Новогодняя скидка — 70% на все курсы только до 31 декабря!
Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Воспитательные аспекты обучения предмету "История"

Воспитательные аспекты обучения предмету "История"

Воспитательные аспекты обучения предмету "История"

План:

  1. Введение

  2. Анализ анкетирования

  3. Анализ урочной деятельности по реализации воспитательного потенциала

  4. Заключение

  5. Список литературы

  6. Приложение


  1. Введение

«Основа всего государства состоит в правильном воспитании юношества» Цицерон.

«От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа» Дж. Локк.

«Вопрос воспитания для современных обществ — вопрос жизни и смерти, вопрос, от которого зависит будущее» Э. Ренан

Исходя из данных цитат, мы видим взаимосвязь воспитания подрастающего поколения и благополучие всего общества. Издревле к воспитанию детей относились с особым вниманием, и сейчас этот вопрос не теряет своей актуальности.

Современная образовательная политика нашей страны, в условиях модернизации системы образования, ставит перед педагогами профессиональные задачи, которые определены в новом ФГОС. Одним из главных направлений работы образовательных учреждений является воспитание.

В ФГОС делается акцент на личностном развитии учащихся, выделяя такие главные моменты, как: воспитание патриотизма, усвоение ценностей многонациональной страны; формирование мировоззрения, соответствующего уровню действительности; освоение норм социальной жизни; развитие эстетического понимания мира и прочее.

Воспитание учащихся происходит на уроках. Изучение предметов должно быть направлено на формирование духовно-нравственных качеств и патриотических чувств учащихся, формирование патриотизма и гражданской ответственности, развитие национального самосознания и толерантности, укрепление понимания общечеловеческих ценностей, умения общаться в условиях межэтнического государства. [2]

Для реализации воспитательного аспекта в обучении, необходимо использование Историко-культурного стандарта, который направлен на решение следующих задач: показать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса; раскрыть суть исторического процесса как совокупности усилий множества поколений россиян; применить новый подход к истории российской культуры как к непрерывному процессу обретения национальной идентичности. [2]

В контексте воспитания учащихся, целесообразно применять следующие концептуальные основы Историко-культурного стандарта: культурно-антропологический подход (личность в истории, освещение проблем духовной и культурной жизни России) и этнокультурный компонент (история страны через историю регионов)

Конечно, воспитательные возможности урока, в первую очередь, обусловлены спецификой учебного предмета. В этом контексте уроки истории обладают рядом преимуществ в «воспитании подлинного патриота своей страны, личности, осознающего большое значение накопленного человечеством культурно-исторического опыта».

  1. Анализ анкетирования

Анкетирование проводилось в 9 классе. Всего учеников - 20. Состояние учебной деятельности в классе неплохое. Ребята очень стараются хорошо подготовиться к урокам, активно работают в классе.

На вопрос: «заставляют ли Вас уроки истории задуматься о том, что происходит вокруг Вас» - все учащиеся ответили утвердительно. Названо множество тем, среди них Великая Отечественная война, Отечественная война 1812г, духовная жизнь России.

Разнообразны темы и факты уроков, которые заставили размышлять о своих поступках: Гражданская война в России 1917-1922гг, оборона Сталинграда, подвиги русских солдат, народа.

На вопрос «кто из деятелей прошлого и современности восхищает Вас?», много учащихся ответили: Петр I, Александр II, И.В.Сталин, В.В.Путин, т.к. они сделали Россию могущественной . Кто же напротив, вызывает неприязнь: Чингисхан, А. Гитлер, Наполеон Бонапарт и Б. Обама, т.к. данные деятели негативно были настроены по отношению к России.

По данным анкетирования, можно судить, что уроки истории не оставляют равнодушным ни одного учащегося. Каждый задумывается о том, что происходит вокруг, размышляет о своих поступках. Поэтому, можно говорить, о том, что воспитательный аспект на уроках истории находит свое отражение.

  1. Анализ урочной деятельности по реализации воспитательного потенциала

На уроках истории большое внимание уделяю воспитанию учащихся. Часто этому способствует тематика уроков. Так, формированию патриотизма помогают уроки, в ходе которых ученики знакомятся с освободительной, справедливой борьбой российского народа против завоевателей. Ребята не только знакомятся с историческими событиями разных эпох, но и осмысливают вклад знаменитых людей в защиту своей родины.  

Всегда очень важно точно определить и сформулировать воспитательные цели каждого урока, например:

9 класс: тема – «Свержение монархии» - подвести учащихся к пониманию того, что февральская революция- попытка осуществить буржуазно-либеральный путь развития страны.

Тема – «Начало Великой Отечественной войны» - способствовать формированию чувства патриотизма, чувства гордости за свою Родину (на примере героических подвигов); формированию духовно-нравственных качеств учащихся, а именно: сострадание, сопереживание (на примере трагических событий начального периода войны).

Тема – «Гражданская война» - показать, что в любой войне главную роль занимает человек; осмыслить трагизм гражданской войны, которая по-разному отразилась на судьбах людей; способствовать проявлению чувств сопереживания, сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла; воспитание уважения к мнению других; научить рассматривать прошлое через призму времени.

В современной методике существует большое количество методов и приемов, при помощи которых можно реализовать воспитательные цели урока:

- в конце практически каждого урока я даю в качестве дополнения к домашнему заданию написать развёрнутый ответ на тему «Мои мысли о…», а дальше варианты в зависимости от темы – милосердии, цене жизни, предательстве, Родине, самопожертвовании, верности, чести, добре, зле и т.д.

- использование документальных и художественных фильмов дает огромный и глубокий материал для дискуссий

- написание эссе на темы, например: «XXI век - возрождение или вырождение русской культуры?»; «От «горячей» войны к «холодной»; «Всегда в России было две напасти – Внизу – власть тьмы, Вверху – тьма власти»».

Содержание

Очень важно содержание урока. Зачастую одного учебника недостаточно, поэтому для более яркого воспитательного окраса используются документы и художественная литература.

На уроке Великая Отечественная война, мы с ребятами говорим о начале войны, о тяжести первых дней, о мужестве защитников Брестской крепости. Очень эмоционален отрывок из повести Бориса Васильева “В списках не значился” о последних минутах жизни лейтенанта Николая Плужникова. К тексту вопрос: почему немецкие солдаты с таким уважением встречали Николая Плужникова?

Он шел строго и прямо, ничего не видя, но точно ориентируясь по звуку работавшего мотора. И все стояли на своих местах, и он шел один, с трудом переставляя распухшие, обмороженные ноги.

И вдруг немецкий лейтенант звонко и напряженно, как на параде, выкрикнул команду, и солдаты, щелкнув каблуками, четко вскинули оружие “на караул”. И немецкий генерал, чуть помедлив, поднес руку к фуражке.

А он, качаясь, медленно шел сквозь строй врагов, отдававших ему сейчас высшие воинские почести. Но он не видел этих почестей, а если бы и видел, ему было бы уже все равно. Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни и выше смерти.

Страшно, в голос, как по покойнику, закричали, завыли бабы. Одна за другой они падали на колени в холодную апрельскую грязь. Рыдая, протягивали руки и кланялись до земли ему, последнему защитнику так и не покорившейся крепости… Он шел и шел, шел гордо и упрямо, как жил, и упал только тогда, когда дошел.

Возле машины.

Он упал на спину, навзничь, широко раскинув руки… Упал свободным и после жизни, смертию смерть поправ.”[1]

Народы России всегда дружно и самоотверженно защищали свою единую Родину. На уроке раскрывать подвиги героев необходимо так, чтобы учащиеся осознавали, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали жизнью во имя интересов Отечества. Не хотели же умирать крестьянин Иван Сусанин и летчик Петр Нестеров, который совершил первый в мире воздушный таран вражеского самолета в годы первой мировой войны. В годы Великой Отечественной войны его подвиг повторили около 650 советских летчиков. Воспитательная значимость исторического факта налицо. Известный педагог В.А.Сухомлинский по этому поводу писал сыну- студенту: «Знай, что настоящего патриота нашей Родины можно убить, сжечь ,закопать живым в землю, как делали это фашисты, но покорить нельзя».
А иначе как объяснить подвиг защитников Брестской крепости, находившихся в окружении, без связи и боеприпасов, около месяца наносивших урон захватчикам. « Умираю, но не сдаюсь!» -эти надписи на стенах казематов говорят о беспримерном мужестве пограничников, первыми встретившими врага. Война 1941-1945 годов явилась не только тяжелейшим испытанием для страны, но и определившей самосознание народа – победителя. С точки зрения патриотического воспитания Великая Отечественная война – главное событие в истории нашей страны 20 века. Это и великие военные победы, и национальные герои, и единство народа, его роль в истории.

Большое значение для воспитания школьников имеет изучение исторических деятелей различных эпох и времен с древности до современности. Изучение жизни, деятельности, мыслей, творческого наследия исторических личностей, которые оставили значительный след в истории своей страны, своего народа, является основой для воспитания ценностных ориентиров современных школьников.

При изучении событий, связанных с жизнью и деятельностью неоднозначных исторических персонажей, таких как: Наполеон Бонапарт, Чингисхан, Петр I, Александр Македонский, О. фон Бисмарк и др., стараюсь учить своих учеников извлекать уроки из прошлого, определять положительные и отрицательные последствия их деятельности, акцентируя внимание на то, что человек должен думать и прогнозировать последствия своих поступков и действий.

С этой целью организую уроки, с элементами дискуссий, которые позволяют ученикам осмыслить и оценить роль личности в истории, высказать свое суждение и отношение к ним. Тем самым способствую созданию условий для воспитания активной жизненной позиции учеников, инициативности, готовности к принятию самостоятельных решений.

Для изучения исторических личностей мы пользуемся памяткой:

1.Длина жизни (годы жизни)

2.Ширина жизни (сделанное в жизни)

3.Высота жизни (соотношение  целям жизни достигнутому)

4.Глубина жизни (испытание вечностью)

Каждый человек в истории величествен по-своему. Разные типы величия людей могут образовывать такую схему:

государственное

полководческое

творческое

героическое

святое

Владимир I

Илья Муромец

Иван Кулибин

Ослябя

Борис и Глеб

Андрей Боголюбский

Владимир Мономах

Михаил Ломоносов

Пересвет

Пётр и Феврония

Иван III

Александр Невский

Карл Брюллов

Иван Сусанин

Андрей Рублёв

Иван Грозный

Дмитрий Донской

Дмитрий Менделеев

Петр Багратион

Сергий Радонежский

Пётр I

Дмитрий Пожарский

Константин Тон

Александр Нахимов

Гермоген

Екатерина II

Александр Суворов

Василий Ключевский

Александр Матросов

Иулиания Лазаревская

Александр II

Георгий

Жуков

Фёдор Достоевский

Евгений Родионов

Серафим Саровский

Александр III

Михаил Кутузов

Иван Ильин

Игнатий Коренной

Николай II


Оценка исторического деятеля может происходить через проблемный подход. Так, например, в теме урока может стоять вопрос, содержащий два противоположных мнения о человеке, а задача учащихся  заключается в том, чтобы прийти к конкретному мнению. Такого рода темы могут звучать следующим образом:

-    Иван IV: великий государственный деятель России или злодей на русском троне,

-    Петр I: великий реформатор или губитель русских традиций;

- Николай II: кровавый царь или святой российский император;

- Смерть Сталина: трагедия для советского народа или избавление от грядущих несчастий

Нравственной оценке могут подвергаться не только дела, но фразы великих людей в истории, например, как оценить следующие высказывания:-           «У   нас   нет   обычая:   бегством   спасаться   в   отечество,   но   или   жить победителем,   или   совершив   знаменитые   подвиги,   умереть   со   славой»
(Святослав Игоревич - русский князь);

«Хочу как на словах, так и на деле впереди всех и перед всеми голову свою положить за своих братьев и за всех христиан, чтобы и остальные, видя это, с усердием ринулись в бой» (Дмитрий Донской);

«Созидайте созидателей» (Петр I);

«Не    отчаивайтесь!    Сии    грозные    бури   обратятся    к   славе   России» (Федор Ушаков);

«Деньги   дороги,   жизнь   человеческая   дороже,   а  время   дороже   всего» (А. В. Суворов);

«Я желаю быть лучше ненавидимым за правое дело, чем быть любимым за дело неправое» (Павел I);

«У России есть только два верных союзника. Это её армия и её флот» (Александр III);

«Чем выше человек, тем скорее он должен помогать всем и никогда в обращении не поминать своего положения» (Николай II).

Нравственной оценке могут подвергаться также мысли современников, живущих вместе с людьми, которых оценивают ученики. Рассматриваться так же могут позиции разных историков, занимающихся исследовательской деятельностью в отношении тех, кто является объектом исследования.

Полезно на уроках подчеркнуть теорию высказываниями великих людей. Например, храбрость русских офицеров и солдат в бою дополняется гуманизмом в отношении поверженного противника и попавшего в плен. Так А. В. Суворов требовал: «В стояниях и на походах мародеров не терпеть и наказывать жестоко, тотчас на месте. Домов, заборов и огородов не ломать... где случается фуражировать, чинить то при войсках, с правилом, с крайним порядком... Не меньше оружия поражать противника человеколюбием».

Историк П. П. Яковлев пишет, что «история наших воин показывает замечательное незлобивое отношение русского солдата к своему врагу, даже нехристианину, против которого он шел с бесповоротной решимостью погибнуть, если Богу угодно, и с которым он готов разделить последний сухарь, если «бой приостановлен или враг попал к нему в плен».

Начиная заграничные походы русской армии в 1813 году, М.И. Кутузов, обращаясь к своим солдатам, говорил такие слова: «Будем великодушны, положим различия между врагом и мирным жителем»

А приказ Александра содержал такие слова: «Вы русские, вы христиане. Не воздам злом ни Франции, ни французам. Единственный враг мой - Наполеон». И ни одна национальная святыня Франции не пострадала, ни один храм не был разрушен, хотя Наполеон русские церкви в Кремле превратил в конюшни.

Данные выдержки следует подкрепить тем, как вели себя другие армии мира. Вот, что говорил Вильгельм Второй немецкой армии: « Солдаты, при встрече с врагом побеждайте! Никому не давайте пощады, не берите пленных! Будьте беспощадны ко всему, что попадет в ваши руки. Пусть боятся немецкого имени, как некогда боялись имени Аттила»

Об английской армии Ф. Энгельс сказал, что «в мире нет такой звероподобной армии, как британская. Грабеж, насилие, убийство являются издавна установленной привилегией, узаконенным правом британского солдата»

Завершая тему о русских солдатах и их доблести в условиях войны, можно привести цитаты о русских воинах зарубежных политиков;

-  «Прежде чем победить русского солдата, его следует несколько раз повалить, а затем убить».Фридрих Второй

-  «Дайте мне русского солдата, и я покорю весь мир».Наполеон

-  «Русские - это не люди, а какие-то железные существа. Они никогда не устают и не боятся огня».  Из дневника немецкого офицера, убитого под Сталинградом.

Для нравственного воспитания целесообразно использовать вопросы, которые соединяют в себе новую информацию и нравственное осмысление. Вот как они выглядят, например:

Что означает надпись на чаше, сделанной печенегами из черепа Святослав: «Чужое ища - свое потерял»?

Что символизирует надпись на древнем колоколе «Зову живых – оплакиваю мертвых»?

Как повлияла деятельность Шостаковича на блокадников в Ленинграде

Почему Андрей Рублев не подписывал свои произведения автографами, в то время как сейчас все художники пытаются узаконить свое авторское право?

Может ли царь быть святым?

Что такое храмы на крови и зачем они строились на Руси и в каких местах?

Имеет ли народ право на революцию?

Что общего и различного в иконописи и живописи'?

Как совместить гений и злодейство? Можно ли Гитлера назвать великим человеком?

В чем смысл надписи на могиле Гапона: «Ты жил только для себя и потому нет тропинки к твоей могиле»?

Кто был большим патриотом в гражданской войне: белые или красные?  Другой   тип   вопросов   подразумевает   демонстрацию   своей   нравственной  позиции и начинается со слов «Согласны ли вы». Например:

Согласны ли вы с утверждением Л. Гумилева, что на Руси не было монголо-татарского ига?

Согласны ли вы с целями и методами опричнины Ивана IV?

Согласны ли вы с содержание петровских реформ?

Согласны ли вы с идеями анархизма, пацифизма, интернационализма?

Согласны ли вы с мнением ряда историков о том, что Россия начала XX века была «тюрьмой народов»?

Согласны ли вы с мнением западного ученого Кьезы, о том, что Россия не имеет будущего?

Третий тип вопросов ставит на повестку дня решения проблем, которые поставила история перед людьми в ту или иную эпоху и как эти проблемы решили бы ученики, находясь, они в тех условиях. Например:

Приняли бы вы участие в декабристском восстании и на чьей стороне в
1825?

Чтобы вы сделали, если бы оказались в центре противостояния «белых» и «красных»   в   годы   гражданской   войны   1918   - 1920   годов?   К   кому   бы   вы присоединились?

Чтобы вы сделали, если бы вас заставили участвовать в разрушении храмов в 30-е годы XX века в России?

Как бы прошел ваш день, если бы вы готовились к Бородинскому сражению 25 августа 1812 г., будучи простым солдатом?

Пошли бы вы воевать в Афганистан в 1979 году? Был ли бы у вас такой выбор тогда? и т. Д.

Принцип наглядности также способствует решению воспитательных задач. К каждой из картин можно поставить цель – описать внутренний мир, чувства, эмоции персонажей, для более глубокого понимания исторической обстановки.

