Воспитание
духовно-нравственной сферы личности учащихся
посредством
изучения литературы в аспекте православной культуры.
Учитель
МБОУ СОШ № 10 г. Коврова Ландихова Татьяна Ивановна.
Сеем рожь, а косим лебеду,
Постоянно ищем виноватых.
Строим рай, а вертимся в аду,
Узнавая в ближних супостата.
Словоблудьем залита земля,
Каждый норовит в евангелисты
И к кормушке, чтобы опосля
Самому свернуть с тропы тернистой.
Плоть ликует, дух уничижён,
Суета перечеркнула вечность,
И страну десницею чужой
Волокут куда-то на увечье.
Наши души от тоскливых дум,
Обессилев, примирились с ложью,
Потому и сеем лебеду,
Называя сеяное рожью.
(Иеромонах Роман)
Научить другого – значит преобразить его,
открыть его самость для восприятия иного, другого, то есть
совершить
в нём религиозный акт. Учитель в школе
будущего, прежде всего, человек религиозного акта,
глубинной внутренней жизни.
Ю. Коваль, русский
писатель.
Духовность и
нравственность существуют в неразрывном целостном единстве. Духовность связана
со смыслом, назначением человека, его ценностными ориентирами, целями,
воспитанием помыслов. Нравственность определяется качеством поведения человека,
это то, как человек живёт и действует. Духовная сущность человека формируется
через мировоззрение. Мировоззрение, как целостная картина мира, как основа
миропонимания, и есть педагогический эквивалент духовности, то есть та её
сторона, которая поддаётся педагогическому влиянию.
Необходимо
учитывать богатейшее наследие православной культуры, накопленное за десять
веков, и литература может способствовать этому в первую очередь. Поэтому
определяю своей целью формирование у детей духовно-нравственной сферы личности
посредством изучения литературы в аспекте православной культуры.
Высота духовных идеалов, утверждаемых нашей классикой, признана во всём мире.
Не могут оставаться в забвении духовно-созидательные, нравственные идеалы,
идеалы русских писателей, природа которых христианская, православная. В чём
состоит духовная основа поэтики русской литературы?
Тема «Христианство и литература» стала в последнее время одной из признанных и
ведущих в отечественном литературоведении. Речь идёт и о христианских мотивах в
творчестве писателей-классиков, и о характерах героев, являющихся носителями
православного сознания, и о диалогических отношениях писателей с Православной
Церковью. Нужно учитывать и то обстоятельство, что связь писателя с религиозной
святыней своего народа находится на генетическом уровне и проявляется не только
в том, что он изображает в произведении, но и в том, как он видит мир. Эта
связь не может не просматриваться в особенностях поэтики русской классической
литературы, национальный облик которой формировался под мощным тысячелетним
воздействием православно-христианских ценностей.
Мировая литература неоднократно пыталась и пытается переосмыслить евангельские
события. На уроках литературы оправданным будет и трактовка произведений в
аспекте православной культуры, и изучение произведений на христианскую тему,
сопоставление их, например:
Изучаемое произведение
|
С какими произведениями можно сопоставить
|
М.Булгаков
«Мастер и Маргарита» (ершалаимские главы)
|
·
Евангелие
·
Ю.
Вяземский «Сладкие весенние баккуроты. Великий Понедельник»
·
Ф.
Достоевский «Легенда о великом инквизиторе»
·
Л.Андреев
«Иуда Искариот»
|
Б.Пастернак
«Доктор Живаго» (стихотворения Юрия Живаго)
|
·
Евангелие
(от Матфея.XXYI. 36-46)
·
М.Булгаков
«Мастер и Маргарита» (ершалаимские главы)
|
Ф.
Достоевский «Братья Карамазовы» (мотив мученичества, искушения Ивана
Карамазова, Алёши Карамазова)
|
·
Евангелие
(от Матфея.XXYI. 26-39;
4,4; 4,6; от Луки 4, 6-7; 4,8)
·
М.
Лермонтов «Мцыри» (Алёша - Мцыри)
|
Христианские
темы (мотивы)
|
Изучаемые
произведения, в которых нашли отражение христианские темы (мотивы)
|
Мученичества
|
ü Ф. М.
Достоевский «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание»
ü Поэзия Н.А.
Некрасова («Поэт и гражданин», «Безвестен я. Я с вами не стяжал…»)
|
Смерти и бессмертия
|
ü М.Булгаков
«Мастер и Маргарита» (ершалаимские главы)
ü Ю.
Вяземский «Сладкие весенние баккуроты. Великий Понедельник»
|
Предательства
|
ü М.Булгаков
«Мастер и Маргарита» (ершалаимские главы)
ü Л.Андреев
«Иуда Искариот»
ü Ю.
Вяземский «Сладкие весенние баккуроты. Великий Понедельник»
|
Греха (грехопадения)
|
ü Ф. М.
Достоевский «Братья Карамазовы»
ü А.Н.Островский
«Гроза»
ü А.С.Пушкин,
стихотворение «Напрасно я бегу к сионским высотам»
ü Н.А.Некрасов
«Кому на Руси жить хорошо»
|
Странничества
|
ü А.С.Пушкин,
стихотворение «Странник»
ü М.Ю.Лермонтов,
стихотворение «Пророк»
ü Н.С.Лесков
«Очарованный странник»
ü Н.А.Некрасов
«Кому на Руси жить хорошо»
|
Праведничества
|
ü Н.С.Лесков
«Очарованный странник»
ü Н.С.Лесков
«Соборяне»
ü Н.С.Лесков
«Запечатлённый ангел»
ü Н.С.Лесков
«Святочные рассказы»
ü А.И.Солженицын
«Матрёнин двор»
ü В.Г.Распутин
«Прощание с Матёрой»
|
Покаяния
|
ü Ф.М.Достоевский
«Преступление и наказание»
ü А.Т.Твардовский
«По праву памяти»
ü Ч.Айтматов
«Плаха»
|
Веры и безверия
|
ü А.С.Пушкин,
стихотворения «Странник», «Дар напрасный, дар случайный...»
ü А.С.Пушкин «Маленькие трагедии»
ü А.С.Пушкин
«Борис
Годунов»
ü Ф.М.Достоевский
«Преступление и наказание»
ü И.С.Тургенев,
стихотворения в прозе («Нищий», «Христос»)
|
Можно
рассматривать, как развивается и преобразуется мотив в творчестве одного
писателя или поэта (например, А.С.Пушкина):
«Странник»
«Маленькие трагедии»
«Борис Годунов»
|
Ø
мотив безверия
Ø
тема безверия
Ø
трагедия
безверия
|
«Медный всадник» и
«Капитанская дочка»
|
Ø
смирение
и бунт (два типа поведения человека)
|
Высота духовных идеалов, утверждаемых нашей классикой, признана во всём мире.
Не могут оставаться в забвении духовно-созидательные, нравственные идеалы,
идеалы русских писателей, природа которых христианская, православная. В чём
состоит духовная основа поэтики русской литературы?
«Область поэзии бесконечна, как жизнь, - писал Л.Н.Толстой, - но все предметы
поэзии предвечно распределены по известной иерархии, и смешение низших с
высшими или принятие низшего за высший есть один из главных камней
преткновения». Слово «предвечный» у Толстого означает, что в сознании русского
писателя иерархия ценностей придумана не человеком, не художником и не человек
в этом мире является мерою всех вещей, эта мера явлена нам свыше, её можно
почувствовать в гармонии родной природы, родного языка. Например, А.С.Пушкин
настаивал на постижении «высшего порядка вещей в окружающем мире», вслед за ним
Н.В.Гоголь видел в писательском призвании Божественный дар. В изображении
человеческих грехов, в обличении человеческой пошлости Гоголя нельзя назвать
субъективным, он тяготеет к пророческому обличению, по мнению Ю.В.Лебедева.
Отличительной чертой русской литературы А.Н.Островский считал отрицание
гордыни, отсюда свойственная всем нашим писателям-классикам «стыдливость
художественной формы», в которой у самого писателя – осознание вечной драмы
земного существования, где всё завязывается, но ничего окончательно не
развязывается, т.к. нити развязок не в руках автора и героев.
Мотивы
мученичества в романе
Ф.М.
Достоевского «Братья Карамазовы».
Актуальность
этой темы объясняется тем, что такие предельные состояния человеческого
естества в полной мере свойственны русскому человеку. Из мученичества
богоставленности русские иноки возносились к Богу. Из осмысленного внутреннего
страдания родилась религиозная философия. Страдание как непременное условие
обретения истинного счастья – один из основных мотивов русской литературы,
живописи, музыки.
Выясняем
значение слова «мученичество» в светском и христианском (православном)
понимании.
мученичество в светском понимании
|
мученичество в христианском понимании
|
Мученик –
страдалец, тот, кто терпит какие-то муки, страдания, падающие на него,
безмолвно.
Мученичество –
пассивное смирение перед муками, страдание поневоле.
|
Мученик –
свидетель, исповедник (перевод с греч. как «свидетель об истине страданиями
за веру» (2 Мак. 6-7), тот, кто сам выбрал страдание (тот, кого
выбрал Господь).
Мученичество – не
пассивное смирение перед муками, а подвиг.
По
православным канонам – Христос есть первый мученик и основоположник
мученичества: «Я на то родился и на то пришёл в мир, чтобы свидетельствовать
об истине» (Ин. 18, 37). Последующие мученики – подражатели подвига Христова.
|
При
изучении романа «Братья Карамазовы» мотивы мученичества рассматриваем в трёх
аспектах:
1) мотивы
мученичества в характере и поступках Дмитрия Карамазова (мирское понимание
мученичества);
2) Иван
Карамазов как один из мучеников за идею (мученик с точки зрения христианства
(преодолевает искушения) и с мирской позиции (муки от самого себя);
3) Алёша
Карамазов как воплощение христианского представления о мученичестве.
Задания
для учащихся.
- Сопоставьте
молитвы Мити Карамазова по дороге в Мокрое и Иисуса Христа в Гефсиманском саду.
·
«Отче
мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты»
(Мф.26:39).
·
«Господи,
прими меня во всём моём беззаконии, но не суди меня. Пропусти мимо без суда
твоего…Не суди, потому что я сам осудил себя; не суди, потому что люблю тебя,
Господи! Мерзок сам, а люблю тебя: во ад пошлёшь, и там любить буду и оттуда
буду кричать, что люблю тебя во веки веков…Но дай и мне долюбить…здесь, теперь
долюбить, всего пять часов до горячего луча твоего…Ибо люблю царицу души моей.
Люблю и не могу не любить…Прощай и забудь твою жертву, не тревожь себя никогда!
»
- Сопоставьте
искушения Ивана Карамазова с искушениями Иисуса Христа.
(Результат работы можно оформить
таблицей).
Искушения Иисуса Христа
|
Характер искушения
|
Искушения Ивана Карамазова
|
Постится
и молится 40 дней в пустыне. «Не хлебом единым будет жить человек, но всяким
словом, исходящим из уст Божиих» (Мф.4,4).
|
Искушение
голодом
|
Голод
душевный.
Если
нет веры, куда идти? Зачем и за кем?
|
«…если
Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и
на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею» (Мф.4,6).
|
Искушение
гордыней
|
Размышления
Ивана в «Великом Инквизиторе». Пишет свой апокриф, основанный на домыслах.
Чтобы его дописать, нужна гордыня. Так и не сможет победить гордыню,
высокомерие, эгоизм.
|
Дьявол
говорит Иисусу: «…Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо
она предана мне, и я, кому хочу, даю её; итак, если Ты поклонишься мне, то
всё будет Твоё» (Лк.4,
6-7).
Иисус отвечает: «…отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему
поклоняйся, и Ему одному служи» (Лк.4,8).
|
Искушение
верой
|
«Не
верь, - ласково усмехнулся джентльмен. – Что за вера насилием?». Иван
убеждает нечистого: «Ты воплощение меня самого, только одной, впрочем, моей
стороны…моих мыслей и чувств, только самых гадких и глупых».
|
- Сопоставьте
искушения Ивана Карамазова с искушениями Алёши Карамазова. Чей путь ведёт к
Богу? Чей путь ближе писателю?
- Проследите
эволюцию взглядов Алёши. Можно ли утверждать, что грехопадение героя – начало
нового пути?
- В какой момент
Алёша сближается с Иваном в своих сомнениях?
- Сопоставьте
жизненные пути Алёши Карамазова и лермонтовского Мцыри. В чём наблюдается
параллелизм событий?
(Наблюдения
заносим в таблиц)у.
Алёша Карамазов
|
Мцыри
|
·
готовился
стать монахом;
·
ушёл
из монастыря навсегда;
·
«пошатнулся»,
услышав тлетворный дух, исходивший от мёртвого тела;
·
после
случая с Зосимой прошло 3 дня;
·
грехопадение;
·
нисходит
благодатное внутреннее спокойствие… «воскресение», выходит из греха (путь
к Богу);
·
возвращается
в монастырь.
|
·
готовился
стать монахом;
·
ушёл
из монастыря навсегда;
·
сразился
с барсом (с самим собой), смерть барса – смерть его самого;
·
после
схватки прошло 3 дня;
·
преодолевает
испытания тела и духа;
·
нисходит
благодатное внутреннее спокойствие…но отвернулся окончательно от монашеской
жизни (путь от Бога);
·
возвращается
в монастырь и умирает.
|
- На основании
определения слова «мученичество» в разных аспектах (см. выше, прим. автора),
биографических данных, высказываний писателя сделайте вывод о том, каково
отношение писателя к мученичеству.
