Подготовка
к ЕГЭ по обществознанию.
Материалы
для самостоятельной работы учащихся по теме «Политика».
Ерощева
И.В., учитель истории МБОУ «Лицей №1», Тула.
1.
Какой смысл обществоведы вкладывают в
понятие политический плюрализм? Привлекая знания обществоведческого курса,
составьте 2 предложения, содержащие информацию о политическом плюрализме.
Порядок рассуждений при подготовке ответа на вопрос:
- плюрализм означает множественность; политический
плюрализм – наличие разнообразных точек зрения на осуществление политических
решений.
- что является проявлением плюрализма в политике:
многопартийность, множество идеологий (запрещены лишь призывы к свержению существующего
строя, призывы к разжиганию межнациональной розни между народами).
- предложение обязательно должно содержать слова
политический плюрализм и содержать любую теоретическую информацию, раскрывающую
смысл понятия.
Политический плюрализм
(множественность) – принцип, предполагающий наличие различных взглядов и
идеологий в политической жизни, их свободное конкурирование между собой.
Предложения:
- Важнейшим проявлением плюрализма в современном
обществе является многопартийность.
- Современная демократия предполагает наличие
политического плюрализма, то есть право отстаивать свою точку зрения, отличную
от официального мнения.
- В Конституции России закреплен принцип политического
плюрализма, который заключается в том, что никакая идеология не может
устанавливаться как государственная.
2. Показать на трех примерах наличие в современной
России политического плюрализма.
- В России существует многопартийная система,
политические партии конкурируют между собой на выборах.
Вариант ответа: В России существуют партии: «Единая
Россия», «КПРФ», «ЛДПР», «Союз правых сил» и другие»;
- В Конституции России закреплен принцип политического
плюрализма, который заключается в том, что никакая идеология не может
устанавливаться как государственная. Поэтому, граждане могут свободно выражать
свои взгляды, существуют множество идеологий.
-
В России существуют разнообразные СМИ, не только выражающие официальную,
правительственную точку зрения, но и альтернативные взгляды.
3.
Раскройте на двух примерах различные примеры проявления влияния культуры на
политику.
Политическая
культура – культура поведения граждан в политической жизни. Она зависит от
политических традиций, сложившихся в стране, политического просвещения,
воспитания гражданской позиции у детей в школе.
Примеры: - явка избирателей на выборы является
проявлением гражданской позиции людей, проявлением их политической зрелости и
культуры;
- политическая культура позволяет представителям
партий отстаивать свою точку зрения во время теледебатов, уважая мнение
соперников, проявляя толерантность к чужому мнению.
Задания для практической работы.
ü В
прошлые эпохи политика была уделом узкого круга людей, обладающих властью. В
современный нам период политика приобрела публичный характер. Приведите три примера,
доказывающих публичный характер современной политики.
ü Раскройте
на двух примерах различные примеры проявления влияния культуры на политику.
Политическая культура – культура поведения граждан в
политической жизни. Она зависит от политических традиций, сложившихся в стране,
политического просвещения, воспитания гражданской позиции у детей в школе.
Примеры:
- явка избирателей на выборы является проявлением гражданской позиции
4.
Определите роль гражданских неполитических организаций (институтов гражданского
общества) в развитии политической системы современного демократического
общества. Приведите три примера и иллюстрирующие партнерское взаимодействие
гражданских неполитических организаций с государством.
Порядок
рассуждений при подготовке ответа:
1)
Демократия – власть народа. В политической
системе современного общества, управление осуществляют не только
государственные органы, но на принятие решений оказывают влияние граждане через
свои организации и ассоциации (институты гражданского общества).
2)
Что является институтами гражданского
общества? Различные неполитические организации граждан (Объединения, союзы,
общества, ассоциации, конфедерации).
3)
Суть вопроса: показать взаимодействие
государственных органов и организаций граждан по совместному решению проблем.
Роль
гражданских неполитических организаций в развитии политической системы: -
Гражданские неполитические организации выступают с разными инициативами и
осуществляют взаимодействие с органами власти для решения проблем общества.
Примеры:
- Организация ветеранов различных войн и конфликтов (Афганская, чеченская
войны) обратилась в правительство с предложением: разработать меры по
социальной защите военнослужащих, участников военных конфликтов.
