- 04.10.2020
- 1951
- 3
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Возможность использования технологии «Лабораторного плана» для формирования метапредметных результатов младших школьниковПлохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.
Дистервег А.
Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
При изучении освоении новых подходов школьного образования перед педагогами встаёт целый перечень вопросов: что сегодня важно в начальной школе кроме простейших знаний по математике и правописанию; что нужно и как можно вложить в сознание младшего школьника; какие технологии и методики способствуют формированию метапредметных результатов?
Во-первых, люди постепенно осознают, что запомнить ту информацию, которая как снежная лавина обрушивается ежедневно на человека, невозможно, да и не нужно и, следовательно, необходимо менять приоритет в образовании. Знания должны уступить своё главенствующее положение способам деятельности, и в первую очередь творческим.
Во-вторых, в настоящее время во всех сферах общественной жизнивостребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. В соответствии с последними исследованиями в области социальной и педагогической психологии, творчество выступает необходимым условием успешной социализации современного человека. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.
И также не менее актуально звучит вопрос и об индивидуализации обучения. Это связано с тем, что в классе учатся дети с различными образовательными потребностями.
Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.
Важен не объём знаний, а умение познать необходимые знания и применять их в конкретных жизненных ситуацияхЗадачи образования:
помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни;
создание необходимых условий для личностного развития каждого ребёнка;
созданиепредметно - пространственной, здоровье сберегающей среды, стимулирующей коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребёнка, организованную в зависимости от индивидуальной специфики его развития
Чтобы эти задачи успешно решались, начиная с первых лет обучения, нужно приучить учащихся к самостоятельной работе, к поиску нетрадиционных решений, к творческой работе. Если учитель не будет постоянно заботиться о развитии мышления, поставляя “ пищу для ума”, то ученики не смогут состояться как творческие личности.
Для этого необходимы специальные технологии, формирующие умения, которые в дальнейшем смогут помочь детям самостоятельно принимать решения и действовать в сложных условиях современной жизни.
Итак, развитие самостоятельности, творчества учащихся нужно начинать как можно раньше с учётом возможностей возраста.
Достичь такого развития можно используя технологию «ЛАБОРАТОРНОГО ПЛАНА», достоинствами которой являются высокая степень индивидуализации, самостоятельности, инициативности и познавательной мотивированности.
Технология «Лабораторного плана» является одним из наилучших условий для формирования метазнаний, метаспособов, метаумений.Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов использования знаний, и знания, касающиеся свойств знаний.Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач. (Ю. Н. Кулюткин)Метаумения. К ним относятся:- теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);- навыки переработки информации (анализ, синтез, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);- критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);- творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);- регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности);-качества мышления (гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.).
Технология разработана Хален Паркерхерст для учащихся среднего и старшего звена и распространена в школах США, Голландии. В нашей стране данная технология применяется также в среднем и старшем звеньях Московских школ.
Ещё в 2003г изучив литературу по данной проблеме и опыт работы, я попробовала адаптировать данную технологию в начальных классах. Анализируя результаты, я приходила к выводу, что многие элементы данной технологии наиболее эффективны в современной системе и начального образования.
Технология «Лабораторного плана» не подавляет естественное желание детей свободно высказывать свои мысли, задавать вопросы, играть, что присуще младшему школьнику и необходимо для его дальнейшего успешного развития интеллектуального, физического, духовного.
Выпускники начальной школы, обучавшиеся по данной технологии показывают высокие результаты, не только на первой ступени, но и в дальнейшем обучении.
В основе технологии «Лабораторного плана» лежит идея объединения деятельности учителя и учащихся по достижению индивидуализированных целей обучения. Это достигается через осуществление индивидуализации обучения.
«Лабораторный план» имеет своей цельюнаучить детей жить в социуме, развивать ум, тело, дух.
Задачи технологии ОБЕСПЕЧИТЬ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ УЧЕНИКА;РАЗВИВАТЬ ЕГО СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ ЗА СЧЁТ ОВЛАДЕНИЯ НАВЫКАМИ СОТРУДНИЧЕСТВА, ОТВЕТСТВЕННОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНО -ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.Учитель
Необходимым условием успешности реализации технологии «лабораторного плана»является психологическая готовность педагогов к принятию системного нововведения.
Меняется в этой технологии и роль учителя. Он перестаёт быть единственным источником знаний. Учитель создаёт условия и сохраняет процесс самостоятельности учащихся, обеспечивает их безопасность, стимулирует общение и сотрудничество в группах.
Учитель так устраивает свой класс, чтобы большую часть работы дети могли осуществлять без его участия, а он был бы необходим лишь на начальных этапах, когда ребята ещё только учатся самостоятельному поиску и ориентации в информационном пространстве. Исследования немецких ученых показали, что человек запоминает: 10 % того, что он читает, 20 % - из того, что слышит, 30 % - из того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем,90% когда непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов.Ученик
Данная технология выращивает свободных людей, умеющих выбирать и отвечать за свой выбор.
Ребёнок сам выбирает, что, когда, как, сколько и с кем он будет изучать. Это не означает полное отсутствие границ и правил. Правила разрабатываются совместно всеми участниками образовательного процесса и их соблюдение также обязательно для всех.
С помощью правил ребёнок учится контролировать и собственное поведение.
Работая в группе, каждый вынужден научиться договариваться, поступаясь своими личными интересами, конструктивно и быстро разрешая конфликты.
Все формы занятий данной технологии предполагают, прежде всего, участие каждого ученика в активной познавательной деятельности.
Самое главное - меняются отношения между учителем и учеником. Они становятся наиболее паритетными в творческом поиске наилучшего маршрута развития каждого ученика.
Технология «Лабораторного плана» основывается на принципах свободы, самостоятельности, сотрудничества. Принцип свободы в технологии реализуется через выбор учениками заданий, уровня их сложности, времени и места их выполнения, источников информации, партнеров по труду, уровня самостоятельности и т. д. Ученик несет полную ответственность за качество и своевременность выполнения задания, за продуктивность сотрудничества с одноклассниками.У ученика появляется право выбора предмета, темы, партнёра, источников знаний, темпа, форм и способов работы. Естественно, что сам учебный предмет определяется учебным планом. Кроме этого, он получает свободу передвижения по классу, школе на определённых занятиях.
Ученик имеет право обращаться за помощью к кому угодно: учащимся, родителям, учителю. Он не должен бояться признать, что чего-то не знает.Это даёт возможность учащимся учиться уважать другого человека, уметь его выслушать, понять, найти с ним контакт, учиться принимать совместные решения, доверять друг другу, учиться помогать друг другу, отвечать за работу в группе. Помощь учителя состоит в том, чтобы указать, где и как искать ответ на вопрос.
Свобода - сочетается с ответственностью: ученик осуществляет свободное учение, самоконтроль, взаимоконтроль, но окончательно каждый ученик индивидуально отчитывается перед учителем по свободно выполненному заданию.
Работай, с кем хочешь, спрашивай кого хочешь, но отвечать за выполнение задания будешь сам.Условия реализации технологии
Реализуется эта технология через систему индивидуальных творческих заданий (план-задания), лабораторную работу (учебно-познавательная самостоятельная деятельность), создание атмосферы доверия, ответственности, у спеха в таких организационных формах учебно-воспитательного процесса, как час, день, неделя, конференция.Учебные занятия осуществляются на лабораторном занятии, классном или коллективном уроках. Технология предлагает ещё одну форму – конференция. Для начальной школы, я считаю, эта форма приемлема в очень редких случаях, т.к. отличается длительным обсуждением теоретического вопроса, к которому учащиеся начальной школы, в силу возрастных особенностей, не всегда готовы).
Лабораторное занятие – ученик получает и выполняет индивидуально задание (в своём темпе, в паре, группе, выступает в роли репетитора для других, консультируется у учителя, сдаёт выполненную работу).
Коллективный урок- занятие, где главным составляющим компонентом является наличие проблемы, возникшей у большинства учащихся во время практической деятельности. Результатом коллективного урока является некое решение проблемы (для каждого может быть своя);
Классное занятие (классно-урочная система) – занятие, имеющее своей целью усвоение теории и отработку умений и навыков, их закрепление, контроль.
Практика показала, что в начальной школе наиболее эффективна работа по Лабораторному плану, рассчитанному на неделю (с учётом кол-ва недельных часов на предмет) и расположенная в следующей последовательности этапов:
Классное занятие ЛабораторияКоллективный урок (усвоение новогоматериала) Рефлексия Классное занятие(контрольная, проверочная работа)Час лабораторного плана можно вводить уже в конце первого года. обучения, когда дети научились читать, или в любом из последующих классов.
В 1 и во 2 классах систему занятий я выстраивала так: предварительно на специальных занятиях учила детей ориентироваться в море карточек и текстов. Учебник относим к разряду прочих книг, которым также надо уметь самостоятельно пользоваться.
На первых порах дети далеко не все, получив свободу, правильно её используют. Поэтому необходима серьёзная предварительная работа с детьми по развитию умения распределять время работы.
Затем, проводили специальные занятия по изучению новых знаний, но обязательно имел место час «Лаборатория» в форме практической работы по одному предмету. В 3-4 классах «Лабораторию» можно применять в течение целого дня сразу по нескольким предметам.Во время работы по «Лабораторному плану» все необходимые для работы учащихся кабинеты открыты. Обязательно работает библиотека. Мебель в классной комнате из стройных рядов перемещаем, разделив на зоны: общий стол (здесь могут заниматься несколько ребят, работающих над общей проблемой), индивидуальные столики (ребёнок занимается самостоятельно) и т.д.
ЗАДАНИЯ должны носить творческий, исследовательский, уровневый характер. Каждое задание требует освоение достаточного объёма информации, но с учётом уровневой дифференциации, для того чтобы ребёнок мог выбрать работу по силам.
Материал, включаемый в задание, обязательно должен быть пригодным для самостоятельной проработки.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗАДАНИЯМ:
Особенно интересны задания исследовательского характера, предусматривающие постановку эксперимента, разработку проекта.
Примерное содержание лабораторного плана
тема
рекомендуемые источники информации
вопросы и задания
дата окончания работы
способ её проверки и оценивания
к кому и когда можно обратиться за необходимой помощью
Каждый ученик получает специальный лист заданий, в котором чётко прописаны темы, рекомендуемые источники информации, вопросы и задания, дата окончания работы, способ её проверки и оценивания, к кому и когда можно обратиться за необходимой помощью.
Каждый ученик, определяет сам, какие задания, в каком порядке будет работать, самостоятельно или с кем-то. Будет ли отчитываться перед учителем сегодня или попозже (вариативность предлагается)
При выполнении заданий необходимое условие для всех – соблюдение совместно разработанных правил.
В развитии самоконтроля учащегося серьезную роль может сыграть «Дневник достижений», с помощью которого младший школьник будет учиться самостоятельной работе с информацией.
хочу узнать, научиться, применить
где найти? кто поможет? что делать? (порядок действий) узнал, научился, применил Отношение
Не трудно увидеть, что в этом дневнике ребенок будет ставить индивидуальные цели, выбирать средства, планировать, контролировать и анализировать свою деятельность. Выполнение задания не только проверяется учителем индивидуально у каждого ученика, но и даётся проверочная работа для всех.Оценивание может осуществлять и сам ученик, и учитель в таблице, прилагаемой к заданиям. Раньше мы пользовались предлагаемой технологией системой оценки предметных знаний . Учитель ставил оценку в специальный дневник. Мы называли его «Страничка радости». Это самостоятельно изготовленный блокнот с оценочными табличками.
В ней учитель заранее указывает виды заданий для выполнения на определённом этапе работы. После проверки учитель отмечает только успешно выполненные учеником задания, а вызвавшие трудности – учащийся уточняет, исправляет. В журнал же выставляется лишь итоговая оценка за проверочную работу. При этом отсутствует самооценка и соотнесение её с оценкой другого человека. Наблюдения показали, что в начальных классах необходимо не только контрольное, но и промежуточное оценивание. Это служит дополнительным стимулом к качественному усвоению материала. И в младшем школьном возрасте самооценка ребёнка формируется через оценку взрослого.
Мы с детьми дополнили систему оценки, разработав свою небальную систему оценки умений. Ученик указывает соответствующим цветом строку.Умение
Умел раньше
Научился сегодня
На каких уроках могу использовать
Где пригодится в обычной жизни?
Доказывать
Объяснить другому человеку тему
Самостоятельно построить план работы
Самостоятельно распределить время для выполнения задания
И т.д.
Учитель обязательно организует мониторинг сформированности учебных умений и предметных знаний.Критерии оценки учителем:-познавательная самостоятельность ученика;-стратегия поведения ученика в процессе взаимодействия с другими;-уровень сформированности ушкольника умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент); -правильность выполненных заданий; и т.д.
ИТАК: Практика показала, что технология «Лабораторного плана» имеет многие преимущества для развития учащихся начального звена.
В процессе работы по лабораторному плану формируются различные обще-учебные умения и навыки
6 656 324 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Кочитова Галина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.