Какими дети рождаются, это ни
от
кого не зависит, но чтобы они путём
правильного воспитания сделались
хорошими - это в нашей власти.
Плутарх.
Деятельность классного руководителя многоемка и
многообразна, круг обязанностей очень широк, огорчения и неудачи более часты,
чем радости и победы. И вместе с тем нет в школе работы более интересной,
дающей большую отдачу, чем деятельность по руководству классным коллективом.
Классное руководство - это радость общения, это круг своих
детей.
Классное руководство - это реализация педагогического
сотрудничества.
Классное
руководство - это стремление быть нужным каждому своему воспитаннику и это
радость небольших достижений и больших побед в воспитании человека.
В центре внимания
воспитателя, в данном случае классного руководителя, находится личность,
индивидуальность каждого воспитанника, его защита и развитие.
Именно поэтому учитель, берущий на себя обязанности педагогического
руководства классом, должен иметь перед собой ориентир, он имеет дело не с
абстрактным коллективом, который ему нужен, чтобы через него поддерживать
дисциплинированность и нравственность отдельных учеников, а с общностью, в
которой есть отдельные дети, самобытные личности с индивидуальным характером,
неповторимым жизненным опытом.
Классный
руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует
повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. При этом важно
учесть:
- что ребенок,
подросток, девушка и юноша уже сегодня живут реальной жизнью, а не просто
готовятся к будущей, взрослой;
- в
жизнедеятельности любого коллектива должны учитываться конкретные условия и
события района, города, школы;
- нужна
интересная, отвечающая общечеловеческим потребностям, возрастным и половым
особенностям учащихся реальная жизнь с разнообразными видами деятельности (не
только учебными, но и трудовыми, благотворительными, общественно значимыми,
самодеятельно - творческими, досуговыми и др.), имеющими
познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую, действенно-практическую
направленность;
- каждый воспитанник должен найти себе дело по душе, ощутить
чувство успеха, уверенности в себе, без чего невозможно сформировать
достоинство и нравственную устойчивость человека;
- при отборе
содержания, форм и методов воспитания следует непременно учитывать
специфические позиции детей и взрослых, прежде всего педагогов и родителей, в
воспитательном процессе.
Исходя из выше сказанного, я определила цель воспитательной
деятельности:
Формирование гармоничной, разносторонне развитой
личности, обладающей высоким уровнем образованности и культуры, инициативой,
трудолюбием, ориентированной на саморазвитие и созидательную деятельность.
Данная цель достигается через следующие
воспитательные задачи:
Ø Сплочение классного коллектива как основного
«инструмента» психологической защиты и условия свободного развития его членов.
Ø Развитие познавательного интереса, поддержание
интереса к учебе, уверенности в значимости высокого уровня знаний.
Ø Совершенствование условий для развития потребностей
в самопознании, самовоспитании, саморазвитии и самоопределении на основе
нравственных ценностей и ведущих жизненных ориентиров.
Ø Формирование постоянных потребностей в здоровом
образе жизни, развитие физических способностей.
Ø Воспитание гражданственности и приобщение к
духовным ценностям своего Отечества.
Это
предполагает воспитание:
- свободной
личности, обладающей высоким уровнем гражданского самосознания, чувством
собственного достоинства, самостоятельностью и ответственностью в принятии
решений, независимостью суждений, способностью к свободному выбору сфер своей
жизнедеятельности, образа жизни;
- гуманной
личности, понимающей высокую ценность человеческой жизни, обращенной к
людям. Доброй, способной к состраданию, сопереживанию, милосердию, способной
бескорыстно оказывать помощь конкретным людям, стремящейся к миру, добрососедству,
взаимопониманию;
- духовной
личности, имеющей развитые потребности в познании и самопознании,
рефлексии, поиске смысла жизни, идеала, в общении с искусством, автономии
внутреннего мира, в приобщении к ценностям мировой цивилизации и национальной
культуры;
- творческой
личности, обладающей развитым интеллектом и творческими способностями,
имеющей потребность в преобразующей деятельности, чувство нового,
способной к жизнетворчеству;
- практичной
личности, владеющей практическими умениями, необходимыми для жизни в новой
социокультурной ситуации (предпринимательство, компьютерная грамотность,
владение языками мира, физическая закалка, хорошие манеры и др.);
- устойчивой личности, имеющей осознанные и развивающиеся
мировоззренческие позиции в отношениях к людям, к себе и к предметам внешнего
мира, определяющей систему жизненных смыслов.
