ГБОУ СОШ № 932
Программа
воспитательной
работы
10-11
класс
НОВОЕ
ПОКОЛЕНИЕ
Составитель:
Галкина Анастасия Вячеславовна
классный руководитель
Г. Москва
2013 г
Научить человека быть счастливым — нельзя,
но воспитать его так,
чтобы он был счастливым, можно.
Макаренко А.С.
1. Пояснительная записка
Классное
руководство – это не работа, а образ жизни. Задача состоит в том, чтобы общение
с воспитанником было наиболее насыщенным. Основа основ – сотрудничество. Должно
быть меньше формализма, больше человеческого общения.
Научить
ученика нельзя – он может только научиться. Нельзя его воспитать – он может
только воспитаться. Организуя воспитание, нельзя не учитывать активность самого
ребенка. Таким образом, сущность воспитания состоит в том, чтобы, возбуждая
активность формируемой личности, вовлекать ее в положительные виды
деятельности, способствовать саморазвитию личности. Самовоспитание – это
деятельность человека, направленная на изменение своей личности.
Воспитание,
пробуждающее к самовоспитанию - это и есть настоящее воспитание личности. Но
для этого ученик, его родители, его учителя должны приучить школьника к
самоанализу, к познанию и оценке самого себя, своей деятельности, поведения,
поступков и привычек. Как сказал К.Д. Ушинский: «Чтобы воспитать личность, надо
знать ее во всех отношениях».
Лишь
тот осознает себя полноценной личностью, кто нашел свой пут к любви и
самоуважению, решению жизненных проблем.
Воспитательную
работу с классом необходимо построить на основе:
1)
концепции воспитательной системы государства;
2)
современных принципов воспитания;
3)
учета индивидуальных особенностей формирования классного коллектива;
4)
учета возрастных особенностей учащихся класса;
5)
учета особенностей контингента родителей учащихся класса.
2. Актуальность
Стремительно
меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Воспитание является
одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества,
государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся
гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры,
инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и
активной адаптации на рынке труда.
Основная
задача современной школы – помочь ребёнку реализовать свои возможности. Для
этого между педагогом и ребёнком, на мой взгляд, необходимо установить такие
взаимоотношения, которые способствовали бы его развитию, создавали условия для
его самодвижения. В своей работе я стремлюсь к этому. Такую стратегически
важную задачу необходимо каждодневно конкретизировать в планомерной системно
осуществляемой работе.
3. Цель и задачи программы:
Приоритетным
смысловым стержнем программы воспитания «Новое поколение» является воспитание
духовно-нравственного развития ребенка, т.е. формирование у него качеств,
отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной
полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы
состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма.
Воспитание духовно развитой личности способной вести
созидательный образ жизни, имеющей активную гражданскую позицию, обладающей
экологической и экономической грамотностью, духовной культурой, умеющей
определиться и адаптироваться в условиях современного информационного общества с
позитивным отношением к жизни – главная цель воспитательной программы.
В соответствии с поставленной
целью определены задачи программы воспитания:
1. Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.
2. Формирование гражданско-патриотических качеств личности.
3. Воспитание желания и стремления у учащихся к самопознанию, самовоспитанию,
самосовершенствованию.
4. Формирование культуры здоровья.
В
процессе реализации программы считаю необходимым:
1.Создать
-
максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного
развитию детей на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений
желаний;
-
благоприятный психологический климат в классе для детей и родителей.
-
развивать творческие способности школьников;
2.
Связать в единое целое: коллектив детей, учителей и родителей.
3.
Воспитывать в детях:
-
любовь к Родине, своему городу, родному дому;
-
способность к объективной самооценке и регуляции в поведении, чувства
собственного достоинства, самоуважения; уважение к членам своей семьи;
формировать общечеловеческие нормы морали (доброта, взаимопонимание,
терпимость);
-
эстетическое, нравственное и практическое отношения к окружающей среде;
-
потребность в здоровом образе жизни;
-
чувства прекрасного на примерах музыки и живописи.
4.
Осуществлять приобщение школьников к законам государства, раскрытие объективной
необходимости их выполнения, формирование гражданской ответственности;
5.
Формировать систему самоуправления в классе.
Путь к достижению цели моей воспитательной системы
основан на осознании и принятии таких ценностей, как:
·
свобода (реализация права выбора одного из возможных вариантов
проявления своей активности в сочетании с личной ответственностью за выполнение
принятого решения);
·
оптимизм (уверенность в себе,
своих силах и возможностях, кто всем недоволен, тот всем неприятен);
·
требовательность к себе (это
путь познания и развития себя, достижения намеченных целей);
·
любознательность (стремление
все знать и всему учиться; познавая мир, познай и самого себя);
·
самопризнание (это
способствует эмоциональной уравновешенности, появлению и осуществлению желания
самореализоваться);
·
человеколюбие (сочувствие,
сострадание, взаимопонимание, умение прийти на помощь);
·
веселье (радость и
удовольствие, получаемые ребенком от жизни; источником радости может стать
любое дело и сам процесс труда, когда преодоление препятствий оценивается как
победа, а, следовательно, приносит удовлетворение);
·
сотворчество (построение
индивидуальной и коллективной жизнедеятельности на основе творческих
устремлений детей и взрослых)
4. Основные принципы работы:
В своей работе придерживаюсь следующих принципов
воспитательного взаимодействия с классом:
Личностно - ориентированный - признание каждого воспитанника
полноправным участником воспитательного процесса, саморазвивающимся при
ненавязчивом педагогическом воздействии, построенном на глубоком знании
педагогом каждого воспитанника, жизни в школе и вне ее.
Деятельностный - предполагает, что личность
формируется не
в вакууме, а в жизненных ситуациях, этической системе человеческих взаимоотношений,
которая возникает в совместной деятельности всех субъектов воспитательной
системы.
Принцип сотрудничества - взаимодействуя, сотрудничая друг с
другом, дети и взрослые взаимно обогащаются, приобретают опыт социальной
активности, самодисциплины и терпимости, т. е. тех качеств, которых требует от
них демократическое общество.
Разговор с ребенком идет с позиции: «Ты хочешь признания, уважения товарищей?
Прекрасно, давай подумаем вместе, как этого достичь, что для этого нужно и что
этому мешает».
Гуманизация воспитания - поворот школы к ребенку, уважение его личности,
достоинства, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов, интересов,
создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития дарований и
способностей ребенка,
Гуманизация максимальных отношений.
Природосообразность воспитания - предполагает обязательный учет половозрастных
осо6енностей учащихся.
Культуросообразность воспитания - предполагает опору в воспитании на национальные
традиции, на национальное своеобразие.
Принцип открытости - участие в процессе воспитания всех
социальных институтов.
Дифференцированный - отбор содержания, форм,
методов с учетом особенностей групп и каждого ученика в отдельности.
Средовый - учет, использование в процессе
воспитания среды (семьи как главного воспитателя).
Человековедческий - не только во внеурочной работе, но
и в традиционные предметы включать материал, помогающий детям понять себя,
мотивы своего поведения, отношения к окружающим, проектировать свою жизнь, т. е.
помогать ученику в создании «Я - Концепции».
Эмоциональный - опора не только на сознание и
поведение ребенка, но и на его чувства.
Отношенческий - разумное сочетание в
воспитательной работе антиподов: объекта - субъекта; коллективности -
индивидуальности, традиции - новации, общения - обособления, поощрения - наказания, управления -
самоуправления, воспитания - самовоспитания.
Диалогический - выход на определенном этапе
совместной деятельности на субъект - субъектные отношения.
В
настоящее время идет этап становления воспитательной системы, когда
формируются целевые установки, вырабатываются главные ориентиры в организации
образовательного процесса, создается воспитательный коллектив в школе,
складывается управленческая система с опорой на диагностико - аналитическую
деятельность.
Основополагающие идеи-принципы воспитательной системы:
- принцип ориентации
на социальные и ценностные отношения (за
событиями, действиями, словами, поступками, прежде всего, нужно видеть
человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры);
- принцип
субъектности (необходимо содействовать развитию у
ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и
в итоге - своей жизни);
- принцип
индивидуальности (нужно уметь признавать права
ученика на уважение его личности, признавать особенности и уровень
развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а, следовательно,
признавать права ребенка на данное поведение и производимый им выбор).
