КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ ГРУППЫ
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают –
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит, кто-то хочет, чтобы они были?
Владимир
Маяковский
Воспитание – это целенаправленное
управление процессом развития личности.
Х.И.Лийметсон
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Стремительно
меняется время, меняется общество и отношения между людьми. А роль классного
руководителя остается неизменной. Он не только руководит, направляет, но и
воспитывает. Воспитание – процесс целенаправленного управления развитием
личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателей и
воспитанников на пути к поставленной цели. Воспитание – это искусство.
Искусство прикосновения к ребенку, которое помогает, стимулирует его
самоизменение, самостроительство, самосовершенствование. Воспитание – это
чувство, голос души и сердца.
Чтобы процесс
воспитания проходил успешно, нужно создать в коллективе атмосферу
взаимопонимания и творчества. Для этого необходима воспитательная система.
Выбранная модель
воспитательной системы группы помогает мне более целенаправленно и обоснованно
строить воспитательную работу, согласовывать устремления действий преподавателя,
учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в группе
Реализация системы воспитательной
работы предполагает: формирование ведущих качеств личности; непрерывную
педагогическую диагностику, постепенно переходящую в самодиагностику и
самопознание; сочетание индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и
самовоспитания; неразрывную связь с воспитательными факторами среды:
родителями, воспитательными учреждениями; развитие общей и педагогической
культуры воспитанников и воспитателей.
Слово “созвездие” (от лат. constellatio)
означает “коллекция (или группа) звезд”. В древности “созвездиями” называли
выразительные группы звезд, которые помогали запоминать узор звездного неба и с
его помощью ориентироваться в пространстве и времени. В современном русском
языке понятие «звезда» приняло совершенно особое значение: человек-звезда – человек,
добившийся очень значительных успехов, ставший известный, загоревшийся на
небосклоне, своим успехом, своими достижениями, освещающий другим людям путь
надежды на собственный успех. Звездами называют любимцев публики, людей
обласканных властью и народом. Жизнь звезды характеризуется повышенным
интересом окружающих.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «СОЗВЕЗДИЕ» - система,
позволяющая единому коллективу учащихся, преподавателей и родителей добиваться
поставленных целей и брать новые высоты.
КОДЕКС
ЖИЗНИ ГРУППЫ
Профессиональное училище – твой дом. Дорожи им.
Твоё
здоровье - в твоих руках. Береги его
Познай
себя – это интересно!
Сотвори
себя – это необходимо!
Утверди
себя – это возможно!
Прояви
себя – это реально!
Для ребят
«Созвездие» расшифровывается так:
С
тавь перед собой серьёзные цели!
О себе
нужно знать больше – ты уникален!
Знай:
строить свою жизнь достойно возможно и интересно. Развивай себя!
Всегда
принимай активное участие в жизни группы,училища, города, страны
Е
сть много способов быть успешным. Найди свой!
Здоровье
- главное, относись к нему бережно, веди здоровый образ жизни.
Д
елай добро!
Интересное
увлечение – лучшее лекарство от скуки!
Есть
два стиля жизни: гниение и горение, выбор – за тобой!
Для меня «Созвездие» расшифровывается
иначе:
С
оздавай условия для развития личности подростков.
Относись
к подростку с уважением и пониманием.
Здоровый
образ жизни важен и для воспитателя, и для воспитанников.
В
мешивайся активно в происходящее вокруг, способствуя позитивным изменениям.
Е
диные требования педагога и родителей – важное условие для развития подростка.
Знания - сила. Постоянно повышай своё
профессиональное мастерство.
Д
обивайся успеха сам и создавай ситуации успеха для учащихся.
Индивидуальность
- развивай её и вовремя и грамотно решай возникающие проблемы.
Есть
два стиля жизни: гниение и горение, мой выбор – пример для воспитанников!
|
|
|
Компоненты воспитательной системы класса
|
Составные части (элементы) компонентов
|
|
1.
Классный руководитель
(воспитатель)
2.
Учащиеся группы
3.
Родители учащихся
4.
Педагоги и другие
взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности коллектива
|
Ценностно-ориентированный компонент
|
1.
Цели и задачи воспитания
2.
Перспективы жизнедеятельности
коллектива
3.
Принципы построения
воспитательной системы и жизнедеятельности группы
|
Функционально-деятельный компонент
|
1.
Системообразующий вид
деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения
2.
Основные функции
воспитательной системы
3.
Педагогическое
обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью группового сообщества
|
Пространственно-временной компонент
|
1.
Эмоционально-психологическая,
духовно-нравственная и предметно-материальная среда
2.
Связи и отношения
классного сообщества с другими общностями детей и взрослых
3.
Место и роль класса в
воспитательном пространстве образовательного учреждения
4.
Этапы становления и
развития воспитательной системы
|
|
1.
Критерии эффективности
воспитательной системы
2.
Методы и приемы изучения
результативности воспитательной системы класса
3.