Воспитание этих качеств осуществляется через
комплексные целевые направления, реализуемые совместно педагогами, родителями
и учащимися.
«Личность – это тот, кто приближается к разгадке своего бытия», -
Р. Эмерсон.
Создание
условий для личностного развития воспитанников осуществляется через включение
ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, труде.
Воспитательная
работа в классе строится на следующих принципах:
Øпринцип
открытости: учащиеся участвуют в планировании жизни в
классе совместно с классным руководителем, вносят коррективы в предложения с
учетом своих интересов, потребностей и желаний;
Øпринцип
деятельности: учащимся нужна активная, полезная и
значимая деятельность, где они могли бы использовать знания, умения и навыки
учебной деятельности, свои способности, таланты;
Øпринцип свободы
выбора: учащимся необходимо предоставлять возможность
выбора задания или дела с учетом их возможностей, интересов, личных качеств;
Øпринцип обратной
связи: необходимо изучать мнение, настроение, степень
участия воспитанников в классе, общешкольных мероприятиях;
Øпринцип
сотворчества: учащиеся имеют право выбора партнера по
выполняемому делу, а также возможность внесения коррективов в сценарий КТД,
проявления инициативы и самостоятельности;
Øпринцип
успешности: каждому учащемуся необходимо чувствовать
собственную значимость и успешность.
Чтобы процесс
воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть
создана такая атмосфера, где ребенку будет также хорошо и уютно. Нужно
приложить все усилия, чтобы ребенок, перешагивая порог школы, почувствовал, что
в школе его ждут. В создании такой атмосферы классный руководитель играет одну
из главных ролей. Условия успешности в воспитании, на мой взгляд, заключаются в
следующем:
Øпринятие
ребенка как личности;
Øпризнание
его индивидуального своеобразия, его права проявлять себя и с уважением
относиться к этим проявлениям;
Øребенок
не должен ощущать давления со стороны взрослых, он должен чувствовать рядом
плечо старшего друга, готового всегда прийти на помощь и поддержать его.
Только при этих условиях ребенка можно считать подлинным субъектом
воспитания и ему предоставляются возможности:
Øвзглянуть
на самого себя “изнутри” и “извне”, сравнить себя с другими;
Øоценить
свои поступки и поведение, научиться принимать себя и других в целом, а не как
совокупность хороших и плохих черт характера;
Øвырабатывать
силу воли;
Øучиться
преодолевать собственные эмоциональные барьеры, которые мешают принимать
решения, позволяющие концентрировать усилие воли не на том, чтобы предпочесть
одно другому, а на размышлении о положительных и отрицательных свойствах
выбранного решения;
Øудовлетворять
свои потребности в самореализации, повышении статуса, в творчестве, общении,
познании, во власти над собой, любви, безопасности;
Øучиться
продуктивному общению, достигая гармонии с окружением.
Именно эти
ориентиры стали опорами при разработке и апробации системы воспитательной
работы «Каждый из нас – ЛИЧНОСТЬ».
Для того чтобы
каждый маленький человек в будущем состоялся и был на своем месте, классный
руководитель должен хорошо знать и умело развивать возрастные особенности
учащихся. Вся воспитательная работа в классе должна создавать условия для
самосовершенствования и саморазвития, самоактуализации ребенка. Это
способствует созданию особого микроклимата, теплой атмосферы в классе, такого
состояния души каждого ученика и педагога где обязательно способствует
крошечная, но значительная приставка «СО» :
Со - бытия,
Со - творчество,
Со - трудничество,
Со - авторство,
Со – переживание,
Со - участие
взрослых и детей.
Это наши СО-ТЫ
потому, что мы
трудолюбивые,
творческие,
инициативные,
активные,
любознательные
ЛИЧНОСТИ.
Пчелиный рой – символ дружбы и
согласованности.
Пчелиные соты – символ безграничного совершенства.
Пчела – символ трудолюбия.
Воспитание
всех качеств осуществляется через комплексные целевые направления, реализуемые
совместно педагогами, родителями и учащимися.
