Программа «Патриоты»
Обоснование программы
В последнее десятилетие политические и социальные
процессы в нашей стране привели к деформации в общественном сознании и сознании
молодежи таких понятий как «государство», «гражданин», «гражданская культура»,
«патриотизм», «демократическое государство», «национальное самосознание».
Вместе с тем, опыт показывает, что актуальность идейно-патриотического
воспитания, воспитания грамотной мировоззренческой позиции личности юного
гражданина, усвоение политического, социального, экономического опыта,
традиционно присущего народу и стране, не только не снижается, но и напротив,
возрастает.
Проблемы общества усилили негативные мировоззренческие тенденции среди
молодежи: проявление правового равнодушия, опасные идеи национализма,
мировоззренческий прагматизм, политическая наивность и пассивность и т.д. В
связи с этим формирование грамотного гражданина становится одной из
приоритетных задач современного образования и воспитания. Поэтому социальный
заказ на воспитание юных граждан стал особо актуальным. Ориентиром в деятельности
выступает государственная ПРОГРАММА «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА РОССИИ»
Цели программы:
- воспитание у
учащихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений;
- развитие и
углубление знаний об истории и культуре родного края;
- становление
многосторонне развитого гражданина России в эстетическом, культурном,
нравственном и физическом отношениях;
- освоение
культурных, духовных традиций своего народа.
Важной задачей государство и государственного устройства является
обеспечение структурности, планомерности, целенаправленности содержания
человеческой жизни и развития конкретной личности. Государство – это социальный
институт, в котором человек осваивает нормы поведения и деятельности, осознает
свои права и обязанности в отношении других людей, вносит свой вклад в развитие
общества. Любое государство сильно общими правилами, законами, целями,
стратегией развития, идеологией. Идеология страны призвана объединить общество,
способствует гражданскому согласию, выработке эффективного общественного
сознания. Поэтому разработка, апробирование и внедрение новых эффективных форм
педагогического взаимодействия в сфере патриотического воспитания является
одним из приоритетных направлений в современной педагогике. Важность этого
направления в современной воспитательной работе была обозначена на
государственном уровне. В социальных дисциплинах оно рассматривается как одно
из главных условий построения правового демократического государства, фактор устойчивого
развития цивилизации, повышения социальной стабильности в обществе. Таким
образом, патриотическое воспитание представляет собой систематическую и
целенаправленную деятельность по формированию у граждан высокого
патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к
выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов
Родины.
Введение.
В работе любого образовательного учреждения одной из
главных задач является воспитание подрастающего поколения.
Важнейшей составной
частью воспитательного процесса в современной российской школе является
формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют
огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личное значение в
социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе
возвышающихся чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к
Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и
независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества,
развивается достоинство личности.
МБОУ
«ООШ пос. Анисовский» на основе Государственной программы разработала программу
«Патриот», направленную на формирование и развитие личности, обладающей
качествами гражданина России - патриота Родины, способной успешно выполнять
гражданские обязанности в мирное и в военное время.
Цели программы:
1. Способствовать
получению и расширению знаний учащихся о России: ее истории, традициях,
культуре, праве и т. д.
2. Способствовать
формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за
будущее страны.
3. Воспитывать у
учащихся любовь к своему родному городу и краю как к малой Родине.
4. Воспитывать
учащихся гражданами своей Родины, России.
5. Формировать у
учащихся чувство гордости за свою Отчизну.
6. Воспитывать у
учащихся активную жизненную позицию.
7. Воспитывать у учащихся
интернациональные чувства
Идея программы:
«Сберечь себя
для России и Россию для себя!»
Задачи:
1.
Воспитывать патриотические
и национальные чувства, уважение к своему народу посредством разработки,
апробирования и внедрения новых воспитательных технологий.
2.
Развивать познавательный
интерес к историческому прошлому своей Родины.
3.
Воспитывать личность
гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных
интересов страны.
4.
Разработать эффективные
формы деятельности по формированию национального и гражданско-патриотического
самосознания.
5.
Воспитывать уважительное
отношение к родному языку путем организации соответствующих форм работы.
6.
Разработать игровые
проекты, социально-педагогические, социально-образовательные программы, которые
эффективно решали бы поставленные задачи в области гражданского воспитания.
7.
