Инфоурок Школьному психологу КонспектыВыбор учебного профиля школьника как основа дифференциации обучения детей на этапе внедрения предпрофильного и профильного обучения В связи с введением предпрофильного и профильного обучения, психологи¬ческому мониторингу, как источнику психологических зн

Выбор учебного профиля школьника как основа дифференциации обучения детей на этапе внедрения предпрофильного и профильного обучения В связи с введением предпрофильного и профильного обучения, психологи¬ческому мониторингу, как источнику психологических зн

Скачать материал

Выбор учебного профиля школьника как основа дифференциации обучения детей на этапе внедрения  предпрофильного и профильного обучения  

 

В связи с введением предпрофильного и профильного обучения, психологи­ческому мониторингу, как источнику психологических знаний о ребенке отво­дится важная роль.

Вот только что и каким образом исследовать?

Однозначно то, что полученная информация, должна  работать на всех субъектов образовательного процесса.   Дети и родители, приняв ее во внимание, смогли бы своевременно сориентироваться в определении профиля обучения, педагоги – спланировать организацию образовательного процесса в соответствии с запросами и способностями учащихся,  администрация школы – спрогнозировать развитие ситуации на перспективу (обеспечить образовательный процесс кадрами и материально-технической базой).

Сам процесс сбора и обработки диагностиче­ских данных должен быть экономически оправданным (по временным и материальным затратам), а представленная инфор­мация – наглядной и понятной для всех.

Установлено, что на продуктивность обучения  влияют:

-интеллект,

-мотивация,

-компетентность.

Верхняя граница продуктивности (предельный уровень достижений) задается индивидуальным уровнем интеллекта.

В структуре общего интеллекта выделено четыре фактора:

1.Поведенческий (смысловой) – способность понимать смысл поведения дру­гих людей, оценивать реальные ситуации  общения, вести себя адекватно ситуа­ции.

2.Вербальный (лингвистический) – способность к вербальному мысленному анализу и синтезу, к решению вербальных задач на определение понятий, уста­новление словесных сходств и различий, доказательство и т.д.

3.Пространственный (механический) – способность оперировать мыслен­ными  пространственными образами, схемами, моделями реальности; включает в себя скорость и точность распознавания двухмерных объектов, мысленное вращение и преобразование образов в трехмерном пространстве.

4.Формальный (математический) – способность индивида решать логические и математические задачи.

В онтогенезе – индивидуальном развитии человека – эти факторы формиру­ются последовательно друг за другом: поведенческий, вербальный, пространственный, формаль­ный. Овладение предыдущим фактором, создает условия для возникновения  нового.

Для определения профиля обучения и уровня сложности учебного материала, достаточно диагностики трех типов интел­лекта: вербального, пространственного и формального.

Вербальный интеллект определяет успешность обучения  по всем предметам школьного цикла, и в первую очередь гуманитарным (литература, история и т. д.).

Пространственный интеллект определяет успешность обучения предметам естественно-гуманитарного цикла (биология, география и пр.) и физико-матема­тического цикла.

Формальный интеллект определяет успешность обучения математике и фи­зике.

Таким образом, если ученик  обладает развитым формальным, пространст­венным и вербальным интеллектом, ему можно рекомендовать фи­зико-математический профиль. Для успешного обучения по предметам естественнонаучного профиля – необходим высокий уровень развития пространственного и вербального факторов интеллекта. Чтобы хорошо успевать по гуманитарному профилю, нужен высо­кий уровень развития вербального интеллекта.

Кроме  интел­лекта, диапазон продуктивности определяется уровнем мотивации и «приобщенностью» к задаче: наличием у человека специальных знаний, умений и навыков.

Однако, положение конкретного ученика на шкале учебной продуктивности зависит не столько от его интеллекта и компетентности, сколько от мотивации.

Именно мотивации отводится роль компенсирующего фактора как  при  недостаточно высоком уровне интеллектуальных способностей так и при отсутствии требуемых знаний, умений и навыков.

В учебный профиль ученика, в соответствии с данными научных исследований,  включены такие компоненты как:

1.Вербальный интеллект.

2.Пространственный интеллект.

3.Формальный интеллект.

4.Мотивация.

5.Успеваемость.

Успеваемость выступает в качестве критерия реальных школьных достижений ребенка (имеется у всех детей, без исключения).

Этот комплекс параметров достаточен для решения поставленных задач:

1)       оценки структуры интеллекта учащихся, определяющей профиля обучения;

2)       прогноза индивидуальной продуктивности учебной деятельности школьников;

3)       наблюдения за динамикой развития способностей детей; 

4)       определения эффективности коррекционно-развивающей деятельности, направленной на решение выявленных проблем.

 При необходимости профиль можно расширять за счет  включения дополнительных параметров развития ребенка.

В исследовании компонентов психологического блока учебного профиля школьника применяется групповая форма диагностики.  Интеллектуальное и личностное развитие учащихся оценивалось посредством следующей диагностической методики:

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Выбор учебного профиля школьника как основа дифференциации обучения детей на этапе внедрения предпрофильного и профильного обучения В связи с введением предпрофильного и профильного обучения, психологи¬ческому мониторингу, как источнику психологических зн"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по связям с общественностью

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Выбор учебного профиля школьника как основа дифференциации обучения детей на этапе внедрения  предпрофильного и профильного обучения  

 

В связи с введением предпрофильного и профильного обучения, психологи­ческому мониторингу, как источнику психологических знаний о ребенке отво­дится важная роль.

Вот только что и каким образом исследовать?

Однозначно то, что полученная информация, должна  работать на всех субъектов образовательного процесса.   Дети и родители, приняв ее во внимание, смогли бы своевременно сориентироваться в определении профиля обучения, педагоги – спланировать организацию образовательного процесса в соответствии с запросами и способностями учащихся,  администрация школы – спрогнозировать развитие ситуации на перспективу (обеспечить образовательный процесс кадрами и материально-технической базой).

 

Сам процесс сбора и обработки диагностиче­ских данных должен быть экономически оправданным (по временным и материальным затратам), а представленная инфор­мация – наглядной и понятной для всех. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 997 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.11.2014 386
    • DOCX 15.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Есбатырова Гульмира Сагатбековна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 8993
    • Всего материалов: 11

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1181 человек из 82 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 547 человек

Курс повышения квалификации

Привязанность к взрослому в жизни ребенка, причины и последствия нарушения привязанности

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 22 человека

Курс повышения квалификации

Уверенность, уверенное поведение, воспитание волевых привычек, развитие учебной мотивации у детей и подростков

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 82 человека из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 247 человек

Мини-курс

Методология физического воспитания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Аномальное психологическое развитие и психологическая травма

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 17 регионов

Мини-курс

Карьерный навигатор: эффективный поиск работы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 16 регионов