Технологическая
карта (план) занятия № _______ Дата __________
1.
Дисциплина: История
2.
Тема занятия «Введение. Историческое знание»
3.
Вид занятия: комбинированный урок
4.
Цели занятия: лекция с элементами беседы
1) Уяснить смысл основных понятий исторической науки.
2) Развивать умение анализировать, сравнивать, развивать навыки решения
тестовых заданий.
3) Формировать навыки публичного выступления.
5.
Обеспечение занятия (оборудование):
1)
комплект учебников по истории (записать на
студентов);
2)
наглядность (энциклопедии, справочники, книги по
истории);
3)
хронологическая лента;
4)
старые домашние фотографии и документы;
5)
список группы для записи номеров учебников;
6)
рабочие тетради студентов.
6.
План занятия (лекции):
1)
Историческое знание, его
достоверность и источники – лекция.
2)
Знакомство со структурой
учебника – раздать учебники и записать их номера, указать на особенности
учебника.
3)
Факторы исторического
развития: природно-климатический, этнический, экономический,
культурно-политический и др. – лекция с элементами беседы.
4)
Российская история как
часть мировой и европейской истории – лекция.
5)
Закономерности и
особенности русской истории – лекция с элементами беседы.
6) Периодизация всемирной истории – лекция с
элементами беседы (схема на доске).
7.
Домашнее задание: описать самый старый документ, хранящийся в семье;
найти информацию
по теме «Вспомогательные исторические дисциплины».
Информацию студенты готовят по группам:
1-й ряд – палеография,
нумизматика, сфрагистика;
2-й ряд –
геральдика, метрология, хронология;
3-й ряд –
ономастика, топонимика, этнонимика, антропонимика.
Возможность
проверить работу тестированием на следующем уроке.
8.
Использованная литература:
·
Основная
1) Сахаров А.Н., Буганов В.И.
История России с древнейших времен до конца XVII в. М.:
2008.
2)
Петрович В.Г., Петрович Н.М.
Уроки истории. 10 класс. М.: ТЦ Сфера, 2003.
3)
Серов Б.Н., Лескинен М.В.
Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX века. 10
класс. М.: «ВАКО», 2003.
4)
История России с древнейших
времен до конца XVII века. 10 класс: поурочные планы по учебнику А.Н. Сахарова,
В.И. Буганова. Авт.-сост. Н.С. Кочетов. Волгоград: Учитель, 2005.
·
Дополнительная
1) Энциклопедический словарь юного историка: (Всеобщая история). Сост.
Н.С. Елманова, Е.М. Савичева. М.: Педагогика-Пресс, 1997.
2) История России для детей и взрослых. М.: Белый город, 2003.
·
Интернет-ресурс
1) http://rudocs.exdat.com/docs/index
2) http://abuss.narod.ru/Biblio/
3) http://www.historia.ru
4) http://gramoty.ru
Практическая работа по
истории на тему:
Вспомогательные исторические дисциплины
Цели работы:
1.
Уяснить смысл
основных понятий исторической науки.
2.
Развивать умение
анализировать, сравнивать.
3.
Развивать навыки
решения тестовых заданий.
Задание № 1
Ниже приведены определения понятий и суждения. Одни из них правильные,
другие неправильные. Вам предстоит разобраться в этом.
№
|
Суждение
|
Да
|
Нет
|
1.
|
Палеография
– вспомогательная историческая дисциплина, исследующая внешние признаки
рукописных источников (знаки письменности, особенности графики, почерк,
материал, на котором пишут, орудия письма, украшения рукописей, краски,
чернила, водяные знаки, формат, переплет рукописей).
|
|
|
2.
|
Вопрос о
составлении славянских алфавитов связан с именами славянских князей Бориса и
Глеба.
|
|
|
3.
|
Основной
материал для письма до XIV века – бумага. Иногда бумагу использовали по
несколько раз после предварительного соскабливания и смывания ранее
написанного на ней текста (палимпсесты – “снова стираю”). В Древней Руси
использовалась береста. С XIV века появляется пергамен.
|
|
|
4.
|
В понятие
нумизматики традиционно включается и изучение бумажных денег (бонистика).
|
|
|
5.
|
Печатью принято
называть как штампы, вырезанные на твёрдом материале (камне, металле, кости и
т. д.), - матрицы, так и оттиски их (на золоте, серебре, олове, воске,
сургуче, бумаге и т. д.).
|
|
|
6.
|
Геральдика возникла
из обычая оглашать перед началом турнира различных достоинств рыцаря в доказательство
его прав на участие в состязании.
|
|
|
7.
|
В основе древнейших
измерений – части человеческого тела, длина пути, шаги и т.д.
|
|
|
8.
|
Названия дней
недели отражали их порядковое положение относительно понедельника,
называвшегося “неделя” (от “не делать” - не работать, день отдыха).
|
|
|
9.
|
Вещественные
источники, так же как и письменные, содержат прямой рассказ об исторических
событиях, и основанные на них исторические выводы являются результатом
научной реконструкции.
|
|
|
10.
|
Первый музей в
России – это кунсткамера.
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание
№ 2
Приведите примеры
письменных, устных и вещественных исторических источников.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.