Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыВоспитание духовно-нравственной сферы личности учащихся посредством изучения литературы в аспекте православной культуры.

Воспитание духовно-нравственной сферы личности учащихся посредством изучения литературы в аспекте православной культуры.

Скачать материал

Воспитание духовно-нравственной сферы личности учащихся

посредством изучения литературы в аспекте православной культуры.

Учитель МБОУ СОШ № 10 г. Коврова Ландихова Татьяна Ивановна.

 

Сеем рожь, а косим лебеду,

Постоянно ищем виноватых.

Строим рай, а вертимся в аду,

Узнавая в ближних супостата.

 

Словоблудьем залита земля,

Каждый норовит в евангелисты

И к кормушке, чтобы опосля

Самому свернуть с тропы тернистой.

 

Плоть ликует, дух уничижён,

Суета перечеркнула вечность,

И страну десницею чужой

Волокут куда-то на увечье.

 

Наши души от тоскливых дум,

Обессилев, примирились с ложью,

Потому и сеем лебеду,

Называя сеяное рожью.

                           (Иеромонах Роман)

 

 

 

 

 

 

                                                                                 Научить другого – значит преобразить его,

                                                                   открыть его самость для восприятия иного, другого, то есть

                                                                   совершить в нём религиозный акт. Учитель в школе

                                                                   будущего,  прежде всего, человек религиозного акта,                            

                                                                   глубинной внутренней жизни.

Ю. Коваль, русский писатель.

 

 

                  Духовность и нравственность существуют в неразрывном целостном единстве. Духовность связана со смыслом, назначением человека, его ценностными ориентирами, целями, воспитанием помыслов. Нравственность определяется качеством поведения человека, это то, как человек живёт и действует. Духовная сущность человека формируется через мировоззрение. Мировоззрение, как целостная картина мира, как основа миропонимания, и есть педагогический эквивалент духовности, то есть та её сторона, которая поддаётся педагогическому влиянию.

                      Необходимо учитывать богатейшее наследие православной культуры, накопленное за десять веков, и литература может способствовать этому в первую очередь. Поэтому определяю своей целью формирование у детей духовно-нравственной сферы личности посредством изучения литературы в аспекте православной культуры.           

                   Высота духовных идеалов, утверждаемых нашей классикой, признана во всём мире. Не могут оставаться в забвении духовно-созидательные, нравственные идеалы, идеалы русских писателей, природа которых христианская, православная.  В чём состоит духовная основа поэтики русской литературы?

                   Тема «Христианство и литература» стала в последнее время одной из признанных и ведущих в отечественном литературоведении. Речь идёт и о христианских мотивах в творчестве писателей-классиков, и о характерах героев, являющихся носителями православного сознания, и о диалогических отношениях писателей с Православной Церковью. Нужно учитывать и то обстоятельство, что связь писателя с религиозной святыней своего народа находится на генетическом уровне и проявляется не только в том, что он изображает в произведении, но и в том, как он видит мир. Эта связь не может не просматриваться в особенностях поэтики русской классической литературы, национальный облик которой формировался под мощным тысячелетним воздействием православно-христианских ценностей.

                   Мировая литература неоднократно пыталась и пытается переосмыслить евангельские события. На уроках литературы оправданным будет и трактовка произведений в аспекте православной культуры, и изучение произведений на христианскую тему, сопоставление их, например:

 

Изучаемое произведение

С какими произведениями можно сопоставить

М.Булгаков «Мастер и Маргарита» (ершалаимские главы)

·         Евангелие

·         Ю. Вяземский «Сладкие весенние баккуроты. Великий Понедельник»

·         Ф. Достоевский «Легенда о великом инквизиторе»

·         Л.Андреев «Иуда Искариот»

Б.Пастернак «Доктор Живаго» (стихотворения Юрия Живаго)

 

·         Евангелие (от Матфея.XXYI. 36-46)

·         М.Булгаков «Мастер и Маргарита» (ершалаимские главы)

 

Ф. Достоевский «Братья Карамазовы» (мотив мученичества, искушения Ивана Карамазова, Алёши Карамазова)

·         Евангелие (от Матфея.XXYI. 26-39; 4,4; 4,6; от Луки 4, 6-7; 4,8)

·         М. Лермонтов «Мцыри» (Алёша - Мцыри)

 

 

 

Христианские темы (мотивы)

 

 

 Изучаемые произведения, в которых нашли отражение христианские темы (мотивы)

Мученичества

ü  Ф. М. Достоевский «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание»

ü  Поэзия Н.А. Некрасова («Поэт и гражданин», «Безвестен я. Я с вами не стяжал…»)

Смерти и бессмертия

ü  М.Булгаков «Мастер и Маргарита» (ершалаимские главы)

ü  Ю. Вяземский «Сладкие весенние баккуроты. Великий Понедельник»

 

Предательства

 

 

 

 

ü  М.Булгаков «Мастер и Маргарита» (ершалаимские главы)

ü  Л.Андреев «Иуда Искариот»

ü  Ю. Вяземский «Сладкие весенние баккуроты. Великий Понедельник»

 

Греха (грехопадения)

ü  Ф. М. Достоевский «Братья Карамазовы»

ü  А.Н.Островский «Гроза»

ü  А.С.Пушкин, стихотворение «Напрасно я бегу к сионским высотам»

ü  Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

Странничества

ü  А.С.Пушкин, стихотворение «Странник»

ü  М.Ю.Лермонтов, стихотворение «Пророк»

ü  Н.С.Лесков «Очарованный странник»

ü  Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

Праведничества

ü  Н.С.Лесков «Очарованный странник»

ü  Н.С.Лесков «Соборяне»

ü  Н.С.Лесков «Запечатлённый ангел»

ü  Н.С.Лесков «Святочные рассказы»

ü  А.И.Солженицын «Матрёнин двор»

ü  В.Г.Распутин «Прощание с Матёрой»

Покаяния

ü  Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

ü  А.Т.Твардовский «По праву памяти»

ü  Ч.Айтматов «Плаха»

Веры и безверия

ü  А.С.Пушкин, стихотворения «Странник», «Дар напрасный, дар случайный...»

ü  А.С.Пушкин «Маленькие трагедии»

ü  А.С.Пушкин «Борис Годунов»

ü  Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

ü  И.С.Тургенев, стихотворения в прозе («Нищий», «Христос»)

 

                  Можно рассматривать, как развивается и преобразуется мотив в творчестве одного писателя или поэта (например, А.С.Пушкина):

 

«Странник»

 

«Маленькие трагедии»

 

«Борис Годунов»

Ø  мотив безверия 

 

Ø  тема безверия

 

Ø  трагедия безверия

 

 

«Медный всадник» и

«Капитанская дочка»

Ø  смирение и бунт (два типа поведения человека)

 

                    Высота духовных идеалов, утверждаемых нашей классикой, признана во всём мире. Не могут оставаться в забвении духовно-созидательные, нравственные идеалы, идеалы русских писателей, природа которых христианская, православная.  В чём состоит духовная основа поэтики русской литературы?

                     «Область поэзии бесконечна, как жизнь, - писал Л.Н.Толстой, - но все предметы поэзии предвечно распределены по известной иерархии, и смешение низших с высшими или принятие низшего за высший есть один из главных камней преткновения». Слово «предвечный» у Толстого означает, что в сознании русского писателя иерархия ценностей придумана не человеком, не художником и не человек в этом мире является мерою всех вещей, эта мера явлена нам свыше, её можно почувствовать в гармонии родной природы, родного языка. Например, А.С.Пушкин настаивал на постижении «высшего порядка вещей в окружающем мире», вслед за ним Н.В.Гоголь видел в писательском призвании Божественный дар. В изображении человеческих грехов, в обличении человеческой пошлости Гоголя нельзя назвать субъективным, он тяготеет к пророческому обличению, по мнению Ю.В.Лебедева.  Отличительной чертой русской литературы А.Н.Островский считал отрицание гордыни, отсюда свойственная всем нашим писателям-классикам «стыдливость художественной формы», в  которой у самого писателя – осознание вечной драмы земного существования, где всё завязывается, но ничего окончательно не развязывается, т.к.  нити развязок не в руках автора и героев.

 

Мотивы мученичества в романе

 Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы».

 

Актуальность этой темы объясняется тем, что такие предельные состояния человеческого естества в полной мере свойственны русскому человеку. Из мученичества богоставленности русские иноки возносились к Богу. Из осмысленного внутреннего страдания родилась религиозная философия. Страдание как непременное условие обретения истинного счастья – один из основных мотивов русской литературы, живописи, музыки.

Выясняем значение слова «мученичество» в светском и христианском (православном) понимании.

 

мученичество в светском понимании

мученичество в христианском понимании

Мученик – страдалец, тот, кто терпит какие-то муки, страдания, падающие на него, безмолвно.

Мученичество – пассивное смирение перед муками, страдание поневоле.

Мученик – свидетель, исповедник (перевод с греч. как «свидетель об истине страданиями за веру» (2 Мак. 6-7), тот, кто сам выбрал страдание (тот, кого выбрал Господь).

Мученичество – не пассивное смирение перед муками, а подвиг.

По православным канонам – Христос есть первый мученик и основоположник мученичества: «Я на то родился и на то пришёл в мир, чтобы свидетельствовать об истине» (Ин. 18, 37). Последующие мученики – подражатели подвига Христова.

 

При изучении романа «Братья Карамазовы» мотивы мученичества рассматриваем в трёх аспектах:

1)      мотивы мученичества в характере и поступках Дмитрия Карамазова (мирское понимание мученичества);

2)      Иван Карамазов как один из мучеников за идею (мученик с точки зрения христианства (преодолевает искушения) и с мирской позиции (муки от самого себя);

3)      Алёша Карамазов как воплощение христианского представления о мученичестве.

 

Задания для учащихся.

- Сопоставьте молитвы Мити Карамазова по дороге в Мокрое и Иисуса Христа в Гефсиманском саду.

·         «Отче мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф.26:39).

·         «Господи, прими меня во всём моём беззаконии, но не суди меня. Пропусти мимо без суда твоего…Не суди, потому что я сам осудил себя; не суди, потому что люблю тебя, Господи! Мерзок сам, а люблю тебя: во ад пошлёшь, и там любить буду и оттуда буду кричать, что люблю тебя во веки веков…Но дай и мне долюбить…здесь, теперь долюбить, всего пять часов до горячего луча твоего…Ибо люблю царицу души моей. Люблю и не могу не любить…Прощай и забудь твою жертву, не тревожь себя никогда! »

- Сопоставьте искушения Ивана Карамазова с искушениями Иисуса Христа.

(Результат работы можно оформить таблицей).

 

Искушения Иисуса Христа

Характер искушения

Искушения Ивана Карамазова

Постится и молится 40 дней в пустыне. «Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф.4,4).

Искушение голодом

Голод душевный.

 Если нет веры, куда идти? Зачем и за кем?

«…если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею» (Мф.4,6).

Искушение гордыней

Размышления Ивана в «Великом Инквизиторе». Пишет свой апокриф, основанный на домыслах. Чтобы его дописать, нужна гордыня. Так и не сможет победить гордыню, высокомерие, эгоизм.

Дьявол говорит Иисусу: «…Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твоё» (Лк.4,

6-7). Иисус отвечает: «…отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» (Лк.4,8).

Искушение верой

«Не верь, - ласково усмехнулся джентльмен. – Что за вера насилием?». Иван убеждает нечистого: «Ты воплощение меня самого, только одной, впрочем, моей стороны…моих мыслей и чувств, только самых гадких и глупых».

 

- Сопоставьте искушения Ивана Карамазова с искушениями Алёши Карамазова. Чей путь ведёт к Богу? Чей путь ближе писателю?

- Проследите эволюцию взглядов Алёши. Можно ли утверждать, что грехопадение героя – начало нового пути?

- В какой момент Алёша сближается с Иваном в своих сомнениях?

 

- Сопоставьте жизненные пути Алёши Карамазова и лермонтовского Мцыри. В чём наблюдается параллелизм событий?

(Наблюдения заносим в таблиц)у.

 

Алёша Карамазов

Мцыри

·         готовился стать монахом;

·         ушёл из монастыря навсегда;

·         «пошатнулся», услышав тлетворный дух, исходивший от мёртвого тела;

·         после случая с Зосимой прошло 3 дня;

·         грехопадение;

·         нисходит благодатное внутреннее спокойствие… «воскресение», выходит из греха (путь к Богу);

 

·         возвращается в монастырь.

·         готовился стать монахом;

·         ушёл из монастыря навсегда;

·         сразился с барсом (с самим собой), смерть барса – смерть его самого;

·         после схватки прошло 3 дня;

 

·         преодолевает испытания тела и духа;

·         нисходит благодатное внутреннее спокойствие…но отвернулся окончательно от монашеской жизни (путь от Бога);

·         возвращается в монастырь и умирает.

 

- На основании определения слова «мученичество» в разных аспектах (см. выше, прим. автора), биографических данных, высказываний писателя сделайте вывод о том, каково отношение писателя к мученичеству.

·         «Главная школа христианства – века бесчисленных страданий». (Ф. Достоевский).

·         «И не как мальчик я верую во Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла». (Ф. Достоевский).

·         Главный вопрос, «которым я мучился сознательно и бессознательно всю мою жизнь – существование Божие».

                                            (Ф. Достоевский в письме Аполлону Майкову, 18870г.).

·         «Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Таков закон нашей планеты, но это непосредственное сознание, чувствуемое житейским процессом, - есть такая великая радость, за которую можно заплатить годами страдания. Человек не родится для счастья. Человек заслуживает своё счастье и всегда страданием. Тут нет никакой несправедливости, ибо жизненное знание и сознание…приобретается с опытом pro и contra, которое нужно перетащить на себе». (Ф. Достоевский).

·         Позор на вас, отступники креста,

Гасители божественного света!

Но с нами Бог! Ура! Наш подвиг свят,

И за Христа кто жизнь отдать не рад!

                                          (Ф. Достоевский. Отрывок из стихотворения

                                          «На европейские события в 1854 году»).

·         Кто из героев наиболее близок писателю? Обоснуйте свой ответ.

 

Вывод.

Ф.М. Достоевский воспринимает мученичество по-христиански: мученичество – единственная дорога к Богу. Человек, не познавший страдания и сомнения, никогда не достигнет веры. (Эти взгляды писателя вспоминаем и при изучении романа «Преступление и наказание»)

Все герои в какой-то мере близки Достоевскому: Алёша – недостижимый идеал веры, Иван – Достоевский в период до каторги, Митя – его сущность, его страсти.

 

Наиболее известные произведения XX – начала XXI вв. на евангельскую тему (попытки художественного осмысления некоторых этапов жизни Иисуса Христа).

 

Автор, произведение

Осмысление евангельских событий, изображение Иисуса Христа

К.Р. (великий князь Константин Романов)

«Царь Иудейский» (1913)

Драма, ставившаяся только камерно. Иисус находится за сценой, Голгофу не видно из римских триклиниев без окон, но речи Прокулы, супруги Пилата, проникнуты состраданием и скорбью.

Д.С. Мережковский «Иисус неизвестный» (1934)

Иисус поступает, как велят не только канонические Евангелия, но и некоторые апокрифы, преображается на Ермоне, а не на Фаворе, чтобы не смущать обитателей римского лагеря.

Франсуа Мориак «Жизнь Иисуса» (1936)

Всеведущий Иисус не знает сомнений, преисполнен состраданием ко всем людям, эмоциональный рост юности растворяет в молитвах.

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» (1940)

Роман-перефраз Евангелия. Иешуа слаб, простодушен, непрактичен, наивен, не Богочеловек, а человекобог, остаётся одинок, словно сирота.

Никос Казандзакис «Последнее искушение» (1952)

Иисус беззащитен перед потоком образов из своей же жизни. Вся его жизнь сведена к одной напряжённой точке – молению в Гефсиманском саду.

Венедикт Ерофеев «Благовествование» (1961)

Только несколько страниц: обрывистая и вращающаяся на месте речь, пытающаяся артикулировать слова то Евангелия, то Ницше.

Генрик Панас «Евангелие от Иуды»(1973)

Иуда сумел стать эрудитом, может «померяться силами» с Иисусом.

Жозе Сарамаго «Евангелие от Иисуса» (1991)

Иисус слишком любит жизнь, и это язвит серьёзного человека Иуду. Иисус и Иуда как бы играют в роковые поддавки.

Норманн Мейлер «Евангелие от Сына Божия» (1997)

Иисус рассказывает, какие ставил задачи и с какими трудностями сталкивался на пути к победе с азартом популярного спортсмена.

Ю.П. Вяземский «Сладкие весенние баккуроты. Великий Понедельник» (2008)

Роман-искушение (авторское определение жанра). Выдержан такт по отношению к евангельским событиям. Ощущается живое присутствие Христа. Ученики рассказывают о деяниях Учителя, излагают притчи как воспоминания. Художественное осмысление евангельских событий.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Воспитание духовно-нравственной сферы личности учащихся посредством изучения литературы в аспекте православной культуры."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по связям с общественностью

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

        Тема «Христианство и литература» стала в последнее время одной из признанных и ведущих в отечественном литературоведении. Речь идёт и о христианских мотивах в творчестве писателей-классиков, и о характерах героев, являющихся носителями православного сознания, и о диалогических отношениях писателей с Православной Церковью.    Мировая литература неоднократно пыталась и пытается переосмыслить евангельские события. На уроках литературы оправданным будет и трактовка произведений в аспекте православной культуры, и изучение произведений на христианскую тему, сопоставление их.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 409 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Конспект урока для обучающихся с ОВЗ "Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнения"
  • Учебник: «Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
  • Тема: § 27 Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными
  • 06.10.2020
  • 467
  • 10
«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 320
    • DOCX 30.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ландихова Татьяна Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ландихова Татьяна Ивановна
    Ландихова Татьяна Ивановна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 9633
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 316 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 367 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 484 человека

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Мини-курс

Психологическая зрелость и стрессоустойчивость: основы развития личности и поддержки

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 217 человек из 57 регионов
  • Этот курс уже прошли 68 человек

Мини-курс

От романтизма к современности: шедевры и новаторство

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Самосовершенствование: шаги к личному росту и эмоциональному благополучию

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 259 человек из 61 региона
  • Этот курс уже прошли 73 человека