Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Цель: познакомить детей с историей письменности, с первыми письменными материалами: папирусом, берестой и бумагой, с историей книгопечатания: рукописными и печатными книгами. Развивать творческое воображение, внимание. Формировать бережное отношение к книге.
Оборудование: ноутбук, презентация, карточки с заданиями.
Библиотекарь: Ребята, сегодня вы познакомитесь со старыми друзьями. А с какими, вы узнаете сами:
Не куст, а с листочками,
Не рубаха, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(Книга)
Много-много лет назад не было ни чернил, ни бумаги, ни тем более книг. Все рассказы об отважных воинах, все сказки про Луну и Солнце – всё рассказывали вслух. Эти рассказы передавались от одного человека к другом, сохраняли и приукрашали из поколения в поколение. Но запомнить довольно длинные истории было трудно. Поэтому первобытные люди стали их «записывать» с помощью рисунков на скалах. Рисунки помогали людям учиться запоминать большой объём информации. Например, нарисуют озеро, рядом с ним огромную рыбу – и картинка становится памятью об удачной рыбной ловле.
Гораздо позже такие картинки помогали человеку вести хозяйство.
Но даже простенький рисунок выполнить далеко не просто. И художники стали упрощать рисунки, вместо быка рисовать голову, а вскоре она превратилась в три чёрточки, из которых, возможно, появилась буква А. А народ древней страны Шумер называл быка Алеф.
Возможно так и появились первые буквы, алфавит, письмена. Эти вещи человек писал уже на скалах.
Кто из вас знает, на чём и как писали люди?
Шумерские таблички учёные расшифровали не одно столетие.
Происхождение конкретных букв до сих пор неясно. Одну из версий описал в своём рассказе Редьяр Киплинг «Как появился алфавит».
Дети читают отрывки из книги.
Использование метода «Микрофон».
ПАПИРУС.
В глубокой древности в странах Северной Африки было введено в культуру травянистое растение семейства осоковых - папирус, которых в основном растёт в Египте. Со временем растение одичало и заполнило берега рек и ручьёв зарослями. Из стеблей этого растения жители вырезали полоски, которые укладывали друг на друга, прижимали тяжёлым камнем и сушили на солнце. После сушки получались ленты, на которых можно было писать. Их назвали папирус (гораздо позже от этого слова возникло слово «папиросы»). Готовые ленты склеивали в одну длинную. На папирусе писали древние египтяне и другие древние народы.
БЕРЕСТА.
Первые письмена и книги на Руси писали острой палочкой на бересте. Это верхний слой коры берёзы. Вскоре бересту стали использовать и для изготовления корзин и других вещей.
ПЕРГАМЕНТ.
При освежевании туш животных люди заметили, что после промывания снятой шкуры на её «тыльной» поверхности остаются засохшие следы крови. Попробовали нарисовать что-либо - и получилось. Правда, качество оставляло желать лучшего. Вскоре пергамент стали делать из кожи телят, коз, овец. Кожу тщательно чистили, скоблили и обрабатывали серной кислотой, пока она не становилась жёлтой и белой. Поскольку из обработанных шкур шили одежду, то можно было попробовать сшить и листы пергамента. Так появились первые пергаментные книги.
Библиотекарь.
Прошло немало времени, прежде чем появилась бумага. Со временем потребление бумаги стало расти. Современное производство бумаги начинается с заготовки древесины на лесоповале. Машины пилят деревья, очищают их от веток, перевозят и сортируют брёвна. Трудно поверить, что белый лист бумаги получен из ели, сосны, осины и берёзы.
Современные книги создаёт целый коллектив специалистов. Одни мастера отливают буквы и слова, другие собирают буквы в слова, слова - в строчки, строчки - в страницы текста, этих людей сейчас называют наборщиками. Сейчас существуют механические машины- наборщики, которые называют линотипы (отпечаток линии). Готовые строки текста в виде плоских пластин попадают к печатнику. В печатном цехе пластины ставят на офсетные машины, на буквы наносят слой краски нужного цвета, а затем через машины прокатывают бумагу. В результате получается оттиск (изображение страниц на бумаге).
Сегодня большинство текстов книг, статей набирают на компьютере, записывают на диски (носители информации) и потом распечатывают при помощи лазерного принтера. Из этих распечаток художники создают оригинал- макет книги, газеты, журнала.
У каждой книги есть корешок - переплёт ( показывает учитель). Переплетчик - ещё одна важная профессия в типографии.
Класс делится на две команды.
Попробуем проверить свои знания. Переставьте в этих словах буквы так, чтобы можно было прочесть название профессий.
НРАБОЩИК, ЧАПЕТНИК, НИЛТТИПОИС, РЕПЕЧИКТЛЕП
(наборщик, печатник, линотипист, переплетчик)
(Далее библиотекарь представляет выставку книг, виды книг.)
Фотокнижки - книжки, целиком состоящие из текста и фотографий ( В. Маяковский Что ни страница, то лев, то львица.)
Книжки - игрушки, которые сделаны в необычной форме, например, по профилю героя книги - курочки рябы, крокодила.
Книжки - малышки, которые сделаны для самых маленьких, имеют маленький формат с крупным шрифтом и красочными рисунками.
Игра «ЛИНОТИПИСТ» (Работа в группах)
Двум группам выдаются карточки - слоги, из которых нужно набрать текст пословицы о книге. Выигрывает тот, кто быстрее наберёт пословицу: « Книгу читать - как на крыльях летать», « Кто много читает, тот много знает», « Без книг человек становится животным», « Книга твой друг, без неё как без рук», « Книга - окно в мир, почаще заглядывай». « Книги не говорят, а правду сказывают» « Книга помогает в труде, выручит и в беде», « Книга - книгой, а мозгами двигай».
ИГРА «КАК ДЕЛАЮТ КНИГИ» (Работа в группах)
ЗАДАНИЕ:
Библиотекарь по группам раздаёт листы бумаги, где в произвольном порядке названы профессии, связанные с производством книг. Задача - расставить в правильном порядке. Готовая схема выглядит так:
Библиотекарь: а теперь давайте вспомним, какие вы знаете правила бережного отношения к книге, и правила пользования библиотекой.
Ответы детей.
Подведение итогов.
4 класс
Библиотекарь
Климовской ОШ I-IIIступеней
Худзиева Татьяна Леонтьевна
Правила бережного отношения к книге
• Берет книги сухими и чистыми руками.
• Раскрывает книгу, не повредив корешка.
• Перелистывает страницы, легко прикасаясь к ним.
• Обертывает книги бумагой или надевает на них обложки.
• Для отметки нужных мест в тексте пользуется тонкими закладками.
• Фразы, которые хочет обдумать, еле заметно помечает карандашом.
• Закончив работу, тщательно стирает мягким ластиком отметки.
• Размышлениями о прочитанном делится со своим другом и дневником
• Возникающие при чтении мысли записывает на вложенных листочках.
• Рисунки и схемы ксерокопирует или перерисовывает, глядя на них.
• Текст, который еще понадобится, выписывает или конспектирует.
• Понравившиеся эпизоды зарисовывает в альбом.
• Закончив чтение, кладет книгу на место.
• Хранит книги на книжных полках или в шкафах.
• Переносит книги в чистых портфелях и пакетах.
Правила пользования библиотекой:
Пользователи библиотеки имеют право:
■ Пользователями школьной библиотеки могут быть учащиеся 1-11 классов, педагоги, сотрудники школы, родители. Им предоставляется право бесплатного пользования фондами библиотеки в читальном зале и абонементе;
• получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах;
• получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания;
• продлевать срок пользования документами;
Пользователи библиотеки обязаны:
■ Соблюдать правила пользования библиотекой;
• Бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), оборудованию, инвентарю;
• Поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки;
• Пользоваться справочниками, энциклопедиями, словарями только в помещении библиотеки;
• Убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом библиотекаря. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;
■ Возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;
• В случае утери или порчи книги вернуть в библиотеку такую же книгу или заменить её другой, признанной библиотекой равноценной по содержанию и стоимости. (Материальную ответственность за учащихся несут их родители, опекуны, попечители);
6 662 383 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Худзиева Татьяна Леонтьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.