·
«Главная
школа христианства – века бесчисленных страданий». (Ф. Достоевский).
·
«И
не как мальчик я верую во Христа и Его исповедую, а через большое горнило
сомнений моя осанна прошла». (Ф. Достоевский).
·
Главный
вопрос, «которым я мучился сознательно и бессознательно всю мою жизнь –
существование Божие».
(Ф. Достоевский в письме Аполлону Майкову, 18870г.).
·
«Нет
счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Таков закон нашей планеты,
но это непосредственное сознание, чувствуемое житейским процессом, - есть такая
великая радость, за которую можно заплатить годами страдания. Человек не
родится для счастья. Человек заслуживает своё счастье и всегда страданием. Тут
нет никакой несправедливости, ибо жизненное знание и сознание…приобретается с
опытом pro и contra, которое
нужно перетащить на себе». (Ф. Достоевский).
·
Позор
на вас, отступники креста,
Гасители
божественного света!
Но с нами
Бог! Ура! Наш подвиг свят,
И за
Христа кто жизнь отдать не рад!
(Ф. Достоевский. Отрывок из стихотворения
«На европейские события в 1854 году»).
·
Кто
из героев наиболее близок писателю? Обоснуйте свой ответ.
Вывод.
Ф.М.
Достоевский воспринимает мученичество по-христиански: мученичество –
единственная дорога к Богу. Человек, не познавший страдания и сомнения, никогда
не достигнет веры. (Эти взгляды писателя вспоминаем и при изучении романа
«Преступление и наказание»)
Все
герои в какой-то мере близки Достоевскому: Алёша – недостижимый идеал веры,
Иван – Достоевский в период до каторги, Митя – его сущность, его страсти.
Наиболее
известные произведения XX – начала XXI вв. на
евангельскую тему (попытки художественного осмысления некоторых этапов жизни
Иисуса Христа).
Автор, произведение
|
Осмысление евангельских событий, изображение Иисуса
Христа
|
К.Р.
(великий князь Константин Романов)
«Царь
Иудейский» (1913)
|
Драма,
ставившаяся только камерно. Иисус находится за сценой, Голгофу не видно из
римских триклиниев без окон, но речи Прокулы, супруги Пилата, проникнуты
состраданием и скорбью.
|
Д.С.
Мережковский «Иисус неизвестный» (1934)
|
Иисус
поступает, как велят не только канонические Евангелия, но и некоторые
апокрифы, преображается на Ермоне, а не на Фаворе, чтобы не смущать
обитателей римского лагеря.
|
Франсуа
Мориак «Жизнь Иисуса» (1936)
|
Всеведущий
Иисус не знает сомнений, преисполнен состраданием ко всем людям,
эмоциональный рост юности растворяет в молитвах.
|
М.А. Булгаков
«Мастер и Маргарита» (1940)
|
Роман-перефраз
Евангелия. Иешуа слаб, простодушен, непрактичен, наивен, не Богочеловек, а
человекобог, остаётся одинок, словно сирота.
|
Никос
Казандзакис «Последнее искушение» (1952)
|
Иисус
беззащитен перед потоком образов из своей же жизни. Вся его жизнь сведена к
одной напряжённой точке – молению в Гефсиманском саду.
|
Венедикт
Ерофеев «Благовествование» (1961)
|
Только
несколько страниц: обрывистая и вращающаяся на месте речь, пытающаяся
артикулировать слова то Евангелия, то Ницше.
|
Генрик
Панас «Евангелие от Иуды»(1973)
|
Иуда
сумел стать эрудитом, может «померяться силами» с Иисусом.
|
Жозе
Сарамаго «Евангелие от Иисуса» (1991)
|
Иисус
слишком любит жизнь, и это язвит серьёзного человека Иуду. Иисус и Иуда как
бы играют в роковые поддавки.
|
Норманн
Мейлер «Евангелие от Сына Божия» (1997)
|
Иисус
рассказывает, какие ставил задачи и с какими трудностями сталкивался на пути
к победе с азартом популярного спортсмена.
|
Ю.П.
Вяземский «Сладкие весенние баккуроты. Великий Понедельник» (2008)
|
Роман-искушение
(авторское определение жанра). Выдержан такт по отношению к
евангельским событиям. Ощущается живое присутствие Христа. Ученики
рассказывают о деяниях Учителя, излагают притчи как воспоминания.
Художественное осмысление евангельских событий.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.