Инфоурок Школьному психологу Другие методич. материалыВоображение у дошкольников как одно из условий психологического здоровья

Воображение у дошкольников как одно из условий психологического здоровья

Скачать материал
Скачать материал "Воображение у дошкольников как одно из условий психологического здоровья"

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Промышленный дизайнер

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • как одно из условий психо-физиологического здоровья.Подготовила: Шитикова...

    1 слайд


    как одно из условий психо-физиологического здоровья.

    Подготовила: Шитикова О.Н.
    педагог-психолог первой квалификационной категории
    Воображение у дошкольников

  • Воображение — мысленное воспроизведение чего-либо или кого-либо, фантазия.  О...

    2 слайд

    Воображение — мысленное воспроизведение чего-либо или кого-либо, фантазия.  Оно тесно связано с мышлением, так как образ и мысль всегда выступают в единстве. Воображение способствует предвосхищению будущего и как бы оживляет прошлое.
    Понятия «воображение» и
    «фантазия» являются
    синонимами.

  • Виды воображенияТрадиционно (С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский, А.Я. Дудецкий)...

    3 слайд

    Виды воображения
    Традиционно (С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский, А.Я. Дудецкий)  выделяют активное и пассивное воображение
    Пассивное может быть преднамеренным, (грезы), и непреднамеренным (сновидения, галлюцинации). Активное воображение подразделяют на воссоздающее, направленное на создание образов в соответствии с описанием, и  творческое, имеющее целью создание совершенно новых образов без опоры на образец.

  • Основные стадии развития воображения ребенка 
на первой - ребенок может преоб...

    4 слайд

    Основные стадии развития воображения ребенка

    на первой - ребенок может преобразовывать  воспринимаемые предметы, т.е. в одном предмете он видит другой;
    на второй - воображение ребенка проявляется в одушевлении игрушек;
    на третьей - воображение находит отражение в игровых перевоплощениях;
    на четвертой - ребенок комбинирует образы, т.е. начинает формироваться
    собственно художественное творчество

  • Основные этапы развития воображения в дошкольном детстве. Первый этап в р...

    5 слайд



    Основные этапы развития воображения в дошкольном детстве.


    Первый этап в развитии воображения можно отнести к 2.5-3 годам.

    В этом возрасте происходит разделение воображения на "познавательное" и "эмоциональное", связанное с двумя важнейшими новообразованиями возраста. С одной стороны, это отделение ребенком себя от предмета, от действия с предметом и отсюда - направленность его на овладение новыми действиями и предметами, а в случае невозможности этого-обращение к предметам-заместителям. С другой стороны - выделение своего личного "я", переживание своей отделенности от окружающего мира.


  • Уже к 3 годам можно четко выделить два типа воображения. Отметим, что, вероят...

    6 слайд

    Уже к 3 годам можно четко выделить два типа воображения. Отметим, что, вероятно, именно "эмоциональное" воображение связано с самого начала с использованием символов. Противоречия образа "я" с действительностью, их причина часто не осознаются ребенком и выражаются символически.
    Первоначально эти символы заимствуются детьми из культуры (Змей Горыныч, Баба Яга), а затем создаются самостоятельно (черный цветок, зубастый самолет, выдуманный плохой или хороший мальчик).


  • На данном этапе основным средством порождения идеи воображаемого продукта явл...

    7 слайд

    На данном этапе основным средством порождения идеи воображаемого продукта является "опредемечивающий" образ. Поскольку опыт детей этого возраста чрезвычайно вариативен (отсутствие совместной деятельности).

    Что касается планирования продуктов воображения, то оно практически отсутствует в этом возрасте. Воображение «творит» только идею, а, ее разворачивание обычно воспроизводит знакомую схему с большей или меньшей устойчивостью.


  • Второй этап-возраст от 4 до 5 лет     В этом возрасте ребенок нацелен на усво...

    8 слайд

    Второй этап-возраст от 4 до 5 лет
    В этом возрасте ребенок нацелен на усвоение норм, а также правил и образцов деятельности. Взрослые, чувствуя новые его возможности, ведут, как правило, обучение и воспитание через образцы, которым ребенок должен следовать.

