Государственное
казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное
(коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа
- интернат VIII вида п. Орловского
Воспитательное
занятие для обучающихся воспитанников группы продленного дня «Дети блокадного
Ленинграда»
Выполнила:
Шкурина Юлия Сергеевна
воспитатель
группы продленного дня
Воспитательное
занятие на тему «Дети блокадного Ленинграда»
Цель:
1. Воспитание
патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.
2. Рассказать о
героизме юных солдат - ровесников современных мальчишек и девчонок;
3. Показать важную роль
детей и подростков в приближении Дня Победы.
4. Способствовать
воспитанию связи поколений.
Задачи:
1. Познакомить
ребят с понятием блокада;
2. Пробудить
в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады
Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны.
Слайд 1
(под звучание
музыки «Журавли» говорит воспитатель)
Воспитатель:
22 июня 1941 года мирная жизнь нашей страны была разрушена вероломным
нападением фашисткой Германии. И, чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради
спасения Родины народ вступил в смертельный бой с кровавым, коварным,
беспощадным врагом.
Байдиев Руслан
Что может быть
страшнее, чем война?!
Лишь слезы да
страдания несет она.
И счастье
разбивает у людей,
Любимых разлучает
и друзей.
Слайд 2, 3, 4, 5,
6.
Воспитатель:
Особое место в летописи Великой Отечественной войны занимает героическая
оборона Ленинграда, который 900 дней находился в кольце вражеской блокады.
Ребята на этих фотографиях великолепный и красивый мирный город Ленинград
(сейчас он называется Санкт - Петербург)
Слайд 7, 8, 9, 10,
11
Воспитатель:
Первые фашистские бомбы были сброшены на город 6 сентября, а затем город стал
подвергаться систематическим налетам вражеской авиации. Один из самых крупных
налетов в нем участвовало 276 фашистских самолетов, в течение дня Ленинград
бомбили шесть раз. За время блокады фашисты сбросили на город более 107 тысяч
бомб и 150 тысяч снарядов.
Слайд 12
Воспитатель:
На защиту родного города поднялись все его жители. В короткий срок он был
превращен в город-крепость.
Слайд 13
Воспитатель:
Ленинградцы построили 35 километров баррикад.
Слайд 14, 15, 16,
17, 18.
Воспитатель:
Было построено 4170 дотов,( дот – укрепление защищающее бойцов) 22 тысячи
огневых точек, создали отряды противовоздушной обороны, на заводах и фабриках –
отряды по их охране, организовали дежурства в домах, оборудовали медпункты.
Слайд 19
Воспитатель:
С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы.
Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. (показать
детям хлеб весом 125 грамм) Хлеб был почти единственным питанием
ленинградцев. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили
в непотопляемых домах. Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на
набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами. Смерть входила
во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.
Слайд 20
Рассказ «Хлебные
крошки»
Воспитатель:
Это было во время войны, в осажденном фашистами Ленинграде. В магазине холодно
и очень темно, только на прилавке у продавщицы мигала коптилка. Продавщица
отпускала хлеб. У прилавка с одной стороны тянулась очередь.
Люди подходили.
Протягивали карточки и получали кусочек хлеба, маленький ,
но тяжелый и
влажный, потому , что муки
в нем было совсем
мало., а больше воды и хлопкового жмыха. А с другой стороны
прилавка толпились
дети. Даже при слабом свете коптилки было видно, какие у них худые,
изнеможённые лица. Шубки не облегали ребят, а висели на них, как на палочках.
Головы их поверх шапок были закутаны теплыми шарфами и платками.
Ноги – в бурках и
валенках, и только на руках не было варежек: руки были заняты делом.
Слайд 21
Воспитатель: Не
было топлива и электроэнергии. Истощенные голодом, обессилевшие и измученные
непрерывными бомбежками и обстрелами, ленинградцы жили в неотапливаемых
комнатах с заделанными картоном окнами, потому что стекла были выбиты взрывной
волной
Слайд 22
Воспитатель:
Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали
прорубь и набирали воду под обстрелами.
Остановились
трамваи, троллейбусы, автобусы. Основной “транспорт” жителей города – детские
саночки. На них везли скарб из разрушенных домов, мебель для отопления, воду из
проруби в бидончиках или кастрюльках, тяжело больных и умерших, завернутых в
простыни (дерева на гробы не было).
Смерть входила во
все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.
Клип « за водой »
Слайд 23
Воспитатель: Страна
помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный
город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо.
Слайд 24
Оставалась узкая
полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и эта
единственная ниточка, связавшая город со страной оборвалась.
Слайд 25
Воспитатель:
И тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От нее зависело
спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым.
Слайд 26
Воспитатель:
22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.
«Дорогой
жизни» шел к нам хлеб,
Дорогой
жизни многих к многим.
Еще
не знают на земле
Страшней
и радостней дороги.
Слайд
27
Воспитатель:
Мы помним и героических защитников города, и женщин заменивших мужей на
заводах, но мне хотелось бы вспомнить о самых юных ленинградцах – ваших
ровесниках и тех кто был еще младше.
Слайд
28
Воспитатель:
До войны это были обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали
взрослым, бегали, разбивали носы и коленки.
Слайд
29
Воспитатель:
Но пришел час, и они показали, каким огромным может стать маленькое детское
сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к её
врагам.
Слайд
30
Воспитатель:
Маленькие герои большой войны.
Слайд
31
Воспитатель:
Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями.
Слайд
32
Воспитатель:
Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что порою в это
сложно поверить.
Слайд
33, 34
Воспитатель:
На
защиту Отечества встали не только взрослые, но и дети. Ужасную участь готовил
Гитлер Ленинграду.
Слайд
35
Воспитатель:
Вместе со взрослыми ребята дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской
авиации, тушили зажигательные бомбы
Но
это было и в истории нашей страны и в судьбах ребят.
Слайд
36
Вика
Цурикова читает стихотворение
Играют
дети всей земли в войну,
Но
разве о войне мечтают дети?
Пусть
только смех взрывает тишину
На
радостной безоблачной планете!
Над
вьюгами и стужами седыми
Вновь
торжествует юная весна
И
как огонь с водой
Несовместимы,
Несовместимы
Дети
и война!
Слайд
37
Воспитатель:
Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой.
Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки
родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке
девять коротких трагических записей. При первой же возможности Таню Савичеву
вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение
сломили девочку, и она вскоре умерла. 19 мая 1972 года на могиле Тани был
поставлен памятник.
Слайд
38
Воспитатель:
Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров,
теплой одежды, многие ленинградские дети учились.
Слайд
39
Воспитатель:
Опасен и тяжел был путь в школу и обратно домой. Ведь на улицах, как на
передовой, часто рвались снаряды, и идти приходилось, преодолевая холод и
снежные заносы. В бомбоубежищах, подвалах зданий, где проводились занятия,
стоял такой мороз, что замерзали чернила.
Слайд
40
Воспитатель:
Стоявшая в центре класса жестяная печурка – “буржуйка” не могла его обогреть, и
ученики сидели в пальто с поднятыми воротниками, шапках и рукавицах. Руки
коченели, мел то и дело выскальзывал из пальцев.
Слайд
41
Воспитатель:
Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней еще
прибавилась и цинга. Кровоточили десна, качались зубы. Ученики умирали не
только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.
Максим
Булочкин читает стихотворение.
Девчонка
руки протянула
И
головой –
На
край стола.
Сначала
думали –
Уснула,
А
оказалось –
Умерла…
Никто
не обронил ни слова.
Лишь
хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель
выдавил, что снова
Занятья
– после похорон.
Слайд
42
Воспитатель:
Дети-герои, каждая судьба которых - горький отзвук тех страшных дней
Слайд
43
Воспитатель:
В суровых условиях блокады и голода, бомбардировок и обстрелов рабочие
Ленинграда не переставали выпускать продукцию обороны. "Все для фронта,
все для победы!" - это был девиз рабочих Ленинграда. Но в городе с каждым
днем все больше ощущалась нужда в рабочих руках, ведь многие рабочие ушли на
фронт.
Слайд
44
Воспитатель:
И молодежь бросила клич: "Заменим у станков отцов и старших братьев!"
на заводы и фабрики пришли мальчики и девочки. Многие из них становились на
подставки, чтобы достать рычаги своих станков. За доблестный труд многие
ленинградские мальчишки и девчонки были награждены орденами и медалями.
Слайд
45
Воспитатель:
Трудно пришлось ребятам блокадной поры, но они выдержали, не сдались, потому
что не могли себе представить – как можно отдать врагу родной город.
Слайд
46
Воспитатель:
Тяжелым было положение детей, оставшихся без родителей. Обессиленные, они
лежали в холодных квартирах, едва передвигались.
Ужас
от перенесенных невзгод застыл в их лицах. Многие из них по 10-15 дней не
видели горячей пищи или просто кипятка.
слайд 47
Воспитатель:
В Ленинграде создана была широкая сеть детских домов, которым голодный город
отдавал лучшее из того, что имел.
Слайд
48
Воспитатель:
Всем война принесла горе, но больше всех - детям.
Слайд
49
Воспитатель:
На них обрушилось столько, что каждый хотел хоть часть этого кошмара снять с
детских плеч. "Ленинградцы" - это звучало как пароль. И навстречу
бросался каждый в любом уголке нашей страны.
Ребята
а вы любите рисовать?? Я думаю что очень любите! И детки Ленинградцы тоже
любили рисовать
Слайды
50, 51, 52, 53, 54
Рисуют
дети
Слайд
55
Клип
посвященный детям Ленинграда
Слайд
56
Воспитатель: Окончательный разгром фашистских войск под Ленинградом
был завершен 27 января 1944 года. С тех пор прошло уже 70 лет. Но героическое
прошлое легендарного города неподвластно времени. Люди бережно хранят в памяти
подвиг защитников Ленинграда.
Нина
Карнаухова читает стихотворение
Блокада….
Далеко как это слово
От
наших с вами мирных светлых дней.
Произношу
его и вижу снова –
Голодных
умирающих детей
Как
опустели целые кварталы,
И
как трамваи вмёрзли на пути,
И
матерей, которые не в силах
Своих
детей на кладбище нести
Слайд
57
Воспитатель:
Многие дети блокадного Ленинграда так и не увидели победного салюта. Они лежат
вместе со взрослыми защитниками Ленинграда на Пискаревском кладбище.
на
выезде из Ленинграда стоит памятник - "Цветок жизни", в память о
детях блокадного города, перенесших весь ужас войны. На каменных лепестках
начертано: "Пусть всегда будет солнце".
Слайд
58
Воспитатель:
Ленинградский метроном
Над
нами мирное небо. Во имя этого отдали свою жизнь миллионы сынов и дочерей. И
среди них те, кому было столько, сколько сегодня вам. И пусть каждый задаст
себе вопрос «А я смог бы поступить так же?» и подумает, как надо жить и учиться
сегодня, чтобы быть достойными памяти своих замечательных ровесников.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.