Обучить детей навыкам
демократической жизни посредством внедрения специализированных игровых методик.
8.
Обобщить опыт работы с
детьми по формированию патриотического и национального самосознания,
информационно оформить результаты.
9.
Воспитывать
ответственность за свое поведение, умение противостоять асоциальным явлениям.
10.
Пропагандировать здорового
образа жизни.
11.
Приобщать детей к
культурно-историческому наследию нашего народа.
Паспорт программы «Патриот»
№
|
Составляющие
|
Характеристика
|
1
|
Наименование программы
|
программа «Патриот» по гражданско-патриотическому воспитанию
в МБОУ « ООШ пос. Анисовский»
|
2
|
Цель программы
|
формирование у подрастающего поколения чувства гордости за свою
страну, свой народ, приобщение детей к нравственному идеалу общества,
воспитание патриотических, национальных и интернациональных чувств.
|
3
|
Основание для разработки
|
Программа «Воспитание гражданина России»
|
4
|
Сроки реализации
|
реализация комплексно-целевой программы «Патриот» рассчитана на 4
года (с сентября 2012 года по август 2016)
|
5
|
Этапы реализации
|
Ø Организационно-подготовительный
Ø Основной: теоретический и практический
Ø Заключительный: рефлексивно-аналитический
|
6
|
Авторы
|
Зам.директора по ВР МБОУ «ООШ пос. Анисовский»
Копылова Маргарита Александровна
|
7
|
Направления
|
- Гражданско-патриотическое.
- Идейно-нравственное.
- Национальное и интернациональное.
- Краеведческое
|
8
|
Формы реализации
|
- КТД
-учебная деятельность через
предметы;
- система
тематических, творческих классных часов;
- проведение
военно-патриотических, спортивных праздников;
- проведение
конкурсов «Знатоки российской истории», «Знатоки российской науки и техники»,
«Знатоки российской культуры и традиций», «Знатоки российского слова».
- создание и
проведение познавательных игр, викторин, способствующих реализации целей
проекта;
- выставки
творческих работ;
- организация
работы школьного самоуправления;
- система
мероприятий школьной библиотеки.
-Межпредметные
недели
|
9
|
Предполагаемый результат
|
- Разработка, апробация и внедрение действенных
форм гражданско-патриотического воспитания в процессе педагогического
взаимодействия в современных условиях .
- Выпуск методических сборников по проблематике
патриотического воспитания с набором теоретического и практического материала.
|
Программа «Патриот» по форме организации
содержания и процесса педагогической деятельности представляет собой
комплексную программу, поскольку соединяет в себе различные области,
направления и виды деятельности в единое целое, где все составляющие
взаимозависимы и взаимосвязаны. Программа «Патриот» включает следующие направления.
- Гражданско-патриотическое
Подразумевает формирование любви
к Родине, чувства гордости за достижения своей страны, уважительное отношение к
историческому прошлому Родины и унаследованным традициям, уважение Конституции
России и других законов, забота об интересах Родины, стремление посвящать свой
труд, силы и способности для процветания родного Отечества.
Основные понятия и ценности:
·
Патриот, патриотизм;
·
Любовь к своей стране,
своему народу;
·
Родина, ее историческое
прошлое;
·
Гражданин,
гражданственность, гражданская ответственность, гражданский долг;
·
Социальная инициатива;
·
Лидер, общественно
значимая позиция.
- Идейно-нравственное
Ориентировано на формирование у
подрастающего поколения нравственного идеала общества, воспитание моральных
качеств, нравственности, трудолюбия, уважения к семье, к окружающим людям, к
природе, самому себе. Важную роль играет формирование у детей навыков здорового
образа жизни, способности противостоять асоциальным общественным проявлениям,
вредным привычкам и т.д. Главная цель – духовное и физическое оздоровление,
социализация и гармонизация личности.
Основные понятия и ценности:
·
Нравственный идеал
общества;
·
Морально-этические
качества человека;
·
Коллективизм, трудолюбие;
·
Здоровый образ жизни.
- Национальное и интернациональное
Включает в себе формирование у подрастающего поколения
осознания национальной гордости за свой народ, уважение к культуре народа
России, ознакомление с ее традициями и обычаями, приобщение к национальному
наследию, уважение к родному языку. Проблемой данного направления является
формирование национального самосознания, противостояние девиантным формам
национализма, воспитание интернациональности, т.е. уважение других наций,
терпимое отношение к другой позиции и другому мнению, возможность мирного
урегулирования конфликтов.
Основные понятия и ценности:
·
Национальное самосознание;
·
Интернациональное
воспитание;
·
Национальная культура;
·
Толерантность;
Условия эффективной реализации комплексно-целевой
программы «Патриот»
Понимание важности и
целесообразности проблемы педагогическим коллективом.
Высокий уровень
информированности по основным проблемам гражданско-патриотического воспитания.
Широкое использование
средств массовой информации.
Знакомство с деятельностью
выдающихся деятелей науки, искусства, спорта, здравоохранения, привлечение
партнеров по оказанию информационно, кадровой, методической и т.д. помощи.
Использование активных и
интерактивных форм педагогического взаимодействия, развития детского
самоуправления, детских самообъединений, школ лидера и т.д.
Соблюдение принципа
профильности, т.е. реализация проекта с учетом специальной подготовленности
детей по той или иной тематике или направлению.
Активное использование
внешней атрибутики и символики, формирование уважения к государственной
символике, ознакомление с правилами ее использования.
Планирование работы исходя
из календарно-знаменательных дат, праздников народного календаря.
Общешкольные
коллективно-творческие дела
2010- 2011
учебный год -
«Я люблю тебя, Россия!»
Сентябрь - День
знаний. Урок мира.
Ноябрь- День матери
«Моя мама лучше всех
Март- Масленица.
Апрель- День города
«Нет лучше города, чем наш Энгельс»
2011-2012
учебный год -
«Россия -родина моя!»
Сентябрь - День знаний
День города «Нет лучше города, чем Энгельс».
Ноябрь – День семьи
«Моя родословная»
Январь - Конкурс
рисунков «Мой отчий дом».
Март - «Проводы
русской зимы».
Конкурс чтецов «Мое
отечество - Россия»,
Май - Торжественная
линейка «Спасибо тебе, солдат!» к открытию уголка боевой славы.
2012-2013 учебный.
год «Я люблю свою землю»
Сентябрь - Урок знаний
«Что я знаю о России». Праздник « Истории русского флота посвящается...».
Октябрь - День учителя
«Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей».
Утренник «Хлеб - всему
голова».
Ноябрь - Экологическая
неделя.
Декабрь - «Дела
давно минувших дней, преданья старины глубокой».
Февраль - Праздник
«Край мой - гордость моя». Экологическая акция:
«Два
мира есть у человека,
Один,
который нас творил.
Другой,
который мы от века,
Творим,
по мере наших сил».
(Н. Заболоцкий)
Март - Фольклорный
праздник «Проводы зимы».
Май - Торжественная
линейка «Спасибо тебе, солдат!» к открытию уголка боевой славы.
2013-2014
учебный год. «Русь моя – милая родина»
Октябрь- Интеллектуальная
игра «Знай своё Отечество»
Ноябрь - Экологический
праздник.
«Не
то, что мните вы, природа:
Не
слепок, не бездушный лик –
В
ней есть душа, в ней есть свобода,
В
ней есть любовь, в ней есть язык».
(Ф. Тютчев)
Февраль – Фестиваль
военно-патриотической песни.
Март - Праздник
русского танца.
Апрель- Познавательная
викторина «Великая отечественная война»
Гражданско-патриотическое воспитание
1
- Мероприятия навстречу годовщине
Победы в Великой Отечественной войне.
- Энгельс в годы
войны.
2
- Организация работы
по созданию уголка боевой славы.
- Уроки мужества.
- Военно-спортивный
праздник.
- Тематические вечера
«Защита Отечества - священный долг каждого гражданина России». «В жизни всегда
есть место подвигу»
- Военно-исторические
викторины.
- Просмотр
героико-патриотических фильмов, спектаклей.
- Организация работы
оборонно-спортивных кружков.
3
- «Я буду жить
коротким словом - "память"».
- Читательские
конференции. Чтение и обсуждение книг о герое Великой Отечественной войны.
- Конкурс сочинений
«Бабушка, расскажи мне о своем отце!».
- Что мы знаем о
войне?
- Организация
вечеров: «Подвигу народа жить в веках», «Звучи памяти набат!»
- Поддерживать тесную
связь с воинами-земляками, военнослужащими-выпускниками школы.
