ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО
ОБЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Матушевич Л.В., учитель математики
высшей категории, высшего уровня
квалификации
Сегодня никто не сомневается, что развитие
человечества в мировом масштабе идет по пути расширения взаимосвязи и
взаимозависимости различных стран, народов и их культур. Многонациональность
населения Земли, большинства государств и регионов, в том числе и Республики
Казахстан, интенсификация экономических, политических и духовных отношений
народов протекает в полиэтнической и поликультурной среде и усиливает связи
людей разных национальностей и конфессий.
Исторически сложившийся многонациональный состав
населения Казахстана не позволяет оставаться в стороне от рассмотрения вопросов
развития поликультурного образования. Кроме того, усиливающиеся интеграционные
процессы межкультурного взаимодействия стран и народов, «этнический ренессанс»,
перспективы разрешения глобальных проблем, увеличение количества конфликтов на
этнической и религиозной почве определяют актуальность введения поликультурного
образования в педагогическую практику.
В рассматриваемых условиях возникает социальная
потребность в организации целенаправленной работы по формированию
поликультурной личности, сочетающей в себе системные знания не только по
изучаемым предметам, но и в области национальной культуры, гармоничное
национальное самосознание, ориентацию на этнокультурные духовные ценности,
толерантность и способность к межэтническому и межкультурному диалогу. Это
своеобразный социальный заказ эпохи, настоятельно требующий освоения
подрастающим поколением общечеловеческих ценностей, приобщения к культуре
других народов, сохранения многовековых традиций, создания необходимых условий
для их дальнейшего развития.
В своем Послании Президент Республики
Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана говорит: « Мы, казахстанцы, единый народ! За
22 года суверенного развития созданы главные ценности, которые объединяют
всех казахстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны. Они взяты
не из заоблачных теорий. Эти ценности – опыт Казахстанского Пути, выдержавший
испытание временем.
…Во-вторых, национальное единство, мир и согласие в
нашем обществе. …. В-шестых, общность истории, культуры и языка. …. Благодаря
этим ценностям мы всегда побеждали, укрепляли нашу страну, множили наши великие
успехи» [1]
Возросший интерес к прошлому ставит перед каждым
участником образовательного процесса задачи более глубокого изучения и
обобщения культурного наследия каждого народа, отражающего его многовековые
традиции, обычаи и нравы, его национальное самосознание и использование
полученных знаний в процессе обучения и воспитания.
Поликультурность и поликультурное образование
обусловливается государственной национально-языковой образовательной политикой.
Ее принципы отражены в Конституции Республики Казахстан, законах «О языках в
Республике Казахстан» и «Об образовании». Статья 6 «Закона о языках» гласит: «Каждый
гражданин Республики Казахстан имеет право на свободный выбор языка воспитания
и обучения» [2]. В Законе «Об образовании» поставлены такие задачи, как «воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине -
Республике Казахстан, уважения к государственным символам и государственному
языку, почитания народных традиций, нетерпимости к любым антиконституционным и
антиобщественным проявлениям; приобщение к достижениям
отечественной и мировой культуры; изучение истории, обычаев и традиций
казахского и других народов республики; овладение государственным, русским,
иностранным языками» [3].
С целью реализации полиэтнического воспитания и
образования на уроках математики мы ставим перед собой задачи формирования у
учащихся таких компетенций, как:
·
владеть
знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина,
работника, собственника, потребителя, покупателя;
·
уметь
определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе,
государстве;
·
владеть
культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности;
·
иметь
представление о системах социальных норм и ценностей в Казахстане и других
странах;
·
иметь
осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном,
многоконфессиональном обществе;
·
уметь
представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в
режиме диалога культур;
·
владеть
способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями;
выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный
диалог;
·
владеть
способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях
общения; умениями искать и находить компромиссы;
·
иметь
позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и
многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и
традиций различных национальных общностей и социальных групп.
Современное математическое образование позволяет
реализовать указанные компетенции как через различные методы организации
учебной деятельности, так и при решении различных видов математических заданий.
Так, при изучении темы «Десятичные дроби» можно
рассматривать задачи такого типа:
1. Анализ качества
очищенных сточных вод на очистных сооружениях г.Костаная показал, что при норме
24,3 миллиграмм на литр в воде содержится 330 млг/л хлоридов. На сколько больше
содержится в воде хлоридов?
2. Площадь лесных
пожаров 2005 года в Иркутской области составила 307,5 тыс.га, в Якутии – на
176,5 тыс.га меньше, в Краснодарском крае на 198,1 тыс.га меньше. Какая площадь
лесных пожаров в Краснодарском крае и Якутии?
По теме «Натуральные числа» можно рассмотреть задачи,
позволяющими учащимся ознакомиться с различными видами валют. «Валовый
национальный продукт на душу населения в Республике Казахстан в 2000 году
составлял 1350 $, а в 2010 он составил 2013 $. На сколько увеличился ВНП за 10
лет?»
Изучая тему «Проценты. Пропорция» учащимся предлагаем
такие задачи:
1. Один из германских
университетов обнаружил на 40 ручках 15 видов микробов. Сколько видов микробов
можно обнаружить на 30 ручках?
2. Взрыв на
Чернобыльской АЭС выбросил в атмосферу 50 тонн ядерного топлива, а масса
радиоактивных веществ бомбы, сброшенной на Хиросиму, составила 4,5 тонны.
Вырази в процентах массу радиоактивного выброса в Чернобыле от массы бомбы,
сброшенной на Хиросиму.
Решая
задачи на составление уравнений можно использовать такие:
1. Площадь лесов в
Азии и Европе составляет 1442 млн га. Причем площадь лесов в Азии на 680 млн га
больше, чем в Европе. Найдите площадь лесов в Азии и Европе.
В ходе
изучения темы «Объемы тел» прекрасный пример:
1. Известна формула
для вычисления комфортности жилища: К=36пV2/ S3,где К — изопериметрический
коэффициент комфортности, V — объем, S — полная поверхность. Подсчитайте
коэффициент комфортности
а) Восточно —
Сибирского чума,
б) яранги
континентальных эскимосов Аляски,
в) жилища
береговых чукчей,
г) жилища аборигенов
Северной Австралии,
д) жилища
аборигенов Центральной Австралии,
е) жилища народов
кирди в Камеруне,
ж) нашего обычного
жилища.
Заметим, что наибольшее значение К = 1, возможно лишь
для сферы, причем не зависит от ее радиуса. Для других тел К меньше 1, причем
его величина не зависит от размеров, а зависит от формы тела.[4]
2. Египетские
пирамиды – древнейшее и вместе с тем единственное сохранившееся до наших дней
чудо света. Пирамида Хеопса - самая большая пирамида. Она была самым большим
зданием мира, пока в 1889 года не уступила Эйфелевой башни. Сейчас высота
пирамиды составляет 137 м, основание 230*230м, вес 6400000тонн. Вычислите объем
пирамиды.
При рассмотрении задач на движение, масштаб (5, 6
классы) разнообразить учебный процесс и увлечь учащихся рассмотрением вопросов
не только чисто математических, но и географических возможно при рассмотрении
задач на определение расстояния, времени движения при путешествии по родному
краю и по всему миру. Во время организации таких учебных занятий целесообразно
воссоздавать атмосферу страны, по которой проходит «путешествие» с помощью
музыкальных фрагментов, фотографий тех мест, о которых идет речь в задаче.
Во время изучения способов решения задач на совместную
работу можно организовать групповую работу, включив в состав «бригады» учащихся
разных национальностей. Тем самым воспитанники смогут не только учиться
способам совместной деятельности в группе, приемам действий в ситуациях общения,
но и понимать, что позитивные навыки общения в поликультурном обществе просто
необходимы для получения положительного результата. Например:
1. Вы руководитель предприятия. Поставщик, указывая на
кучу угля, имеющую коническую форму, предлагает вам вывезти ее, утверждая, что
в ней такое- то количество тонн. Какие измерения вы можете выполнить, чтобы
узнать объем этой кучи и убедиться, что вас не вводят в заблуждение?
Нам всегда необходимо помнить, что в процессе
духовного становления каждого этноса складываются разносторонние традиции
воспитания и образования, национальных культур. Они самобытны, неповторимы и,
порой, весьма отличны друг от друга. Вместе с тем, в каждой национальной
культуре содержится немало общезначимых черт, исходящих из универсальных
нравственных и эстетических категорий, а также сходных условий исторического,
социального, экономического развития того или иного народа.
Универсальные тенденции развития поликультурного
образования выявляются при исследовании культуры и педагогики многонациональных
народов Казахстана. Общечеловеческие гуманистические ценности гармонично
сочетаются в ней с самобытными чертами, исходящими из специфики менталитета
народов. Фольклорные и научные педагогические традиции во все времена являлись
важнейшим средством просвещения, воспитания и образования. Уклад жизни,
верования и обычаи сказывались на характере образования. Степень воздействия
уклада жизни, верования, обычаев на формирование нравственно-эстетического
потенциала народа определяет их значимость в педагогике.
Литература
1.
Послание
Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 17 января 2014
г.
2.
Закон
Республики Казахстан от 11 июля 1997 года № 151-I «О языках в Республике
Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 21.01.2013 г.)
3.
Закон
Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании» (с
изменениями и дополнениями по состоянию на 18.02.2014 г.)
4.
Журнал
«Мастер класса» № 2 2011
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.