Возродить основы
правильного русского языка.
ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ
Наименование программы
Программа
коррекции речи подростков «Четыре «С»
Основные
разработчики
программы
Администрация
МОУ СОШ №2,
Трофимова Т.А.,
классный руководитель
Цели и задачи
программы
Основная
цель: создание условий для формирования гармонично развитой, творческой,
социально активной, образованной и самостоятельной личности, стремящейся к
добру, истине и красоте
Сроки и этапы
реализации
программы
Период с 2006 по
2013 годы (включительно)
I этап: 2006 –
2008 годы
II этап: 2008 –
2010 годы
III этап: 2010-2012 годы
IV этап:
2012-2013 уч.год
Текущее
управление Программой осуществляется администрацией школы
Пояснительная записка
Воспитание – это формирование личности как творца
своей жизни и своей судьбы. К сожалению, в современном учебно-воспитательном
процессе разрушается духовная общность между учителем и учеником, школа
перестает быть центром нравственного воспитания молодежи. Большей частью, она
готовит молодое поколение к жизни в условиях товарно-денежных отношений, где
необходимы критическое мышление, лидеры и личности, подчиняющиеся только своим
личным интересам и интересам личной выгоды. Школа становится выразительницей
интересов общества, которое явно утратило нравственно-моральные ориентиры.
Поэтому мы, хорошо осознавая, что школа выращивает,
оберегает и воспитывает будущее человечества в лице своих учеников и что это
будущее не состоится без настоящего учителя, способного вобрать в себя свет
человеческой культуры, решили вновь повернуться лицом к гуманистической
педагогике.
Личностно-ориентированный
подход является ведущим в воспитательном процессе нашей школы. При
разработке основных положений системы воспитания мы руководствовались
принципами и генеральными ориентирами «Закона об образовании», в котором
говорится: «Государственная политика в сфере образования основывается на
следующих принципах…». И самый первый из них: «Гуманистический характер
образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека,
свободного развития личности. Воспитание гражданственности и любви к Родине». И
еще: «Содержание образования является одним из факторов экономического и
социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение
самоопределения личности; создание условий для ее самореализации».
В центре нашей
программы «Четыре «С» ( Счастье жизни, счастье познания, счастье общения,
счастье взросления) стоит разработка модели воспитательного процесса,
направленной на личность обучаемого, развитие его природных задатков и
способностей, организацию разнообразной, творческой, личностно и общественно
значимой деятельности. Гуманистический характер воспитания и образования
предполагает реализацию воспитательных задач на каждом учебном и внеклассном
занятии; создание воспитывающей среды во внеурочное время; построение системы
внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого ребенка.
Программа предполагает активный нравственный выбор классным руководителем добра,
безграничную веру в Ребёнка, в родство душ учителя и ученика, в общность
«морального закона внутри нас».
В качестве научно-методического
инструментария использованы идеи Я.Корчака, В.А.Сухомлинского,
Ш.А. Амонашвили; научные положения о сущности, становлении и развитии
воспитательной системы образовательного учреждения В.Н.Караковского; публикации
о педагогических технологиях Н.Е.Щурковой, методика самоопределения – Г.К. Селевко.
Цель программы: создание условий для формирования гармонично
развитой, творческой, социально активной, конкурентоспособной личности.
Данную
цель можно решить с помощью следующих задач:
–
создавать условия для того, чтобы дети осознали огромную силу добрых чувств,
слов, мыслей, поступков, осознали ответственность за свои поступки, мысли;
–помочь
подросткам познать Любовь, Сострадание, Милосердие, Мудрость, Смелость,
Честность;
–дать возможность
познавать себя, свой внутренний мир, постигать красоту природы и чувствовать ее
состояние;
–развивать
интерес к духовной жизни, к философствованию, наблюдательность, внимательность,
умение давать точное и ясное описание событий, природных явлений, людей;
–
развивать умение работать самостоятельно, умение сотрудничать;
– поощрять
смелость высказывания, обдумывание и постановку познавательных вопросов,
стремление знать больше.
Работа по
реализации цели и задач основывается на принципах:
-
принцип самовыражения: в школе должны быть созданы условия для
самовыражения ученика и педагога. Познай себя – это интересно
- принцип творчества и
успеха: создание ситуации успеха, обстановка общей увлеченности и творчества,
воспитывающей добрые чувства, умение сопереживать и радоваться вместе. Сотвори себя – это необходимо!
- принцип доверия и
поддержки: гуманное отношение между педагогами и учащимися, вера в ребенка,
доверие ему, поддержка и педагогическая защита. Прояви
себя – это реально!
- принцип «Мы»:
формирование у учащихся понятия «Мы», состоящего из ярких «Я». Следует помочь
ребенку стать полноценным, нравственным гражданином России. Утверди себя – это возможно!
Исходя из целей и
задач, создан образ выпускника школы.
Выпускник
школы – гражданин России, которому свойственно чувство гордости за свою Родину.
Выпускник школы готов к профессиональному самоопределению, самоутверждению, он
адекватно оценивает свои возможности.
Он
активен, обладает организаторскими способностями.
Он
коммуникабелен, владеет навыками культуры общения. Может корректировать свое
поведение и чужую агрессию, психологически устойчив.
Он стремится
строить свою жизнь по законам гармонии и красоты, развивает свой творческий
потенциал.
Выпускник
стремится к физическому совершенству. Сторонник здорового образа жизни.
Главным условием
реализации данной программы является взаимодействие и сотрудничество
педагогического, ученического и родительского сообщества.
