Тема: «Все
действия с обыкновенными дробями»
Предмет: Математика
Класс: 6
Введение
1. Актуальность разработки:
Предмет математики в курсе основного общего
образования является довольно сложным, и, разумеется, задача каждого учителя
состоит в наиболее полном освоении учениками основ этого предмета. Перед
учителем встаёт вопрос о выборе средств и методов обучения с целью
обеспечения максимальной эффективности обучения математике.
В связи с введением ФГОС второго поколения
возникает необходимость в обновлении способов и приемов обучения. В первую
очередь следует обратить внимание на формирование метапредметных результатов
учащегося, а именно умение учиться. В выборе способов, приемов и средств
обучения следует обратить внимание на современные гаджеты и ИКТ технологии.
Трудно представить себе современного человека без планшетного компьютера,
использование возможностей которого на уроках учителем и учениками сложно
переоценить.
Если
сравнивать смартфон или планшет с компьютером, необходимо отметить, что ко всем
функциям персонального компьютера в планшете и смартфоне присутствуют такие
важные свойства как компактность, мобильность и возможность иметь их всегда под
рукой.
С
помощью компактного гаджета можно искать дополнительную полезную информацию,
которой нет в обычных учебниках. Использование планшета позволяет скачивать учебную
литературу, что является здоровьесберегающим фактором (ученики освобождаются от
необходимости носить тяжелые учебники в школу); использовать учителю приложения
для организации любого вида деятельности (групповой, индивидуальной, для работы
по самообразованию); развить творческую инициативу деятельности ребенка;
свободно ориентироваться в интернет сети и самое главное быть мобильным в любое
время.
Современный
гаджет позволяет учителю и ученику «быть на одной волне», общаться «на одном
языке», что немаловажно в современном мире, дает возможность ребенку развиваться
творчески, работать с большими объемами информации, анализировать, делать выводы
и обоснованно приходить к выбору.
Очень
важно каждому учителю найти место в уроке для применения современной технологии
обучения, учитывая рациональное использование гаджета в образовательном процессе,
поскольку для большинства детей это – «игрушка», а не средство обучения.
На
уроках математики возможно применение следующих образовательных приложений для гаджетов:
1. «Король математики» – работа с различными разделами математики на
скорость (от арифметики до математической статистики).
2.
«Математика» - отработка действий с положительными
и отрицательными числами.
3. Graphing Calculator - позволяет строить простые графики функций.
4. «Формулы» – содержит все формулы курса алгебры и геометрии.
5. «Смекалка» – решение логических, ситуационных и нестандартных задач.
6. И др.
2.
Цели и задачи:
· Повторить все действия с обыкновенными дробями.
· Выявить каждому ученику свои пробелы в данной теме,
чтобы дома поработать над их устранением.
· Формировать и развивать познавательную мотивацию
учащихся к получению новых знаний при работе с ИКТ.
· Совершенствовать вычислительные навыки учащихся,
логическое мышление.
· Развивать культуру речи при произношении
математических терминов.
· Воспитывать внимательность и аккуратность при
вычислениях, самостоятельность.
· Научить детей адекватно оценивать свои знания,
используя лист самооценки.
3. Продолжительность
разработки:
45 мин.
Тип
урока: комплексное применение знаний и умений (урок закрепления)
Место темы по планированию: последний урок,
отведенный на изучение темы «Умножение и деление дробей» по программе (5 часов
в неделю), проводится перед Полугодовой контрольной работой.
Учебник: Математика. 6 класс / Н.Я. Виленкин и
др. — М.: Мнемозина, 2014.
Формы работы: индивидуальная, парная,
фронтальная.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,
экран, планшеты, смартфоны.
Раздаточный
материал:
листы самооценки, карточки рефлексии для каждого ученика и 5 пазлов-задач для
работы в группах.
