Выбор учебного профиля школьника как
основа дифференциации обучения детей на этапе внедрения предпрофильного и
профильного обучения
В связи с введением предпрофильного и профильного
обучения, психологическому мониторингу, как источнику психологических знаний о
ребенке отводится важная роль.
Вот только что и каким образом исследовать?
Однозначно то, что полученная информация, должна
работать на всех субъектов образовательного процесса. Дети и родители, приняв
ее во внимание, смогли бы своевременно сориентироваться в определении профиля
обучения, педагоги – спланировать организацию образовательного процесса в
соответствии с запросами и способностями учащихся, администрация школы –
спрогнозировать развитие ситуации на перспективу (обеспечить образовательный
процесс кадрами и материально-технической базой).
Сам процесс сбора и обработки диагностических данных
должен быть экономически оправданным (по временным и материальным затратам), а
представленная информация – наглядной и понятной для всех.
Установлено, что на
продуктивность обучения влияют:
-интеллект,
-мотивация,
-компетентность.
Верхняя граница продуктивности (предельный уровень
достижений) задается индивидуальным уровнем интеллекта.
В структуре общего интеллекта выделено четыре фактора:
1.Поведенческий (смысловой) – способность понимать смысл
поведения других людей, оценивать реальные ситуации общения, вести себя
адекватно ситуации.
2.Вербальный
(лингвистический) – способность к вербальному мысленному анализу и синтезу, к
решению вербальных задач на определение понятий, установление словесных
сходств и различий, доказательство и т.д.
3.Пространственный (механический) – способность
оперировать мысленными пространственными образами, схемами, моделями
реальности; включает в себя скорость и точность распознавания двухмерных
объектов, мысленное вращение и преобразование образов в трехмерном
пространстве.
4.Формальный (математический) – способность индивида
решать логические и математические задачи.
В онтогенезе – индивидуальном развитии человека – эти
факторы формируются последовательно друг за другом: поведенческий, вербальный,
пространственный, формальный. Овладение предыдущим фактором, создает условия
для возникновения нового.
Для определения профиля обучения и уровня сложности
учебного материала, достаточно диагностики трех типов интеллекта: вербального,
пространственного и формального.
Вербальный интеллект определяет успешность обучения по
всем предметам школьного цикла, и в первую очередь гуманитарным (литература,
история и т. д.).
Пространственный интеллект определяет успешность обучения
предметам естественно-гуманитарного цикла (биология, география и пр.) и
физико-математического цикла.
Формальный интеллект определяет успешность обучения
математике и физике.
Таким образом, если ученик обладает развитым
формальным, пространственным и вербальным интеллектом, ему можно рекомендовать
физико-математический профиль. Для успешного обучения по предметам
естественнонаучного профиля – необходим высокий уровень развития пространственного
и вербального факторов интеллекта. Чтобы хорошо успевать по гуманитарному
профилю, нужен высокий уровень развития вербального интеллекта.
Кроме интеллекта, диапазон продуктивности определяется
уровнем мотивации и «приобщенностью» к задаче: наличием у человека специальных
знаний, умений и навыков.
Однако, положение конкретного ученика на шкале учебной
продуктивности зависит не столько от его интеллекта и компетентности, сколько
от мотивации.
Именно мотивации отводится роль компенсирующего фактора
как при недостаточно высоком уровне интеллектуальных способностей так и при
отсутствии требуемых знаний, умений и навыков.
В учебный профиль ученика, в соответствии с данными
научных исследований, включены такие компоненты как:
1.Вербальный интеллект.
2.Пространственный интеллект.
3.Формальный интеллект.
4.Мотивация.
5.Успеваемость.
Успеваемость выступает в качестве критерия реальных
школьных достижений ребенка (имеется у всех детей, без исключения).
Этот комплекс параметров достаточен для решения
поставленных задач:
1)
оценки структуры интеллекта учащихся, определяющей
профиля обучения;
2)
прогноза индивидуальной продуктивности учебной
деятельности школьников;
3)
наблюдения за динамикой развития способностей
детей;
4)
определения эффективности коррекционно-развивающей
деятельности, направленной на решение выявленных проблем.
При необходимости профиль можно расширять за счет
включения дополнительных параметров развития ребенка.
В исследовании компонентов психологического блока учебного
профиля школьника применяется групповая форма диагностики. Интеллектуальное и
личностное развитие учащихся оценивалось посредством следующей диагностической
методики:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.