Тема урока:
«Восхищение
подвигом защитников Отечества
в
стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино».
(к
200-летию Бородинской битвы)»
Цели:
Ø
познакомить учащихся с
биографическими сведениями о М.Ю. Лермонтове;
Ø
познакомить с
историческим прошлым народа и, прививая интерес к истории, подготовить учащихся
к эмоциональному и глубокому восприятию стихотворения «Бородино»;
Ø
при осмыслении текста
стихотворения «Бородино» раскрыть патриотические чувства автора, его
восхищение подвигом народа в войне 1812 года; подчеркнуть изобразительность
языка; развивать умение выделять главное, передавать голосом чувства и
настроение рассказчика;
Ø
использовать богатые
возможности произведения для воспитания учащихся в духе патриотизма.
Оборудование:
мультимедийный проектор, презентация;
Неотъемлемыми
качествами русского
народа
являются бодрость, смелость,
находчивость,
трудолюбие, мудрость,
героизм
в борьбе с иноземными
захватчиками.
Белинский В. Г.
А
главное всё-таки: люби, люби и люби
свое
отечество. Ибо любовь эта
даст тебе
силу,
и всё остальное без труда совершишь.
Салтыков-Щедрин М. Е.
Слайд
1
1.
Вступительное слово учителя:
Сегодня
у нас не обычный урок литературы, а, скорее, урок литературно-исторический.
Во
все времена, ребята, почётной обязанностью мужчин была защита родной земли.
Народ прославлял своих защитников, слагал о них песни, былины. На картине
Василия Михайловича Васнецова «Богатыри» вы видите трёх богатырей, которые,
находясь в дозоре, оберегают свою землю и готовы защитить её от врагов. Во
многих сражениях они проявили свою богатырскую силу, были настоящими
защитниками своего Отечества.
Земля
русская знала много войн. А две из них, когда на защиту родной земли вставал
весь народ, названы Отечественными. Какие вы знаете Отечественные войны?
(1941-1945 гг.)
Сегодня
на уроке мы будем говорить о событиях двухсотлетней давности, об Отечественной
войне 1812 года.
Слайд
2
2.
Сообщение темы и целей урока
Мы познакомимся с замечательным
стихотворением Михаила Юрьевича Лермонтова, в котором поэт описал события боя
около русской деревни Бородино. Бой этот получил в истории название Бородинский
бой.
Итак,
ребята, тема нашего урока - восхищение подвигом
защитников Отечества
в стихотворении
М.Ю.Лермонтова «Бородино».
На уроке вы узнаете о великом русском
поэте М.Ю.Лермонтове, получите исторические знания о войне 1812 года, обогатите
свой словарный запас, будете учиться выразительному чтению стихотворного
текста.
3.
Сообщение новых знаний
Слайд
3
Учитель: 200 лет назад, к 1812 году, император Франции Наполеон I
подчинил своему влиянию почти все страны Европы и решил покорить Россию. Наполеон
планировал быстро закончить войну.Он хотел поразить русскую армии в одном или
двух сражениях и заставить русских принять его условия.
Подробнее
об этих событиях нам расскажет подготовленная группа «историков».
а) Выступление группы историков
(сведения о Наполеоне и войне 1812 г., сопровождающиеся демонстрацией слайдов)
|
1ученик
Слайд
4
Ночью 24
июня 1812
года по четырём наведённым мостам
началась переправа французских войск через пограничную реку Неман.
Переправившись за 4 дня, французская армия стала продвигаться к Москве.
|
|
Слайд
5
Наполеон говорил: «Если я возьму Киев, я
буду держать Россию за ноги; если я захвачу Петербург, я возьму Россию за
голову; если я возьму Москву, я поражу Россию в самое сердце».
|
|
Слайд
6
26 августа (7
сентября) у деревни Бородино
(в 125 км
западнее Москвы) произошло крупнейшее сражение 1812 года между
русской и французской армиями. После кровопролитной 12-ти часовой битвы
победить не удалось ни одной, ни другой. В обеих армиях было много убитых и
раненых.
|
|
2
ученик
Слайд
7
Русской армией командовал Михаил
Илларионович Кутузов.
|
|
Слайд
8
Через несколько дней в
деревне Фили у
Кутузова состоялось совещание о дальнейшем плане действий. Большинство генералов
высказались за новое сражение. Кутузов прервал заседание и приказал
отступать, для того чтобы сохранить армию.
|
|
Слайд
9
Москву пришлось оставить врагу. Москвичи
с семьями покидали город.
|
|
Слайд
10
Вечером 14
сентября в опустевшую Москву
вступил Наполеон.
Французы вошли в древнюю столицу, но не чувствовали
себя победителями.
|
|
Слайд
11
Уже ночью того же дня город был
охвачен пожаром, и Наполеон был
вынужден покинуть Кремль.
Пожар бушевал несколько дней и уничтожил большую часть города.
|
|
Слайд
12
Около 400 москвичей были расстреляны
французским военно-полевым судом по подозрению в поджогах.
|
|
3
ученик. Слайд 13
В Москве Наполеон оказался в
западне. Зимовать в разорённом пожаром городе было невозможно:
французским солдатам не хватало продовольствия, они перестали подчиняться своим командирам. Находясь
в пустой Москве, Наполеон предпринял три попытки заключить мир с русскими, но
ответа от русского императора Александра I
Наполеон не дождался.
Тогда Наполеон решает покинуть Москву. Началось отступление его армии из
России.
|
|
Слайд 14
Кутузов вынудил Наполеона отступать по
той дороге, по которой французская армия шла на Москву. Это была разорённая
войной Смоленская дорога. Сильные морозы истребляли ослабленных голодом
французов.
|
|
Слайд 15
На защиту отечества поднялся весь
русский народ. Были организованы партизанские отряды, которые вместе с
русской армией били французов, преследовали их, изгоняя с родной земли.
|
|
Слайд 16
Наполеон покинул свою армию и отправился
в Париж набирать
новых солдат, взамен погибших в России.
От многотысячной французской армии, вошедшей в Россию с императором, через
полгода осталось совсем мало.
|
|
Слайд 17
Отечественная война 1812 года завершилась
практически полным уничтожением вторгнувшейся Великой
Армии Наполеона.
|
|
Слайд
18
Учитель: крах
наполеоновской армии потряс и удивил весь мир, все восхищались победой
русских. И ещё долгие годы после этих знаменательных событий тема войны 1812
года была на устах многих людей.
Обратите внимание на портрет молодого
человека в военной форме. Это Михаил Юрьевич Лермонтов.
|
б) Чтение статьи о
М.Ю. Лермонтове в учебнике
- Что вы узнали о
Лермонтове?
Учитель: в
связи с 25-летием Отечественной войны 1812 года М.Ю. Лермонтов обратился к теме
Бородинской битвы.
Слайд
19
В
стихотворении рассказ ведётся от имени старого солдата, участника битвы,
который точно воссоздаёт важнейшие эпизоды сражения. Лермонтов правдиво показал
мужество и стойкость участников боя, их пламенный патриотизм, беззаветную
преданность Родине. Михаил Юрьевич Лермонтов, отлично представляя себе
расположение войск на Бородинском поле и зная ход событий, точно воспроизвёл
важнейшие эпизоды исторической битвы.
А
теперь, ребята, из легендарного исторического прошлого мы вернёмся к
литературному произведению, прослушаем стихотворение «Бородино» в
художественном исполнении. Послушав, подумайте, какое
чувство особенно сильно выразил Лермонтов в этом стихотворении.
Слайды
20 - 46
в) Прослушивание стихотворения «Бородино» в
художественном исполнении (в формате mp3)
c демонстрацией слайдов к каждой строфе.
Учитель: - Какое чувство особенно
сильно выразил Лермонтов в этом стихотворении? (восхищение героизмом солдат)
Слайд 46 Физкультминутка
(выполняется под «Бородинский марш» Апостолова (запись
1962г.) из альбома «1812. Старинные военные марши и песни» в исполнении
Отдельного показательного оркестра Минобороны СССР).
Настроение
у нас теперь бодрое, и мы, ребята, постараемся
сейчас сами выразительно прочитать стихотворение «Бородино», осмыслить его,
познакомиться с новыми словами.
Мы,
ребята, будем читать это стихотворение по строфам. А что такое строфа?
Так
как к следующему уроку нам нужно подготовить выразительное чтение
стихотворения, сегодня на уроке мы будем осмысливать прочитанное и определять
задачу чтения каждой строфы.
г) Обучение выразительному чтению стихотворения «Бородино»
Чтение
стихотворения - 14 строф
(ученики
читают по строфе)
|
Беседа по содержанию каждой строфы.
Комментарий учителя.
|
- Скажи-ка, дядя, ведь
не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
|
- Каким по цели высказывания является
первое предложение? (вопросительным).
А как вы поняли, ребята, кто кого
спрашивает? (не племянник спрашивает
своего дядю о сражении, а молодой солдат – ветерана, участника этой великой
битвы).
С каким чувством нам нужно читать слова
молодого человека? (с гордостью).
Давайте прочитаем эту строфу ещё раз.
|
- Да, были люди в наше
время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
|
– Как старый солдат называет героев
своего поколения? (богатыри)
Почему он так их называет? (сильные
люди, которые защищали свою Родину)
– Как вы понимаете выражения: «Плохая им
досталась доля», «Немногие вернулись с поля»? (пришлось
воевать, погибли).
С какой интонацией необходимо читать эти
строки? (с упрёком молодому поколению и сожалением о погибших
товарищах).
|
Мы долго молча
отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
"Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?"
|
Учитель: – Французов было в два раза
больше, поэтому русские войска вынуждены были отступать.
Зимние квартиры - расположение войск на
отдых на всю зиму в домах мирных жителей.
– Почему ворчали старики? (хотели
сражаться, чтобы победить врага).
Недовольство солдат мы должны передать
интонацией. Прочитайте строфу ещё раз.
|
И вот нашли большое
поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.
|
– Что построили солдаты на поле? (редут).
Учащимся предлагается сказать значение этого слова (редут демонстрируется на
слайде).
Слайд
48
–
Как вы понимаете выражение «у наших ушки на макушке»? (не спят, в любой
момент готовы принять бой).
|
Забил заряд я в пушку
туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
|
- Какое настроение было у солдата в
ожидании сражения?
(боевое, с иронией он относится к
французу, называя его «мусью» - испорченное французское слово, означающее
«господин» - monsieur).
- Меняется ли это настроение к концу
строфы? (да)
– Как вы понимаете выражение «Уж мы
пойдём ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою!»?
(напролом пойдут русские солдаты,
готовые отдать жизнь за свою родину). Передайте это в чтении.
|
Два дня мы были в
перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
"Пора добраться до картечи!"
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.
|
Учитель: медленно тянется время, и
ожидание боя становится томительным. Солдатам не терпится сразиться с врагом.
В голосе – недовольство.
- Прочитайте сноску, что обозначает
слово картечь.
Слайд
49
|
Прилег вздремнуть я у
лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
|
Слайд
50
- Как автор передаёт
настроение русских солдат и французов накануне сражения? (у врагов до
рассвета не умолкали песни и шумные споры, там уже праздновали победу.
Русские же спокойно и серьёзно готовились к бою).
- Прочитайте сноски,
что обозначают слова лафет, бивак и кивер.
Слайды
51,52
|
И только небо
засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражён булатом,
Он спит в земле сырой.
Слайд
53
Слайд
54
|
Учитель: начался бой,
«сверкнул за строем строй»… и тут появляется новое лицо – полковник. Как
солдат относится к полковнику? (с уважением: слуга царю, отец солдатам)
- Как вы понимаете
слово хват? (в толковом словаре В. Даля «хват» - молодец, удалец, бойкий,
ловкий, расторопный).
Булат (устаревшее
слово) - меч, клинок, кинжал и т.п. из очень прочной стали. - Как нужно
читать первые строки (бодро, решительно).
А с каким чувством
нужно читать последние 2 строки, где говорится о гибели полковника? (с
сожалением, с понижающейся интонацией).
Прочитайте ещё раз эту
строфу.
|
И молвил он, сверкнув
очами:
"Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!"
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
|
- К чему призвал полковник своих солдат
перед боем? (защищать свою землю, не жалея жизни, до последней капли крови).
Учитель: В призыве полковника
соединились высокая мысль и горячее чувство патриотизма. Прочитать эти слова,
ребята, нужно торжественно и вместе с тем задушевно, искренне, горячо.
Полковник своей жизнью и смертью доказал
любовь к родине.
Прочитайте ещё раз эту строфу.
|
Ну ж был денек! Сквозь
дым летучий
Французы двинулись, как
тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нам,
Все побывали тут.
Слайд
56
|
Учитель: начался бой. Как вы понимаете
выражение «французы двинулись, как тучи»? (их было очень много).
Посмотрите на сладах, кто такие драгуны
и уланы.
Слайд
55
|
Вам не видать таких
сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Слайд
57
|
Учитель: русские войска, неся огромные
потери, с честью исполняли свой долг. Один из участников сражения вспоминал:
«Под Бородиным мы сошлись и стали колоться. Колемся час, колемся два… устали,
руки опустились! И мы, и французы друг друга не трогаем, ходим как бараны!
Которая-нибудь сторона отдохнет и ну опять колоться. Колемся, колемся,
колемся! Часа, почитай, три на одном месте кололись!»
- Как мы можем при чтении передать
напряжение и тяжесть боя?
Прочитайте ещё раз эту строфу.
|
Изведал враг в тот день
немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась - как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...
|
- Как вы понимаете слова «рукопашный
бой»? (ближний ручной бой).
Учитель:
в XIX в. в рукопашном бою использовались штыки, пики, сабли, тесаки и др.
виды холодного оружия, а также ружейные приклады.
Один из участников вспоминал: «С
безумной отвагой наступал неприятель на наши батареи; залитые целыми потоками
крови, переходили они к неприятелю, вновь нами отбивались — и так несколько
раз. Грохот тысячи орудий, ружейная пальба — все это слилось в один
непрерывный гул; сознание терялось, все чувства притупились; гул уж не слышен;
наступает состояние, которое невозможно описать, как будто уж ничего не
чувствуешь; является сомнение: да жив ли ты?»
|
Вот смерклось. Были все
готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...
Вот затрещали барабаны -
И отступили басурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
|
- Как вы понимаете слово басурманы?
(Басурманы (устаревшее слово) - люди
иной веры (обычно мусульманин). 2) Употреблялось иногда как бранное слово).
Учитель:
в чтении этой строфы нужно выразить два чувства: гордость за русских солдат и
скорбь о погибших. Потери российской армии были слишком велики: около 40 тыс.
человек убитыми и ранеными, из них 27 генералов. Потери французов были
примерно такими же: не менее 40 тыс. убитыми и ранеными, из них 49 генералов.
|
Да, были люди в наше
время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри - не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!
|
Учитель:
вы заметили, наверное, что эта последняя строфа почти повторяет 2-ю строфу.
Почему? (старый солдат подводит итог своим воспоминаниям. Молодой солдат,
услышав рассказ ветерана, тоже, возможно, проникнется чувством гордости за
участников Бородинского сражения и постарается быть похожим на них).
|
Учитель:
Несмотря на прошедшие двести лет, Бородино всё еще остается символом
величия народного духа и предметом национальной гордости. Свидетельство тому –
более сотни тысяч человек, ежегодно собирающихся на месте сражения.
Слайд 58
Домашнее задание:
подготовить выразительное чтение стихотворения «Бородино» и составить небольшой
рассказ об артиллеристе-ветеране; желающим – сделать иллюстрации к
стихотворению.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.