Главная / Математика / ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Идёт приём заявок на международный конкурс по математике "Весенний марафон" для учеников 1-11 классов и дошкольников

Уникальность конкурса в преимуществах для учителей и учеников:

1. Задания подходят для учеников с любым уровнем знаний;
2. Бесплатные наградные документы для учителей;
3. Невероятно низкий орг.взнос - всего 38 рублей;
4. Публикация рейтинга классов по итогам конкурса;
и многое другое...

Подайте заявку сейчас - https://urokimatematiki.ru

Скачать материал

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Матушевич Л.В., учитель математики

высшей категории, высшего уровня квалификации


Сегодня никто не сомневается, что развитие человечества в мировом масштабе идет по пути расширения взаимосвязи и взаимозависимости различных стран, народов и их культур. Многонациональность населения Земли, большинства государств и регионов, в том числе и Республики Казахстан, интенсификация экономических, политических и духовных отношений народов протекает в полиэтнической и поликультурной среде и усиливает связи людей разных национальностей и конфессий.

Исторически сложившийся многонациональный состав населения Казахстана не позволяет оставаться в стороне от рассмотрения вопросов развития поликультурного образования. Кроме того, усиливающиеся интеграционные процессы межкультурного взаимодействия стран и народов, «этнический ренессанс», перспективы разрешения глобальных проблем, увеличение количества конфликтов на этнической и религиозной почве определяют актуальность введения поликультурного образования в педагогическую практику.

В рассматриваемых условиях возникает социальная потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности, сочетающей в себе системные знания не только по изучаемым предметам, но и в области национальной культуры, гармоничное национальное самосознание, ориентацию на этнокультурные духовные ценности, толерантность и способность к межэтническому и межкультурному диалогу. Это своеобразный социальный заказ эпохи, настоятельно требующий освоения подрастающим поколением общечеловеческих ценностей, приобщения к культуре других народов, сохранения многовековых традиций, создания необходимых условий для их дальнейшего развития.

В своем Послании Президент Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана говорит: « Мы, казахстанцы, единый народ! За 22 года суверенного развития  созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев  и составляют фундамент будущего нашей страны. Они взяты не из заоблачных теорий. Эти ценности – опыт Казахстанского Пути, выдержавший испытание временем.

Во-вторых, национальное единство, мир и согласие в нашем обществе. …. В-шестых, общность истории, культуры и языка. …. Благодаря этим ценностям мы всегда побеждали, укрепляли нашу страну, множили наши великие успехи» [1]

Возросший интерес к прошлому ставит перед каждым участником образовательного процесса задачи более глубокого изучения и обобщения культурного наследия каждого народа, отражающего его многовековые традиции, обычаи и нравы, его национальное самосознание и использование полученных знаний в процессе обучения и воспитания.

Поликультурность и поликультурное образование обусловливается государственной национально-языковой образовательной политикой. Ее принципы отражены в Конституции Республики Казахстан, законах «О языках в Республике Казахстан» и «Об образовании». Статья 6 «Закона о языках» гласит: «Каждый гражданин Республики Казахстан имеет право на свободный выбор языка воспитания и обучения» [2]. В Законе «Об образовании» поставлены такие задачи, как «воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине - Республике Казахстан, уважения к государственным символам и государственному языку, почитания народных традиций, нетерпимости к любым антиконституционным и антиобщественным проявлениям; приобщение к достижениям отечественной и мировой культуры; изучение истории, обычаев и традиций казахского и других народов республики; овладение государственным, русским, иностранным языками» [3].

С целью реализации полиэтнического воспитания и образования на уроках математики мы ставим перед собой задачи формирования у учащихся таких компетенций, как:

  • владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя;

  • уметь определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве;

  • владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности;

  • иметь представление о системах социальных норм и ценностей в Казахстане и других странах;

  • иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе;

  • уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур;

  • владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

  • владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;

  • иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.

Современное математическое образование позволяет реализовать указанные компетенции как через различные методы организации учебной деятельности, так и при решении различных видов математических заданий.

Так, при изучении темы «Десятичные дроби» можно рассматривать задачи такого типа:

  1. Анализ качества очищенных сточных вод на очистных сооружениях г.Костаная показал, что при норме 24,3 миллиграмм на литр в воде содержится 330 млг/л хлоридов. На сколько больше содержится в воде хлоридов?

  2. Площадь лесных пожаров 2005 года в Иркутской области составила 307,5 тыс.га, в Якутии – на 176,5 тыс.га меньше, в Краснодарском крае на 198,1 тыс.га меньше. Какая площадь лесных пожаров в Краснодарском крае и Якутии?

По теме «Натуральные числа» можно рассмотреть задачи, позволяющими учащимся ознакомиться с различными видами валют. «Валовый национальный продукт на душу населения в Республике Казахстан в 2000 году составлял 1350 $, а в 2010 он составил 2013 $. На сколько увеличился ВНП за 10 лет?»

Изучая тему «Проценты. Пропорция» учащимся предлагаем такие задачи:

  1. Один из германских университетов обнаружил на 40 ручках 15 видов микробов. Сколько видов микробов можно обнаружить на 30 ручках?

  2. Взрыв на Чернобыльской АЭС выбросил в атмосферу 50 тонн ядерного топлива, а масса радиоактивных веществ бомбы, сброшенной на Хиросиму, составила 4,5 тонны. Вырази в процентах массу радиоактивного выброса в Чернобыле от массы бомбы, сброшенной на Хиросиму.

Решая задачи на составление уравнений можно использовать такие:

  1. Площадь лесов в Азии и Европе составляет 1442 млн га. Причем площадь лесов в Азии на 680 млн га больше, чем в Европе. Найдите площадь лесов в Азии и Европе.

В ходе изучения темы «Объемы тел» прекрасный пример:

  1. Известна формула для вычисления комфортности жилища: К=36пV2/ S3,где К — изопериметрический коэффициент комфортности, V — объем, S — полная поверхность. Подсчитайте коэффициент комфортности

а) Восточно — Сибирского чума,

б) яранги континентальных эскимосов Аляски,

в) жилища береговых чукчей,

г) жилища аборигенов Северной Австралии,

д) жилища аборигенов Центральной Австралии,

е) жилища народов кирди в Камеруне,

ж) нашего обычного жилища.

Заметим, что наибольшее значение К = 1, возможно лишь для сферы, причем не зависит от ее радиуса. Для других тел К меньше 1, причем его величина не зависит от размеров, а зависит от формы тела.[4]

  1. Египетские пирамиды – древнейшее и вместе с тем единственное сохранившееся до наших дней чудо света. Пирамида Хеопса - самая большая пирамида. Она была самым большим зданием мира, пока в 1889 года не уступила Эйфелевой башни. Сейчас высота пирамиды составляет 137 м, основание 230*230м, вес 6400000тонн. Вычислите объем пирамиды.

hello_html_m4eea5fd1.jpg

При рассмотрении задач на движение, масштаб (5, 6 классы) разнообразить учебный процесс и увлечь учащихся рассмотрением вопросов не только чисто математических, но и географических возможно при рассмотрении задач на определение расстояния, времени движения при путешествии по родному краю и по всему миру. Во время организации таких учебных занятий целесообразно воссоздавать атмосферу страны, по которой проходит «путешествие» с помощью музыкальных фрагментов, фотографий тех мест, о которых идет речь в задаче.

Во время изучения способов решения задач на совместную работу можно организовать групповую работу, включив в состав «бригады» учащихся разных национальностей. Тем самым воспитанники смогут не только учиться способам совместной деятельности в группе, приемам действий в ситуациях общения, но и понимать, что позитивные навыки общения в поликультурном обществе просто необходимы для получения положительного результата. Например:

1. Вы руководитель предприятия. Поставщик, указывая на кучу угля, имеющую коническую форму, предлагает вам вывезти ее, утверждая, что в ней такое- то количество тонн. Какие измерения вы можете выполнить, чтобы узнать объем этой кучи и убедиться, что вас не вводят в заблуждение?

Нам всегда необходимо помнить, что в процессе духовного становления каждого этноса складываются разносторонние традиции воспитания и образования, национальных культур. Они самобытны, неповторимы и, порой, весьма отличны друг от друга. Вместе с тем, в каждой национальной культуре содержится немало общезначимых черт, исходящих из универсальных нравственных и эстетических категорий, а также сходных условий исторического, социального, экономического развития того или иного народа.

Универсальные тенденции развития поликультурного образования выявляются при исследовании культуры и педагогики многонациональных народов Казахстана. Общечеловеческие гуманистические ценности гармонично сочетаются в ней с самобытными чертами, исходящими из специфики менталитета народов. Фольклорные и научные педагогические традиции во все времена являлись важнейшим средством просвещения, воспитания и образования. Уклад жизни, верования и обычаи сказывались на характере образования. Степень воздействия уклада жизни, верования, обычаев на формирование нравственно-эстетического потенциала народа определяет их значимость в педагогике.

Литература

  1. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 17 января 2014 г.

  2. Закон Республики Казахстан от 11 июля 1997 года № 151-I «О языках в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 21.01.2013 г.)

  3. Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.02.2014 г.)

  4. Журнал «Мастер класса» № 2 2011

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Выберите специальность, которую Вы хотите получить:

Обучение проходит дистанционно на сайте проекта "Инфоурок".
По итогам обучения слушателям выдаются печатные дипломы установленного образца.

ПЕРЕЙТИ В КАТАЛОГ КУРСОВ

Скачать материал
  • Математика
Описание:

Сегодня никто не сомневается, что развитие человечества в мировом масштабе идет по пути расширения взаимосвязи и взаимозависимости различных стран, народов и их культур. Многонациональность населения Земли, большинства государств и регионов, в том числе и Республики Казахстан, интенсификация экономических, политических и духовных отношений народов протекает в полиэтнической и поликультурной среде и усиливает связи людей разных национальностей и конфессий.

 

Исторически сложившийся многонациональный состав населения Казахстана не позволяет оставаться в стороне от рассмотрения вопросов развития поликультурного образования. Кроме того, усиливающиеся интеграционные процессы межкультурного взаимодействия стран и народов, «этнический ренессанс», перспективы разрешения глобальных проблем, увеличение количества конфликтов на этнической и религиозной почве определяют актуальность введения поликультурного образования в педагогическую практику. 

Автор Матушевич Лариса Викторовна
Дата добавления 20.12.2014
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 915
Номер материала 8912
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