Формы и способы анализа,
оценки и интерпретации полученных результатов
|
ТИП ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ.
Положительные
стороны данного типа воспитательной системы.
Во-первых, такой подход к воспитанию ориентирован на самоценность каждой
человеческой индивидуальности.
Во-вторых, личностно-ориентированный подход к воспитанию, опираясь на
субъектный потенциал ребёнка, позволяет поддерживать ученика в его поисках
смысла жизни и ценностей, в процессе самореализации личности подростка,
развития его неповторимой индивидуальности.
В-третьих, такой подход способствует созданию в коллективе атмосферы
понимания, уважения, толерантности, творчества, сотрудничества.
В-четвёртых, личностно-ориентированный
подход к воспитанию позволяет каждому достичь успеха в том или ином виде
деятельности, способствует формированию позитивной Я-КОНЦЕПЦИИ личности
учащегося.
ЯДРО МОЕЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ
составляют
следующие ключевые понятия
«Самоопределение» - процесс формирования внутренней
готовности и потребности самостоятельно, осознанно и добровольно намечать,
корректировать, выбирать пути реализации перспектив своего развития:
личностного, жизненного, профессионального.
«Индивидуальность» - неповторимое своеобразие человека,
уникальное сочетание в нем единичных, особенных и общих черт, отличающих его от
других индивидов.
«Коллектив» - объединение людей, выступающих, как единый
организм, функционирующий по общим законам, имеющий сходное мировоззрение,
мораль, потребности.
«Культура» (от лат. «culture» -
возделывании) – приобщение к культуре дает человеку критерий оценки жизненных
явлений, стимулирует развитие всех сторон личности и, в конечном счете,
обеспечивает самореализацию.
«Педагогическая поддержка» - оказание помощи в решении
индивидуальных проблем, связанных с физическим и психологическим здоровьем,
общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным
самоопределением.
Исходя из вышеизложенного главные жизненные ценности, заложенные в проекте воспитательной системы:
· гражданственность,
· индивидуальность,
· коллектив,
· культура,
· здоровый образ жизни.
· интеллект
Условием
достижения цели является четкое соблюдение следующих принципов:
Ø
Принимай ребёнка таким, каков он есть, в его постоянном
изменении.
Ø
Учитывай уровень развития своего воспитанника.
Ø
Создай условия для осознанной деятельности воспитанника.
Ø
Будь помощником, защитником, советником, образцом.
Ø Не
навреди.
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ
ЯДРО
Главный замысел
воспитательной системы в том, чтобы, опираясь на субъектный потенциал ребёнка,
поддерживать ученика в его поисках смысла жизни и ценностей, в процессе его самореализации
и развитии как личности. Каждый учащийся – это сложная, своеобразная и
интересная личность.
Главные черты личности, к развитию
которых нужно стремиться:
Важную роль в функционировании
системы играют правила и построения жизнедеятельности коллектива.
ЗАКОНЫ ГРУППЫ
1.
Закон гласности
2.
Закон уважения
3.
Закон отчетности
4.
Закон творчества.
5.
Закон согласованности в работе
6.
Закон обязательного выполнения решений
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ
Цель воспитательной системы: создание условий для развития
личности, способной к сознательному выбору жизненного пути на основе
общечеловеческих культурных ценностей.
Задачи:
1. Формировать собственную
позицию ученика и развивать
навыки самопознания, самосовершенствования, саморефлексии путём включения в учебно-профессиональную
и проектную деятельность.
2. формировать потребность в
здоровом образе жизни, укреплять физическое, нравственное и духовное здоровье
подростков;
3. формировать нравственные ценности
подростка путём постановки в ситуацию нравственного выбора;
4. оказывать
своевременную психолого-педагогическую поддержку подростку в развитии индивидуальности,
установив тесный контакт с
родителями.
ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРИНЦИПЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУПОВОГО
СООБЩЕСТВА
Деятельность
коллектива строится на следующих принципах:
·
самоактуализации;
·
индивидуальности;
·
субъектности;
·
выбора;
·
творчества и успеха;
·
доверия и поддержки.
ОБРАЗ ВЫПУСКНИКА
Творческий
потенциал
|
Специальные навыки, соответствующие с личностными запросами и
задачами
Навыки поискового мышления
|
Нравственный
потенциал
|
Осмысление целей и смысла жизни. Усвоение ценностей
«Отечество», «культура», «творчество», «любовь».
Чувство гордости за принадлежность к своей нации, за свою родину.
Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих
людей, проявление в отношениях с ними доброты, честности, порядочности,
вежливости. Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей,
готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и
самореализации во взрослой жизни. Активность в общественных и групповых
делах.
|
Образовательный потенциал
|
Желание и готовность продолжить
обучение после школы или включиться в трудовую деятельность, потребность в
углубленном изучении избранной профессии, в самостоятельном добывании новых
знаний.
|
Коммуникативный потенциал
|
Владение умениями и
навыками культуры общения, способность корректировать в общении свою и чужую
агрессию, поддерживать эмоционально-устойчивое поведение в кризисных
жизненных ситуациях
|
Культурный потенциал
|
Умение
строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты, потребность в
посещении театров, выставок. Концертов, стремление творить прекрасное в
учебной, трудовой деятельности, поведении. В отношениях с окружающими.
|
Физический потенциал
|
Стремление к
физическому совершенствованию; умение подготовить и провести подвижные игры и
спортивные соревнования среди сверстников.
|
“Здоровье”-
защита, сохранение и укрепление физического и психического здоровья ученика:
v
сотрудничество с медицинским персоналом школы;
v
сотрудничество с родителями учащихся и консультации преподавателей;
v
организация просветительской работы с учащимися;
v
воспитание позитивного отношения учащихся к урокам
физической культуры, к занятиям спорта.
“Взаимодействие”-
передача детям опыта социального общения:
v
изучение положения каждого ребенка в коллективе и его
проблем в общении со сверстниками;
v
создание в группе положительной эмоциональной атмосферы
общения;
v
обучение детей и родителей активным формам взаимодействие
с использованием тренингов общения, встреч;
v
обучение умению проявления эмпатии позитивному общению в
коллективе.
“Нравственность”-
воспитание у учащихся ценностного отношения к себе и другим людям, понимая
смысла человеческого существования:
v
воспитание интереса к самому себе, желания
самосовершенствоваться;
v
воспитание волевых качеств ученика, способности к критическому
осмыслению своих сильных и слабых сторон;
v
воспитание умения слушать и слышать, смотреть и видеть,
осознавать и делать выводы о самом себе;
v
сотрудничество с родителями и педагогами, используя
активные формы взаимодействия.
«Интеллект»
- развитие способности действовать целесообразно, мыслить рационально,
проявлять эффективно:
v
изучение особенностей учебной деятельности группы а в
целом и возможностей каждого ученика в частности с последующей коррекцией;
v
на основе диагностики интеллектуальных умений учащихся
совместно с педагогами определить приемы, формы индивидуальной работы с
учащимися на уроке и во внеурочное время;
v
изучать и влиять на кругозор учащихся, на их
познавательный интерес, увлечение;
v
организовать просветительскую и консультативную помощь
семье в данном направлении.
«Досуг» -
развитие инициативы, самостоятельности, ответственности и открытости учащихся:
v
изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся
во внеурочной сфере;
v
использование активных форм работы с учетом возрастных
особенностей школьников;
v
представление достижений, результатов, способностей
учащихся родителям, педагогам, сверстникам;
v
развитие способностей адекватно оценивать собственные
результаты и быть справедливым к чужим достижениям.
v
консультативная помощь.
МЕХАНИЗМ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ПОСТРОЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Воспитательная система группы
выполняет следующие функции:
1.
|
Развивающую
|
направленную на
стимулирование положительных изменений в личности ребенка и педагога,
поддержку процессов самовыражения способностей детей и взрослых, обеспечение
развития педагогического и ученического коллективов
|
2.
|
Интегрирующую
|
содействующую
соединению в одно целое ранее разрозненных и несогласованных воспитательных
воздействий;
|
3.
|
Регулирующую,
|
связанную с
упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности
ребенка, ученического и педагогического коллективов
|
4.
|
Защитную,
|
направленную на
повышение уровня социальной защищенности учащихся, и педагогов, нейтрализацию
влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесс
его развития
|
5.
|
Корректирующую
|
заключающуюся в
осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения
школьника с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его
личности
|
Реализация цели и
перечисленных функций воспитательной системы возможна при осуществлении таких условий,
как:
1. обеспечение готовности личности
учащегося и педагога к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации:
- формирование позитивной Я-концепции
личности ребенка и взрослого;
- актуализация потребности в
самореализации и самоутверждении;
- обеспечение формирования умений у
педагогов и учащихся в самопознании, самосовершенствовании, способности быть
субъектом своей жизни и жизнедеятельности в школе.
2. Формирование в группе среды,
содействующей саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации личности
учащихся и педагогов:
- поддержание благоприятного и
интеллектуального, нравственного и эмоционально-психологического климата в группе;
наличие у педагогов и учащихся чувства комфортности и защищенности;
- обеспечение реальной свободы выбора
в основных сферах жизнедеятельности ребенка и взрослого;
- существование реальных объектов и
предметов для проявления учащимися и педагогами своих способностей;
-
восприятие творчества как важнейшей ценности своей
жизнедеятельности;
-
создание системы психолого-педагогической поддержки личности
ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей;
-
использование в учебно-воспитательном
процессе личностно-ориентированных технологий, приемов и
методов обучения и воспитания учащихся;
-
ориентация на
деятельность по формированию и проявлению своих уникальных свойств и
качеств;
-
создание системы мониторинга за изменениями
в развитии личности и коллектива.
Виды
системообразующей деятельности,
на
которой построена воспитательная система группы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.