-
При строительстве крупных промышленных и торговых комплексов, учитывается
мнение экологических организаций, по иных инициативе в Государственной Думе
рассмотрели поправки к природоохранительному законодательству.
-
педагогические коллективы, профсоюзы работников образования принимают активное
участие в обсуждении политических решений в области образования, поправок к
закону об образовании.
5.
Показать 4 различия в системе президентской и парламентской республики.
-
в президентской республике ведущая роль в управлении принадлежит исполнительной
власти (президенту), а в парламентской – законодательному органу (парламенту);
-
в президентской республике президент избирается путем всенародного
голосования, а в парламентской он избирается парламентом;
-
в президентской республике главой правительства является лидер партии,
победившей на выборах парламента, а в парламентской – назначается.
6.
Укажите три направления деятельности политических парий в обществе и
проиллюстрируйте каждое направление конкретным примером.
-
разработка политической идеологии (партии формулируют и принимают политическую
программу, в которой излагают цели и задачи своей деятельности, представляют
свою программу в виде предвыборных лозунгов);
-
политическое воспитание молодежи (партии создают свои молодежные организации,
проводят семинары для обучения будущих активистов своей партии);
-
организуют пропаганду своих идей в обществе с целью привлечения новых
сторонников в партию (лидеры партии выступают в СМИ, участвуют в теледебатах,
издают собственные газеты);
-
партии участвуют в предвыборных кампаниях (партии проводят свои съезды,
формируют свои списки кандидатов, организуют сбор подписей в свою поддержку,
осуществляют контроль над процедурой голосования).
7.
Приведите три примера, иллюстрирующих деятельность СМИ («четвертой власти») в
политической жизни современного демократического общества.
-
СМИ размещают аналитическую информацию о деятельности лидеров государства,
политических событиях, происходящих в стране и в мире;
-
СМИ помогают избирателям во время выборов ориентироваться в позиции той или
иной партии и делать осознанный выбор;
-
СМИ предоставляют оппозиции возможность высказывать свою точку зрения,
критиковать действия правительства;
-
СМИ могут осуществлять политические расследования.
8.
В государстве после долгих лет диктаторского режима власти решили провести
первые выборы. Был определен круг кандидатов в депутаты Законодательного
собрания и безальтернативная кандидатура диктатора на пост президента. Можно ли
подобные выборы назвать демократическими? Укажите два признака демократических
выборов.
Ответ:
выборы нельзя считать демократическими.
Два
признака:
-
демократические выборы альтернативные, состязательные, у избирателя должен быть
реальный выбор;
-
выборы проводятся регулярно, срок полномочий президента ограничен законом;
-
граждане свободно осуществляют свой выбор без давления извне.
9.
Вам предложено подготовить развернутый ответ по теме «Многопартийность и
партийные системы». Составьте развернутый план своего ответа.
План.
1)
Типы партийных систем:
А)
Однопартийная система;
Б)
Двухпартийная система;
В)
Многопартийная система.
2)
Понятие многопартийности.
3)
Классификация политических партий:
А)
по идеологическому принципу (консерваторы, либералы, радикалы);
Б)
по организационному признаку (массовые и кадровые партии);
В)
по отношению к проводимой программе (правящие и оппозиционные партии).
4)
Политические партии современной России.
5)
Конституция РФ о политическом плюрализме.
6)
Значение многопартийности в жизни общества.
10.
Назовите три способа политического участия граждан и каждый из них
проиллюстрируйте примером.
- участие в выборах (гражданин РФ может принимать
участие в выборах депутатов Государственной думы, президента РФ, в выборах в
местные органы власти);
- членство в политической организации (гражданин
является членом партии ЛДПР и принимать участие в партийных мероприятиях);
- обращение с предложениями в органы власти (гражданин
обратился в приемную депутата парламента со своими предложениями).
Пример
эссе по теме «Политика».
«Равенство
прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставлены»
(Сенека).
Высказывание философа Сенеки посвящено проблеме
правового государства и равенству прав граждан. Смысл данного изречения,
заключается в том, что в демократическом и правовом государстве равенство прав
состоит не в том, что все граждане ими пользуются, а в том, что они
предоставляются всем гражданам независимо от их имущественного положения,
принадлежности к той или иной национальности или религиозных верований людей.