Например, очень интересно сравнение картин Франсуа Жерара «Портрет Наполеона. 1804г.», где император выглядит очень гордо и величественно и картины В. Верещагина «Мир во что бы то ни стало. Наполеон и генерал-адъютант Лористон». На данной картине мы видим уже уставшего, изможденного человека. генерал-адъютант Лористон сообщает, что Кутузов М.И. против переговоров о мире.

Картина В. Сурикова «Меньшиков в Березове». Картина производит сильное впечатление и останавливает внимание зрителя внутренней силой персонажей. Особенно это касается фигуры А. Меншикова. Из истории мы знаем, что сподвижник Петра I был в своё время всесильным человеком – и вот он, постаревший, но не сломленный, сидит в тесной и тёмной избе. Волосы в беспорядке, подбородок не брит, но всё та же гордая осанка и сила духа. Рядом с ним – трое его детей. Русская поговорка о том, что нельзя зарекаться от сумы и от тюрьмы. История здесь показана в движении.

Картину В. Серова «Петр I» можно описать словами критика А. Бенуа:  «Страшно, судорожно, как автомат, шагает Петр… Он похож на Божество Рока, почти на смерть; ветер гудит ему по вискам и напирает в грудь, на глаза. Еле поспевают за ним испытанные, закаленные «птенцы», с которых он смыл и последний налет барского сибаритства, которых он превратил в денщиков и рассыльных. Глядя на это произведение, чувствуешь, что… в императора Петра I вселился грозный, страшный бог, спаситель и каратель, гений с такой гигантской внутренней силой, что ему должен был подчиниться весь мир и даже стихии».

Технология   «Духовного   эпицентра»   может   быть   применена   на   уроке. Дата в календаре может стать предметом исследования событий, происходивших в одно и тоже время в различные эпохи. Например, 7 ноября можно изучать сразу с нескольких сторон. Если в 1917 году этот день стал началом Октябрьской революции, то в 90-е годы он стал днем примирения и согласия и включен в число государственных праздников. В 1612 году этот день по некоторым исследованиям стал началом освобождения Москвы от польских захватчиков. Такое же моральное значение имела дата - 7 ноября 1941 года, когда после парада в Москве большинство его участников направилось защищать Москву от фашистов

Чтобы ещё лучше представлять содержание ценностей разных эпох, можно сравнивать Христианские праздники и революционные советские праздники. Так, например. 8 сентября (21 сентября по новому стилю) по православным святцам считается днем Рождества Пресвятой Богородицы. В 1380 году это имело особое значение, ибо именно в этот день состоялась знаменитая Куликовская битва. Для православных русских воинов это имело огромное духовное значение, так как сама Богородица, по мнению русских, покровительствовала им в этом сражении.

Каждый день календаря можно сделать памятной датой.

Воспитательный аспект реализуется мной и во время внеклассной работы. Из последних проведенных мероприятий, ребятам особо запомнились следующие: классные часы «День памяти жертв политических репрессий» (30 октября); интеллектуальная игра День Героев Отечества (9 декабря); беседа с ветеранами, представителями объединения «Дети войны», участие в конкурсе «Герои Отечества – наши земляки».

IV. Заключение

Таким образом, мы видим, что предмет история дает множество возможностей для формирования личности учащегося, для его воспитания.

Реализация воспитательных задач на уроке – это длительный и кропотливый процесс, и постановка таких задач целесообразна на серию уроков или раздел. Если прежде приоритет всегда отдавался образовательным целям, то сегодня на первый план выступают воспитательные и развивающие цели, тем самым в содержании образования усиливается морально-нравственный аспект.

Урок истории обладает важным потенциалом влиять на становление очень многих качеств личности учеников. Воспитательный аспект урока должен предусматривать и использование содержания учебного материала, и оптимальный выбор технологий обучения, и продуманность форм организации познавательной деятельности. Всё это во взаимодействии способствует формированию и развитию патриотических, нравственных, трудовых, эстетических и других качеств личности школьника, что в свою очередь направлено на решение тех задач, которые перед нами выдвигает современная образовательная стратегия государства.



  • Другое
Автор Шайхинурова Полина Сергеевна
Дата добавления 02.12.2017
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 489
Номер материала MA-072440
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Внедрение системы компьютерной математики в процесс обучения математике в старших классах в рамках реализации ФГОС»
Курс повышения квалификации
«Педагогическое проектирование как средство оптимизации труда учителя математики в условиях ФГОС второго поколения»
Курс повышения квалификации
«Изучение вероятностно-стохастической линии в школьном курсе математики в условиях перехода к новым образовательным стандартам»