Совместная деятельность в воспитании
личности
В классе работает хорошо уже
слаженная структура взаимодействия между учащимися. И каждый может выбрать себе
дело по душе. По необходимости и по желанию ребенок может поменять вид
деятельности.
Структура
классного коллектива
Классный коллектив живет по своим
принципам и правилам, которые выработали совместно. По необходимости они
дополняются и усовершенствуются.
Принципы
жизнедеятельности классного коллектива:
- Познай себя – это интересно!
- Сотвори себя – это необходимо!
- Утверди себя – это возможно!
- Прояви себя – это реально!
Правила жизни в
классном коллективе:
- Настойчивость в учёбе, труде, спорте.
- Относиться к окружающим, помня золотое
правило: «Не делай людям того, чего не желаешь себе».
- Относиться к людским недостаткам толерантно.
- Хочешь иметь успех – выгляди так, как будто
ты его имеешь.
- Добросовестно относиться к учёбе.
- Добросовестно относиться к своим поручениям.
- Не отказывать в помощи одноклассникам.
- Нужно жить весело, содержательно, быть
активным, творчески подходить к любому делу.
- Дорожить дружбой, помнить - мы коллектив!
«Отдельный человек слаб, как
покинутый Робинзон, лишь в сообществе с другими он может сделать многое» А.Шопенгауэр.
Свою систему воспитательной работы я
вижу в форме пчелиных сот.
Структура
воспитательной работы в классе.
- Психолого-педагогическая
диагностика личности.
Человек как предмет воспитания.
Ушинский КД
Направления работы:
Изучение
личностных качеств учащихся класса
Изучение
общих и специальных способностей класса.
Изучение
уровня взаимоотношений учащихся в коллективе.
Учет
индивидуальных особенностей учащихся при планировании и организации классных
дел.
Выявление
уровня знаний.
Самооценка
уровня познавательных интересов.
Выявление
мотивов учения и уровня ответственности к учению.
Самооценка
отношений в семье.
Характер.
Самооценка
конфликтности.
Формы работы:
Анкетирование.
Диагностические
методики изучения классного коллектива.
Анкета-рейтинг.
Определение
психологического климата в классе. Тест.
Ролевые игры на
психологическую поддержку.
Внешнегрупповая
референтометрия. Тест.
Диагностика
изучения личности.
Сочинение, эссе.
Ступени развития
классного коллектива от «Песчаной россыпи» к «Горящему факелу» (методика АН
Лутошкина)
Тест для измерения
выраженности силы нервной системы.
Изучение
межличностных отношений (составитель Дж. Морено).
Вопросник.
- Становление
мировоззрения и системы ценностных ориентаций ученика.
Два мира есть у человека:
Один – который нас творил,
Другой – который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий
Направления
работы:
Формирование знаний
и ответственности за поступки, нарушающие законы общества и государства.
Формирование умений
оценивать свои конституционные и моральные полномочия, критичности,
самокритичности, политической зрелости.
Формирование
политической грамотности, умение анализировать и прогнозировать государственное
устройство с точки зрения правового и социального строения государства.
Формирование
активной жизненной позиции в достижении успехов в учебе, общественной жизни,
будущей профессиональной деятельности в соответствии с политическими, правовыми
и нравственными основами жизни.
Формы работы:
Выставка творческих
работ учащихся.
Практикум.
Информативная
беседа.
Диспут.
Обзорный
информационный час.
Цикл бесед: твои
права.
Ролевая игра.
Профилактика
правонарушений среди несовершеннолетних.
Аукцион надежд.
Литературный салон.
Защита
исследовательских проектов.
Встречи с
работниками правоохранительных органов.
Цикл информационных
бесед: закон и порядок.
Ток-шоу.
Философские дебаты.
Час информационной
культуры.
Дискуссии.
Круглый стол.
Практикум.
- Воспитание
культуры общения в семье, быту, обществе в целом.
Цель этики - не знания, а поступки
Аристотель.
Направления
работы:
Расширение познаний
учащихся от конкретного (этикет нормы культуры поведения) к абстрактному,
общему (мировоззренческие проблемы духовного самоопределения личности).
Обучение приемам
самооценки, критического отношения к своим поступкам, словам, умение сдерживать
свои негативные эмоции, агрессивность; поведению в конфликтных ситуациях.
Формирование
потребностей совершенствовать свои лучшие личностные качества, стремление развивать
в себе сочувствие к окружающим людям, искренность, доброжелательность,
милосердие, добродетель, терпимость, относится к людям так, как бы хотелось,
чтобы относились к тебе, постоянно учиться искусству общения.
Формирование
понимания, что брак и семья – это основа жизни нескольких поколений; что любовь
мужчины и женщины, любовь к детям, родителям, родственникам – это одна из
высших жизненных ценностей человека.
Учить делать
морально- нравственный выбор в жизненных ситуациях и отстаивать его.
Формирование
понимания, что принадлежность человека к той или иной нации, этнической группе
это состояние души. Признание и уважение традиций народов России – это один из
главных признаков общей культуры человека, его воспитанности.
Формы работы:
Час истины.
Уроки этики
поведения.
Психологические
тренинги.
Урок - мужества.
Путешествие по
станциям.
Практикум хороших
манер.
Беседа.
Уроки сердечной
тактики (советы).
Диспут.
Час этической
культуры.
Психологический
тренинг.
Праздник семейных
династий.
Ток- шоу.
Психологическая
галерея.
Круглый стол.
КТД.
Обмен мнением.
Тренинги общения.
4. Формирование здорового образа жизни и экологической
культуры.
Здоровье до того перевешивает
все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного
короля.
Направления
работы:
Формирование убеждений, что при
здоровом образе жизни у человека развивается не только красота тела, гармония
движений, работоспособность, но и формируется характер, закаляется сила воли.
Учить
использовать опыт и знания, полученные на занятиях физической культуры и в
спортивных секциях в своей жизни и профессиональной деятельности.
Формы работы:
Лекторий.
Путешествие по
станциям здоровья.
Встреча-вечер.
Участие в школьных
и районных соревнованиях по волейболу и баскетболу, в городской Спартакиаде.
Игровая мастерская.
Конференция.
Рекламный ролик.
Экскурсия в лес.
Беседа.
Диспут.
Спортивный праздник.
Исследование на
экологическую тему.
Конференция.
5. Развитие творческой деятельности учащихся.
Ребята многое умеют сами,
если им немного помочь
и дать возможность
действовать самостоятельно.
Направления
работы:
Формирование
навыков коллективной и личной состязательности, развитие инициативы, творчества,
индивидуальности, эстетического совершенства своего мастерства в процессе
подготовки и проведения мероприятий по расширению и углублению знаний
базовых предметов, умений и практических навыков, полученных в школе.
Формы работы:
Концертная
программа.
Наши таланты.
Аукцион.
Участие в школьном
НОУ «Навигатор».
КТД
Школьные предметные декады.
Участия в школьных
и районных олимпиадах
Исследовательские
работы.
Клуб кругозор.
Участия во Всероссийских Интернет – олимпиадах,
викторинах.
Ток-шоу.
Участие в районной и областной научно –
практической конференции памяти Чижевского.
Участия в историко-краеведческих чтениях
памяти Юдина.
Участия в районном конкурсе «Школьная весна»,
Творческие работы.
Лекторий.
Литературно-музыкальная гостиная.
Литературно –
музыкальная композиция
Конференция.
6.
Развитие отношений
сотрудничества учащихся.
Великое вблизи не рассмотреть:
Встань там, откуда тебя хорошо видно.
Направления работы:
Формирование умений и навыков коллективного процесса
обсуждения проблем деятельности класса, принятия решений и соучастие в
управлении учебным процессом и во внеурочной деятельности.
Обучение ведению общих собраний, оформлению
документации класса, планированию работы в учебной и во внеклассной
деятельности. Привитие навыков организаторской работы, развитие организаторских
способностей в управлении и организации деятельности коллектива класса.
Формы работы:
Час творчества.
КТД с элементами игры.
Азбука лидера.
Школа актива.
Экзамен на зрелость: деловая игра.
Советы организаторам огонька.
Первые дебаты.
Учеба в районной школе актива.
«Наука побеждать!» - как отстаивать свою точку
зрения,
Классные часы по теме: «Мой выбор».
Практикум.
Ролевые диалоги.
Рецепты творчества.
Отчетное – выборное
собрание.
7.
Досуговая деятельность
учащихся.
Как жаль мне человека,
Который
не брал никогда в свои руки
кисть фантазии.
Х.
Бидструп
Направления
работы:
Способствовать развитию творческого
потенциала учащихся; наклонностей, призвания, талантливости, одаренности.
Формирование личного увлечения делом, стремления учеников добиваться
успехов, преодолевая трудности.
Привитие навыков коллективной
деятельности, преодолевая возникающие конфликтные ситуации. Объединение
учащихся идеей совместного творчества для достижения успеха, добиваясь самовоспитания
и формирования навыков совместной деятельности. Воспитание уважения и гордости
к традициям обычаям всех наций и стран.
Воспитание
чувства состязательности в интеллектуальных, спортивных, научно-технических
конкурсах и олимпиадах. В процессе подготовки и проведения массовых
тематических мероприятий учить взаимопониманию, взаимопомощи, передаче
положительного опыта в этом направлении старшеклассников.
Формирование
понимания, что творчество человека соединяет и организует его физические и духовные
силы в одно целое.
Формы работы:
Посещение школьных
спортивных секций.
Традиции класса.
Встреча с
интересными людьми.
Заседание клуба «От
всей души» для родителей.
Поездка в театр,
цирк.
Посещение выставок,
музеев.
Прогулка выходного
дня.
Организация и
проведения «Дня самоуправления»,
Организация и
проведения школьных «Дней Здоровья», школьных Олимпийских игр.
Участие в
тематических вечерах на базе РДК.
Литературно-музыкальная
композиция.
Литературный салон.
Веселое шоу с
конкурсами.
Чаепитие и конкурсы
с родителями.
Игра –
соревнование.
Помощь в подготовке
и проведения традиционных школьных мероприятиях.
Наша деятельность на 2014 – 2015 учебный год.
Направление
|
Мероприятия
|
Сроки
|
Психолого-педагогическая диагностика личности
|
Анкетирование «Социометрия».
Анкета интересов учащихся.
Диагностика изучения личности: «Недописанный
тезис», «Самореклама», «Готовность к саморазвитию».
Психологический тренинг: «Мотивы учебной
деятельности». Анкета «Изучение учебной мотивации и отношения к учебным
предметам».
Диагностические методики изучения классного
коллектива: «Пьедестал».
Внешнегрупповая референтометрия. Тест.
«Эмоциональная сфера личности»- вопросник
|
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь - Декабрь
Январь
Март
Апрель
Май
|
Становление мировоззрения и системы ценностных ориентаций ученика
|
Нравственная беседа: «Преступность – родом
из детства».
Круглый стол: «Добро и зло»
Диспут: «Толерантность в подростковом
возрасте»
Устный журнал: «Гражданственность».
Информативная беседа «Символы президентской
власти».
Кл.час: «Самовоспитание и проблемы выбора».
Философские дебаты «Моя миссия в мире.
Круглый стол : «Личность: образ жизни и
позиция».
Кл.час информационной культуры «Личность».
Тест «Мои ценности»
Диспут: «Мир взаимоотношений – глазами
подростка»
|
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
|
Воспитание культуры общения в семье, быту, обществе в целом
|
Кл.час: «Общение». Тест «Приятно ли с вами
общаться?»
Беседа «О красоте внутренней и внешней».
Час этической культуры: «Научись быть счастливым»
Психологическая галерея «Два полюса
общения».
Практикум хороших манер для младших
школьников.
Ток-шоу «Еще раз про любовь»
Литературный классный час: «Про это».
(половое воспитание)
Праздник семейных династий «Моя родословная»
|
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Апрель
Май
|
Формирование здорового образа жизни и
экологической культуры
|
Неделя Здоровья: «Путешествие по станциям
«Если хочешь быть здоров!» (для уч-ся младших классов).
Ролевая игра «Суд»: « «За» и «Против» освоения
информационного пространства».
Беседа «Влияние стиля жизни на
репродуктивное здоровье женщины».
Конференция «Правила гигиены. Инфекционные
заболевания и их профилактика».
Участия в школьных, районных спортивных
соревнованиях и Спартакиадах.
Школьные «Олимпийские игры».
Беседы и лекции о правилах гигиены и о вредных
привычках:
«Всего одна рюмка…», «Режим питания.
Оказание первой помощи при отравлениях», «Осторожно: игровая наркомания»…
Биржа труда: «Мир профессий и требования к
ним»
«Масленичные гулянья»,- спортивный праздник
для младших школьников.
Представление-презентация «Земля – наша
общая забота»
|
Сентябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
В течение года
Февраль
В течение года
Февраль
Март
Апрель
|
Развитие творческой деятельности учащихся
|
Поздравление учителям «Учитель! Перед именем
твоим…»
КТД «Социальный проект».
Лекторий « Как проявить себя и свои
способности?»:
- Талантливы все или только избранные?
-Пружина технического прогресса
-Эврика!
Участие в историко-краеведческих чтениях
памяти Юдина
Представление исследовательских работ в
рамках школьного НОУ «Навигатор».
Участия во Всероссийских Интернет –
олимпиадах и викторинах по предмету.
Участия в школьных и районных предметных
олимпиадах.
Литературно-музыкальная гостиная «Встреча с
поэтами – земляками»
Конференция «Мир наших увлечений»
Участия в районном конкурсе «Школьная
весна».
|
Октябрь
Октябрь – Декабрь
Ноябрь
Ноябрь
В течение года
В течение года
Ноябрь - Декабрь
Январь
Май
Апрель
|
Развитие отношений сотрудничества учащихся
|
Кл. собрание: «Орган самоуправления в
классе. Каким он будет?», «Мы составляем наш автопортрет» - час творчества.
Рецепт творчества «И снова сентябрь».
Кл. собрание: «Реальность и наши
возможности».
«Школьная пресса» - как работает пресс-центр
(школа актива для учащихся среднего звена).
Ролевые диалоги «Классификация «лидеров» и
«аутсайдеров» ».
Психологическая игра – проект: «Репортаж об
однокласснике».
Первые дебаты: «Лидер нового тысячелетия».
Игровая мастерская: «Мое воображение. Умение
фантазировать»
Кл.час: «Промежуточный рубеж. Поговорим
откровенно».
Экзамен на зрелость: деловая игра «Я -
лидер».
Отчетно-выборное собрание: «Год взросления.
Как мы его прожили»
|
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
|
Досуговая деятельность учащихся
|
Посещение школьных спортивных секций,
кружков.
«Прогулка выходного дня» (в лес, по городу,
посещение выставок…)
Концертная программа ко Дню пожилого
человека (для жителей Дома пристарелых).
Организация и проведения «Дня
самоуправления».
Помощь в организации и проведении школьных
«Дней Здоровья».
Встреча с работниками МЧС
Вечер: «Волшебный мир Новогодней елки».
Вечер «Волшебная магия свечи», -
рождественские посиделки.
Литературно-музыкальная композиция о любви и
о войне «Рио- рита».
Конкурс – праздник: «Секрет женской
привлекательности»
Первоапрельские тезисы: «И в шутку, и в
серьез!»
Чаепитие с родителями и конкурс «Семейная
история»
Литературно-музыкальная композиция «Роман в
стихах о школьной жизни».
|
Сентябрь и в течение года
1 раз в четверть
Октябрь
Октябрь
1 раз в месяц
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Апрель
Май
|
В основе содержания воспитания я предполагаю, что каждый мой
воспитанник по окончанию школы будет готов к самореализации в социальной сфере,
это:
Ø Семьянин- носитель, хранитель и созидатель
семейных традиций, готовый выступать в роли продолжателя рода.
Ø Ученик- воспитанник школы, развивающий ее
традиции.
Ø Россиянин – гражданин своего Отечества.
Ø Член молодежного сообщества – владеющий
культурой межличностных отношений.
Ø Человек – ощущающий себя гражданином мира.
Я знаю, что у каждого ребенка в глубине души спрятаны колокольчики.
Надо только отыскать их, затронуть, чтобы они звенели добрым и веселым звоном.
В этом мое назначение!
«Жить - вот
ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук, он будет -
соглашаюсь с этим - не судьей, не солдатом, не священником: он будет прежде
всего человеком: всем, чем должен быть человек, он сумеет быть, в случае
необходимости, так же хорош, как и всякий другой, и, как бы судьба не
перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте»
Ж. Ж. Руссо.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.