Викторина
«Наш великий, могучий, прекрасный русский язык!
Пояснительная
записка
Автор материала
(ФИО)
|
Смирнова Нина
Петровна
|
Должность (с
указанием преподаваемого предмета)
|
Учитель начальных
классов
|
Образовательное
учреждение
|
Красноперекопская
общеобразовательная школа I-III ступеней №4 Крымской области
|
Название материала
|
Викторина по
русскому языку в начальной школе
|
Класс (возраст)
|
1 класс
|
Учебный предмет
|
Внеклассное
мероприятие по русскому языку
|
Название учебного пособия,
образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится
ресурс
|
Данный ресурс можно
использовать в любом УМК для начальной школы
|
Вид ресурса
(презентация, видео, текстовый документ и другие)
|
Текстовый документ
|
Техническое оснащение
(компьютер, интерактивная доска и другие.)
|
При организации
работы можно использовать проектор и экран
|
Цели, задачи
материала
|
Привитие любви к
великому русскому языку,
Формирование
интереса к нему как к учебному предмету,
Повышение общей языковой
культуры
|
Краткое описание
работы с ресурсом
(на каком этапе
предполагается применение, форма использования: индивид, групповая и другое,
на усмотрение автора.
|
Данная работа
включает в себя задания для обучающихся 1 класса (независимо от образовательной
программы и уровня подготовки обучающегося). Данную методическую разработку
можно использовать при организации предметной недели русского языка в
начальной школе. Данная работа не требует от учителя большой подготовки и
позволяет задействовать в работе большой круг обучающихся.
|
Список
использованной литературы.
|
Используемая
литература:
1. Я иду на урок в
начальную школу (внеклассная работа, олимпиады и интеллектуальные игры)
2. Аверьянова И.
В. Лапшина Н.Н. Предметные недели и праздники. Внеклассная работа в
начальной школе
3. Статьи из
интернета.
|
Викторина «Наш великий, могучий,
прекрасный русский язык»
На доске – эпиграф
Язык, великолепный наш язык
Речное и степное в нём раздолье,
В нём клёкоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.
Константин Дмитриевич Бальмонт
Цель:
- прививать любовь к
родному языку;
- закреплять знания и
умения, полученные на уроках;
- воспитание у уч-ся
бережного отношения к родному слову;
- развитие интереса к
глубокому изучению русского языка во внеурочное время;
- расширить словарный
запас детей, используя высказывания писателей о русском языке.
Задачи:
- формирование
интереса к нему как к учебному предмету,
- повышение общей
языковой культуры
Оборудование:
- высказывания
писателей о русском языке;
- плакат с ребусами;
- карточки с заданиями.
Ход
викторины
1.
Вводный этап
Ведущий.
Здравствуйте, уважаемые участники нашей викторины. Сегодня у нас
викторина по русскому языку. Главный гость сегодня - его величество русский
язык. Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что говорили о нём выдающие
русские и зарубежные писатели.
Дети читают
высказывания о русском языке.
Ученик 1. Александр
Сергеевич Пушкин прекрасно относился к родному языку. По его мнению, «русский
язык-это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и
средствах». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и
точность».
Ученик 2. «Русский
язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно-страстный,
где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.
Ученик 3. Классик
французской литературы Проспер Мериме так отзывался о русском языке: «Это
прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого».
Ученик 4.
Иван Сергеевич Тургенев в 1882 году посвятил русскому языку стихотворение в
прозе.
«Во дни сомнений, во
дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о
великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя — как не
впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы
такой язык не был дан великому народу!»
Ученик 5.
Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский
язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»
Ученик 6. Мне
очень нравятся высказывание Гоголя о русском языке: «Дивишься драгоценности
нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг,
и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи».
Ведущий. Наша
викторина посвящена русскому языку. Участвуют три команды. Я буду задавать
вопросы. Подсчитывать баллы будет жюри.(дети распределяются на три команды:
желтые, синие, красные и болельщики)
Напоминаю правила игры.
1. На обсуждение
вопроса даётся время.
2. До истечения этого
времени команда должна найти ответ, а капитан - поднять руку.
3. Капитан решает
вопрос о том, кто будет отвечать.
4. Если команда даёт
неправильный ответ, у другой команды есть время на обсуждения.
2. Игра
«Кто больше?». Нужно придумать слова, в которых звук (а) в начале слова.
3.
Разминка «Вопрос-ответ» (каждый правильный ответ – 1 балл)
1.
Из чего состоит письменная речь?(из предложений)
2.
Из чего складываются предложения?(из слов)
3.
Звуки видят или слышат? (слышат)
4.
Что нужно написать, чтобы получилось слово? (буквы)
5.
Сколько букв в русском алфавите? (33)
6.
Сколько согласных букв? (21)
7.
Сколько гласных букв? (10)
8.
Первый звук в слове Яблоко? (й)
9.
Замени одну букву в слове «гость», чтобы вышло лакомство для
собаки.(кость)
10.
Перечисли месяцы, названия которых заканчиваются на твердый
согласный.(март, август)
11.
