Инфоурок Обществознание Другие методич. материалыВопросы и задания для самостоятельной подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию. Тема "Политика".

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию. Тема "Политика".

Скачать материал

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию.

Материалы для самостоятельной работы  учащихся  по теме «Политика».

Ерощева И.В., учитель истории МБОУ «Лицей №1», Тула.

1.   Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие политический плюрализм? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте 2 предложения, содержащие       информацию о политическом плюрализме.

Порядок рассуждений при подготовке ответа на вопрос:

- плюрализм означает множественность; политический плюрализм – наличие разнообразных точек зрения на осуществление политических решений.

- что является проявлением плюрализма в политике: многопартийность, множество идеологий (запрещены лишь призывы к свержению существующего строя, призывы к разжиганию межнациональной розни между народами).

- предложение обязательно должно содержать слова политический плюрализм и содержать любую теоретическую информацию, раскрывающую смысл понятия.

Политический плюрализм (множественность) – принцип, предполагающий наличие различных взглядов и идеологий  в политической жизни, их свободное конкурирование между собой.

Предложения:

- Важнейшим проявлением плюрализма в современном обществе является многопартийность.

- Современная демократия предполагает наличие политического плюрализма, то есть право отстаивать свою точку зрения, отличную от официального мнения.

- В Конституции России закреплен принцип политического плюрализма, который заключается в том, что никакая идеология не может устанавливаться как государственная.

2. Показать на трех примерах наличие в современной России политического плюрализма.

- В России существует многопартийная система, политические партии конкурируют между собой на выборах.

Вариант ответа: В России существуют партии: «Единая Россия», «КПРФ», «ЛДПР», «Союз правых сил» и другие»;

- В Конституции России закреплен принцип политического плюрализма, который заключается в том, что никакая идеология не может устанавливаться как государственная. Поэтому, граждане могут свободно выражать свои взгляды, существуют множество идеологий.

- В России существуют разнообразные СМИ,  не только выражающие официальную,  правительственную точку зрения, но и альтернативные взгляды.

3. Раскройте на двух примерах различные примеры проявления влияния культуры на политику.

Политическая культура – культура поведения граждан в политической жизни. Она зависит от политических традиций, сложившихся в стране, политического просвещения, воспитания гражданской позиции у детей в школе.

Примеры: - явка избирателей на выборы является проявлением гражданской позиции людей, проявлением их политической зрелости и культуры;

- политическая культура позволяет представителям партий отстаивать свою точку зрения во время теледебатов, уважая мнение соперников, проявляя толерантность к чужому мнению.

Задания для практической работы.

ü В прошлые эпохи политика была уделом узкого круга людей, обладающих властью. В современный нам период политика приобрела публичный характер. Приведите три примера, доказывающих публичный характер современной политики.

ü  Раскройте на двух примерах различные примеры проявления влияния культуры на политику.

Политическая культура – культура поведения граждан в политической жизни. Она зависит от политических традиций, сложившихся в стране, политического просвещения, воспитания гражданской позиции у детей в школе.

Примеры: - явка избирателей на выборы является проявлением гражданской позиции

4. Определите роль гражданских неполитических организаций (институтов гражданского общества) в развитии политической системы современного демократического общества. Приведите три примера и иллюстрирующие партнерское взаимодействие гражданских неполитических организаций с государством.

Порядок рассуждений при подготовке ответа:

1)    Демократия – власть народа. В политической системе современного общества,  управление осуществляют не только государственные органы, но на принятие решений оказывают влияние граждане через свои организации и ассоциации (институты гражданского общества).

2)    Что является институтами гражданского общества? Различные неполитические организации граждан (Объединения, союзы, общества, ассоциации, конфедерации).

3)    Суть вопроса: показать взаимодействие государственных органов и организаций граждан по совместному решению проблем.

Роль гражданских неполитических организаций в развитии политической системы: - Гражданские неполитические организации выступают с разными инициативами и осуществляют взаимодействие с органами власти для  решения проблем общества.

Примеры: - Организация ветеранов различных войн и конфликтов (Афганская, чеченская войны) обратилась в правительство с предложением: разработать меры по социальной защите военнослужащих, участников военных конфликтов.

- При строительстве крупных промышленных и торговых комплексов, учитывается мнение экологических организаций, по иных инициативе в Государственной  Думе рассмотрели поправки к природоохранительному законодательству.

- педагогические коллективы, профсоюзы работников образования принимают активное участие в обсуждении политических решений в области образования, поправок к закону об образовании.

5. Показать 4 различия в системе президентской и парламентской республики.

