Исторические условия
|
- завершение
формирования великорусской народности;
- расширение
территории;
- формирование
государства как многонационального;
- укрепление
централизованной власти;
- превращение
сословно-представительной монархии в самодержавную;
- династический
кризис в конце века;
- усиление
крепостничества.
|
- расширение связей с западноевропейскими
странами;
- складывание
всероссийского рынка усиливало экономические и культурные связи между
регионами;
- потребности
экономики, постоянные войны требовали развития разных областей науки;
- укрепление
экономического и политического положения России давали возможности для
дальнейшего развития архитектуры, живописи, литературы.
|
Просвещение, научные знания, книгопечатание
|
Центры грамотности
и просвещения - монастыри, церкви. Ученики осваивали сначала азбуку, часослов
( молитвы), письмо, Псалтырь
( псалмы –
песнопения), счет до тысячи, сложение, вычитание.
Учебники: «Начало
грамоты греческой и русской» (Максим Грек), «Беседа о учении грамоте»,
«Азбуковник», «Книга - Арифметика, цифирная мудрость».
1553 - возникает
Московский печатный двор
1564г. - начало книгопечатания на Руси: дъяк Иван
Федоров и его помощник Петр Мстиславец издали первую русскую датированную книгу
«Апостол».
На Украине (
Львов) они издали первый русский печатный букварь с грамматикой.
До конца 16 века
было издано 20 названий богословских книг.
Научные знания
носили прикладной характер:
- сочинения
«Шестокрыл», «Космография» помогали вычислять лунные фазы, затмения луны и
солнца;
- «Вертоград» -
рукописная книга, переведенная с немецкого, содержала медицинские сведения,
правила ухода за больными;
- 1586г. -
Андрей Чохов отлил Царь-пушку(40т, длина 5м);
- словари: « Се
татарский язык», «Толк язык половецкого»,«Славянские слова»
|
- массовым тиражом
печатаются пособия по грамматике и арифметике: «Грамматика» М.Смирницкого,
иллюстрированный букварь Истомина, «Азбука» В.Бурцева;
- появляются
светские школы ( в Немецкой слободе, при Печатном дворе), где изучаются
иностранные языки, риторика, философия;
- в 17 веке умели
извлекать кубические и квадратные корни, решать уравнения, измерять площади;
- 1687 - в Москве открыта Славяно-греко-латинская
академия - первое высшее
( гуманитарное)
учебное заведение - языки, философия, этика - в свое время ее закончили
М.В.Ломоносов и А.Кантемир - дипломат 18 века, основатель сатирической
русской литературы.
- О.Михайлов «Устав
ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науке» - практические
сведения по геометрии, механике, физике, химии;
- в Аптекарском приказе обучали фармацевтов и
врачей;
- переведен труд
ученого эпохи Возрождения Андрея Везалия
«О строении
человеческого тела»;
- составление карт
и атласов (Семен Ремезов - «Чертежная книга Сибири»);
- первая печатная
книга по истории «Синопсис» Иннокентия Гизеля
- с 1621 года
издается первая рукописная газета «Куранты»;
|
Литература
|
Фольклор: «Сказка о Барме-Ярыжке»,
«Умный
мальчик-судья», «Мудрая дева».
Летописание: Воскресенская летопись первой половины 16
века, Никоновская летопись (50-е гг.), «Книга степенная царского родословия»
Жития: митрополит Макарий составил сборник житий
святых по месяцам в соответствии с днями чествования церковью памяти каждого
святого – «Четьи – Минеи»
Публицистика: Федор Карпов, Иван Пересветов, князь
А.Курбский ( переписка с Иваном Грозным)
Митрополит Афанасий
( ученик Макария, духовник Ивана Грозного) – «Степенная книга» (
систематическое изложение русской истории от Владимира Святославовича до
Ив..Грозного. Разделена на 7 граней – родословных степеней).
Исторические
повести: «Сказание о
царстве Казанском»,
«О прихождении
Стефана Батория на град Псков»
Светская
литература: «Домострой» (
Сильвестр)
|
Фольклор - три основные темы:
- борьба за независимость, песни и сказания о борьбе с
польско-шведскими интервентами;
-рассказы о восстаниях крестьян и посадских людей, прославление
народных героев (Ермак, Степан Разин);
- обличение произвола царского суда и служилых людей.
Преодолевается разрыв между фольклором и
письменностью - первые записи произведений устного народного творчества.
Исторические повести, публицистика:
«Политика» Ю.Крижанича, сочинения Симеона Полоцкого- белорусский
просветитель, наставник царских детей), «Житие протопопа Аввакума, написанное
им самим».
Новые жанры:
А) бытовая повесть ( «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Савве
Грудцыне», «Повесть об Ульяне Осорьиной»)
Б) бытовая сатира («Сказание о куре и лисице», «Повесть о бражнике»,
«Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Азбука о голом небогатом
человеке»)
В) стихотворчество ( Симеон Полоцкий - два сборника стихотворений:
«Вертоград многоцветный» и «Рифмологион»)
|
Зодчество
|
- Архангельский
собор в Кремле (1509г. , Алевиз Новый) - усыпальница русских князей и царей;
- возвращение к
пятикупольному храму: Успенский собор Троице-Сергиева монастыря, Смоленский
собор Новодевичьего монастыря;
- Стоятся каменные
кремли: Смоленский кремль и Белый город
( Федор Конь),
Китай-город, кремли в Туле, Коломне, Серпухове;
- возводятся
монастыри-крепости: Донской, Данилов, Новодевичий;
- шатровый стиль:
первый памятник - церковь Вознесения в селе Коломенском ( построена в 1532 в
честь родившегося Ивана IY)
- венец архитектуры
16 века - Покровский собор - храм Василия Блаженного ( 1561г., Барма и
Постник Яковлев) - в честь взятия Казани - 9 куполов, ни один не повторяет
другой.
|
- памятник
деревянного зодчества - дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском;
- в стиле строго монументализма и церковных традиций -
Новоиерусалимский монастырь под Москвой ( воспроизведен храм над «гробом
Господнем» в Иерусалиме)
- монументальные храмы уступают место небольшим посадским церквам (
Троицы в Никитниках, Рождества Богородицы в Путинках) - шатровый стиль;
- конец 17 века - новый архитектурный стиль - нарышкинское или
«московское барокко»- влияние западноевропейской архитектуры ( церковь
Покрова в Филях, архитектор Л.К.Нарышкин - дядя Петра Первого)
- перестройка московского Кремля: оборонно-крепостной облик уступал
место торжественному ансамблю.
|
Живопись
|
- крупнейший
живописец - Дионисий: часть фресок Успенского монастыря в Кремле, роспись
церкви Рождества Богородицы в Ферапонтове монастыре, житийная икона
«Митрополит Алексий»;
- в конце 16 века
складывается «строгановская школа» ( Чирин, Савин) - иконы в миниатюре,
тонкие, изящные, праздничные, предпочитали светские сюжеты;
- «годуновская
школа» - стремящаяся вернуться к монументальным формам, характерным для конца
15 века
|
- Симон Ушаков- икона «Спас Нерукотворный», «Троица»
- в росписи храмов библейские сюжеты на фресках изображаются в
образах реальной жизни
( росписи церкви Троицы в Никитниках);
- светская портретная живопись - парсуна; к концу века начинают
писать портреты красками на холсте.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.