Инфоурок Музыка Конспекты«Времена года в произведениях А.С.Пушкина и в музыке русских композиторов»

«Времена года в произведениях А.С.Пушкина и в музыке русских композиторов»

Скачать материал

Интегрированный урок развития речи и музыки на тему «Времена года в произведениях А.С.Пушкина и в музыке русских композиторов»

 

Цели урока:     1. расширить кругозор и словарный запас учащихся на основе                                                   темы «Времена года»

                            2.   учить вслушиваться в музыку стиха, передавать настроение                                                           с помощью музыкальных  звуков и красок;

                          3. расширить представление  о поэзии А.С.Пушкина и музыке  П.И.Чайковского; Рахманинова и Глинки

                             4. подготовить учащихся к сочинению о родной природе.

 

Оборудование:  плакаты,

                            портрет  А.С.Пушкина,

                            портреты русских композиторов,

                            репродукции картин,

                            записи музыкальных фрагментов.

 

                                                     Ход  урока:

 I . Оргмомент.

II. Времена года  в поэзии  и музыке

Учитель русского языка:

Начнём урок, конечно, со стихов нашего замечательного и любимого поэта- А.С.Пушкина, и стихов его нам давно знакомых  и совсем незнакомых.

Мне очень хочется, чтобы вы сегодня вспомнили те стихотворения поэта, которые вы уже знаете. И хочется, чтобы вы вслушались в музыку стихов ещё незнакомых вам произведений, запомнили бы их и полюбили.

 - Обратите внимание на то, как Пушкин изображает зиму? Чьими глазами он её «видит»?

1 Ученик: Отрывок из романа «Евгений Онегин» «Зима»

В тот год  осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе…

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив

Шалун уж заморозил пальчик:

Ему и больно и смешно

А мать грозит ему в окно…

(Зима представлена у него глазами простого русского народа «Крестьянин, торжествуя…, «Вот бегает дворовый мальчик…»)

2 Ученик: Отрывок из романа «Евгений Онегин» «Весна»

Гонимы вешними лучами

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потоплённые луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея блещут небеса.

Ещё прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют,

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

Долины сохнут и пестреют;

Стада шумят, и соловей

Уж пел в безмолвии ночей.

Учитель: О лете, зиме, весне  и особенно осени можно прочитать много стихотворений Пушкина. Для них он находил такие слова, рисовал такие образы, которые навсегда западают  в душу читателям.

Учитель музыки: Каждому времени года соответствует определённое настроение, которое можно передать и с помощью музыкальных звуков. Сейчас вы услышите небольшой музыкальный фрагмент, который поможет определить одно из времён года. (Звучит фрагмент «Осень» из сюиты «Школьный праздник » Ю.Левитина)

- Настроение какого времени  года вы почувствовали? (Осени)

- Почему вы считаете, что это осень? ( Музыка звучит в миноре, в медленном темпе, звучит тускло и безрадостно) Романс «Осень» исполняет Сагдеева Ш.

-А теперь прослушайте другой фрагмент, повествующий о другом времени года .(Звучит 3 часть из первой симфонии Чайковского)

- Настроение какого времени года вы почувствовали сейчас? (Это зима)

- Какая зима? (Холодная, суровая)  Романс «Холодно»  Сагдеева  Ж.

Учитель русского языка: Итак, сегодня мы будем говорить с вами об осени и зиме в творчестве Пушкина и музыке русских композиторов.

III. Осень – любимое время года Пушкина

3 Ученик: Отрывок из стихотворения «Осень»

И с каждой осенью я расцветаю вновь;

Здоровью моему полезен русский холод;

Легко и радостно играет в сердце кровь…

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы лёгкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута – и стихи свободно потекут.

 

– Почему осень – любимое время года у А.С.Пушкина?

Учитель русского языка: Пушкин не раз и в прозе, и в стихах повторял, что осень – его любимое время года. Осенью он лучше всего и больше всего писал, на него находило вдохновенье, особое состояние.

4 ученик: Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

Учитель русского языка: Это время года вызывало у него разные чувства. Послушайте отрывки из стихотворений Пушкина, которые вам не встречались или ещё мало знакомы.

5 ученик:

Вянет, вянет лето красно;

Улетают ясны дни;

Стелется туман ненастный

Ночи в дремлющей тени;

Опустели злачны нивы

Хладен ручеек игривый

Лес кудрявый поседел

Свод небесный побледнел.

 

6 ученик: Настала осень золотая.

Природа трепетна, бледна,

Как жертва пышно убрана.

