Инфоурок Русский язык Другие методич. материалы«Восхищение подвигом защитников Отечества в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино». (к 200-летию Бородинской битвы)»

«Восхищение подвигом защитников Отечества в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино». (к 200-летию Бородинской битвы)»

Скачать материал

Тема урока:

«Восхищение подвигом защитников Отечества

в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино».

(к 200-летию Бородинской битвы)»

Цели:

Ø    познакомить учащихся с биографическими сведениями о М.Ю. Лермонтове;

Ø    познакомить с историческим прошлым народа и, прививая интерес к истории, подготовить учащихся к эмоциональному и глубокому восприятию стихотворения «Бородино»;

Ø    при осмыслении текста стихотворения  «Бородино» раскрыть патриотические чувства автора, его восхищение подвигом народа в войне 1812 года; подчеркнуть изобразительность языка; развивать умение выделять главное, передавать голосом чувства и настроение рассказчика;

Ø    использовать богатые возможности произведения для воспитания учащихся в духе патриотизма.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация;

Неотъемлемыми качествами русского

народа являются бодрость, смелость,

находчивость, трудолюбие, мудрость,

героизм в борьбе с иноземными

захватчиками.

Белинский В. Г.

А главное всё-таки: люби, люби и люби

свое отечество. Ибо любовь эта даст тебе

силу, и всё остальное без труда совершишь.

Салтыков-Щедрин М. Е.

Слайд 1

1.                 Вступительное слово учителя:

Сегодня у нас не обычный урок литературы, а, скорее, урок литературно-исторический.

Во все времена, ребята, почётной обязанностью мужчин была защита родной земли. Народ прославлял своих защитников, слагал о них песни, былины. На картине Василия Михайловича Васнецова «Богатыри» вы видите трёх богатырей, которые, находясь в дозоре, оберегают свою землю и готовы защитить её от врагов. Во многих сражениях они проявили свою богатырскую силу, были настоящими защитниками своего Отечества.

Земля русская знала много войн. А две из них, когда на защиту родной земли вставал весь народ, названы Отечественными. Какие вы знаете Отечественные войны? (1941-1945 гг.)

Сегодня на уроке мы будем говорить о событиях двухсотлетней давности, об Отечественной войне 1812 года.

Слайд 2

2.                 Сообщение темы и целей урока

Мы  познакомимся с замечательным стихотворением Михаила Юрьевича Лермонтова, в котором поэт описал события боя около русской деревни Бородино.  Бой этот получил в истории название Бородинский бой.

Итак, ребята, тема нашего урока - восхищение подвигом защитников Отечества

в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино».

На уроке вы узнаете о великом русском поэте М.Ю.Лермонтове, получите исторические знания о войне 1812 года, обогатите свой словарный запас, будете учиться выразительному чтению стихотворного текста.

3.                 Сообщение новых знаний

Слайд 3

Учитель: 200 лет назад, к 1812 году, император Франции Наполеон I подчинил своему влиянию почти все страны Европы и решил покорить Россию. Наполеон планировал быстро закончить войну.Он хотел поразить русскую армии в одном или двух сражениях и заставить русских принять его условия.

Подробнее об этих событиях нам расскажет подготовленная группа «историков».

а) Выступление группы историков (сведения о Наполеоне и войне 1812 г., сопровождающиеся демонстрацией слайдов)

1ученик

Слайд 4

Ночью 24 июня 1812 года по четырём наведённым  мостам началась переправа французских войск через  пограничную реку Неман. Переправившись за 4 дня, французская армия стала продвигаться к Москве.

Слайд 5

Наполеон говорил: «Если я возьму Киев, я буду держать Россию за ноги; если я захвачу Петербург, я возьму Россию за голову; если я возьму Москву, я поражу Россию в самое сердце».

Слайд 6

26 августа (7 сентября) у деревни Бородино 

(в 125  км западнее Москвы) произошло крупнейшее сражение 1812 года между русской и французской армиями. После кровопролитной 12-ти часовой битвы победить не удалось ни одной, ни другой. В обеих армиях было много убитых и раненых.

2 ученик

Слайд 7

Русской армией командовал Михаил Илларионович Кутузов.

 

Слайд 8

Через несколько дней в деревне Фили у Кутузова состоялось совещание о дальнейшем плане действий. Большинство генералов высказались за новое сражение. Кутузов прервал заседание и приказал отступать, для того чтобы сохранить армию.

Слайд 9

Москву пришлось оставить врагу. Москвичи с семьями покидали город.

 

Слайд 10

 Вечером 14 сентября в опустевшую Москву вступил Наполеон. Французы вошли в древнюю столицу, но не чувствовали себя победителями.

 

Слайд 11

Уже ночью того же дня город был охвачен пожаром, и Наполеон был вынужден покинуть Кремль. Пожар бушевал несколько дней и уничтожил большую часть города.

 

Слайд 12

Около 400 москвичей были расстреляны французским военно-полевым судом по подозрению в поджогах.

 

3 ученик. Слайд 13

В Москве Наполеон оказался в западне. Зимовать в разорённом пожаром городе было невозможно: французским солдатам не хватало продовольствия, они перестали подчиняться своим командирам. Находясь в пустой Москве, Наполеон предпринял три попытки заключить мир с русскими, но ответа от русского императора Александра I Наполеон не дождался. Тогда Наполеон решает покинуть Москву. Началось отступление его армии из России.

Слайд 14

Кутузов вынудил Наполеона отступать по той дороге, по которой французская армия шла на Москву. Это была разорённая войной Смоленская дорога. Сильные морозы истребляли ослабленных голодом французов.

Слайд 15

На защиту отечества поднялся весь русский народ. Были организованы партизанские отряды, которые вместе с русской армией били французов, преследовали их, изгоняя с родной земли.

Слайд 16

Наполеон покинул свою армию и отправился в Париж набирать новых солдат, взамен погибших в России. От многотысячной французской армии, вошедшей в Россию с императором, через полгода осталось совсем мало.

Слайд 17

Отечественная война 1812 года завершилась практически полным уничтожением вторгнувшейся Великой Армии Наполеона.

 

Слайд 18

Учитель: крах наполеоновской армии потряс и удивил весь мир, все восхищались победой русских.  И ещё долгие годы после этих знаменательных событий тема войны 1812 года была на устах многих людей.

Обратите внимание на портрет молодого человека в военной форме. Это Михаил Юрьевич Лермонтов.

б) Чтение статьи о М.Ю. Лермонтове в учебнике

- Что вы узнали о Лермонтове?

Учитель: в связи с 25-летием Отечественной войны 1812 года М.Ю. Лермонтов обратился к теме Бородинской битвы.

Слайд 19

В стихотворении рассказ ведётся от имени старого солдата, участника битвы, который точно воссоздаёт важнейшие эпизоды сражения. Лермонтов правдиво показал мужество и стойкость участников боя, их пламенный патриотизм, беззаветную преданность Родине. Михаил Юрьевич Лермонтов, отлично представляя себе расположение войск на Бородинском поле и зная ход событий, точно воспроизвёл важнейшие эпизоды исторической битвы.

А теперь, ребята, из легендарного исторического прошлого мы вернёмся к литературному произведению, прослушаем стихотворение «Бородино» в художественном исполнении. Послушав, подумайте, какое чувство особенно сильно выразил Лермонтов в этом стихотворении.

Слайды 20 - 46

в) Прослушивание стихотворения «Бородино» в художественном исполнении (в формате mp3) c демонстрацией слайдов к каждой строфе.

 

Учитель: - Какое чувство особенно сильно выразил Лермонтов в этом стихотворении? (восхищение героизмом солдат)

Слайд 46 Физкультминутка (выполняется под «Бородинский марш» Апостолова (запись 1962г.) из альбома «1812. Старинные военные марши и песни» в исполнении Отдельного показательного оркестра Минобороны СССР).

Настроение у нас теперь бодрое, и мы, ребята, постараемся сейчас сами выразительно прочитать стихотворение «Бородино», осмыслить его, познакомиться с новыми словами.

Мы, ребята, будем читать это стихотворение по строфам. А что такое строфа?

Так как к следующему уроку нам нужно подготовить выразительное чтение стихотворения, сегодня на уроке мы будем осмысливать прочитанное и определять задачу чтения каждой строфы. 

г) Обучение выразительному чтению стихотворения «Бородино»

Чтение стихотворения - 14 строф

(ученики читают по строфе)

Беседа по содержанию каждой строфы.

Комментарий учителя.

- Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

- Каким по цели высказывания является первое предложение? (вопросительным).

 А как вы поняли, ребята, кто кого

спрашивает? (не племянник спрашивает своего дядю о сражении, а молодой солдат –  ветерана, участника этой великой битвы).

С каким чувством нам нужно читать слова молодого человека? (с гордостью).

Давайте прочитаем эту строфу ещё раз.

- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

– Как старый солдат называет героев своего поколения? (богатыри)

Почему он так их называет? (сильные люди, которые защищали свою Родину)

– Как вы понимаете выражения: «Плохая им досталась доля», «Немногие  вернулись с поля»? (пришлось воевать, погибли).

С какой интонацией необходимо читать эти строки? (с упрёком молодому поколению и сожалением о погибших товарищах).

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
"Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?"

Учитель: – Французов было в два раза  больше, поэтому  русские войска  вынуждены были  отступать.

Зимние квартиры - расположение войск на отдых на всю зиму в домах мирных жителей.

– Почему ворчали старики?  (хотели сражаться, чтобы победить врага).

Недовольство солдат мы должны передать интонацией. Прочитайте строфу ещё раз.

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.

 

– Что построили солдаты на поле? (редут). Учащимся предлагается сказать значение этого слова (редут демонстрируется на слайде).

Слайд 48

– Как вы понимаете выражение «у наших ушки на макушке»? (не спят, в любой момент готовы принять бой).

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

- Какое настроение было у солдата в ожидании  сражения?

(боевое, с иронией он относится к французу, называя его «мусью» -  испорченное французское слово, означающее «господин» - monsieur).

- Меняется ли это настроение к концу строфы? (да)

– Как вы понимаете  выражение «Уж мы пойдём ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою!»?

(напролом пойдут русские солдаты, готовые отдать жизнь за свою родину). Передайте это в чтении.

Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
"Пора добраться до картечи!"
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.

Учитель: медленно тянется время, и ожидание боя становится томительным. Солдатам не терпится сразиться с врагом. В голосе – недовольство.

- Прочитайте сноску, что обозначает слово картечь.

Слайд 49

 

Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

Слайд 50

- Как автор передаёт настроение русских солдат и французов накануне сражения? (у врагов до рассвета не умолкали песни и шумные споры, там уже праздновали победу. Русские же спокойно и серьёзно готовились к бою).

- Прочитайте сноски, что обозначают слова лафет, бивак  и кивер.

Слайды 51,52

 

 

И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражён булатом,
Он спит в земле сырой.

Слайд 53

Слайд 54

Учитель: начался бой, «сверкнул за строем строй»… и тут появляется новое лицо – полковник.  Как солдат относится к полковнику? (с уважением: слуга царю, отец солдатам)

- Как вы понимаете слово хват? (в толковом словаре В. Даля «хват» - молодец, удалец, бойкий, ловкий, расторопный).

Булат (устаревшее слово) -  меч, клинок, кинжал и т.п. из очень прочной  стали. - Как нужно читать первые строки (бодро, решительно).

А с каким чувством нужно читать последние 2 строки, где говорится о гибели полковника? (с сожалением, с понижающейся интонацией).

Прочитайте ещё раз эту строфу.

И молвил он, сверкнув очами:
"Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!"
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

- К чему призвал полковник своих солдат перед боем? (защищать свою землю, не жалея жизни, до последней капли крови).

Учитель: В  призыве полковника соединились высокая мысль и горячее чувство патриотизма. Прочитать эти слова, ребята, нужно торжественно и вместе с тем задушевно, искренне, горячо.

Полковник своей жизнью и смертью доказал любовь к родине.

Прочитайте ещё раз эту строфу.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нам,
Все побывали тут.

Слайд 56

Учитель: начался бой. Как вы понимаете выражение «французы двинулись, как тучи»? (их было очень много).

Посмотрите на сладах, кто такие драгуны и уланы.

 

Слайд 55

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Слайд 57

Учитель: русские войска, неся огромные потери, с честью исполняли свой долг. Один из участников сражения вспоминал: «Под Бородиным мы сошлись и стали колоться. Колемся час, колемся два… устали, руки опустились! И мы, и французы друг друга не трогаем, ходим как бараны! Которая-нибудь сторона отдохнет и ну опять колоться. Колемся, колемся, колемся! Часа, почитай, три на одном месте кололись!»

- Как мы можем при чтении передать напряжение и тяжесть боя?

Прочитайте ещё раз эту строфу.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась - как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...

- Как вы понимаете слова «рукопашный бой»? (ближний ручной бой).

Учитель: в XIX в. в рукопашном бою использовались штыки, пики, сабли, тесаки и др. виды холодного оружия, а также ружейные приклады.

Один из участников вспоминал: «С безумной отвагой наступал неприятель на наши батареи; залитые целыми потоками крови, переходили они к неприятелю, вновь нами отбивались — и так несколько раз. Грохот тысячи орудий, ружейная пальба — все это слилось в один непрерывный гул; сознание терялось, все чувства притупились; гул уж не слышен; наступает состояние, которое невозможно описать, как будто уж ничего не чувствуешь; является сомнение: да жив ли ты?»

Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...
Вот затрещали барабаны -
И отступили басурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.

- Как вы понимаете слово басурманы?

(Басурманы (устаревшее слово) - люди иной веры (обычно мусульманин). 2) Употреблялось иногда как бранное слово).

Учитель: в чтении этой строфы нужно выразить два чувства: гордость за русских солдат и скорбь о погибших. Потери российской армии были слишком велики: около 40 тыс. человек убитыми и ранеными, из них 27 генералов. Потери французов были примерно такими же: не менее 40 тыс. убитыми и ранеными, из них 49 генералов.

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри - не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!

Учитель: вы заметили, наверное, что эта последняя строфа почти повторяет 2-ю строфу. Почему? (старый солдат подводит итог своим воспоминаниям.  Молодой солдат, услышав  рассказ ветерана, тоже, возможно,  проникнется чувством гордости за участников Бородинского сражения и постарается быть похожим на них).

Учитель: Несмотря на  прошедшие двести лет, Бородино всё еще остается символом величия народного духа и предметом национальной гордости. Свидетельство тому – более сотни тысяч человек, ежегодно собирающихся на месте сражения.

Слайд 58

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения «Бородино» и составить небольшой рассказ об артиллеристе-ветеране; желающим – сделать иллюстрации к стихотворению.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "«Восхищение подвигом защитников Отечества в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино». (к 200-летию Бородинской битвы)»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Дефектоскопист

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема урока:

«Восхищение подвигом защитников Отечества

в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино».

(к 200-летию Бородинской битвы)»

Цели:

Ø                познакомить учащихся с биографическими сведениями о М.Ю. Лермонтове;

Ø                познакомить с историческим прошлым народа и, прививая интерес к истории, подготовить учащихся к эмоциональному и глубокому восприятию стихотворения «Бородино»;

Ø                при осмыслении текста стихотворения  «Бородино» раскрыть патриотические чувства автора, его восхищение подвигом народа в войне 1812 года; подчеркнуть изобразительность языка; развивать умение выделять главное, передавать голосом чувства и настроение рассказчика;

Ø                использовать богатые возможности произведения для воспитания учащихся в духе патриотизма.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 716 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 1267
    • DOCX 14 мбайт
    • 10 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Крючкова Надежда Валериановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Крючкова Надежда Валериановна
    Крючкова Надежда Валериановна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 41358
    • Всего материалов: 15

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 67 человек из 29 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 61 человек из 34 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 29 регионов

Мини-курс

Управление персоналом и коммуникация в команде

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие физических качеств в художественной гимнастике: теория и практика

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Специальная реабилитация: помощь детям с особыми потребностями

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе