Классный
руководитель
8
«А» класса
Бурнацева Е.В.
Воспитательная система класса – это способ организации
жизнедеятельности и воспитания членов классного коллектива, представляющий
собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и
способ, способствующий развитию личности в коллективе.
Цели воспитания:
1.Формирование отношения личности к миру, к себе
2.Воспитание социально-компетентной личности
3.Воспитание гражданско-патриотической личности
4.Воспитание всесторонне-развитой личности
5.Развитие самосознания личности, помощи ей в
самоопределении, самореализации, самоутверждении
Воспитательная работа в классе складывается из
четырёх основных составляющих:
§
неукоснительное следование
школьным традициям, заложенным в предыдущие годы (традиционные дела и
мероприятия, связь с выпускниками, родителями,)
§
внеклассная и досуговая
деятельность (занятость дополнительным образованием, организация досуга)
§
деятельность органов
ученического самоуправления (органов классного самоуправления, организация
шефской работы, самообслуживание)
§
оказание помощи детям в
решении актуальных задач развития, обучения, социализации и развитии
психологической культуры в общении с одноклассниками и родителями.
Основой моделирования воспитательной системы классного коллектива
стали 4 наиболее важных составляющих воспитательной системы.
Основные
компоненты и элементы воспитательной системы класса
Компоненты
|
Составные
части компонентов
|
Индивидно-
групповой
|
-
Классный руководитель
Учащиеся
- Родители
- Педагоги и другие взрослые
|
Ценностно-ориентационный
|
-
Цели и задачи воспитания
- Перспективы жизнедеятельности
классного сообщества
- Принципы построения воспитательной
системы и жизнедеятельности класса
|
Функционально-деятельностный
|
-
Системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной
деятельности и общения
- Основные функции воспитательной
системы
- Педагогическое обеспечение и
самоуправление
|
Диагностико
- результативный
|
-
Критерии эффективности воспитательной системы
- Методы и приемы изучения
результативности воспитательной системы
- Формы и способы анализа, оценки и
интерпретация полученных результатов
|
1.Индивидуально – групповой компонент
Этот компонент представляет собой сообщество детей и взрослых,
объединённых совместной жизнедеятельностью в рамках учебного класса.
2.Ценностно – ориентационный
Цель – создание условий для удовлетворения интересов и
потребностей учащихся, раскрытие их творческих и организационных способностей.
Задачи:
- формирование классного коллектива
- развитие ученического самоуправления
- формирование нравственных отношений
- обеспечение возможности реализации потребностей учащихся через
традиционные и классные мероприятия
Исходя из задач, определённой данной воспитательной системой, можно
определить следующую перспективу классного коллектива:
Успешно завершить обучение в школе; стать
образованными и воспитанными личностями; оставить в школе добрый след
3.Функционально – деятельный компонент
Воспитательная система складывается из системообразующего вида
деятельности, форм и методов организации совместной деятельности и
педагогического обеспечения жизнедеятельности классного сообщества и
самоуправления в нём.
4.Диагностико -
результативный
Для
классного руководителя очень важно объективно оценить результаты своей работы.
Необходимо знать ответы на вопросы:
-Как работает моя система на практике?
-Какова суть произошедших изменений?
-В чем заключаются возможные недочеты?
Участники
воспитательного процесса позволяют реализовать потребность в свободе выбора,
развивать свои способности, расширить круг общения, реализовать «новые роли».
Воспитывающая деятельность на учебные годы.
1.
Участие класса в
общешкольных мероприятиях:
Одной из главных особенностей воспитательной системы нашей школы
является то, что весь годовой цикл жизнедеятельности концентрируется вокруг
реализации Программы нравственного воспитания учащихся РФМЛИ, разработанной
заместителем директора Пушкарь Р.Ю. Классные и школьные мероприятия носят
комплексный характер, охватывая как учебную, так и внеучебную сферу по
следующим направлениям: гражданско– патриотическое воспитание,
нравственно-эстетическое воспитание, духовно-нравственное, воспитание ЗОЖ,
интеллектуальное воспитание.
