Инфоурок География Другие методич. материалыВведение в курс истории. Историческое знание

Введение в курс истории. Историческое знание

Скачать материал

Технологическая карта (план) занятия № _______ Дата __________

1.      Дисциплина: История

2.      Тема занятия «Введение. Историческое знание»

3.      Вид занятия: комбинированный урок

4.      Цели занятия: лекция с элементами беседы

1)     Уяснить смысл основных понятий исторической науки.

2)     Развивать умение анализировать, сравнивать, развивать навыки решения тестовых заданий.

3)     Формировать навыки публичного выступления.

5.      Обеспечение занятия (оборудование):

1)      комплект учебников по истории (записать на студентов);

2)      наглядность (энциклопедии, справочники, книги по истории);

3)      хронологическая лента;

4)      старые домашние фотографии и документы;

5)      список группы для записи номеров учебников;

6)      рабочие тетради студентов.

6.      План занятия (лекции):

1)      Историческое знание, его достоверность и источники –  лекция.

2)      Знакомство со структурой учебника – раздать учебники и записать их номера, указать на особенности учебника.

3)      Факторы исторического развития: природно-климатический, этнический, экономический, культурно-политический и др. – лекция с элементами беседы.

4)      Российская история как часть мировой и европейской истории – лекция.

5)      Закономерности и особенности русской истории – лекция с элементами беседы.

6)     Периодизация всемирной истории – лекция с элементами беседы (схема на доске).

7.      Домашнее задание: описать  самый старый  документ, хранящийся в семье;

найти  информацию по теме «Вспомогательные исторические дисциплины».
Информацию  студенты готовят по группам:

1-й ряд –  палеография, нумизматика, сфрагистика;

2-й ряд – геральдика, метрология, хронология;

3-й ряд – ономастика, топонимика, этнонимика, антропонимика.

Возможность проверить работу тестированием на следующем уроке.

 

8.      Использованная литература:

·         Основная

1)     Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVII в. М.: 2008.

2)     Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории. 10 класс. М.: ТЦ Сфера, 2003.

3)     Серов Б.Н., Лескинен М.В. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. М.: «ВАКО», 2003.

4)     История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 класс: поурочные планы по учебнику А.Н. Сахарова, В.И. Буганова. Авт.-сост. Н.С. Кочетов. Волгоград: Учитель, 2005.

 

·         Дополнительная

1)     Энциклопедический словарь юного историка: (Всеобщая история). Сост. Н.С. Елманова, Е.М. Савичева. М.: Педагогика-Пресс, 1997.

2)     История России для детей и взрослых. М.: Белый город, 2003.

 

·         Интернет-ресурс

1)     http://rudocs.exdat.com/docs/index

2)     http://abuss.narod.ru/Biblio/

3)     http://www.historia.ru

4)     http://gramoty.ru

 


Практическая работа по истории на тему:
Вспомогательные исторические дисциплины

Цели работы:

1.     Уяснить смысл основных понятий исторической науки.

2.     Развивать умение анализировать, сравнивать.

3.     Развивать навыки решения тестовых заданий.

Задание № 1

Ниже приведены определения понятий и суждения. Одни из них правильные, другие неправильные. Вам предстоит разобраться в этом.

 

Суждение

Да

Нет

1.      

Палеография – вспомогательная историческая дисциплина, исследующая внешние признаки рукописных источников (знаки письменности, особенности графики, почерк, материал, на котором пишут, орудия письма, украшения рукописей, краски, чернила, водяные знаки, формат, переплет рукописей).

 

 

2.      

Вопрос о составлении славянских алфавитов связан с именами славянских князей Бориса и Глеба.

 

  

3.      

Основной материал для письма до XIV века – бумага. Иногда бумагу  использовали по несколько раз после предварительного соскабливания и смывания ранее написанного на ней текста (палимпсесты – “снова стираю”). В Древней Руси использовалась береста. С XIV века появляется пергамен.

 

  

4.      

В понятие нумизматики традиционно включается и изучение бумажных денег (бонистика).

 

  

 

5.      

Печатью принято называть как штампы, вырезанные на твёрдом материале (камне, металле, кости и т. д.), - матрицы, так и оттиски их (на золоте, серебре, олове, воске, сургуче, бумаге и т. д.).

 

 

  

   

6.      

Геральдика возникла из обычая оглашать перед началом турнира различных достоинств рыцаря в доказательство его прав на участие в состязании.

   

 

   

7.      

В основе древнейших измерений – части человеческого тела, длина пути, шаги и т.д.

  

  

 

8.      

Названия дней недели отражали их порядковое положение относительно понедельника, называвшегося “неделя” (от “не делать” - не работать, день отдыха).

 

   

9.      

Вещественные источники, так же как и письменные,  содержат прямой рассказ об исторических событиях, и основанные на них исторические выводы являются результатом научной реконструкции.

 

 

10.  

Первый музей в России – это кунсткамера.

  

 

Задание № 2

Приведите примеры письменных, устных и вещественных исторических источников.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Введение в курс истории. Историческое знание"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Корреспондент

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данная разработка является  лекцией с элементами беседы. В ней поставлены следующие цели:

1)Уяснить смысл основных понятий исторической науки;

2)Развивать умение анализировать, сравнивать, развивать навыки решения тестовых заданий;

3)Формировать навыки публичного выступления.

В процессе изучения материала дается домашнее задание, по которому на следующем уроке "предоставляется слово" студентам от каждого ряда, тем самым выявляются активные, пассивные...

Но самое главное, в том, что студенты начинают понимать значение своего труда, т.к. им предоставляется возможность проверить свою домашнюю работу тестированием уже на следующем уроке. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 041 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 380
    • DOCX 51.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Безуглова Елена Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Безуглова Елена Викторовна
    Безуглова Елена Викторовна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 65751
    • Всего материалов: 27

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по географии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 294 человека

Курс повышения квалификации

Игровые приемы и методы обучения в школьном курсе физической географии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 178 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "География")

Учитель географии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Мини-курс

История архитектуры: от классицизма до конструктивизма

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 16 человек

Мини-курс

Психологическая зрелость и стрессоустойчивость: основы развития личности и поддержки

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 219 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 57 человек

Мини-курс

Подростковые проблемы: индивидуальный подход

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 377 человек из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 267 человек