Возможности
педагога-психолога в профилактике асоциального поведения и самоопределении
старшеклассников
Современные меняющиеся условия развития общества затрудняют вступление молодежи
в нестабильный, противоречивый мир. Обостряющиеся социально-психологические
проблемы подростков и юношей вызывают ощущение неустойчивости, смятения и
неуверенности в завтрашнем дне, страх перед жизненной неопределенностью.
Психологические исследования выявляют опасные масштабы и глубину кризисных
явлений в сфере социализации детей и подростков [1, с.15]. Вследствие этого
увеличивается категория подростков с девиантным поведением, возникают трудности
самоопределения старшеклассников. А ведь именно оно является важнейшим аспектом
личностного развития и полноценной жизнедеятельности человека.
Исследователи рассматривают этот феномен как «относительно самостоятельный этап
сациализации, который заключается в формировании у индивида осознание цели и
смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе
соотнесения своих желаний и требований, предъявляемых к нему со стороны
общества» [5]. И.В.Дубровина отмечает, что формирование готовности к
самоопределению осуществляется в период обучения в старших классах.
Что же актуально в современном мире при работе со старшеклассниками по
профилактике асоциального поведения и их успешному жизненному самоопределению?
Особое место, на мой взгляд, в этом процессе занимает система дополнительного
образования детей. Включение ребенка в творческую деятельность не только
занимает свободное время, создает приподнятое настроение, но и переключает его
энергию на социально значимую деятельность, повышает интерес к получению новых
знаний, ориентирует на выбор профессии.
Важным ресурсом в профилактике асоциального поведения и работе с девиантыми
подростками в школе является педагог-психолог. Его главной задачей в этом
направлении стало содействие личностному и интеллектуальному развитию детей,
профилактика и преодоление отклонений в их социальном развитии.
Данные задачи реализуются в различных видах деятельности педагога-психолога:
-
психологическое просвещение родителей, педагогов по данной проблеме;
-
психологическая профилактика предполагает работу по адаптации детей к условиям
учреждения, создание условий, содействующих предупреждению дезадаптационных
состояний детей, развитие благоприятного психологического климата в учреждении;
-
психологическая диагностика, основной задачей которой является диагностика
развития личности ребенка;
-
психологическая коррекция предполагает воздействие на процесс формирования
личности и сохранения индивидуальности детей, соответствие развития ребенка
возрастным нормам;
-
консультативная деятельность направлена на консультирование родителей,
педагогов, детей по вопросам и проблемам личностного развития, обучения,
воспитания.
Взаимодействие с данной категорией детей осуществляется через спектр
мероприятий:
-
индивидуальные беседы и консультации;
-
тренинговые занятия;
-
дискуссии;
-
ролевые и деловые игры;
-
просмотр и обсуждение кинофильмов;
-
встречи, конкурсы, праздники, походы.
Вовлечение трудных подростков в игровую деятельность способствует освоению
социального опыта. Важен не только игровой результат. Главное – в построении
взаимодействий между участниками, приобретении ими определенных качеств,
познании и самовыражении.
Игра человека – порождение деятельности, посредством которой он преобразует
действительность и изменяет мир [4]. Такие ее слагаемые, как цель, правила,
условия, алгоритм, сюжет, позволяют воссоздать жизненные события и правильно
действовать в реальных проблемных ситуациях, с которыми трудный ребенок
встречается довольно часто.
Тренинговые занятия с включением арттерапии, психогимнастики, проигрывание
различных ситуаций помогают трудному подростку приобрести навыки организатора и
исполнителя, развивают умения , необходимые ему в будущей жизни. Использование
принципа практической направленности занятий опирается на факт, что человек
усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 70% того, что
проговаривает, и 90% того, что делает сам.
Работая в группе, ребенок повышает уровень открытости, толерантности,
овладевает навыками бесконфликтного взаимодействия, умениями слушать и быть
услышанными. Трудный подросток не всегда принимается группой и сам часто
отвергает взаимодействие со сверстниками, поэтому здесь я выбираю такие формы
работы как творческие мероприятия, походы, экскурсии, которые опосредованно
сплачивают детей, помогают ребенку раскрыть свой потенциал.
Особое внимание педагог-психолог уделяет работе с чувствами.
Особенностью трудных подростков является закрытость от внешнего мира, страх
быть «другим». Педагог-психолог не должен избегать «неприятных» чувств, а
научить ребенка справляться с ними. Любое чувство – это отражение того, что
происходит внутри человека. Поэтому психологические игры, просмотры и
обсуждение кинофильмов дают возможность ребенку высказать свою точку зрения,
обозначить свои чувства.
Также педагог-психолог с учителями составляет план изучения личности трудного
подростка (ценностей, интересов, мотивов, самооценки, самочувствия, активности,
склонностей, что помогает ребенку расширить знания о себе и способствует формированию
положительного образа «Я».
Осмысливая на каждом этапе те или иные проблемы совместно с учителем и
сверстниками, ребенок поднимается по «лестнице» личностного развития.
Таким образом, психологическая помощь и практическая поддержка играет
немаловажную роль в успешном жизненном самоопределении и профилактике
асоциального поведения ребенка.
Библиографический
список
1.
Дубровина И.В., - Андреева А.Д., Данилова Е.Е. и др. Психологический
мониторинг. Мироощущение подростков и старшеклассников. – М.: Издат. Центр
«Помощь», 1996. – С.15-19.
2.
Ожегов С.М. Словарь русского языка. – М.: Сов. Энциклопедия. 1970. – С.320.
3.
Репринцева Е.А. Игра в образовании ребенка: от прошлого – к настоящему. Учебное
пособие. – Курск: Издат-во Курск. гос. ун-та, 2004. – 264 с.
4.
Яценко Т.О. О самоопределении личности в современном обществе// Психология
образования: проблемы и перспективы: Мастер. Первой международной научно-прак.
Конф. – М.: Смысл, 2004. – С.186-189.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.