- Учебник: «Музыка», Сергеева Г.П., Критская Е.Д.
- Тема: Мир композитора
- 02.10.2020
- 1559
- 15
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Проблема воспитания аксиологических качеств и в частности патриотизма, гражданственности привлекала пристальное внимание мыслителей-философов, политических деятелей, писателей, педагогов на протяжении всей истории человечества. Патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активной деятельной самореализации на благо Отечества.
Россия – страна, имеющая большие духовно-нравственные традиции, которые прошли многовековой путь формирования и эти нравственные традиции требуют своего возрождения. В рамках складывания практики социализации и воспитания выделяется одна из основных целей – воспитание достойного гражданина общества. В достижении этой цели одно из первых мест принадлежит воспитанию у школьников патриотических чувств.
Важной гранью воспитания и развития личности на уроках музыки в школе является воспитание патриотизма, через эмоционально-чувственное восприятие. Чувства и переживания, которые вызывают произведения музыкального и изобразительного искусства и литературы, отношения к ним ребенка являются основой приобретения таких ценностных качеств как благородство, порядочность, доброта, любовь, уважение к старшим.
Младший школьный возраст, в силу непосредственности душевных и эмоциональных реакций, в силу еще не утраченной открытости души, наиболее важен для формирования патриотических чувств. Для общества патриотическое воспитание школьников – это фундамент как раз того поликультурного пространства, создание которого предусматривается программой правительства. [1]
Для реализации поставленной цели на уроках музыки важно отметить, что значение музыки в воспитании ценностных качеств младших школьников велико. Музыка отражает действительность в звуковых образах, доставляющих слушателям эстетическое наслаждение. С особенной яркостью музыка раскрывает внутренний мир человека. Развиваясь во времени, она передает движение чувств и мыслей во всех их тончайших оттенках. Исключительная эмоциональная насыщенность музыки воздействует на человека больше, чем все другие виды искусства.
В ребенке через слушание-восприятие музыки легче пробудить такие ощущения как восприятие, мышление, эстетические суждения, патриотические чувства.
Для воспитания патриотических качеств у младших школьников существенное значение имеет использование приемов сравнения при слушании-восприятии музыки, рассматривании картин, литературных произведений и побуждение их к оценке этих произведений, выражению собственного отношения к ним. Постановка вопросов, направленных на выяснение того, что услышали дети в том или ином произведении, какая музыкальная мысль обостряет их восприятие и побуждает к оценочным суждениям [3, 17].
Важнейший компонент слушания-восприятия музыки – эмоциональность. Воспринимая высокохудожественные произведения искусства, ярко отражающие действительность, ученики чувствуют радость или гнев, тревогу или надежду. Эти чувства вызывают желание жить по законам прекрасного [4, 170].
Одним из ярких произведений патриотического направления является опера М.И. Глинки «Жизнь за царя».
Учитель рассказывает об опере Михаила Ивановича Глинки, что она в 4 актах с эпилогом, речь идет о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Автор либретто – барон Егор Розен .Премьера состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 года в петербургском Большом театре. Борьба против поляков приобрела всенародный характер. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским. Одним из ярчайших эпизодов этой борьбы явился подвиг крестьянина из села Домнино – Ивана Сусанина, о котором рассказывают многочисленные костромские предания. Образ крестьянина, ставшего символом героизма и патриотической верности, воплощен в опере как живой народный тип, наделен богатством мысли, глубиной чувств, показан на широком фоне русской народной жизни и природы.
В основу работы на уроке берется речитатив и ария Сусанина «Чуют правду» М.Глинка из 4 действия, в основе арии лежит русская песенность, ее лиризм, глубина, драматизм. Особое значение в воспитании патриотизма школьников на уроках музыки принадлежит русскому композитору, создавшему первую национальную оперу М.И. Глинке.
Задачи: Побудить детей выражать свои чувства, эмоциональные впечатления через речь.
Перед прослушиванием речитатива и арии Сусанина важно уточнить значение слова патриотизм, затем сравнить высказывания детей с определением из словаря Ожегова
Согласившись быть проводником полякам, Сусанин намеренно завел их в лесную пущу, откуда им нет выхода. Усталый отряд поляков спит. Сусанину не спится: он предчувствует свою гибель от рук разъяренных врагов. Звучит потрясающая по эмоциональному накалу музыка арии «Чуют правду».
Учитель спрашивает: Какие краски использует композитор в арии?
Дети: В оркестре звучит музыка, изображающая вой ветра. Вьюга усиливается. Тёмные, сумрачные краски.
Учитель: Сусанин понимает, что враги подозревают его, и гнев их будет ужасен, его ждет смерть. Но он смело смотрит ей в глаза: «Чуют правду! Смерть близка, но не страшна она, свой долг исполнил я». Во второй части арии Иван Сусанин подмогу и опору находит в обращении к Богу, звучит проникновенная, одухотворенная мольба: «Господь, в душе моей, ты не оставь меня…»
Мысленно прощается Сусанин с Антонидой, Богданом и Ваней. Поднимается вьюга. В ее завываниях Сусанину то грезится светлый образ Антониды, то чудятся поляки. Просыпаются враги. Они допытываются, куда завел их русский крестьянин. «Туда завел я вас... где вам от лютой вьюги погибать! Где вам голодной смертью помирать!» - с достоинством отвечает Сусанин. В злобном ожесточении поляки убивают Сусанина.
Каким вам кажется финал оперы?
Дети: Финал оперы драматичен, потому что погибает главный герой.
Учитель: Почему Иван Сусанин не указал дорогу на Москву, завёл поляков в глубокий лес?
Дети: Он любил свою Родину, свой народ и не хотел, чтобы по Руси гуляли и нашей Родиной правили иноземцы.
Учитель: Можно с уверенностью сказать, что Иван Сусанин –всенародный герой?
Дети: Да, о нем помнят и подвигом его восхищаются до сих пор.
Учитель: Не случайно Россия сегодня испытывает огромный натиск, направленный на уничтожение русской культуры. Могущества России боятся: загадка русской души непонятна, ведь за ней кроется глубинное, сокровенное, что вынашивалось и защищалось веками нашими предками, – истинная Православная вера.
На произведениях русских композиторов, вобравших в себя все лучшие образцы русской народной песни, тонко подмеченного народного характера необходимо воспитывать в молодом поколении качества во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство.
Воспитание патриотизма на уроках музыки имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так как наши молодые современники должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально.
Литература:
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 № 795
2. Винникова, С. А. Воспитание гражданственности у младших школьников / С. А. Винникова // Воспитание школьников. – 2008. – № 5. – С. 14–15.
3. Кудина, Г.Н. и др. Как развивать художественное восприятие у школьников. – М.: Знание, 1988. – 79с.
4. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 2: Процесс воспитания. – 256с.
6 626 615 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Килижекова Галина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч.
Курс повышения квалификации
72/108/144 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.