Инфоурок Русский язык Другие методич. материалы«Время, человек, судьба» (Урок – диалог, презентация по творчеству писателей 30-х годов)

«Время, человек, судьба» (Урок – диалог, презентация по творчеству писателей 30-х годов)

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Время_Человек_Судьба.doc

Тема: «Время, человек, судьба»

(Урок – диалог по творчеству писателей 30-х годов)

 

Цель: подготовка к сочинению по теме «Жизнь и судьба».

Задачи:

- закрепить навыки монологической, диалогической речи, умение обобщать ориентироваться в событиях общественно- исторического направления;

- определить особенности эпохи начала 20 – го века, связать с произведениями этого периода, раскрыть особенности времени, определить каков человек этой эпохи, как в его судьбе отразились веяния времени;

- расширить знания об общественно – политических исторических событиях, пробудить чувства справедливости и добра.

 

                                    1.Музыка. Свиридов «Время, вперед!»

                                          2.Презентация «Время, Человек, Судьба»

                                             3.Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»

                                Эпизоды: Мастер и Иван Бездомный

                                                      Первая встреча с Маргаритой

 

Ход урока:

 

I Слово учителя:

 1 - звучит музыка. Свиридов «Время, вперед !»

    - вопросы:

    -Знакомо ли вам это произведение?

  -Что передает, отражает эта музыка?

Время,  его движение: то замедляется, то стремительно мчится вперед.   Ход времени быстротечность жизни, событий

 2- домашнее задание: Размышление  о времени. (ответы детей)

3- Учитель: Да,  неумолимо течение времени, идут года, века, целая эпоха и наша задача сегодня определить особенности эпохи 30 – х  годов, как время отразилось в творчестве и судьбах Сергея Есенина, Бориса Пастернака, Михаила Булгакова. (Слайд № 1)

Эпоха начала 20- го века сложный период в жизни страны и жизни человека. Новое время - новые веяния. Что испытывает человек, когда круто меняется ход истории.

4 Прослушав стихотворение Сергея Есенина попытаемся понять как чувствует себя  поэт в новой стране, родной деревне. (Слайд № 2)

Выразительно чтение стихотворения.

- Поэт ощущает себя чужим, он не знаком, люди другие, он просто наблюдатель. Легко ли найти свое место, сделать выбор?

II По страницам романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» (Слайд№3)

 

1- В это сложное время создает Булгаков свой роман, который долгое время находился в забвение. Но как утверждает герой романа Воланд: Рукописи не горят. В это верил и сам  писатель, эти слова как заклятия от разрушительной работы времени, от глухого забвения.

Время стало союзником Булгакова: роман не только увидел свет, но стал среди других более актуальных произведений насущным, неувядающим, современным.

 Перелистаем страницы романа. (Слайд №  4)

- Странная фантастическая ночь: Маргарита летит на бал сатаны, волей магических сил, чтобы встретиться с Мастером.

- Кто он? Который способствует ей в этом? С какой целью появляется в Москве? (Слайд № 5)

(Слайд № 6)

- Волшебник черной магии Воланд, он решает узнать: каков человек нового времени? Изменился ли он. Желает испытать его, соблазняет и наказывает. В этом ему помогает его свита: Коровьев, Кот – Бегемот и Азазелло. (Слайд №7)

В Москве происходят не вероятные события:

2 Анализ эпизодов:

 

Сцена в театре: какова сущность человека? ( размышления ребят)

 Вывод: Человек  ненасытен, жаден, желает получить все легко и просто, хватает деньги, берет наряды, изворачивается, лжет. Финал сцены – Булгаков оголяет человеческую натуру.

 

События в квартире № 5: Что происходит с жителями этой квартиры. Приведите примеры как свита Воланда, разоблачает человека, показывает его отрицательные черты. (размышления и вывод ребят)

- Верит ли Воланд в силу человека, в его умение управлять своей жизнью.