Исходя их сущности
программы «Четыре «С», выделяем следующие направления работы:
1.
Счастье
жизни:
Цели:
воспитание человека, умеющего радоваться жизни, любящего, «добромыслящего»;
формирование у него сострадания, сопереживания, сорадости, уважения к людям.
Реализация этого
направления осуществляется на основе создания благоприятной моральной и
материальной обстановки в классе; изучения индивидуальных интересов и
потребностей учащихся во внеурочной сфере, консультаций, помощи в выборе
кружков, секций; организации различных форм внеклассной работы с учётом
возрастных особенностей; представлении достижений, результатов учащихся -
сверстникам, педагогам, родителям
Формы работы: уроки
нравственности, психологические тренинги, диспуты, ролевые игры, встречи с
прекрасным, вечера поэзии и т.д.
2. Счастье
познания:
Цели: воспитание
радости открытий, «прекрасномыслия», содействовать развитию человека,
отличающегося мудростью, самостоятельностью.
Реализация
этого
направления осуществляется путем изучения особенностей учебной деятельности
класса и возможностей каждого учащегося; предъявлением общих требований всеми
учителями-предметниками; определением форм, приёмов индивидуальной работы на
уроке и во внеурочное время; организации просветительской и консультативной
помощи семье в данном направлении.
Формы
работы:
введение рейтинговой системы как инструмента мотивации на учение, классные
часы: «Совершенствуя себя», «Что мне мешает учиться?», «Уроки, компьютер, лень
и я», проекты- самопрезентации: «Мои увлечения», «Я и наука», экскурсии
3. Счастье
общения:
Цели:
развитие
«доброречия, прекрасноречия, мудроречия», воспитание ответственности за своё
слово.
Реализация этого
направления осуществляется через опыт общения; изучение положения
каждого ребёнка в коллективе и его проблем в общении; создание в классе
положительной эмоциональной атмосферы общения.
Формы работы: Традиционные
мероприятия: "День именинника", Праздник 1 сентября.
Классные часы:
«Наш класс. Законы жизни», “Нет уз святее товарищества” - практикум , «Умеем
ли мы общаться?»- деловая игра , «Мы составляем наш автопортрет» - беседа,
«Дом без одиночества» - классный час с презентацией , «Учимся понимать друг
друга» - практикум с презентацией
4. Счастье
взросления:
Цели:
воспитание благородства, взращивание чувства долга; умения жить по совести;
самопознания и саморазвития и т.д. ; воспитание чувства ответственности за свои
поступки.
Реализация
этого
направления осуществляется через диагностику приоритетных жизненных ценностей,
самостоятельный выбор путей решения поставленных проблем, встречи с людьми,
достигшими определенных жизненных успехов.
Формы
работы:
проблемные ролевые игры, уроки нравственности, диспуты, дискуссии, социальные
акции, часы здоровья, сократовские беседы и т.д.
Воспитательная
программа является перспективной и рассчитана на
7 лет (5-11
классы).
Сроки и этапы
реализации программы:
1 этап 5 - 6 кл
2006-2008 уч.год
2 этап 7 -8 кл.
-2008-2010 уч. год
3 этап 9 кл.
-2010-2011 уч. год
4 этап 10- 11 кл.
– 2011 -2013 уч.год
Программа реализуется
через курсы:
5-6 классы - курс «Уроки
Доброты».
Вовлечение
ребят в детское объединение «Созвездие»; создание такой нравственной среды, в
которой могут проявиться лучшие нравственные качества ребенка; развитие
стремления быть милосердным, терпимо относиться к недостаткам других, умения
сопереживать, слушать и анализировать свои и чужие поступки (тематику и формы
внеклассной работы см. в Приложении).
7-8 классы – курс «Мир
Красоты».
Приобщение
детей к миру прекрасного, развивать духовные качества личности через
сопереживание, соприкосновение с произведениями искусства, с красотой родной
природы; вовлекать их в мир красоты и гармонии (тематику и формы внеклассной
работы см. в Приложении).
9 класс – курс «Уроки
нравственности».
Развитие
способности к самоопределению, самопознанию, самореализации; формирование
общечеловеческих ценностей, культуры поведения; воспитание ответственности за
свои поступки и понимания себя как личности (тематику и формы внеклассной работы
см. в Приложении).
10-11 классы -
курс «Вверх по лестнице жизни».
Развитие мышления через приобщение к философскому и культурному наследию,
умения ориентироваться в информационном многообразии и делать сознательный
нравственный выбор в сторону добра; осознания роли старшего во взаимоотношениях
с младшими; культуры межличностных отношений и созидательной деятельности (тематику
и формы внеклассной работы см. в Приложении).
Заключение
Практическая
реализация программы на все ее этапах предполагает формирование достаточно
высокой духовной атмосферы классного коллектива, творческой личности педагога и
ребенка. Программа рассчитана не только на внеурочную деятельность, но на урок,
поэтому предусматривает работу с педагогами-предметниками. Быть
максимально корректным – наиважнейшая задача любого педагога, особенно
приверженца гуманистической педагогики, поскольку каждая личность имеет право
на уважительное отношение к себе, обладает равными с другими достоинством и
ценностью.
Программа
подчинена гуманным целям восхождения личности человека к извечным духовным
ценностям, ибо расширение сфер и способов взаимодействия с окружающее средой
способствует формированию образованной и самостоятельной личности, стремящейся
к добру, истине и красоте.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.