 

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихой, блистающей смиренно.

Из годовых времён я рад лишь ей одной.

 

- Какие картины природы  изображает  автор?

- При помощи каких изобразительно-выразительных средств Пушкин «рисует» картины осени? (Осень у него очень разная: и прекрасная, и волшебная, и унылая. Пушкин использует не только сравнения, эпитеты, олицетворения. Поэт был ещё и мастером звукописи, главным художественным средством в его стихах является аллитерация - т.е. повтор согласных звуков (Н,Л), которые очень гармонизируют стихотворения(обыкновенно - смиренно).

1. Учитель спрашивает учащихся, а затем делает вывод о том, что осень автор изображает   всегда по - разному, для каждого месяца у него свои краски. Это и начало осени, и золотая осень, и поздние осенние дни. И снова мы обращаемся к музыке.

IV. «Времена года» П.И. Чайковского

Учитель музыки: Ребята, вспомните фамилию композитора, который в своём музыкальном цикле отразил все 12 месяцев.

(П. И. Чайковский)

- Как называется этот цикл?

(«Времена года»)

Пётр Ильич внутренне чувствовал мир природы, слышал её музыку, наслаждался её тишиной. Осень наполняла его душу тихими и радостными ощущениями. Как видите, не только А.С. Пушкин любил это время года, но и Чайковский своими волшебными звуками уводил нас в мир осенних настроений. Он считал, что начало этого времени года можно сравнить только с весной. Каждый месяц из цикла «Времена года» имеет  своё название.

(«Апрель», «Подснежник» и т.д.)

V. Викторина по Пушкину.

Проведём с вами блиц-опрос.

1. В своих автобиографических заметках Пушкин назвал своего прадеда негром. Так ли это?

                                                                          (Нет. Ганнибал – дедушка по

                                                                                 материнской линии был арапом,

                                                                    т.е. эфиопом, абиссинец)

2. В каком месяце и какого числа  отмечали Пушкин и его друзья  день открытия Лицея ? Какие прозвища у него там  были ?

                                                                  (19 октября. «Француз», «Обезьяна» )

3. Кто сказал о Пушкине, что он «наводнил Россию возмутительными  стихами - вся молодёжь  их читает…Пушкина надобно сослать в Сибирь»?

                                                  (царь Александр 1 при встрече с директором  музея)

4. Какое стихотворение Пушкин опубликовал первым, под каким псевдонимом  и  сколько ему тогда было лет?

                                          («К другу стихотворцу»  в «Вестнике Европы», 15 лет, НКШП -согласные перевёрнутой фамилии)

5. Продолжите известный пушкинский афоризм о воспитании «Мы все учились понемногу..»

                        (…чему- нибудь  и  как-нибудь)

6. Назовите шесть  произведений Пушкина, в которых имя главной героини  Мария.

                          («Капитанская дочка», «Дубровский», поэма «Бахчисарайский фонтан», поэма «Полтава», повести «Выстрел» и «Метель»).

7. В каком стихотворении  Пушкин говорит, что он любил кататься  на коньках?

                              (В стихе «Осень» есть такие строчки:

                              Как весело, обув железом острым  ноги

                              Скользить по зеркалу стоячих ровных рек.

8. В названии каких стихотворений  Пушкина есть  слово зимний ?

                                 ( Зимний вечер, Зимнее утро, Зимняя дорога)

9. Кто такая Аврора в стихотворении «Зимнее утро» и куда предлагает автор  отправиться на  прогулку «И навестим…»?

                               (Аврора - в римской  мифологии  богиня  утренней  зари.» И навестим поля пустые, леса, недавно столь густые…)

10. Кто из русских композиторов написал  музыку на слова  «Я помню чудное мгновенье». Кому  Пушкин  посвятил это стихотворение и кому  композитор посвятил свою  музыку?

                                (М.И.Глинка. Стихотворение Пушкин посвятил Анне Петровне Керн, а музыку на слова этого стиха композитор посвятил дочери А.Керн- Екатерине).

11. Какие оперы на сюжеты  произведений  Пушкина  создал  П.И.Чайковский?

                                 (Оперы «Евгений  Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа»).

12. В каком стихотворении  Пушкина есть эти картины природы:

                                 Буря мглою небо кроет,

                                 Вихри снежные  крутя,

                                 То, как зверь она завоет,

                                 То заплачет, как дитя.          («Зимний вечер»)

                                              

VI. Времена  года  в музыке разных композиторов

Учитель  музыки:  

   Поэты, художники, композиторы часто обращались в своём  творчестве к картинам  природы. Часто можно услышать слова «Природа – музыка души».

- Давайте прослушаем народную песню о прекрасном времени года – о лете – «Как в лесу  лесочке»- Фунтикова В., Сагдеева Ж.

  -А теперь прослушаем  романс М.И.Глинки «Жаворонок»- Альдикенова Айжан

VII. Осень и зима в живописи

Учитель русского языка:

Сегодня вы прослушали много стихов и музыкальных произведений. Теперь вы поняли, как музыка помогает нам на уроках литературы. Об одном и том же предмете  можно сказать по-разному. Слушая стихи А.С.Пушкина, вы наслаждались удивительными по выразительности словами гения русской поэзии. А вслушиваясь в  музыку Чайковского вы «видели» передаваемые звуками картины природы.

- А теперь  рассмотрим  времена года глазами художников.

          Учитель называет картины и демонстрирует их.

Картины:

          И.И.Левитан. Осень. – Вот так художник увидел осень.

         И.С.Остроухов. Золотая осень. – Какая картина осени вам больше всего понравилась? (Осень золотая, она полностью вступила в свои права. Пышное убранство. «Очей очарование».)

          

         И.Грабарь. Мартовский снег. – Игорь Эммануилович Грабарь изобразил зиму в нетрадиционной форме (масло). А теперь обратите внимание на зимние пейзажи (Зима, горный пейзаж. Морозно, солнечно. Красиво и величественно)

        Б.Кустодиев. Масленица. – А теперь посмотрите на картину Кустодиева «Масленица». Что вы видите? – Какой это зимний праздник? (Снег. Тройки. Кулачные бои. Игры. Не страшен мороз. Проводы зимы. Небо очень необычно)

        А.М.Грицай.  Половодье.        

       А.М.Герасимов. Пчёлы  звенят.

       А.А.Пластов. Сенокос.

-Какой  изображают осень художники?

-Какой предстала перед вами зима на  этих картинах?

-Что вы можете сказать об этих картинах?

 

VIII. 1) Сообщение учащегося «Времена года как тема искусства  и музыки»

          2)Творческая работа. Сочинение-этюд.

         -Что такое этюд?

         -Можно ли назвать это слово многозначным?

 

IX. Подведение итогов. Учитель русского языка

 «Поэзия Пушкина удивительна верна русской действительности, изображает ли она русскую природу или русские характерны… Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека», - так говорил В.Г. Белинский о поэзии Пушкина. В нашей стране стихи Пушкина звучат на многих языках. Современники читают произведения гениального поэта, слушают романсы и оперы, смотрят балет и кинофильмы, поставленные по мотивам его творчества. К Пушкину, действительно, «не зарастёт народная тропа».

Домашнее задание: написать сочинение о родной природе.


                                               

 

       

 

   

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "«Времена года в произведениях А.С.Пушкина и в музыке русских композиторов»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Главный бухгалтер

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Интегрированный урок развития речи и музыки на тему «Времена года в произведениях А.С.Пушкина и в музыке русских композиторов»

 

Цели урока:     1. расширить кругозор и словарный запас учащихся на основе                                                   темы «Времена года»

                            2.   учить вслушиваться в музыку стиха, передавать настроение                                                           с помощью музыкальных  звуков и красок;

                          3. расширить представление  о поэзии А.С.Пушкина и музыке  П.И.Чайковского; Рахманинова и Глинки

                             4. подготовить учащихся к сочинению о родной природе.

 

Оборудование:  плакаты,

                            портрет  А.С.Пушкина,

                            портреты русских композиторов,

                            репродукции картин,

                            записи музыкальных фрагментов.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 677 547 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Скачать материал

Другие материалы

  • 28.05.2020
  • 419
  • 0
«Музыка», Усачёва В.О., Школяр Л.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 31.03.2015 1369
    • DOCX 57 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Касибаева Жибек Айтжановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Касибаева Жибек Айтжановна
    Касибаева Жибек Айтжановна
    • На сайте: 9 лет
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 18341
    • Всего материалов: 18

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности педагога дополнительного образования при обучении игре на фортепиано

Преподаватель игры на фортепиано

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 298 человек

Курс повышения квалификации

Народные щипковые инструменты: актуальные вопросы методики преподавания в ДМШ и ДШИ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 85 человек

Курс повышения квалификации

Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 119 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 416 человек

Мини-курс

Дизайн и визуальная коммуникация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 13 регионов

Мини-курс

Психологическая экспертиза в юридической сфере: теоретические аспекты

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

Развитие когнитивных способностей у младших школьников

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе