Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалы«ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ »

«ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ »

Скачать материал

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Московской области

социально-технологический техникум

 

 

 

 

 

 «Роль преподобного Сергия Радонежского

в книжном наследии России»

                                                                                                                                     доклад: «ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ НА УРОКАХ  И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ »

 

Подготовила  мастер производственного                                                     обучения высшей категории                                                                                                   Ковальчук Галина Михайловна

 

 

г. Орехово-Зуево                                                                                                                                        2014 год

 

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями ряд принципиальных вопросов, от которых зависит будущее образования молодого поколения. Не смотря на гуманизацию современного образования, на увеличение предметов гуманитарного цикла, нравственное состояние общества продолжает падать, если сравнивать его с советской эпохой. В обществе снижается престиж таких понятий как патриотизм, самопожертвование, альтруизм, гуманизм, коллективизм. Современное образование пытается влиять на формирование мировоззрения учащихся, способствовать их духовному и нравственному развитию. И далеко ходить не надо, ведь русская педагогика оставила нам в наследство величайшее сокровище педагогической мысли, которое необходимо использовать для формирования в учениках нравственных качеств и ценностей. В связи с этим (я думаю) у многих педагогов вызывает интерес культурно-историческое наследие Древней Руси, такое наследие является фундаментом отечественной просветительской мысли, колыбелью тех обычаев и традиций, которые в течение многих веков составляли основу народного воспитания. Неотъемлемой частью этого наследия является духовно-нравственное учение Преподобного Сергия Радонежского - величайшего подвижника и просветителя 14 века.

Уже более семи столетий имя Сергия Радонежского в сознании русских людей неразрывно связано с делом созидания Отечества. Православная церковь причислила Преподобного к Лику святых. Он почитается как духовный наставник и просветитель, как искусный врачеватель и чудотворец, как самоотверженный подвижник и устроитель монастырей, как умиротворитель враждующих и заступник Земли Русской, благословивший ее на борьбу с татаро-монгольскими поработителями.

Жизнь преподобного Сергия Радонежского учит нас таким его качествам как  тихость, кротость слова, молчание, смирение, безгневие, простота, любовь равная ко всем. Эти качества распространились по всей Руси и поэтому основой духовно-нравственного наследия Сергия Радонежского являются такие идеи как:

Ø    идея гармонии между духовным миром человека и окружающей его средой в соответствии с идеалами православного вероучения;

Ø     идея преемственности в воспитании и образовании молодого поколения;

Ø     идея целостного и комплексного воспитания;

Ø     идея непрерывности воспитания;

Ø     идея общинного (соборного) воспитания;

Ø     идея гражданского воспитания, служения народу, Отечеству.

Духовное учение Преподобного Сергия Радонежского обладает мощным педагогическим потенциалом, который может эффективно использоваться в сфере современного образования.  Основными направлениями реализации педагогических идей Сергия Радонежского в сфере современного воспитания являются:

Ø    провозглашение духовно-нравственного воспитания центральной задачей педагогической работы в школе;

Ø    тесная взаимосвязь между классно-урочной, внеклассной и внешкольной формами педагогической работы;

Ø    комплексное использование идей и принципов духовного наследия Сергия Радонежского в учебной и во внеурочной деятельности педагогов и учащихся.

Я работаю мастером производственного обучения по профессиям швейного цикла и всегда привожу в пример то, что преподобный Сергий Радонежский сам ткал ткань, кроил и шил одежду для своих духовных братьев и то, что одежда эта была удобной, прочной, носилась долгое время, отдавая тепло его рук и согревая духовную братию. Это ли не пример для современных подростков? Всей своей жизнью святой являл современникам пример христианского благочестия, любви к людям, простоты, неприхотливости, скромности, трудолюбия. 

Также в своей работе (учебно-воспитательном процессе) много времени уделяю не только изготовлению изделий, но и творческим работам, творческим формам обучения – изготовлению изделий из лоскута, изделий с применением вышивки, бисероплетения. Начинаю занятия по выполнению этих работ с показа красочных  схем и рисунков, выполненных мной или учащимися. Важно в начале занятия рассказывать и об истории данного вида искусства, о его распространении у различных народов, о значимости этих работ для учащегося, педагога, учебного учреждения, города и т.д.. Это всегда интересно, а интерес на уроке – залог успешной работы учащихся. Наряду с индивидуальными заданиями широко применяю групповые и коллективные формы деятельности, благодаря которым подростки учатся решать трудовые проблемы сообща, сотрудничать в труде. Коллективный труд на уроке производственного  обучения создаёт благоприятные условия для того, чтобы учащийся почувствовал себя членом ученического коллектива, осознал свою неразрывную связь с ним. Такой труд даёт возможность ребёнку пережить удовлетворение от взаимопомощи и товарищества в работе, в  труде воспитываются трудолюбие, уважение к труду других людей. Формируются такие качества, как дисциплинированность, ответственность, инициатива, самостоятельность, стремление преодолевать трудности. Результатом творческой деятельности являются ежегодные выставки работ учащихся, которые в дальнейшем становятся экспонатами в музее творческих работ учащихся нашего лицея, участвуем мы и  в различных городских и районных конкурсах.

Совместная творческая и коллективная деятельность способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других. В процессе совместной деятельности на уроках технологии и производственного обучения учащиеся приобретают и совершенствуют опыт эстетического общения. Чем совершеннее общение на уроке, тем активнее протекает процесс взаимообмена знаниями и умениями, богаче становится эмоционально-интеллектуальный опыт каждого участника общения, что свидетельствует о реализации одной из идей Сергия Радонежского.

Нет ничего в нашей стране важнее, как научить ребят любить свое Отечество, свой город, край, учебное учреждение. Я уже несколько лет работаю над темой: «Храним память предков» и в связи с этим серьезное внимание уделяю в работе с учащимися воспитанию православной культуры – одной из составляющей духовно-нравственного наследия преподобного Сергия Радонежского. На уроках и внеурочное  время стараюсь развивать гражданско-патриотические, духовно-нравственные качества учащихся на основе личностно ориентированного, деятельного подхода. Примером могут быть такие мероприятия, как мастер-классы по изготовлению обрядовых  кукол и кукол-оберегов, ангелов-хранителей, классные часы по истории русского костюма, общелицейские мероприятия, посвященные Дню лицея, Дню Победы, Дню матери и т.д.. Проведение таких мероприятий способствует гармоничному, всестороннему развитию учащихся, яркому и плодотворному раскрытию их способностей, воспитывает патриотические чувства, любовь к историко-культурному наследию прошлого, что реализует один из важнейших заветов преподобного Сергия Радонежского.

Урок и внеурочная деятельность – это творчество, которое предполагает новизну, оригинальность. Умение правильно выбирать цели урока, внеклассного мероприятия, продумывать их содержание, определять взаимосвязь различных ситуации, выбирать приоритетные методы, приёмы, средства обучения, развития и воспитания, спрогнозировать конкретный результат занятия и внеклассных мероприятий. Прочная взаимосвязь между классно-урочной и внеклассной деятельностью учащихся придает целостному педагогическому процессу непрерывный характер, что также свидетельствует о реализации одной из важнейших идей Сергия Радонежского.

Как я уже отмечала выше, в своей работе использую различные формы учебных и внеклассных занятий. Вместе с традиционными формами учебных занятий я использую и нетрадиционные методы и формы уроков. Особое внимание в процессе обучения профессии и воспитательной работе уделяю использованию игровых технологий, технологии бригадной организации производственного обучения, технологии применения активных методов и др.

Сегодня внедрение различных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью учебного процесса, так как повышает эффективность обучения и качество знаний, придаёт уроку эмоциональную окрашенность, психологически облегчает процесс усвоения учебного материала, развивает познавательную активность учащихся. Компьютерные технологии использую в основном в домашних заданиях.  С применением данных технологий учащиеся могут самостоятельно готовить презентации к уроку при изучении той или иной темы, тем самым являясь активными участниками урока при повторении, закреплении или объяснении нового материала, также ребята могут участвовать и участвуют в городских, районных и областных научно-практических конференциях.

Полнота человеческого счастья, на мой взгляд, заключается в развитии всех творческих способностей и сил человека, в богатстве духовной жизни, в сознании величия того дела, которому отдаёшь свои силы. В отношениях детей в процессе урочной и внеурочной деятельности отражается уровень их моральной воспитанности, поэтому стараюсь делать всё возможное, чтобы жизнь детского коллектива была яркой, интересной, насыщенной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение к докладу;

 

     Выставка работ учащихся 2010 г.              Работа в стиле лоскутной мозаики – жилет.

                                                                      

 

 

 

 

Выставка работ

учащихся 2012г.

                                          

 

 

 

 

     Куклы, изготовленные                   учащимися к классному часу                                                                                  «Русский народный костюм

 

   Куклы-обереги и обрядовые куклы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунки для проведения мастер-класса «Мой ангел-хранитель»

«Как я представляю своего ангела-хранителя»

Работы ребят «Ангел – хранитель мой». Работа с фетром.

 

сканирование0016

Общелицейское мероприятие «И помнит мир спасенный»

 

IMG_1625

                       Общелицейское мероприятие, посвященное Дню матери

                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конкурс профмастерства

 

Наши экскурсии

 

 

 

 

 

 

 

 

    Дом Моды В.Зайцева                                          Выставочный зал г. Орехово-Зуево

На  выставке

А.Васильева                                 

                                                                                                                       В д. Петрищево

 

         

           

Поход выходного дня         

Список литературы:

1.                 А.Е. Какунин автореферат диссертации «Педагогическое наследие Сергия Радонежского»

2.                 Проторией Борис Балашов «Духовное наследие преподобного Сергия Радонежского»

3.                 С.В. Перевезенцев «Преподобный Сергий Радонежский»

4.                 Протрирей Игорь Лепешинский «Патриотизм без духовности не бывает»

5.                 Диакон Сергий Попкович доклад «Вневременное наследие преподобного Сергия Радонежского»

6.                 Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства, 14-17 вв. /Сост. Бабишина С.Д., Митюрова Б.Н. М., 1985.

7.                 В.С. Горячев  Слово о Русской школе. // Русский дом. 1998 №9.

8.                 Жития и творения русских святых. /Сост. С.Тимченко. М., 1993.

9.                 С.А. Нилус  Великое в малом. Сергиев Посад, 1992.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "«ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ »"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Менеджер спортивного клуба

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями ряд принципиальных вопросов, от которых зависит будущее образования молодого поколения. Не смотря на гуманизацию современного образования, на увеличение предметов гуманитарного цикла, нравственное состояние общества продолжает падать, если сравнивать его с советской эпохой. В обществе снижается престиж таких понятий как патриотизм, самопожертвование, альтруизм, гуманизм, коллективизм. Современное образование пытается влиять на формирование мировоззрения учащихся, способствовать их духовному и нравственному развитию. И далеко ходить не надо, ведь русская педагогика оставила нам в наследство величайшее сокровище педагогической мысли, которое необходимо использовать для формирования в учениках нравственных качеств и ценностей. В связи с этим (я думаю) у многих педагогов вызывает интерес культурно-историческое наследие Древней Руси, такое наследие является фундаментом отечественной просветительской мысли, колыбелью тех обычаев и традиций, которые в течение многих веков составляли основу народного воспитания. Неотъемлемой частью этого наследия является духовно-нравственное учение Преподобного Сергия Радонежского - величайшего подвижника и просветителя 14 века.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 790 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.12.2014 365
    • DOCX 5.3 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ковальчук Галина Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ковальчук Галина Михайловна
    Ковальчук Галина Михайловна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 6957
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 118 человек из 42 регионов

Курс повышения квалификации

Работа классного руководителя по организации взаимодействия семьи и школы

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 409 человек из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 527 человек

Курс повышения квалификации

Современные технологии профилактики зависимого поведения среди подростков и молодежи

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 111 человек

Курс профессиональной переподготовки

Тьюторское сопровождение в образовательных организациях

Тьютор

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 770 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 824 человека

Мини-курс

Психология обучения и развития детей: от садика до школы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Мини-курс

Управление проектами и стоимостная оценка в современном бизнесе

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологическая экспертиза в юридической сфере: теоретические аспекты

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе