Возможности использования дидактических игр в процессе обучения младших
школьников английскому языку.
Основной целью при обучении иностранному
языку является развитие коммуникативной компетенции. На достижение этой цели
на уроках направлены использование дидактических игр.
В настоящее время формирование иноязычной
деятельности приобретает особую значимость. Начались изменения в содержании,
средствах и методах обучения школьников, применение демократического стиля
общения учителя и ученика, способствующего развитию его познавательных
интересов и нравственных личных качеств. Главным становится не планирование
общей, единой для всех линии обучения и развития, а осуществление подхода к
каждому ученику с учётом его индивидуальных особенностей. При обучении
иностранному языку это означает поиск и выявление продуктивных методов и
приемов обучения.
Значительным и во многом неиспользованным
средством для целенаправленного формирования учебной деятельности детей
является игра.
Несомненно, что задачи обучения
значительно шире, чем сообщение ученикам определенной суммы знаний и выработка
умений принять эти знания. Главная задача обучения – подготовка детей к жизни.
Она особенно важна на этапе становления личности в младшем школьном возрасте, так
как именно этот период, будучи переходным, обладает глубокими потенциальными
возможностями духовного, физического, социального и психологического развития
ребёнка. Особенно актуальна реализация игровых технологий в процессе
формирования личностных качеств учащихся в процессе обучения иностранному
языку, направленных на общее развитие младших школьников. Поскольку именно в
этом возрасте формируются личностные качества ребёнка. Анализ литературы
показал, что эффективность и продуктивность реализации игровых технологий в
процессе обучения отмечают многие методисты.
Младший школьный возраст особенно подходит
для обучения иностранному языку. Они отличаются особой восприимчивостью к
языковым явлениям, у них появляется интерес к осознанию своего разговорного
опыта, «секретов языка». Игра не противоречит учебной деятельности, а органично
связана с ней.
Один из доминирующих принципов в дидактике
является принцип активности ученика в процессе обучения. Под этим понятием
подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким
уровнем мотивации, созданной потребностью в усвоении знаний и умений. Такого
рода активность ученика в процессе обучения сама по себе не возникает, она
является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий
и организации педагогической среды, то есть применяемой педагогической
технологии.
В игре языковой материал усваивается
незаметно, но эффективно, снимая при этом психологический барьер употребления в
речи слов иностранного языка.
Являясь сложным и одновременно
увлекательным занятием, игра требует концентрации внимания, тренирует память,
развивает речь. Отказ от инертности, однообразия, альтернативность работы ,
быстрота интеллектуальной реакции на возникшую ситуацию – в этом заключаются
преимущества реализации игровых технологий на уроке иностранного языка.
При реализации игровой технологии на уроке
английского языка необходимо учитывать следующие требования:
·
Игра не должна быть образцом для
механического подражания – это образец творчества;
·
Учитель представляет оригинальный образец
иностранной речи, который должен побуждать детей быть оригинальными,
самостоятельными;
·
В игре не пользуются системой оценок,
ошибка в речевом действии должна приводить к проигрышу;
·
Игра должна вызывать положительный
эмоциональный интерес, желание как можно скорее включиться в игру.
Изучение языка в
школе не всегда продвигается, так как этого хотелось. Использование
дидактических игр на уроках даст возможность развить у учащихся необходимые
умения и навыки. В реальной жизни дети сталкиваются с необходимостью владеть
письменными видами речевой деятельности (чтение, письмо) и устными для
получения отметки. К сожалению, существующие учебники иностранного языка, дети
с неохотой берутся за них и в итоге нет обучения иностранному языку. А с
помощью дидактических игр можно заполнить пробелы в знаниях (лексики, фонетики,
грамматики, и в знаниях алфавита).
Как правило, они
вызывают у обучающихся положительные эмоции, которые, в свою очередь,
способствуют лучшему усвоению и практическому закреплению изученного материала.
Изучение этого материала, начиная с начальной школы, является признанием
объективно существующего социального интереса к изучению иностранных языков и
подтверждением важности данного предмета для реализации перспективных задач
развития личности.
Вот, например,
дидактические игры, на тему животные:
1.
Название игры: «What’s missing?» (Что исчезло?)
Цель игры: закрепление
лексического значения слов; развитие внимания, памяти.
Описание игры:
Разложить на столе не более
шести картинок, объединенных по тематике или разрозненных. Попросить детей
назвать и запомнить их и по команде «Shut your eyes!» закрыть глаза. Уберите
одну картинку и по команде «Open your eyes!» попросите детей открыть глаза и
угадать какой картинки не хватает. Например:
- Shut your eyes!
- Open your eyes! What’s
missing?
- A dog!
2.
Название
игры: «Пожалуйста, покажи» («Please, show me...»)
Цель игры: закрепление
знаний названий животных.
Описание игры:
Разложите на столе картинки с
изображением уже известных животных. Предложите детям на просьбу «Please, show
me...» (например, a cat) показать картинку кошки, и так далее.
Игры для закрепления речевых конструкций:
Название
игры: «Что ты умеешь делать?» («What can you do?»)
Цель игры: закрепление
речевого образца «Я могу» («I can»)
Описание игры:
Предложение ребенку вообразить
себя медведем, лисой и т. д., используя маску, вызовет восторг. На вопрос «What can you do?» попросите
ответить «I can jump» или «I can run»
Чтобы выпускник
начальной школы обладал набором знаний, умений и навыков, необходимых для
дальнейшего успешного освоения языком, учителю следует знать, как и чему учить
ребёнка на самом первом этапе обучения.
В идеале говорение
на иностранном языке должно носить самостоятельный характер, осуществляться не
по принуждению, а сопровождаться интересом со стороны ребят. Однако практика
показывает, что интерес к этому виду деятельности у ребят очень низок.
Формирование
коммуникативной компетенции на английском языке в начальной школе с
использованием в этом процессе дидактических игр будет способствовать повышению
эффективности обучения чтению, создавать условия для индивидуального развития
учащегося и его самостоятельности в процессе овладения изучаемым иностранным
языком в целом.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.