    Частично с общей направленностью детей этого возраста, частично с особенностями педагогического воздействия связано снижение уровня продуктивного воображения на этом этапе развития.

    "Эмоциональное" воображение в этом возрасте возникает обычно в связи с переживанием ребенком определенного конфликта.
    "Познавательное" -с бурным развитием ролевой игры, рисования, конструирования. Без специального руководства оно может носить воспроизводящий характер в силу нацеленности детей этого возраста на следование образцам.


  • Основное средство порождения идеи воображения, как и у детей более младшего в...

    9 слайд

    Основное средство порождения идеи воображения, как и у детей более младшего возраста, - "опредмечивающий" образ. Однако на данном этапе этот образ уже наполняется деталями, имеет тенденцию к индивидуализации. Слово уже начинает включаться в процесс создания образов, вызывая или фиксируя стоящую за ним цепочку представлений или обобщений.

    К 4-5 годам в процесс воображения включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым, когда ребенок планирует один шаг действий, выполняет их, видит результат и на его основе планирует следующий шаг. Средствами планирования являются слово и модельные представления.


  • Третий этап в развитии воображения дошкольника-возраст от 6 до 7 лет.
В этом...

    10 слайд

    Третий этап в развитии воображения дошкольника-возраст от 6 до 7 лет.

    В этом возрасте ребенок уже усваивает основные образцы поведения и виды деятельности и получает свободу в оперировании ими. он уже способен отходить от усвоенных стандартов, комбинировать их, используя при построении продуктов воображения.
    "Эмоциональное" воображение ребенка направлено, с одной стороны, как и в предыдущем возрасте, на изживание полученных психотравмирующих воздействий путем их многократного варьирования в различных видах деятельности и создание адекватных моделей поведения.
    С другой стороны, в случае устойчивого противоречия с реальностью дети нередко обращаются к замещающему воображению.


  • "Познавательное" воображение претерпевает в этом возрасте качественные и...

    11 слайд

    "Познавательное" воображение претерпевает в этом возрасте качественные изменения. Дети б лет в своих произведениях не просто передают переработанные впечатления, но и начинают направленно искать приемы для этой передачи. Возможности выбора таких приемов прямо связаны с особенностями обучения ребенка, прежде всего с овладением им на протяжении дошкольного детства культурой игры и элементов художественного творчества. Выбор проявляется не только в подборе адекватных приемов реализации продуктов воображения, передачи идеи, но и в поиске самой идеи.

    В этом возрасте появляется новая возможность использования образа при решении творческих задач. Целостный образ начинает строиться способом "включение".

    Здесь также впервые появляется целостное планирование: ребенок может до начала действий построить план их выполнения и последовательно реализовывать его, нередко корректируя по ходу выполнения.

    Продукты воображения становятся еще более детализированными и индивидуализированными.



  • Уровни развития воображенияДети с высоким уровнем развития продуктивного вооб...

    12 слайд

    Уровни развития воображения
    Дети с высоким уровнем развития продуктивного воображения (как "познавательного", так и "эмоционального"). В своих играх эти дети показывают высокий уровень оригинальности образов воображения в сочетании с высоким уровнем последовательности в организации сюжета.
    Дошкольники со средним уровнем развития воображения. Одни – с "познавательным" воображением — принимают задачу, последовательно строят сюжет, но демонстрируют средние показатели оригинальности образов воображения; другие дети — с "эмоциональным" воображением — тоже принимают задачу, строят довольно оригинальные образы воображения, но бывают непоследовательны в построении сюжета.
     Дети с низким уровнем развития воображения. Это ребята и с "познавательным", и с "эмоциональным" воображением, которые не могут использовать в игре оригинальные образы воображения и последовательно строить сюжеты.

  • Основной механизм воображенияпо мнению Рибо, состоит из двух операций: 
диссо...

    13 слайд

    Основной механизм воображения
    по мнению Рибо, состоит из двух операций:
    диссоциации, т.е. разделения рядов состояний сознания,
    ассоциации - их объединения.

  • 7 основных механизмов продуктивного воображения:типизация – создание целостно...

    14 слайд

    7 основных механизмов продуктивного воображения:
    типизация – создание целостного образа синтетического характера;
    комбинирование – осуществление анализа и синтеза элементов реальности;
    акцентирование – подчеркивание, заострение тех или иных черт, особенностей объектов;
    преувеличение или преуменьшение предметов и явлений;
    реконструкция – создание целого по части;
    агглютинация – сочетание разнородных свойств реальности;
    уподобление – использование аллегорий и символов

  • Как развивать воображение у дошкольникаВоображение развивается в игре, особе...

    15 слайд

    Как развивать воображение
    у дошкольника
    Воображение развивается в игре, особенно в тех ее видах, где человек как бы выполняет определенную роль.
    Развивают воображение и такие игры, как сочинение сказок, стихов,
    рисование, лепка.
    Воображение развивается
    при чтении книг

  • Своеобразной школой воссоздающего воображения служит изучение разных географи...

    16 слайд

    Своеобразной школой воссоздающего воображения служит изучение разных географических карт.
    Совершенствует воображение внимательное рассматривание чертежей, умение за различными проекциями представлять объект и, наоборот, умение изображать объекты в различных проекциях
    Техническое творчество, изобретательская и рационализаторская деятельность — важный путь развития воображения

  • Для развития воображения важны жизненный опыт и широкий круг знаний. Накопле...

    17 слайд

    Для развития воображения важны жизненный опыт и широкий круг знаний. Накопление большого количества ярких образов может происходить в результате целенаправленного наблюдения в процессе общения с природой
    Операции моделирования у дошкольников
    Например:1) слона превратить в зайца,2) собаку - в курицу, 3) чайник - в жирафа, 4) пароход - в самолет, 5) лошадь - в человека, 6) колосок - в буханку хлеба, 7) гусеницу - в бабочку.


  • Воображение дошкольника сильно ориентировано на задаваемые образцы, оно не...

    18 слайд

    Воображение дошкольника сильно ориентировано на задаваемые образцы, оно несамостоятельно.
    Мы постоянно сталкивались с ситуацией, когда ребенок отказывался представить наличие у объектов неких свойств, о которых ему ранее не сообщал взрослый.

  • Воображение свободнее действует в ситуациях со слабой информационной опреде...

    19 слайд

    Воображение свободнее действует в ситуациях со слабой информационной определенностью. Там же, где у ребенка есть разнообразные знания об объектах и явлениях действительности, механизмы воображения уступают место механизмам мышления.

  • Проанализировать, как развито у вас воображение, помогут нижеприведенные зада...

    20 слайд

    Проанализировать, как развито у вас воображение, помогут нижеприведенные задания.
    Чем выше результат, тем лучше развито воображение.

  • Проанализируйте свое воссоздающее воображение Для этого решите 4 следующие за...

    21 слайд

    Проанализируйте свое воссоздающее воображение
    Для этого решите 4 следующие задачи.
    (Предупреждаем, что никакие чертежи при решении делать нельзя.)
    Представьте себе равносторонний треугольник, каждая сторона которого равна 6 м. Продолжите мысленно основание треугольника влево на 6 м и параллельно ему через вершину треугольника проведите влево такой же отрезок. Соедините концы параллельных линий прямой. Какая фигура получилась?

  • 2. Представьте себе, что от точки А вы прошли на юг 10 шагов, затем повернули...

    22 слайд

    2. Представьте себе, что от точки А вы прошли на юг 10 шагов, затем повернули на восток и также сделали 10 шагов, после опять сделали 10 шагов на юг, а затем повернули на запад, прошли столько же и, наконец, сделали 10 шагов на север. Какая фигура получилась из указанных отрезков?

  • 3 Представьте себе окружность: Поставьте в центре окружности точку, на равном...

    23 слайд

    3 Представьте себе окружность: Поставьте в центре окружности точку, на равном расстоянии от нее (внутри окружности) проведите две параллельные линии, а затем к этим прямым на таком же расстоянии от центра проведите две перпендикулярные линии. Какая фигура получилась внутри окружности?

  • 4. Представьте себе квадрат. Проведите в нем диагонали. Затем двумя горизонта...

    24 слайд

    4. Представьте себе квадрат. Проведите в нем диагонали. Затем двумя горизонтальными линиями разделите квадрат на равные части. Сколько получилось фигур и какие?

  • Установите уровень развития у себя творческого мышления. :         Для этого...

    25 слайд

    Установите уровень развития у себя творческого мышления. :
    Для этого решите следующие задачи
    1. Мысленно представьте себе, что у вас есть деревянный шарик диаметром 30   мм. Придумайте и укажите на бумаге (словами или рисунком) как можно больше предметов, которые можно сделать, используя этот предмет. Работайте 5 мин. Сравните свой вариант решения с вариантами своих товарищей. Каждый предложенный вариант оценивается в 2 балла. За однотипные варианты начисляйте по 1 баллу, за остроумные и оригинальные — по 4 балла.

  • 2. В течение 5 мин придумайте (и запишите) как можно больше вариантов использ...

    26 слайд

    2. В течение 5 мин придумайте (и запишите) как можно больше вариантов использования обыкновенного карандаша. Имейте в виду, что можно придумывать самые нелепые — с точки зрения  здравого смысла — вещи,  непременное условие — чтобы карандаш действительно можно было в принципе применять в этом качестве (например, вместо скалки при раскатывании теста и др.).
    Еще одно замечание: различными считаются только те варианты, которые существенно отличаются друг от друга. Например, ответы «Для рисования на бумаге» и «Для рисования на стене» однотипные.
    Учтите, что некоторые творческие люди
    могут за один присест без ограничения
    времени найти около 50 вариантов
    применения карандаша.

  • Определите живость, яркость своего воображения.     Зачитывая слово — раздраж...

    27 слайд

    Определите живость, яркость своего воображения.
    Зачитывая слово — раздражитель, старайтесь, как можно более ярко представить себе соответствующий образ.

    Оценку за степень яркости образа проставьте себе сами, исходя из следующих критериев:
    О — представление полностью отсутствует;
    1—представление слабое;
    2 — живое;
    3 — очень яркое.

  • 1. Зрительные представления.
Ромашка. Лицо матери. Холодильник. Огурец. Автоб...

    28 слайд

    1. Зрительные представления.
    Ромашка. Лицо матери. Холодильник. Огурец. Автобус. Абрикос. Алые розы. Собака. Бедный человек.
    2. Слуховые представления.
    Бой барабана. Свист милиционера. Собачий лай. Звук горна. Голос классного руководителя.
    3. Осязательные представления.
    Бархатная ткань. Прикосновение ко льду. Укол иглы. Мел в руках. Ползущая по руке оса.
    4. Обонятельные представления.
    Запах: земляники, лука, черемухи, бензина, мяты.
    5. Двигательные представления.
    Аврал. Азарт. Плавание. Качание на качелях. Молчание.

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Воображение — мысленное воспроизведение чего-либо или кого-либо, фантазия.  Оно тесно связано с мышлением, так как образ и мысль всегда выступают в единстве. Воображение способствует предвосхищению будущего и как бы оживляет прошлое. Понятия «воображение» и

«фантазия» являются

 

синонимами.Воображение — мысленное воспроизведение чего-либо или кого-либо, фантазия.  Оно тесно связано с мышлением, так как образ и мысль всегда выступают в единстве. Воображение способствует предвосхищению будущего и как бы оживляет прошлое.

Понятия «воображение» и

«фантазия» являются

синонимами.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 713 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 538
    • PPTX 732 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шитикова Ольга Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шитикова Ольга Николаевна
    Шитикова Ольга Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 9515
    • Всего материалов: 16

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Преодоление тревожности, застенчивости и страхов у детей в условиях образовательного процесса

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 20 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Детская психология: диагностика особенностей развития, психологическая помощь и психокоррекция

Психолог

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 767 человек из 79 регионов

Курс повышения квалификации

Основные аспекты психоанализа детского возраста

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Анализ эффективности проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление рисками и финансовое моделирование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология общения: эффективное общение и решение конфликтов

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 509 человек из 69 регионов