1 Раздел «Я в мире людей»
2 Раздел «Моё Отечество»
3 Раздел «Здоровье»
4 Раздел «Интеллект»
В них принимают участие все классные коллективы, все учителя, многие
родители и выпускники школы. Основные коллективные дела традиционные и
повторяются из года в год:
-Конкурс
национального танца
-День
лицеиста
-Инсценирование
военной песни
-Концерты
-Предметные
недели
-Спортивные
соревнования по ЗОЖ
-Новогодние
праздники
-Предметные
олимпиады
-Акции
милосердия
-Неделя
добрых дел
-Посещение
театров, музеев, выставок, концертов, планетария
Кроме традиционных мероприятий существует ряд интересных
внеклассных массовых мероприятий: месячник патриотического воспитания, месячник
безопасности дорожного движения и профилактики вредных привычек, брейн-ринги,
викторины. Наиболее характерной чертой учебного процесса в воспитательной
системе являются различные формы интеграции учебной и внеучебной деятельности,
которые проявляются в предметных неделях. Они способствуют активизации
познавательного интереса, повышают мотивацию к учению и дают возможность
самоутвердиться школьным интеллектуалам.
2.
Планируемые
внутриклассные мероприятия
3.
Работа
ученического самоуправления:
Деятельность органов ученического самоуправления – один из краеугольных
камней всей воспитательной системы школы и класса.
Целью классного самоуправления является создание личностно утверждающей
ситуации для каждого ребенка, для раскрытия и реализации его индивидуальных
духовно-творческих возможностей, развития нравственного опыта и самооценки.
Задачи:
-социализация личности и инициирование его активного
взаимодействия с объектами жизни
-развитие творческих способностей детей
воспитание чувства долга, ответственности перед своим
классным государством и школьным микрообществом
-развитие собственной позиции каждого подростка
-развитие интересов и духовно-творческих возможностей
ребенка на основе организации активной внеурочной деятельности
-дать почувствовать ребенку его индивидуальную
значимость в коллективе
В нашем классе
ученическое самоуправление решает важнейшие вопросы жизнедеятельности класса.
Подготовку классных и школьных дел осуществляют различные сектора и сменные
творческие группы. Чередование коллективных творческих поручений позволяет
каждому учащемуся занимать активную позицию в построении жизнедеятельности
класса, что положительно влияет на формирование его организаторских
способностей, умение управлять своим «Я», раскрывать и развивать свои
потенциальные и реальные возможности.
Ребята знают
структуру классного самоуправления и их функциональные обязанности, а роль
классного руководителя в деятельности ученического самоуправления дети
определяют как коррекционную.
4.
Работа с
родителями учащихся:
Очень часто
приходится слышать мнение, что все идет из семьи. Это действительно так –
основные черты характера либо заложены генетически, либо сформированы под
влиянием родителей в младенческие годы.
Идеальным вариантом
воспитательной работы и самым продуктивным, на мой взгляд, является
равноправное дружеское взаимодействие родителей, ребенка и классного
руководителя, основанное на позитиве.
С этой целью
планируется провести следующие мероприятия:
ü
традиционные разговоры с родителями учащихся по телефону,
причем о каких-либо достижениях их ребенка следует сообщать с той же частотой,
что и о неудачах;
ü
родительские собрания, традиционно
посвященные анализу успеваемости, посещаемости учащихся, обсуждению
хозяйственных вопросов;
ü
заседания родительского
комитета;
ü
тематические родительские
собрания, направленные на решение общих проблем и улучшение взаимоотношений
детей и родителей
5.
Индивидуальная
работа:
Роль индивидуальной
работы очень велика, причем в равной степени и с детьми и с их родителями. В
повседневной жизни классного коллектива возникает множество ситуаций, которые
выходят за рамки коллективного обсуждения. Очень важно правильно оценить
создавшееся положение и определить степень замкнутости диалога. При этом важно
помнить о том, что хвалить ребенка лучше
прилюдно, а порицать целесообразно наедине.
6.
Работа с педагогами:
-систематическая организация встреч родителей с работающими в классе
педагогами;
-осведомление учителей предметников о состоянии здоровья учащихся;
-знакомство учителей с условиями жизни и с взаимоотношениями в семье;
-индивидуальные беседы ученика и классного руководителя при
необходимости решения возникающих проблем;
-выяснение у учителей- предметников причин снижения результативности
работы того или иного ребенка
7.
Профилактика
правонарушений
В воспитательной системе класса важная роль отводится работе по
профилактики правонарушений.
1.
Проведение бесед,
классных часов по ЗОЖ, взаимодействие с центром «Здоровье»
2.
Организация досуга
учащихся ( посещение кружков по интересам, проведение игр, конкурсов, посещение
театра, кино, музеев, катка)
3.
Работа с родителями(совместное
проведение школьных праздников, лектории для родителей)
4.
Правовое воспитание (
изучение Конвенции прав ребёнка, работа по изучению и выполнению прав и
обязанностей уч-ся, встреча с сотрудниками полиции)
8.
Воспитание
познавательной активности учащихся
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.