Какое количество мягких согласных звуков в слове «лейка»?(2)
12.
Составь предложение: щ.ку, и рыбак, лещ., поймал. Какие буквы
пропущены? (Рыбак поймал щуку и леща)
4.
Конкурс «Весёлая грамматика»
1 кл.
Из предложенных слогов
составьте слова:
Лу мон ли но ня на ре
мер ма ня мо ма
Игра «Вертолина» (для всех )
Сейчас, уважаемые болельщики, вы
можете помочь своей команде заработать дополнительные баллы. Для этого вам
нужно выполнить задания. На листе вы видите 6 букв Д О К О С А. Сколько
различных слов - имён существительных - сумеете прочитать, столько
баллов вы подарите своей команде.
Читать разрешается в разных направлениях;
буквы читать подряд.
(сад, сок, осадок, оса, док, коса,
садок, ода, ад, око, код)
5. Игра «Найди лишнее»
Будьте внимательнее! Есть лишние
слова (ударение на 1 или 2 слог)
Имя
луна
Мама
налим
Лимон
номер
Игра с болельщиками «Доскажи словечко».
1. Жеребенок с каждым днем
Подрастал и стал ... (конем)
2. Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно, ... (карандаш)
3. Кругла, рассыпчата, бела
На стол с полей пришла.
Ты посоли ее немножко,
Ведь правда вкусная ...
(картошка)
4. Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть, без хруста,
Если я ... (капуста)
5. Мчусь как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед.
Да мелькают огоньки!
Кто несет меня? ... (коньки)
6. По дороге наша Машенька
идет,
За веревочку козу она ведет
А прохожие глядят во все глаза
Очень длинная у девочки ... (коса)
7. В яме спит зимою длинной
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется ... (медведь)
8. В черном поле заяц белый.
Прыгал, прыгал, петли делал.
След за ним был тоже бел
Кто ж этот заяц ... (мел)
9. В подполье, в каморке
Живет она в норке.
Серая малышка
Кто же это? ... (мышка)
10. Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись стал реветь
Этот зверь лесной ... (медведь)
6. «Половинки»
(задание на развитие
словесно-логического мышления)
Дети, прочитав первую часть
пословицы, должны подобрать к ней вторую.
Любишь
кататься, люби и саночки возить.
Век
живи, век учись.
Старый друг лучше новых двух.
Делу время, потехе
час.
Игра с болельщиками
О каких знаках препинания идет
речь?
Когда слова гремели и
блистали,
Я в моде был, я был на пьедестале!
Однако время новое настало –
Оно меня и свергло с пьедестала.
(Восклицательный знак)
Что о себе сказать могу?
Согнула жизнь меня в дугу.
За свой характер я плачу –
За то, что много знать хочу.
(Вопросительный знак)
Известно миру с давних пор,
Что знак я немаловажный
И не окончен разговор:
И начинает думать каждый.
(Многоточие)
Он очень вежлив:
Не любит споров он и драк.
Он всем старается помочь,
Он в слове, "мать" и в
слове "дочь"
И в тихом лунном слове
"ночь"
Чтоб никого не огорчать,
Он все старается смягчить.
(мягкий знак)
Вопросы для болельщиков
Придумайте слово, состоящее из
трех букв и трех звуков.
Придумайте слово, состоящее из
четырех букв и четырех звуков.
Придумайте имя девочки, в котором
три слога.
Имя мальчика, в котором на один
слог меньше.
Подсчитайте сколько букв и звуков
в словах яблоко и енот.
Сколько слогов в именах: Петр и
Алеша.
Какая буква русского алфавита
всегда стоит под ударением? (Буква ё)
Что означают эти выражения? Когда
мы их употребляем?
- Шиворот на выворот ("Совсем
наоборот");
- Спустя рукава ("Трудиться
неохотно");
- Точить лясы ("ничего не
делать", "без пользы проводить время за разговором").
8. Конкурс «Отгадай ребусы»
9.Игра анаграммы
Колос-
Исток-
Сон-
Сила-
Атлас-
Товар-
10. Заключение
Ведущий: Пока жюри подсчитывает баллы, мы с вами послушаем стихотворение
о русском языке, которое написал узбекский поэт Сабир Абдулла.
СТИХОТВОРЕНИЕ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!
Он твой наставник - великий,
могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познания кручи,
Выучи русский язык!
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово - свободы зарница,
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность
Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово
–
Выучи русский язык!
Мир разобщенных безрадостно тесен,
Спаянных мир необъятно велик.
Сын мой, работай, будь людям
полезен,
Выучи русский язык!
Сабир Абдулла, узбекский поэт.
10. Итоги. Награждение команд.
Ведущий: Надеемся, что сегодняшняя викторина не только доставила вам
удовольствие, но и повысила вашу грамотность, приобщила к богатству русского
слова, вызвала интерес к русскому языку вообще.
Ведущий: Итак, ребята наша веселая викторина
подошла к концу. Вы молодцы, много знаете и умеете дружно работать.
Подведение итогов. Награждение
команд.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.