- Конкурс рисунков,
посвященный Дню Победы.
- Конкурс
исполнителей стихов и песен на тематику военных лет.
4
-
Литературно-музыкальное представление «И помнит мир спасенный», посвящается 65
годовщине Великой Победы.
- Театральное представление.
Книга-юбиляр автора Б. Васильева «А зори здесь тихие...» Литературная гостиная
«Страницы дней, перебирая даты».
- Читательская
конференция «Великая Отечественная воина в художественной литературе и
краеведении».
- Военно-спортивный
праздник: «Ой, вы, добры молодцы!».
Межпредметные
недели
1
- Неделя русского
языка. «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!».
- Неделя истории.
(Отчизны верные сыны. )
- Неделя экологии
«Экология и мы».
- Биология,
география, химия. Устный журнал «Экологический бумеранг».
- Ин. яз., музыка,
ИЗО. «Летопись природы родного края».
2
- Неделя русского языка.
«Православные праздники».
- Неделя начальных
классов. Игра-викторина «Что за буквами спрятано».
3
- Неделя музыки. «Саратовский
фольклор».
- Неделя ИЗО.
«Творчество школьных умельцев».
- Неделя истории,
основы права. «История нашего края».
- Неделя химии,
биологии, географии. «Охранять природу - это значит охранять Родину».
4
- Неделя музыки. «Песнь могучая,
песнь раздольная».
- Неделя ИЗО.
«Пока дубрав размашист
круг,
Лугам потерян счет,
Пока на юг река Битюг
Из вечных недр
течет!».
- Неделя русского
языка и литературы, химии. «Он с нами легендарный Пушкин, и Ломоносов, и
Крылов...»
- Неделя
экологическая.
«Одним дарит
природа-мать
Не свет, а света
отраженье,
В других желает
увидать
Свое живое завершенье
Темы классных часов
и мероприятий
для учащихся 1-9 классов
/ класс
1. «История моего
имени и фамилии».
2. «Герб, флаг, гимн
России».
3. «Вот она, какая моя
Родина большая».
4. «Я - Россиянин».
2 класс
1. «История моей
улицы».
2. «Мои семейные
традиции»,
3. « Славные сыны
нашего Отечества».
3 класс
I. «История
моего посёлка Анисовский2.
2. «Духовное наследие
России».
3. «Мой Саратовский
край».
4. «Наши права и
обязанности».
4 класс
1. «Мои предки в труде
и бою»
2. «Обычаи и традиции
народов России»
3. «Дисциплина и
ответственность»
4. «Красота русской
природы»
5 класс
1. «Что значит любить
Родину?»
2. «Духовное наследие
России»
3. «Мой Саратовский
край»
4. «Наши права и
обязанности»
6 класс
1. «Защищать Родину -
это почетный долг».
2. «Отец, Отчизна,
Отечество».
3. «Литературное
наследие России».
4. «Праздники русского
народа».
7 класс
1. «Что значит быть
ответственным?»
2. «Праздники народов
России».
3. «Искусство России и
Саратовского края».
4. «Великая Отечественная
война на Саратовской земле».
8 класс
1. «Отстаивая свои права,
не забывай о правах других».
2. «Гражданин ли я
России?»
3. «Что мы знаем о
народах, населяющих Россию».
4. «Русские за
границей».
9 класс
1. «Обязанность, долг,
присяга».
2. «Я патриот своей
Родины?»
3. «Наши предки».
4. «Дети на защите
Отечества».
5. «Семейные праздники
и традиции».
10 класс
1. «Можно ли меня
назвать гражданином России?»
2. «Достижения русских
ученых и изобретателей».
3. «Мои замечательные
земляки».
4. «Памятные места
моего города».
// класс
1. «Кем я стану, кем
мне быть, чтобы Родине служить?»
2. «За что я люблю
Россию?»
3. «Народ и я - единая
семья».
4. «Чем я могу помочь,
тем, кто в моей помощи нуждается?»
Примерный план
месячника по патриотическому воспитанию «Я и отечество»
III
|
Содержание
|
Класс
|
Сроки
|
1
|
Классные часы
(тематические), посвященные истории России, Саратовского края: «Живи в веках
родной Саратов», «Поклонимся великим тем годам», «Жизнь замечательных людей».
|
5-6
7,8, 9,
|
|
2
|
Военно-патриотическая
экспедиция, посвященная Дню защитника Отечества (газетная галерея).
|
5-9
|
|
3
|
Викторина «Военная
биография города».
|
5-7
|
|
4
|
Экскурсии по
достопримечательным местам города, области.
|
5-9
|
в течение года
|
5
|
Конкурсы: рисунков,
посвященных Знаменательным датам; чтецов; военно-патриотические песни.
|
1-4,
5-8,
9
|
|
6
|
Праздники: «А ну-ка,
мальчики»; «А ну-ка, парни» (ко Дню защитника Отечества); День Победы.
|
1-4
5-8
9
|
|
Учебно-военно-спортивной
тематический план
программы «Сыны Отечества»
№ п/п
|
Тема занятия
|
Кол-во
часов
|
Форма
занятий
|
Результативность
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
1
|
посещение памятных
мест обороны Сталинграда: - Мамаева кургана; - музея-панорамы «Сталинградская
битва»; - Поля солдатской славы;
|
10ч
|
Экскурсии
|
Культивирование
высших идей, связанных с общественными ценностями, с существованием
и защитой Родины
|
|
2
|
Профессия - Родину
защищать: - история военной школы; - выбор военной профессии; - понятие о
воинских
|
5ч
|
Дискуссии,
тематические уроки
|
Воспитание социально-нравственных
норм (патриотизм, уважение к воинскому званию офицера России-
|
|
3
|
Физическая подготовка:
- метание гранаты; - бег на длинные дистанции; - бег по
пересеченной местности; - преодоление полосы препятствий;
- подтягивания; -
отжимания
|
10ч
|
Спортивные
мероприятия, соревнования
|
Укрепление физической
подготовки. Подготовка учащихся к еда нормативов
|
4
|
С| роевая
подготовка. Посещение воинской
части
|
12ч
|
Строевая подготовка
|
Подготовка учащихся
к неесьп-почетной вахты Посту К» 1
|
5
|
Несение почетной
нах-ты: -история ПостаМ 1;
- посещение музея
Поста X» 1
|
|
|
Формирование
преодолевать любые
трудности
|
б
|
Творческая работа
«След войны в моем доме»
|
4ч
|
1роекты, поисковая
работа, диспуты
|
Работа семьи
|
7
|
«Что значт быть
пат-риотом сегодня'.'»
|
1 ч
|
Диспут
|
Формирование
основных понят патриотизма чувства долга .
|
8
|
Новый закон о службе
в Вооруженных Силах
|
1 ч
|
Юридический
лекторий
|
Ознакомление
молодежи с законом
|
|
|
|
|
|
9
|
Медицинская подготовка:
- оказание первой медицинской помощи; - транспортировка «раненых»
|
2ч
|
Практикум
|
Навыки оказания
перкой медицинской
ПОМОЩИ
|
10
|
Радиационная, химическая, биологическая зашита
|
2ч
|
Практикум
|
Формирование умений
по истю. зованию средств индивидуальной зашиты
|
|
|
|
|
|
|
|
Продолжение табл.
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
Спортивный праздник
«Служу Отечеству!»
|
1 Ч
|
Соревнования
|
Проверка навыков общефизической,
медицинской,
строевой подготовки
|
|
«Колесо истории»
|
1 ч
|
Викторина
|
Коллективный
поиск решения трудных познавательных задач
|
|
Воспитание юных вол-гоградцев
на историко-патриотических традициях города: - личность и защита Отечества;
„ - что такое воля? мужество? героизм? - твои защитники, Волгоград; - наши
выпускники на службе Отечества; - мир памяти, мир сердца, мир души; -
о военной профессиональной ориентации молодежи в России.
|
9ч
|
лекторий
|
Развитие гражданского
сознания. Получение необходимых будущим защитникам Отечества знаний
|
|
Уроки Мужества
|
5
|
Уроки
|
Воспитание уважения
к ветеранам ВОВ, солдатам,
ВЫПОЛНЯЮЩИМ
ВОИНСКИЙ ДОЛГ
В
«горячих точках»
|
|
Встреча с ветеранами
ВОВ
|
1
|
Круглый стол
|
|
|
Спортивные праздники:
- «Бои неуловимых».
|
4
|
Соревнования
|
Подведение итогов и реализация
задач военно-спортивной программы
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.