- принцип опоры на
классное ученическое самоуправление. Этот принцип
предусматривает создание условий для социального становления учащихся. Это
обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений,
складывающихся в коллективе. Создается обстановка, при которой каждый
ребенок ощущает сопричастность к решению важных задач, стоящих перед
классным руководителем и учащимися. Через свое участие в решении проблем
ребята вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления
сложностей социальной жизни. Совместное участие в мероприятиях, поездках,
походах, соревнованиях сближает учащихся, позволяя им раскрыться в любых
ситуациях. Ученическое самоуправление – форма организации
жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их
самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения
общественно значимых целей.
Дидактические принципы воспитательной системы:
·
принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;
·
принцип определения зоны ближайшего развития и организации в ней
совместной деятельности детей и взрослых;
·
принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;
·
принцип высокой мотивированности любого вида деятельности;
·
принцип обязательной рефлективности всякой деятельности;
·
принцип нравственного обогащения используемых в качестве
средства видов деятельности;
·
принцип сотрудничества при организации и управлении различными
формами деятельности (индивидуальными, групповыми, коллективными);
·
принцип самоактуализации;
·
принцип выбора;
·
принцип творчества и успеха;
·
принцип доверия и поддержки.
5. Циклограмма деятельности классного руководителя:
Ежедневно:
1. Работа
с опаздывающими и выяснение причин отсутствующих.
2. Организация
питания учащихся.
3. Организация
дежурства класса.
4. Индивидуальная
работа с учащимися класса.
Еженедельно:
1. Проверка
дневников учащихся
2. Проведение
мероприятий в классе (по плану)
3. Работа
с родителями (по ситуации)
4. Работа
с учителями-предметниками (по ситуации)
5. Встреча
со школьной медсестрой (по справкам о болезни учащихся)
Ежемесячно:
1. Посещение
уроков в своем классе.
2. Консультации
у школьного психолога.
3. Встреча
с родительским активом
4. Совещание
по планированию работы или организации и проведению общешкольных
мероприятий.
Один
раз в четверть:
1. Проведение
открытого классного часа и мероприятия.
2. Сдача отчетов по
классу (успеваемость, питание и т.д.)
3. МО классных
руководителей.
4. Проведение
родительского собрания.
Один
раз в полугодие:
1.Анализ выполнения
воспитательного плана работы за полугодие.
2. Коррекция плана
воспитательной работы на новое полугодие.
Один
раз в год:
2. Оформление
личных дел учащихся.
3. Анализ
и составление плана воспитательной работы класса.
4. Статистические
данные класса (1 сентября).
6. Реализация программы воспитания «Новое поколение».
Реализация программы невозможна
без постоянного взаимодействия с родителями.
Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 2 года (10 -11
классы). В процессе реализации программы в нее могут вноситься коррективы (по результатам
проводимых мониторингов и анализа работы на каждом этапе), а также включаться
новые.
Сроки и этапы реализации программы:
1 этап -2013-2014 уч. год.
2 этап -2015-2016 уч. год.
Классный руководитель в своей работе
опирается на следующие виды деятельности: познавательную,
игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую,
общественно-организаторскую, допрофессиональную.
Воспитательная
работа в классе строится по следующим направлениям:
1. «Здоровье»
2. «Интеллект»
3. «Общение»
4. «Нравственность»
5. «Досуг»
6. «Гражданин»
7. «Семья»
7. Воспитательная система класса
Принципы жизнедеятельности классного коллектива:
Познай
себя – это интересно!
Сотвори
себя – это необходимо!
Утверди
себя – это возможно!
Прояви
себя – это реально!
Законы классного коллектива:
Закон уважения: Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя.
Закон дружбы:
В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному. Тогда на помощь
приходит друг.
Закон храбрости: Будь храбрым и не бойся препятствий.
Закон любви:
Люби своих друзей, Родину и все то, что тебя окружает.
Закон доброты:
Доброта – это сила. Не бойся быть сильным: дари людям
добро.
Закон трудолюбия: Труд сделал из обезьяны человека. Трудись, чтобы не
вернуться назад!
Закон дисциплины: Дисциплинированному человеку не страшны
трудности
и препятствия.
Закон милосердия: Рядом с тобой может оказаться человек,
которому
нужна помощь. Помоги!!!
Структура
органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая
отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе,
специфика, возможности и традиции каждого конкретного ученика, этапы его
развития, взаимодействие разных органов.
Принципы
деятельности органов самоуправления:
-
добровольность;
-
демократизм;
-
гуманизм;
-
социальная направленность;
-
творчество;
-
разновариативность;
-
самостоятельность.
Для
достижения данных принципов необходимо:
-
предоставить обучающимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в
прогнозировании, организации и анализе учебно-воспитательного процесса;
-
формировать у учащихся потребность совершенствовать свою личность;
-
воспитывать положительное отношение к нормам коллективной жизни, воспитывать
гражданскую и социальную ответственность за самого себя и окружающих людей.
Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной,
самостоятельной личности.
Структура самоуправления класса.
Высший
орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все
учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных
вопросов могут привлекаться и родители обучающихся. Классное собрание избирает:
•
лидера класса, руководителей секторов классного ученического самоуправления;
•
представителей школьного самоуправления;
•
решает вопросы жизни классного коллектива;
•
утверждает общественные поручения;
•
слушает отчеты об их исполнении;
•
решает вопросы поощрения и порицания учащихся класса;
•
вырабатывает предложения в адрес Совета старшеклассников.
В
период между классными собраниями органом ученического самоуправления в классе
является актив класса, возглавляемый лидером класса. В него входят
руководители секторов ученического самоуправления.
Лидер класса
выбирается путем открытого
голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более
половины участников. Лидер класса совместно с классным
руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений
учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий); формирует коллективы
для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение
поручений.
Распределение
общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании
учащихся путем голосования. Поручения можно менять каждую учебную четверть,
чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях.
Итак,
каждый сектор имеет свои функции и соответствующие им поручения. Я предлагаю
разделить класс на следующие сектора:
1. Учебный сектор - отвечает за посещаемость, самоподготовку
учащихся, контролирует выполнение домашнего задания. Принимает участие в
подготовке тематических вечеров, предметных недель, конкурсов, викторин.
2. Экологический сектор -
отвечает за санитарно-гигиеническое состояние кабинетов (чистота,
проветривание, за выпуск листовок о здоровом образе жизни), разрабатывает
мероприятия по уборке и озеленению территории школьного двора, контролирует
озеленение класса, организовывает сборы макулатуры.
3 .Культмассовый сектор - способствует культурному и содержательному проведению
досуга, организует культурно-массовые мероприятия в классе, отвечает за
организацию интеллектуальных игр, выставок, конкурсов вечеров, составление
развлекательной программы.
4.Спортивный сектор -
формирует команду для участия в школьных соревнованиях, проведении «Дня
Здоровья», организует спортивные мероприятия в классе.
5.Сектор «Труда и заботы».
Сектор организует поздравление ветеранов, обеспечивает участие класса в
проводимых школою акциях милосердия и прочих акциях. Принимает активное
участие в организации трудового воспитания, проведении трудовых десантов,
субботников.
«Контролирующим»
органом классного самоуправления является родительский комитет, который
избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа
родителей обучающихся в количестве трех человек сроком на один учебный год.
Руководит работой родительского комитета его председатель.
Функции
родительского комитета:
-
принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного
коллектива;
-
оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении
учебно-воспитательного процесса;
-
решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;
-
организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся.
Таким
образом, по моему мнению, внедрение ученического самоуправления позволяет
решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования
навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того,
деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу
классного руководителя.
В
своей работе использую разные формы воспитательной работы:
изучение
психологических особенностей учащихся; дискуссии,
диспуты; интеллектуальные игры; спортивные командные игры и соревнования; викторины;
развлекательные мероприятия, экскурсии
и походы, беседы, встречи с интересными людьми, КВНы, литературные вечера,
театрализованные представления, классное самоуправление, конкурсы рисунков,
стихов, сочинений, диагностические исследования и т.д.
Необходимо
подчеркнуть особую роль классного часа.
“Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками”. (В.
П. Созонов)
Тематическое
планирование (см. приложение)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.