4. Ожидаемые результаты:
Задачи
|
Ожидаемый
результат
|
Способ
проверки
|
Повторить правила сложение, вычитания, умножения
и деления дробей.
|
Запомнить
как правильно выполнять все действия с обыкновенными дробями.
|
Выполнение
интерактивного модуля на планшетах и смартфонах.
|
Научить применять действия с дробями при решении
уравнений и задач.
|
Ученики
грамотно решают уравнения, правильно оформляют задачи.
|
Решение задач на уравнения в тетради с последующей взаимопроверкой
в группах.
|
Развивать культуру речи при произношении математических
терминов.
|
Ученики
правильно произносят все действия с дробями, их компоненты.
|
Устный
опрос при решении примеров.
|
Научить детей самостоятельно находить нужную
информацию в интернете.
|
Ученики
умеют находить ответы на вопросы в интернете, выделять главное, отсеивать
ненужное.
|
Выполнение
заданий на гаджетах.
|
Научить
детей адекватно оценивать свои знания, используя лист самооценки и анкеты с
рефлексией.
|
Ученики
правильно оценивают свои знания, понимают над чем ещё нужно поработать.
|
Листы
самооценки в конце урока сдаются учителю.
|
5. Перспективы:
·
Данную разработку можно продолжить, сделав
презентации, тесты и интерактивные задания ко всем урокам данной темы, особое
внимание нужно уделить отработке вычислительных навыков с дробями. Также на
всех уроках этой темы можно использовать электронный вариант учебника (закачать
их на планшеты). А детям можно предложить подготовить свои интерактивные
задания в learningapps.org – приложении Web 2.0.
6. Возможность распространения:
Данная разработка может распространяться свободно во
всех школах, где есть доступ к интернету и не требует установки специального
ПО.
Основная
часть
Структура урока:
1 Организационный
момент. Сообщение темы, целей урока.
2 Актуализация
опорных знаний.
3 Работа в
парах – Интерактивный модуль.
4 Физкультминутка.
5 Работа в
группах – Собери пазл.
6 Подведение
итогов, домашнее задание, рефлексия.
7
Этап
|
Ход урока
|
Ресурсы
|
1. Организационный
момент.
|
Пробуждение
к жизни…
Учитель: Доброе утро, ребята! Давайте проверим насколько ваш класс
дружный. Я буду говорить задания, а вы их выполнять по рядам, проверим какой
ряд лучше справится (вместе встать как один, вместе топнуть ногой, развернуть
стул на 900 по часовой стрелке и т.п.). Немного размялись. Приступим
к работе. Чтобы узнать какая у нас сегодня тема урока, сначала отгадайте
загадку: Она бывает охотничья, барабанная и математическая. Что это?
Ребята отвечают: дробь.
Учитель: Наводящими вопросами подводит учеников к формулировке темы урока
«Все действия с обыкновенными дробями», вместе определяют цели: выявить
пробелы в знаниях по этой теме и поработать над их устранением.
Ребята: записывают дату и тему урока в тетрадь.
Учитель: Ребята, у Вас на столах лежат зеленые листки самооценки
с этапами нашего урока. Напишите в верхней строке листа свою фамилию, а по
ходу урока напротив каждого этапа будете ставить себе баллы. Эти листочки в
конце урока вы сдадите мне для выставления оценок в журнал. (Приложение – 1).
|
Презентация
Слайд 2
Слайды 3-4
Слайд
5
|
2. Актуализация опорных знаний.
|
Учитель:
задаёт
вопросы со слайда, поправляет, корректирует ответы учащихся. Дети отвечают
и проставляют себе баллы в листы самооценки.
|
Слайд 6
|
3. Работа в
парах.
|
Учитель:
А
теперь проверим, как вы можете применять эти правила на практике, при решении
примеров. Открываем на ваших планшетах приложение learningapps.org. Выполняем в парах задание: Действия
с обыкновенными дробями. Нужно правильно подобрать ответ к примеру. За это
задание проставьте друг другу оценки в листах самооценки.
Учитель:
теперь
каждому ответу в ваших примерах соотнесите букву, как показано на слайде,
впишите эти буквы в таблицу и прочитайте слово, которое получится.
Дети
отвечают:
Табани
Учитель:
Правильно – табани. А вы знаете что это такое? Найдите, с помощью ваших
гаджетов, значение этого слова. Правильно – это удмуртские блины. А какие ещё
национальные блюда Удмуртии вы знаете? (учитель показывает слайды и
комментирует).
|
Слайд 7
Интерактивный модуль
Слайд 8
Слайды
9-11
|
4. Физкультминутка.
|
Учитель
проводит физкультминутку.
|
Слайд
12
|
5.
Работа в парах –
Собери
пазл.
|
Учитель:
Следующее задание – решение задач на нахождение дроби
от числа, а также всего числа по его дроби. Работать будем в группах. Для
этого разверните соседние парты и сядьте в группы по 4 человека. У вас на
столах лежат пазлы с QR-кодами на одной
стороне и картинкой с другой стороны (Задания в Приложении – 2). С помощью
генератора QR-кодов на своих
гаджетах считайте условие задачи. Попробуйте решить каждый своё задание
самостоятельно, обсудите их в группе, вспомните правила, проверьте друг друга
и выставите оценки, затем соберите пазл. Кто из групп быстрее справится с
заданием? Какая картинка у вас получилась? (Приложение – 3).
|
Слайд
13
|
6.
Итог урока. Задание на дом. Рефлексия
|
Учитель
задаёт вопросы, дети отвечают:
Какие
цели мы поставили в начале урока? Всё ли у вас получилось? Или обнаружились
где-то пробелы в знаниях. Заполните, пожалуйста, анкеты в листах рефлексии и
дома поработайте над своими пробелами. К кому вы можете обратиться за
помощью? Где будете искать ответы на вопросы?
Задание
на дом: №
635 и 636 решаем на сайте индивидуальных заданий А2Б2 с планшетов или
смартфонов. У кого нет дома интернета – приходим в школу на полчаса пораньше
и выполняем задание в компьютерном классе. Оценки за него я выставлю в журнал.
|
Слайды 14-17
Слайд
18
Сайт ИДЗ
|
Список
использованных источников, в том числе Интернет-ресурсов:
1. Математика.
6 класс / Н.Я. Виленкин и др. — М.: Мнемозина, 2014.
2. Жохов В.И.
Преподавание математики в 5-6 классах – М: Вербум-М, 2000.
3. Казакова
М. С. Некоторые возможности применения современных гаджетов в процессе обучения
математике // Концепт. – 2014. – Спецвыпуск № 19.
4. http://learningapps.org/. Приложение Web 2.0 для поддержки обучения
и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей.
5. http://a2b2.ru/idz/ Сервис индивидуальных
домашних заданий.
6. http://qrcoder.ru/ Генератор QR-кодов.
7.
Картинки: Табани,
Бурановские бабушки, Перепечи,
Табани,
Пельмени.
Анкета «На уроке я понял, что…»
+
Я умею это делать
- Я не знаю, как это
делать, но обязательно дома разберусь.
+/- Ещё есть над чем
поработать
Сокращать дроби
|
|
Выделять целую часть из неправильной дроби
|
|
Переводить смешанное число в неправильную дробь
|
|
Приводить дроби к общему знаменателю
|
|
Вычитать дробь из целого числа
|
|
Складывать и вычитать дроби с разным знаменателем
|
|
Умножать дроби и смешанные числа
|
|
Делить дроби и смешанные числа
|
|
Находить дробь от числа
|
|
Находить процент от числа
|
|
Анкета «На уроке я понял, что…»
+
Я умею это делать
- Я не знаю, как это
делать, но обязательно дома разберусь.
+/- Ещё есть над чем
поработать
Сокращать дроби
|
|
Выделять целую часть из неправильной дроби
|
|
Переводить смешанное число в неправильную дробь
|
|
Приводить дроби к общему знаменателю
|
|
Вычитать дробь из целого числа
|
|
Складывать и вычитать дроби с разным знаменателем
|
|
Умножать дроби и смешанные числа
|
|
Делить дроби и смешанные
числа
|
|
Находить дробь от числа
|
|
Находить процент от
числа
|
|
Анкета «На уроке я понял, что…»
+
Я умею это делать
- Я не знаю, как это
делать, но обязательно дома разберусь.
+/- Ещё есть над чем
поработать
Сокращать дроби
|
|
Выделять целую часть из неправильной дроби
|
|
Переводить смешанное число в неправильную дробь
|
|
Приводить дроби к общему знаменателю
|
|
Вычитать дробь из целого числа
|
|
Складывать и вычитать дроби с разным знаменателем
|
|
Умножать дроби и смешанные числа
|
|
Делить дроби и смешанные числа
|
|
Находить дробь от числа
|
|
Находить процент от числа
|
|
Анкета «На уроке я понял, что…»
+
Я умею это делать
- Я не знаю, как это
делать, но обязательно дома разберусь.
+/- Ещё есть над чем
поработать
Сокращать дроби
|
|
Выделять целую часть из неправильной дроби
|
|
Переводить смешанное число в неправильную дробь
|
|
Приводить дроби к общему знаменателю
|
|
Вычитать дробь из целого числа
|
|
Складывать и вычитать дроби с разным знаменателем
|
|
Умножать дроби и смешанные числа
|
|
Делить дроби и смешанные числа
|
|
Находить дробь от числа
|
|
Находить процент от числа
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.