 

Сцена на Патриарших прудах: Кто же управляет жизнью человека, как строит он свою судьбу. Проследим, как Булгаков отвечает на вопрос своим романом. Каково мнение о человеке у Воланда?

- Человек не изменился, только его испортил квартирный вопрос.

- Какова человеческая сущность по Воланду?

- Труслив, жаден, легко поддается соблазну, способен предать, стремится за счет других улучшить свое положение.

- Вы согласны с его мнением: Человек носитель зла только ли?!

 

(Слайд № 8)

 

3 Откроем еще одну страницу:

Эпизод Понтий Пилат и Йешуа:

 

 Сравнительная характеристика:

Понтий Пилат

Йешуа

1.Волей данной ему властью решает судьбы людей – но чувствует себя бессильным

1.Бродячий философ, физически слабый

2.Жесток, безразличен

2. Проповедует идеи добра и справедливости: люди все добрые

3.Действует по букве закона времени и приказов свыше

3. Правду говорить легко и приятно

4.Боится испортить карьеру

4. Святой, благородный, но не защищенный

 

(Слайд № 9)

Вывод:

Прокоментируйте:

- Йешуа: Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков.

-Понтий  Пилат: Нет философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок.

Согласны ли вы с этим мнением?!

- Трусость делает человека безвольным оружием в чужих руках.    

- Кто из героев сильный?

- Всесильный Понтий  Пилат чувствует себя сильным не защищенным, Йешуа силен, так как он внутренне свободен, он бессилен перед силой власти, но он силен, что способен свободно говорить правду, поступать по велению сердца.

 

(Слайд № 10)

- Перенесемся в реальный мир: Как чувствует себя творческая личность, зажатая условиями времени.

 

 (Кадр из фильма «Мастер и Иван Бездомный»)

 

- Что узнали мы о жизни Мастера? (Образованный, историк, знает языки, выиграв 100 тыс.купил книги, решил создать роман, он во власти воображения способен вызвать из глубины веков тени Йешуа и Понтий Пилата). Роман не сулит ему награды – кратчайшие минуты торжества, гордость, он весь во власти творчества и именно в этот момент происходит важное событие:

 

 (Кадр из фильма: «Встреча с Маргаритой»)

 

- Как изменила его жизнь эта встреча? (Любовь дает ему вдохновение для создания великого произведения, она  поразила его как молния)

- Верите ли вы в такую любовь? Многие утверждают что любви нет!

 

(Слайд № 11) 

                                 

Вот как об этом размышляет Анна Ахматова: Неуверенно, что она есть, кто придумал; но сама больна любовью.

Как в романе  раскрывается эта тема?

 

( Слайд № 12)

 

- Верит ли Булгаков?

 

- «За мной мой читатель! Кто сказал, что нет на свете настоящей верной, вечной любви! Да отрежут лгуну его гнусный язык. За мной мой читатель, и только за мной: Я покажу тебе такую любовь!»

 

- Какая она эта любовь? Что значит она для Маргариты? (Быть с любимым, разделить уготовленную ему судьбу. Она верит в него, гениальность романа, но Мастер не способен противостоять силе власти: нет возможности творить, видеться с любимой, лишён смысла жизни – сжег свой роман, уходит в сумасшедший дом).

(Слайд13)

 

- Кто дарит им возможность быть вместе, а Мастеру творить? В каком это мире происходит! (Воланд предлагает Маргарите отдать душу дьяволу за возможность быть с Мастером. Она принимает его предложение.  Мастер воссоединяется с любимой, обретает покой)

 

(Слайд № 14)

 

- Какой покой? (Творческий)

 

III Обобщение: В реальном жестоком мире в период разгула тоталитарного режима нет свободы творческой личности.

 

 (Слайд № 15, №16).

 

Прослушайте стихотворение Бориса Пастернака «Нобелевская премия», что пишет он о времени, о себе.  Во что верит поэт?

