Воспитание образовательной толерантности при
обучении подростков спортивной игре
О.В. Шестакова
Учитель физической культуры
МАОУ СОШ № 12 г. Тобольск
Технический
прогресс, увеличение информационного потока, цейтнот – все это делает общество
все более агрессивным. Все чаще сталкиваемся с проблемами конфликтов на почве
невысокого уровня образовательной толерантности во время спортивных игр.
Учащимся, особенно подросткам, не всегда удается терпимо относиться к
действиям одноклассников с более низким образовательным уровнем. Но стоит также
упомянуть, что в подростковом возрасте, по сравнению с детьми младших классов,
подростки обнаруживают способность определять собственное поведение, мысли и
чувства, что создает благоприятную основу для воспитания образовательной
толерантности, великодушия и гуманности.
Рассмотрим пример. Предмет: Физическая культура.
Класс: 5. Раздел учебного материала: «Спортивная игра. Волейбол». Тип урока –
разучивание нового материала. Когда осуществляется переход от разучивания
отдельных приемов к овладению игрой, сразу возникает трудность: принимающая
команда, если выигрывает розыгрыш, получает очко и право подавать, и ее игроки
переходят на одну позицию. Так написано в правилах ФИВБ. Но не каждому ребенку
это понятно? Выход мной был найден в процессе неоднократного использования ассоциаций.
Ранее ассоциации мы могли наблюдать в таких играх, как лапта или городки.
Представим, что перед нами не две игровые площадки, а два «дома» – «родной
дом», или просто «дом» – площадка, с которой мяч подается, и «гости», куда мяч
оправится «гулять» через сетку. Для полноты картины, снабдим мяч некоторыми
качествами. Например, уважение (гостей надо встречать – это проявление уважения
к гостю), обида (как проявление уважения к собственному «я»), великодушие
(умение прощать). То есть «оживим» или, скорее, «одушевим» его. Остановлюсь на
этом подробнее.
Ситуация первая. Мяч подается из «дома», т.е. –
«идет гулять». Куда «идет гулять»? Конечно – «в гости». Если, во время игры,
«гости» допустили ошибку, т.е. – «обидели» мяч, то он «возвращается» «домой». А
«дома» его всегда ждут, и ничего особенного не происходит. Подыграв ребятам и
дав им возможность «пожалеть» мяч, ненавязчиво, воспитываем их гуманное
отношение, в данном случае к одушевленному мячу. Но что происходит в
«гостях»? Раз «мяч» «обидели», значит, надо просить прощение, либо искуплять
свою вину. В своей практике, особенно на первых этапах обучения, делая упор на
то, что гостей не надо обижать, а их надо если не любить, то, хотя бы, терпеть
такими, какими бы они ни были, использую аналогию «искупления вины». Часто это
происходит следующим образом: «обидевшие» мяч «гости», «в искупление своей
вины», выполняют одно приседание.
Другая ситуация. Подача – мяч снова «идет гулять
из дома в гости». Но на этот раз ошибку допускают уже «дома», т.е. команда,
подававшая мяч. Что происходит с теми, кто «обидел» мяч на этот раз? Ничего!
«Обидели» «дома», а раз дома, значит – свои. А «своим» мы прощаем. Прощая
одноклассникам из своей команды проигранное очко, ребята получают опыт
проявления великодушия, как бескорыстной снисходительности, отсутствии
злопамятства. Умение прощать, лежит и в основе воспитания любого вида
толерантности.
Но давайте вернемся к мячу? Он не остается там,
где его «обидели», а уходит «в гости». Все не сложно, но по правилам приличия,
гостей положено встречать. В данном случае, подобным ритуалом «встречи гостя» и
является переход, указанный выше, который выполняет команда «гостей», куда на
подачу «уходит» мяч. Переход выполнили, гостя встретили, как бы «породнились»,
оставили «жить в своем доме». Теперь уже это его «дом».
Игра продолжается. А ребенок, в игре,
ненавязчиво, учится прощать и просить прощение. Сегодня – он простил своих,
пусть и не совсем умелых, одноклассников в «доме» на спортивной площадке, а
завтра – кто знает?! Ведь дом у нас у всех один – наша планета, «своя» и
«родная».
