ХОД ЗАНЯТИЯ.
I. Вводная часть – 3 минуты.
• Приветствие, назвать свое имя.
• Ребята, вы ,конечно, знаете
много спортивных игр, занимаетесь спортом. А знаете ли вы такую игру, которая
совмещает в себе свойства науки, искусства и спорта?
• Как вы думаете, чем интересна и
полезна игра в шахматы?
• Ответы детей.
• А кто-нибудь из вас умеет играть
в шахматы? Знаете правила игры?
• Ответы детей.
• Шахматный клуб. Рассказ педагога
о том, чему учат в клубе, как проходят занятия, соревнования, проведение
классификационных турниров с присвоением спортивных разрядов: от IV разряда –
до международного мастера.
II. Основная часть занятия – 12
минут.
1. Теоретическая часть – 5 минут
Лекция с элементами беседы.
• Вся в квадратах – белых, черных
–
Деревянная доска,
А ряды фигур точеных –
Деревянные войска.
Люди их передвигают,
Коротают вечера,
Люди в шахматы играют –
Интересная игра!
Ты, дружок мой, без опаски,
Без смущения вступай,
Словно в мир чудесной сказки,
В черно-белый этот край.
Что? Трехглавые драконы
нас не ждут здесь? Не беда!
Тут зато лихие кони
И пехота хоть куда!
Тут ферзи, слоны отважны,
Мчатся поперек и вдоль,
И, совсем как в сказке, важный
Возвышается король.
Тут герои в каждом войске,
И выходит рать на рать
Хитроумно и геройски
Воевать и побеждать!
Е. Ильин.
- Шахматы – очень древняя игра. Ее рождение
связано с желанием людей жить мирно, без войн. Появилась она в Индии более двух
тысяч лет тому назад. В VI веке проникла через Персию в Европу.
• «Легенда о возникновении
шахмат».
- Ребята, как вы думаете, какова цель
шахматной игры?
- Правильно! Поставить мат королю.
- Откуда же пришло это слово – шахматы? И что
оно означает?
- Своего царя персы называли – «шах», а слово
«мат» - по арабски означает «умер». Значит, слово «шахматы» можно перевести
так: «Смерть королю противника!».
• Работа с демонстрационной доской
и с шахматами на столах.
• Изучение шахматной доски и
фигур.
• Расстановка фигур на доске.
• Правила игры.
• Запись партии.
• По ходу объяснения – вопросы
педагога:
- зачем нужно записывать партии?
- правильно, для изучения и анализа игры. Для
прочтения шахматных книг и журналов.
• Запись «Детского мата».
• Игра «Узнай фигуру на ощупь».
2. Практическая часть –7 минут.
• Игра обучающихся в шахматы.
Обучающиеся, имеющие минимальный опыт игры в шахматы, играют в паре с теми, кто
не имеет такого опыта.
3. Подведение итогов – 5 минуты.
- Ребята, что вы почувствовали, играя в
шахматы?
• Предполагаемые ответы (интерес,
азарт)
- Хотели ли вы и дальше обучаться шахматной игре?
Как вы думаете, какие качества характера развиваются при занятии шахматами?
• Ответы детей (память, внимание,
логическое мышление, терпение, усидчивость)
- Как вы думаете, где эти качества характера
вам могут пригодиться?
• (В жизни, на уроках, в спорте и
т.д.)
- И в заключении предлагаю проверить, успели
ли вы запомнить шахматные термины. Сейчас мы разгадаем шахматный кроссворд!
1. Слабый по силе, но сильный по
духу шахматный солдатик.
2. Активные действия военных на
поле боя или шахматных фигур на доске.
3. Нападение на короля.
4. Окончание игры.
5. Прямолинейная и сильная фигура.
6. Необходимое качество начинающего
шахматиста, помогающее овладеть секретами шахматной игры.
7. Две одинаковые фигуры, которые
не могут ходить по диагоналям одного цвета.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.