 (Придет пора – силу подлости и злобы одолеет дух добра)

- А Булгаков? Верит ли он?

 

(Слайд № 17).

 

 - Каков человек, кто управляет его жизнью!

 

- Человек творец созидатель, носитель добра, утверждает вечно истины: искусства, красота, любовь, верит в справедливое общество, построенное на гуманистических чувствах.

 

- Человек сам управляет жизнью, сам делает выбор, создает свою судьбу. Ему могут помешать болезнь, события, обстоятельства, но он сам решает,  как поступить.

 

- Верил ли Булгаков что его роман дойдет до читателя?

(Слайд № 18)

 

- Да, рукописи не горят, утверждает писатель: Его не принимают мире в котором он живет, но настанет время, когда его поймут, отдадут должное его таланту.

 

IV Заключительное слово учителя:

И это время настало. Роман читают, так как он призывает к добру. Я желаю вам, какие бы трудности не возникали перед вами: быть верным себе, оставаться свободными, пусть ничто не заставит вас проявить малодушие. Верьте в добро, справедливость – это желает нам Михаил Булгаков.

Я думаю, что диалог состоялся. Свои размышлениями, чувствами, которые пробудил этот урок  поделитесь в творческой работе на тему: «Время, Человек, Судьба»

 

(Слайд №19 ).

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "«Время, человек, судьба» (Урок – диалог, презентация по творчеству писателей 30-х годов)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор по маркетингу (тур. агенства)

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Урок_31.10.ppt

Скачать материал "«Время, человек, судьба» (Урок – диалог, презентация по творчеству писателей 30-х годов)"

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • ВРЕМЯЧЕЛОВЕКСУДЬБА

    1 слайд

    ВРЕМЯ
    ЧЕЛОВЕК
    СУДЬБА

  • Сергей Есенин

    2 слайд

    Сергей Есенин

  • Булгаков М.А

    3 слайд

    Булгаков М.А

  • 4 слайд

  • 5 слайд

  • Проблема
Света и Тьмы,
Добра и Зла
рассматривается
как стержень,
объединяющий...

    6 слайд

    Проблема
    Света и Тьмы,
    Добра и Зла
    рассматривается
    как стержень,
    объединяющий
    образы героев



    романа в единую
    систему.

  • 7 слайд

  • Пилат - носитель и олицетворение “самого странного порока” – трусости. Трусос...

    8 слайд

    Пилат - носитель и олицетворение “самого странного порока” – трусости. Трусость в соединении с ложью как источник предательства, зависти, злобы и других пороков, которые нравственный человек способен держать под контролем, - питательная среда деспотизма и неразумной власти. «Значит, изъяны великого общества, очевидно, полагал и Булгаков, зависят от степени страха, владеющего гражданами». «Человека умного, смелого и благодетельного он (страх) способен превратить в жалкую тряпицу, обессилить и обесславить. Единственное, что может его спасти - внутренняя стойкость, доверие к собственному разуму и голосу своей совести».

  • 9 слайд

  • Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри ведут дискуссию о человеческой природе. Иешуа в...

    10 слайд

    Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри ведут дискуссию о человеческой природе. Иешуа верит в наличие добра в мире, в предопределенность исторического развития, ведущего к единой истине. Пилат убежден в незыблемости зла, неискоренимости его в человеке. Ошибаются оба.
    В финале романа они продолжают на лунной дороге свой двухтысячелетний спор, навечно их
    сблизивший; так зло и добро
    слились воедино в человеческой
    жизни.

  • Анна Ахматова

    11 слайд

    Анна Ахматова

  • «В Мастере и Маргарите» Булгакову удалось выразить «настоящую, верную, вечную...

    12 слайд

    «В Мастере и Маргарите» Булгакову удалось выразить «настоящую, верную, вечную любовь», которые естественным образом проясняет главную мысль романа. Любовь Маргариты и Мастера необычна, вызывающа, безрассудна - и этим как раз привлекательна. В нее верится сразу и навсегда. «За мной, читатель. и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!».Булгаковская Маргарита - символ женственности, верности, красоты, самопожертвования во имя любви. Именно в любви женщины, а не в себе черпает силы мастер, вновь возвращенный в свою квартиру в арбатском переулке.

  • У Булгакова Маргарита борется за свое счастье до конца, готова на все, даже н...

    13 слайд

    У Булгакова Маргарита борется за свое счастье до конца, готова на все, даже на сделку с самим Сатаной…

  • …любовь Маргариты на редкость самоотверженна, так может любить только истинно...

    14 слайд

    …любовь Маргариты на редкость самоотверженна, так может любить только истинно земная женщина…

  • Борис Пастернак

    15 слайд

    Борис Пастернак

  • Пастернак Б. Л. - «Нобелевская премия»Я пропал, как зверь в загоне.Где-то л...

    16 слайд

    Пастернак Б. Л. - «Нобелевская премия»

    Я пропал, как зверь в загоне.
    Где-то люди, воля, свет,
    А за мною шум погони,
    Мне наружу ходу нет.
    Темный лес и берег пруда,
    Ели сваленной бревно.
    Путь отрезан отовсюду.
    Будь что будет, все равно.
    Что же сделал я за пакость,
    Я убийца и злодей?
    Я весь мир заставил плакать
    Над красой земли моей.
    Но и так, почти у гроба,
    Верю я, придет пора -
    Силу подлости и злобы
    Одолеет дух добра!

  • 17 слайд

  • Тьма, или Зло, по Булгакову, не в имеющих власть, не в правительстве, не в то...

    18 слайд

    Тьма, или Зло, по Булгакову, не в имеющих власть, не в правительстве, не в том или ином социальном устройстве, а в людях, в качестве массового человека данного общества.
    Как же победить Зло и Тьму? Для этого нужно прежде всего утвердить в обществе торжество принципа справедливости, то есть неотвратимости разоблачения и наказания непрофессионализма, недобросовестности, подлости, подхалимства, лжи. Однако это ещё не будет конечным торжеством добра.
    Чтобы Свет окончательно победил Тьму, люди должны научиться творить чудо человечности, нужен “...акт милосердия, которое, в отличие от понятной и доступной человеку справедливости, остаётся для человека и чудом, и тайной”

  • ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ -
СОЧИНЕНИЕ:
ВРЕМЯ,
ЧЕЛОВЕК, 
СУДЬБА

    19 слайд

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ -
    СОЧИНЕНИЕ:
    ВРЕМЯ,
    ЧЕЛОВЕК,
    СУДЬБА

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок диалог на тему " Время, Человек, Судьба" дает возможность учащимся размышлять о судьбах писателей и их произведений, так как при жизни писателя многие произведения были под запретом. Но, рукописи не горят, утверждает писатель: Его не принимают мире, в котором он живет, но настанет время, когда его поймут, отдадут должное его таланту.И это время настало. Роман читают, так как он призывает к добру. Я желаю вам, какие бы трудности не возникали перед вами: быть верным себе, оставаться свободными, пусть ничто не заставит вас проявить малодушие. Верьте в добро, справедливость – это желает нам Михаил Булгаков.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 252 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

  • 01.10.2020
  • 10712
  • 285
«Русский язык», Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др.
Конспект урока по русскому языку «Повторяем признаки имени существительного»
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 6. Повторяем признаки имени существительного
  • 01.10.2020
  • 943
  • 28
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 485
    • RAR 1.5 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Уразбекова Рабира Мухамодьяновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 7736
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 199 человек

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

72/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 314 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка и литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1529 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 886 человек

Мини-курс

Проведение и применение трансформационных игр

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 108 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 50 человек

Мини-курс

Развитие коммуникативных и здоровьесберегающих навыков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методика образовательных игр с детьми раннего возраста

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 35 человек