Список использованной литературы:
1. Немов Р.С. Психология: Кн. 2: Психология
образования. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – С. 129, 230,
231.
2. Волейбол нашего тысячелетия. Официальные
правила волейбола. Утверждены ФИВБ. [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://www.gvcvolley.ru/ – Загл. с экрана.
3. Психологос: энциклопедия практической
психологии. Категория «Личность». [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.psychologos.ru/ – Загл. с экрана.
/Постановка и решение воспитательных задач
современного образовательного пространства. /Менделеевская ассамблея
2012/
Приложение.
Адаптация подростков на уроках физической
культуры
при обучении спортивной игре волейбол
Толерантность - это готовность лояльно
относиться и принимать чужой образ мыслей, чувства, вероисповедание, поведение
и тому подобное, которые не совпадают с собственными, а также не разделяются и
не поддерживаются человеком. Другими словами, признание за другими людьми права
на собственное мировоззрение. (Философ дал/дала значение слова толерантность)
Толерантность - это проявление людьми терпимости
по отношению к представителям другой культуры и традиций. Современная
глобализация упрощает задачу толерантности, так как стирает границы между
культурами различных народов. Примерами отсутствия толерантности может служить
существование суда Линча и Ку Клус Клана в Америке. (Студент-ботаник дал/дала
значение слова толерантность)
Толерантность - уважение, принятие и правильное
понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления
человеческой индивидуальности. Похожее по смыслу слово Терпимость ассоциируется
часто с непротивлением, толерантность же предполагает активную жизненную
позицию.
Подлинная толерантность является ценным
качеством развитой личности, такой личности, которой ради самоутверждения не
требуется унижение кого-то другого. В то же время это качество требует
сохранения естественной, здоровой неприязни к негативным явлениям в плане
идеологии, общения и поведения.
Принципы толерантности можно выразить следующим
образом: нельзя осуждать подлеца другой национальности и веры на том основании,
что он принадлежит не к моему народу и исповедует другую веру. Однако, вне
зависимости от этого, нельзя и не осуждать его за то, что он подлец.
12 форм толерантности
1. Политическая толерантность - отношение к
деяельности различных партий и объединений.
2. Межнациональная толерантность - отношение к
представителям различных наций, способность не переносить недостатки и
негативные поступки отдельных представителей национальности на других людей.
3. Расовая толерантность - отсутствие
предубеждений к представителям другой расы.
4. Религиозая толерантность - признание
религиозных особенностей различных конфессий.
5. Гендерная толерантность - непредвзятое
отношение к представителям другого пола.
6. Возрастная толерантность - непредвзятость в
отношении людей разных возрастов.
7. Физиологическая толерантность - отношение к
больным, инвалидам, людям с внешними недостатками.
8. Образовательная толерантность - терпимое
отношение к высказыванием и поведению людей с низким образовательным уровнем со
стороны более образованных слоев населения.
9. Географическая толерантность - непредвзятость
к жителям небольших городов, сел, других регионов со стороны столичных жителей
и наоборот.
10. Межклассовая толерантнось - терпимое
отношение к представителям разных имущественных слоев - богатых к бедным,
бедных к богатым.
11. Сексуально-ориентационная толерантность -
терпимое отношение к лицам с нетрадиционной сексуальной ориентацией.
12. Маргинальная толерантность (толерантность по
отношению к маргинальным представителям общства) - отношение к нищим, бомжам,
заключенным и т.д.
Великодушие — свойство характера, выражающееся в
бескорыстной уступчивости, снисходительности, отсутствии злопамятства, в
способности жертвовать своими интересами – «Простить обиду в порыве
великодушия».
Гуманность (от лат. humanus - человечный) —
обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на
социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в
сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и
деятельности в актах содействия, соучастия, помощи.
Терпимость - способность и умение терпеть,
мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.
Основные способы и механизмы социализации в
детском возрасте - игра, подражание, стремление быть "как все".
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.