- в президентской республике ведущая роль в управлении принадлежит исполнительной власти (президенту), а в парламентской – законодательному органу  (парламенту);

- в  президентской республике президент избирается путем всенародного голосования, а в парламентской он избирается парламентом;

- в президентской республике главой правительства является лидер партии, победившей на выборах парламента, а в парламентской – назначается.

6. Укажите три направления деятельности политических парий в обществе и проиллюстрируйте каждое направление конкретным примером.

- разработка политической идеологии (партии формулируют и принимают политическую программу, в которой излагают цели и задачи своей деятельности, представляют свою программу в виде предвыборных лозунгов);

- политическое воспитание молодежи (партии создают свои молодежные организации, проводят семинары для обучения будущих активистов своей партии);

- организуют пропаганду своих идей в обществе с целью привлечения новых сторонников в партию (лидеры партии выступают в СМИ, участвуют в теледебатах, издают собственные газеты);

- партии участвуют в предвыборных кампаниях (партии проводят свои съезды, формируют свои списки кандидатов, организуют сбор подписей в свою поддержку, осуществляют контроль над процедурой голосования).

7. Приведите три примера, иллюстрирующих деятельность СМИ («четвертой власти») в политической жизни современного демократического общества.

- СМИ размещают аналитическую информацию о деятельности лидеров государства, политических событиях, происходящих в стране и в мире;

- СМИ помогают избирателям во время выборов ориентироваться в позиции той или иной партии и делать осознанный выбор;

- СМИ предоставляют оппозиции возможность высказывать свою точку зрения, критиковать действия правительства;

- СМИ могут осуществлять политические расследования.

8. В государстве после долгих лет диктаторского режима власти решили провести первые выборы. Был определен круг кандидатов в депутаты Законодательного собрания и безальтернативная кандидатура диктатора на пост президента. Можно ли подобные выборы назвать демократическими? Укажите два признака демократических выборов.

Ответ: выборы нельзя считать демократическими.

Два  признака:

- демократические выборы альтернативные, состязательные, у избирателя должен быть реальный выбор;

- выборы проводятся регулярно, срок полномочий президента ограничен законом;

- граждане свободно осуществляют свой выбор без давления извне.

9. Вам предложено подготовить развернутый ответ по теме «Многопартийность и партийные системы». Составьте развернутый план своего ответа.

План.

1)    Типы партийных систем:

А) Однопартийная система;

Б) Двухпартийная система;

В) Многопартийная система.

2)    Понятие многопартийности.

3)    Классификация политических партий:

А) по идеологическому принципу (консерваторы, либералы, радикалы);

Б) по организационному признаку (массовые и кадровые партии);

В) по отношению к проводимой программе (правящие и оппозиционные партии).

4) Политические партии современной России.

5) Конституция РФ о политическом плюрализме.

6) Значение многопартийности в жизни общества.

 

10. Назовите три способа политического участия граждан и каждый из них проиллюстрируйте примером.

- участие в выборах (гражданин РФ может принимать участие в выборах депутатов Государственной думы, президента РФ, в выборах в местные органы власти);

- членство в политической организации (гражданин является членом партии ЛДПР и принимать участие в партийных мероприятиях);

- обращение с предложениями в органы власти (гражданин обратился в приемную депутата парламента со своими предложениями).

 

 

Пример эссе по теме «Политика».

«Равенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставлены» (Сенека).

Высказывание философа Сенеки посвящено проблеме правового государства и равенству прав граждан. Смысл данного изречения, заключается в том, что в демократическом и правовом государстве равенство прав состоит не в том, что все граждане ими пользуются, а в том, что они предоставляются всем гражданам независимо от их имущественного положения, принадлежности к той или иной национальности или религиозных верований людей.

Я полностью согласен с точкой зрения Сенеки, так как в правовом государстве всем должны быть предоставлены равные права, а вот возможность пользоваться ими зависит от конкретного человека.

Эта проблема, поднятая еще во времена античности актуальна для наших дней. Большинство цивилизованных стран мира большое внимание уделяют правам человека, их соблюдению и предоставлению государством гарантий прав и свобод человека. Люди от рождения наделены естественными правами, и никто не может их отнять. Это право на саму жизнь, уважение достоинства личности, право на свободу. Что значит равенство прав? Это значит, что всем гражданам предоставляются одинаковые права и свободы, которые провозглашаются в основном законе государства – Конституции. Это означает, прежде всего, отсутствие дискриминации прав граждан по полу, национальной принадлежности, имущественного положения. Все имеют равные права, право на труд и на отдых, право избирать и быть избранным, право на образование и социальное обеспечение, право заниматься любой деятельностью, не запрещенной законом. Равенство прав означает и равенство людей перед законом. Но вот пользуются этими правами  все по-разному. Это зависит от самого человека, его активной позиции. Кто стремится достичь много в этой жизни, ставит высокие цели, получает хорошее образование, занимается политикой или предпринимательской деятельностью, преодолевает трудности, добивается карьерного роста. Другие ни к чему не стремятся, довольствуются малым. Они не могут в полной мере реализовать себя. Но законы страны предоставляют одинаковые права всем. США иногда называют страной «равных возможностей», где простой американский парень и даже голливудский актер может стать президентом. Я хотел бы видеть и свою страну процветающей и создающей своим гражданам возможности для развития. Многое сделано в этом направлении. Человеку предоставлена свобода выбора. Но государство должно гарантировать соблюдение прав граждан, только тогда оно будет правовым. К этому нужно стремиться.

Таким образом,  Сенека совершенно прав. Равенство прав состоит в том, что они всем предоставлены.

Задания для практической работы.

11. Укажите любые две причины возрастания роли СМИ в политической жизни демократического общества.

12. Назовите любые три причины низкой явки избирателей на выборах в ряде ведущих стран мира и в России.

13. Страна Н. демократическое государство с развитой рыночной экономикой и высоким уровнем жизни большинства граждан. Однако, с каждым годом в стране Н. растет число граждан, уклоняющихся от участия в выборах разных уровней. Укажите три возможные причины уклонения граждан этой страны от исполнения своего гражданского долга в качестве избирателя.

14. Гражданин проголосовал на выборах губернатора под влиянием телепередачи об одном из кандидатов. Какова роль СМИ в современном обществе? Можно ли подобный выбор назвать свободным и осознанным? Как гражданам осуществлять свой выбор в условиях массированного воздействия СМИ на сознание людей?

15. Одной из проблем в развитии стран мира стала аполитичность молодежи, ее слабый интерес к политическим вопросам. Сформулируйте суждение, раскрывающее влияние подобной тенденции на демократию. Предположите две политических меры, способные изменить ситуацию и повысить интерес молодежи к политической жизни страны.

16. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятия, составьте два предложения, раскрывающие их смысл.

ü «политический процесс»;

ü «политическое участие»;

ü «политическая идеология»;

ü «политическая система»;

ü «политический режим»;

ü «гражданское общество»,

ü «многопартийность».

17. Вам предложено подготовить развернутый ответ по теме «Политическое поведение». Составьте развернутый план своего ответа.

18. Назовите любые три функции политики в государстве.

19. Раскройте на трех примерах особенности правления партии консервативного толка.

20. Покажите на трех примерах наличие многопартийной системы в современной России.

21. Назовите основную задачу деятельности правоохранительных органов. Приведите по одному примеру реализации этой задачи в деятельности прокуратуры, полиции, суда.

22. укажите три отличия политических движений от политических партий.

23. Назовите любые три функции органов местного самоуправления в РФ и каждую из них проиллюстрируйте примером.

24. «Целью политики является всеобщее благо; народ и власть должны подчиняться закону» (Аристотель).

 

25. «Основой власти во всех государствах – как унаследованных, так и смешанных и новых – служат хорошие законы и хорошее войско» (Н.Макиавелли).

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Вопросы и задания для самостоятельной подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию. Тема "Политика"."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по корпоративной культуре

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В данной разработке предлагаются вопросы для самостоятельной работы учащихся по подготовке к ЕГЭ по обществознанию по теме "Политика".

Проводится разбор типичных вопросов по теме "Политика" части С и задания для самостоятельной работы. 

Материал может использоваться для активизации познавательной деятельности учащихся, для подготовки к контрольным и зачетным урокам. Может использоваться в форме дистанционного обучения.

Учащиеся при помощи  пособий по подготовке к ЕГЭ и открытого банка заданий могут создавать копилку заданий по различным темам.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 852 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Самостоятельная работа по теме "Развитие общества. Многовариантность общественного развития" 10 класс
  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
  • Тема: § 3. Динамика общественного развития
Рейтинг: 5 из 5
  • 01.10.2020
  • 11122
  • 200
«Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
Презентация по обществознанию на тему" Динамика общественного развития" 7 класс
  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
  • Тема: § 3. Динамика общественного развития
  • 30.09.2020
  • 864
  • 12
«Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 2107
    • DOCX 28.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ерощева Инна Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ерощева Инна Васильевна
    Ерощева Инна Васильевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 158560
    • Всего материалов: 25

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Обществознание» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 305 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Обществознание")

Учитель обществознания

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель истории и обществознания

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 115 человек

Мини-курс

Психологическая экспертиза в работе с детьми и родителями

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 78 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 48 человек

Мини-курс

Цифровые компетенции и навыки: работа с презентациями

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 173 человека из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 41 человек

Мини-курс

Классики и современники: литературные портреты и психология творчества

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек