты от числа, решать
задачи на проценты;
называть углы, находить равные,
строить углы;
пользоваться транспортиром,
находить и строить углы.
читать и строить
круговые диаграммы.
Повторение. Решение задач (4часа).
Повторить и систематизировать полученные в
течение учебного года знания.
Контрольная работа №11 по теме: Итоговая
работа за курс 5 класса.
Требования к
уровню подготовки учащихся:
Требования к
результатам обучения направлены на реализацию деятельностного и личностно
ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и
практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в
повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми
для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
В результате
изучения математики на базовом уровне ученик должен: знать/понимать: существо
понятия математического доказательства, примеры доказательств; существо понятия
алгоритма; примеры алгоритмов; как используются математические формулы,
уравнения; примеры их применения для решения математических и практических
задач.
Уметь: выполнять устно
арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных
дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с
обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем; применять свойства арифметических действий
при решении примеров; решать простейшие уравнения, упрощать буквенные выражения; находить
процент от числа,
переходить от одной формы
записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в
простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты – в виде дроби и
дробь – в виде процентов; выполнять арифметические действия с рациональными
числами, применять
свойства арифметических действий при решении примеров сравнивать рациональные и действительные числа; находить
значения числовых выражений; округлять целые числа и десятичные дроби, находить
приближения чисел с
недостатком и с избытком; пользоваться основными единицами длины, массы,
времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более
мелкие и наоборот; решать текстовые задачи.
Использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни: при решении несложных практических расчетных задач, в том числе с
использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора,
компьютера; в устной прикидке и оценке результатов вычислений; при проверке
результата вычисления с использованием различных приёмов выполнять арифметические действия с
натуральными числами и десятичными дробями;
Учебные умения
и навыки: самостоятельно выполнять основные правила гигиены учебного труда,
режима дня; понимать учебную задачу, поставленную учителем, и действовать
строго в соответствии с ней; работать в заданном темпе; учиться
пооперационному контролю учебной работы, оценивать учебные действия по образцу
оценки учителя; уметь работать самостоятельно; оказывать необходимую помощь
учителю на уроке и вне его; самостоятельно обращаться к вопросам и заданиям
учебника; работать с материалами приложения учебника; использовать образцы в
процессе самостоятельной работы; отвечать на вопросы по тексту; учиться
связно, отвечать по плану.
Основными
формами организации
учебно-познавательной деятельности обучающихся являются:
объяснение
нового материала с опорой на практические задания, на
разнообразные по форме и содержанию карточки-схемы, памятки, опорные таблицы и
т.д.;
закрепление
изученного материала с использованием
многовариативного дидактического материала, предполагающего дифференциацию и
индивидуализацию
образовательного процесса и позволяющего постоянно осуществлять многократность
повторения изученного;
обобщение
и систематизация пройденного материала с использованием
математических игр.
Основные
формы контроля:
кратковременные
проверочные работы;
тематические
тесты;
контрольные
работы.
Перечень
обязательных контрольных работ
контрольная
работа №1«
Натуральные числа и шкалы»
контрольная
работа №2 «Сложение
и вычитание натуральных чисел и его свойства. Уравнения».
контрольная
работа №3 «Умножение
и деление натуральных чисел»
контрольная работа
№4 «Площади и объемы ».
контрольная
работа №5 «Обыкновенные дроби».
контрольная
работа№6 « Сложение и вычитание смешанных чисел».
контрольная
работа №7 «Сложение и вычитание десятичных дробей».
контрольная
работа №8 «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа».
контрольная
работа №9 «Умножение и деление десятичных дробей».
контрольная
работа №10 «Вычисления и измерения».
Итоговая
контрольная работа№11 за курс 5 класса.
Оценка
достижений планируемых результатов
Математические
представления, знания и умения практически применять их оцениваются по
результатам индивидуального и фронтального опроса учащихся, текущих проверочных
и итоговых письменных контрольных работ, которые представлены в трех уровнях:
В – высокий уровень; С – средний уровень; Н – низкий уровень.
Знания оцениваются в 5- балльной системе. При выставлении оценки ориентир – на
вариант С и Н, а за выполнение заданий из варианта В дополнительно ставится
положительная оценка. При оценке знаний учитывается количество правильно
выполненных заданий:
отметка «5» ставится за
все верно выполненные задания;
отметка «4» – за верное
выполнение трех заданий;
отметка «3» – за верное
выполнение двух заданий, если вариант содержит 4 задания.
Заключение
Интегрированный подход в
обучении на современном этапе развития школьного образования имеет
принципиально важное значение для построения всего учебно-воспитательного
процесса. Прежде всего, он отражает реально существующие в теории и практике
коррекционного обучения тенденции.
Интеграция в общество человека с особыми образовательными потребностями и ограниченной
трудоспособностью сегодня означает процесс
и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни (включая и образование) наравне и вместе с
остальными членами общества в
условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничения возможностей.
«Образование – право каждого
человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся
принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного,
никакой другой миссии, кроме образования для всех…».
Использованная
литература и материалы:
1.
Залялетдинова Ф.Р.
Нестандартные уроки математики в коррекционной школе: 5-9 классы. – М.:ООО
«Вако», 2007.
2.
Капустина Г.М., Перова М.Н. Математика
5. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида. – М: Просвещение, 2003.
3.
Перова М.Н. Методика
преподавания математики во вспомогательной школе. – М: Просвещение, 1989.
4.
Программы для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида: Математика. 5-9 кл./авт.-сост М.Н.
Перова, Б.Б. Горский А.П. Антропов, И.М. М.Б. Ульянцева. – М.: Просвещение,
2003.
5.
Соловейчик И.Л. Я
иду на урок математики, 5 класс. Книга для учителя.– М.: Издательство «Первое
сентября», 2001.
6.
Степурина С.Е.
Математика. 5-6 классы: тематический и итоговый контроль, внеклассные занятия.
– Волгоград: Издательство «Учитель», 2007.
7. Жохов
В.И. Преподавание математики в 5 классе: Методические
рекомендации для учителя к учебникам Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова, А.С.Чеснокова,
С.И.Шварцбурда.2009
8.
Журнал : Математика в школе.
При подготовки данного материала были
использованы ссылки на:
ü Федеральный
закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273;
ü СанПиН
2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 № 26.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.