Я полностью согласен с точкой зрения Сенеки, так как в
правовом государстве всем должны быть предоставлены равные права, а вот
возможность пользоваться ими зависит от конкретного человека.
Эта проблема, поднятая еще во времена античности
актуальна для наших дней. Большинство цивилизованных стран мира большое
внимание уделяют правам человека, их соблюдению и предоставлению государством
гарантий прав и свобод человека. Люди от рождения наделены естественными
правами, и никто не может их отнять. Это право на саму жизнь, уважение
достоинства личности, право на свободу. Что значит равенство прав? Это значит,
что всем гражданам предоставляются одинаковые права и свободы, которые
провозглашаются в основном законе государства – Конституции. Это означает,
прежде всего, отсутствие дискриминации прав граждан по полу, национальной
принадлежности, имущественного положения. Все имеют равные права, право на труд
и на отдых, право избирать и быть избранным, право на образование и социальное
обеспечение, право заниматься любой деятельностью, не запрещенной законом.
Равенство прав означает и равенство людей перед законом. Но вот пользуются
этими правами все по-разному. Это зависит от самого человека, его активной
позиции. Кто стремится достичь много в этой жизни, ставит высокие цели,
получает хорошее образование, занимается политикой или предпринимательской
деятельностью, преодолевает трудности, добивается карьерного роста. Другие ни к
чему не стремятся, довольствуются малым. Они не могут в полной мере реализовать
себя. Но законы страны предоставляют одинаковые права всем. США иногда называют
страной «равных возможностей», где простой американский парень и даже голливудский
актер может стать президентом. Я хотел бы видеть и свою страну процветающей и
создающей своим гражданам возможности для развития. Многое сделано в этом
направлении. Человеку предоставлена свобода выбора. Но государство должно
гарантировать соблюдение прав граждан, только тогда оно будет правовым. К этому
нужно стремиться.
Таким
образом, Сенека совершенно прав. Равенство прав состоит в том, что они всем
предоставлены.
Задания
для практической работы.
11.
Укажите любые две причины возрастания роли СМИ в политической жизни
демократического общества.
12.
Назовите любые три причины низкой явки избирателей на выборах в ряде ведущих
стран мира и в России.
13.
Страна Н. демократическое государство с развитой рыночной экономикой и высоким
уровнем жизни большинства граждан. Однако, с каждым годом в стране Н. растет
число граждан, уклоняющихся от участия в выборах разных уровней. Укажите три
возможные причины уклонения граждан этой страны от исполнения своего
гражданского долга в качестве избирателя.
14.
Гражданин проголосовал на выборах губернатора под влиянием телепередачи об
одном из кандидатов. Какова роль СМИ в современном обществе? Можно ли подобный
выбор назвать свободным и осознанным? Как гражданам осуществлять свой выбор в
условиях массированного воздействия СМИ на сознание людей?
15.
Одной из проблем в развитии стран мира стала аполитичность молодежи, ее слабый
интерес к политическим вопросам. Сформулируйте суждение, раскрывающее влияние
подобной тенденции на демократию. Предположите две политических меры, способные
изменить ситуацию и повысить интерес молодежи к политической жизни страны.
16.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятия, составьте два предложения,
раскрывающие их смысл.
ü «политический
процесс»;
ü «политическое
участие»;
ü «политическая
идеология»;
ü «политическая
система»;
ü «политический
режим»;
ü «гражданское
общество»,
ü «многопартийность».
17.
Вам предложено подготовить развернутый ответ по теме «Политическое
поведение». Составьте развернутый план своего ответа.
18.
Назовите любые три функции политики в государстве.
19.
Раскройте на трех примерах особенности правления партии консервативного толка.
20.
Покажите на трех примерах наличие многопартийной системы в современной России.
21.
Назовите основную задачу деятельности правоохранительных органов. Приведите по
одному примеру реализации этой задачи в деятельности прокуратуры, полиции,
суда.
22.
укажите три отличия политических движений от политических партий.
23.
Назовите любые три функции органов местного самоуправления в РФ и каждую из них
проиллюстрируйте примером.
24.
«Целью политики является всеобщее благо; народ и власть должны подчиняться
закону» (Аристотель).
25.
«Основой власти во всех государствах – как унаследованных, так и смешанных и
новых – служат хорошие законы и хорошее войско» (Н.Макиавелли).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.