Вокально-двигательные разминки как
условие развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников на
музыкальных занятиях
"Хотим
ли мы достигнуть лучшего запоминания со стороны детей или более успешной работы
мысли - все равно мы должны позаботиться о том, чтобы и та и другая
деятельность стимулировалась эмоционально".
Л.С.
Выготский
Музыкальное
развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие ребенка:
формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится
чутким к красоте в искусстве и жизни. Развитие музыкальных способностей,
формирование основ музыкальной культуры необходимо начинать с раннего возраста.
Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо
впоследствии.
Одна
из основных задач в системе музыкального воспитания заключается в формировании
и развитии комплекса музыкальных способностей ребенка. Возрастные особенности
музыкальных проявлений у детей позволяют определить последовательность
формирования соответствующих задатков. Например, гармонический слух развивается
позднее, чем звуковысотный, так как он представляет собой более сложное
явление. Комплексом способностей, содействующих успешному проявлению у детей
активной музыкальной деятельности в доступных формах, является музыкальность.
Центром музыкальности принято считать эмоциональную отзывчивость на музыку -
способность переживать музыкальное произведение, его образное содержание.
Проблему
эмоциональной отзывчивости рассматривали такие исследователи как Б.М. Теплов,
Д.М. Кабалевский, Т.С. Бабаджан, О.П. Радынова, Н.А. Ветлугина.
В
психолого-педагогической литературе, посвященной проблемам воспитания детей
дошкольного возраста, указывается на то, что эмоциональная отзывчивость
поддается развитию (Т.С. Бабаджан, В.М. Бехтерев). В этом возрастном периоде, в
связи с развитием и усложнением эмоциональной сферы, усложняется и содержание
эмоционального общения. Мотивы такого общения полностью сливаются с
эмоциональным состоянием ребёнка. Оно может сохраняться длительно, а,
следовательно, оставлять более глубокий след в психике ребенка (А.В. Запорожец,
Г.М. Лямина, Г.В. Пантюхина, A.M. Фонарев). Именно поэтому в методических
рекомендациях по музыкальному воспитанию старших дошкольников ставится задача
развития эмоциональной отзывчивости на музыку путем приобщения детей к миру
музыкальной культуры.
Музыка
в искусствоведческой литературе рассматривается как один из способов
художественно-образного освоения мира, как особый язык, на котором
высказывается некое духовное содержание. Определяя содержание музыки, видный
отечественный психолог Б. М. Теплов писал, "что в наиболее прямом и
непосредственном смысле содержанием музыки являются чувства, эмоции,
настроения"[14;4]. Все многообразие чувств, переданных в музыке,
воплощается в музыкальном образе. В подтверждение слов Б.М.Теплова, музыкант Э.
Ансерме утверждает, что музыкальный образ "является чистым отражением
чувства в зеркале звуков".
Эмоциональная
отзывчивость на музыку может проявиться у детей очень рано, т.к. психологические
особенности детей 4-7 лет таковы, что одновременно с интеллектуальным
постижением окружающего их мира требуется так называемое "эмоциональное
насыщение". Подобный эмоциональный комфорт детям могут обеспечить
музыкальные занятия в ДОУ. На сегодняшний день для детей в системе образования
предоставлен широкий спектр видов музыкальной деятельности, такие как
слушание-восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, игра на
музыкальных инструментах, музыкально-образовательная деятельность, (музыкально-дидактические
игры). Одним из наиболее востребованных видов музыкальной деятельности является
пение, т.к. пение - один из самых любимых детьми видов музыкальной
деятельности.
"В
сравнении с инструментальной музыкой пение в сочетании с движениями обладает большей
силой эмоционального воздействия на детей. Прежде всего - это живое,
непосредственное общение. Выразительные интонации человеческого голоса,
сопровождаемые соответствующей мимикой и движениями, вызывают интерес у
большинства детей. По мере развития ребенка - формирования у него мышления,
накопления новых представлений и развития речи - усложняются его эмоциональные
переживания, и возрастает интерес к содержанию музыки. Текст песен помогает
ребенку осмыслить это содержание, а соответствующие движения - выразить свое
отношение. Дети, воспринимая характер музыкального произведения в единстве со
словом и движением, глубже и сознательнее подходят к пониманию образа"
[18].
Чувства
и настроения, вызванные музыкой, придают движениям эмоциональную окраску, влияя
на пластику и выразительность жестов. Как отмечают исследователи,
музыкально-двигательные упражнения для рук, включающие повороты головы,
потягивания шеи, дают возможность совершенствовать качества вокальных и хоровых
навыков. Музыкальные впечатления, полученные от движения под музыку на занятиях
(через подключение к музыкальной памяти - памяти мышечной), остаются на всю
жизнь.
Таким
образом, для формирования эмоциональной отзывчивости на музыку в дошкольном
возрасте необходим комплекс методов и приемов развития эмоциональности.
Проблема
развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста не нова, но она
по-прежнему актуальна. Эмоциональная отзывчивость на музыку, развиваемая у
детей в процессе музыкальной деятельности, напрямую связана с развитием эмоциональной
отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как доброта,
умение сочувствовать другому человеку.
Движения
способствуют формированию музыкального мышления, развитию интереса детей к
музыке, помогают формированию музыкального мышления во взаимосвязи с
эмоциональным ее восприятием.
С
помощью пения, игры на музыкальных инструментах можно развить другую
музыкальную способность - умение представить и воспроизвести высоту музыкальных
звуков в мелодии.
Развитие
этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ,
сопоставление, запоминание - и влияет не только на музыкальное, но и на общее
развитие ребенка" [14;36].
Главная задача музыкального воспитания детей - комплексное
развитие музыкальных способностей. Проблема музыкальных способностей и их
развития рассматривается разными авторами: Б.М.Теплов, Л.С.Выготский,
В.П.Анисимов. Важнейшей в теории способностей является проблема их развития. Б.М.
Теплов очень четко проводил мысль о том, что способности существуют лишь в развитии,
и назвал абсурдным понятие "неразвивающаяся способность".
В
своей работе "Проблемы индивидуальных различий" Б. М. Теплов
утверждает - "под способностями разумеются индивидуально-психологические
особенности, отличающие одного человека от другого; способностями называют
такие особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо
деятельности или многих деятельностей".
Так
что же такое способности? В энциклопедии Кирилла и Мефодия дается такое
определение: "Способности - это индивидуальные особенности личности,
являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода
деятельности. Не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в
быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Диагностика
некоторых сложившихся способностей проводится с помощью тестов. Высокий уровень
развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности" [2].
В
пособии "Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного
возраста" А. Г. Гогоберидзе и В.А. Деркунской мы встретились с
определением одного из авторов современной концепции способностей человека В.
Д. Шадрикова, Психолог пишет, что способности - это "свойства
функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют
индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном
своеобразии освоения и реализации деятельности" [5;71].
По
мнению Е.Н.Федорович "Музыкальные способности обусловливают успешность
восприятия, исполнения и сочинения музыки, а также обучаемость в области
музыки" [16;12].
Большинство исследователей считают, что своеобразное сочетание
способностей и эмоциональных сторон личности, проявляющихся в музыкальной
деятельности, является музыкальностью.
Об
этом они пишут в своих работах: Б.М. Теплов "Психология музыкальных
способностей", Н.А. Ветлугина "Теория и методика музыкального
воспитания в детском саду", В.П. Анисимов "Диагностика музыкальных
способностей детей", О.П. Радынова "Музыкальное развитие детей",
"Музыкальное воспитание дошкольников".
Музыкальность,
по Б. М. Теплову - это "тот компонент музыкальной одаренности, который
необходим для занятия именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой
другой, и притом необходим для любого вида музыкальной деятельности"
[15;51].
Вслед за Тепловым многие авторы признают, что музыкальность - это
синтез способностей, необходимых для занятий музыкой и сходятся на том, что
способности, входящие в "ядро" музыкальности это:
1.
Ладовое чувство: узнавание мелодии, определение закончилась или не закончилась
мелодия. (В дошкольном возрасте показателем развития этой способности является
любовь и интерес к музыке).
2.
Способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями: воспроизведение
мелодии по слуху (голосом или на музыкальном инструменте). Эта способность
включает в себя память и воображение.
3.
Музыкально-ритмическое чувство: способность воспринимать метроритм в музыке,
чувствовать его эмоционально, адекватно воспроизводить.
Музыкальность - сложное понятие, характеризующееся разным
сочетанием отдельных способностей. В своей работе "Теория и методика
музыкального воспитания в детском саду" Н.А. Ветлугина и А.В. Кенеман
предлагают нам мнение академика Б. В. Асафьева, который "обобщая свои
наблюдения, отмечал у одних детей хорошую музыкальную память, у других -
отзывчивость на музыку, у третьих - наличие абсолютного слуха, сопровождающееся
"туповатостью" восприятия более сложных художественных образов и,
наоборот, у четвертых - неразвитый слух, сочетающийся порой с глубоким и
серьезным интересом к музыке" [3;25].
С
различной трактовкой понятия музыкальность мы встречаемся в работе Анисимова
В.П. "Диагностика музыкальных способностей". Психолог отмечает, что
"в настоящее время среди ученых нет единого понимания сущности и структуры
музыкальных способностей" [1;31]. Он приводит мнение ряда авторов.
Так,
В.П.Анисимов, ссылается на мнение С.И. Науменко: "Музыкальность - система
иерархически соподчиненных общих и специальных (собственно музыкальных)
способностей". К общим способностям автор относит эстетический вкус,
способность творчески проникать в художественную сущность музыки, давать
эстетические оценки, а к специальным она относит "музыкальный слух
(ритмический, мелодический, гармонический), творческое воображение,
эмоциональность, чувство целого" [1;34]. Анисимов считает, что трудно
согласиться с автором в трактовке таких базовых психологических свойств
личности, как эмоциональность, воображение и чувство целого в исключительно
музыкальном их значении. Он отмечает, что не учтены и такие специальные
компоненты музыкальности, как динамическое и тембровое чувство. А чувство
целого, по-видимому, следует понимать как чувство музыкальной формы. Кроме
того, Анисимову непонятно, почему творческое воображение автор относит
исключительно к специальным способностям и в то же время способность
"творчески проникать в художественную сущность музыки" рассматривает
как общую.
Более
строгую структуру музыкальности Анисимов В.П. находит у Ю.А. Цагарелли, который
определяет искомое качество как "синтез способностей, необходимых для
творческого восприятия музыки. При этом в общую структуру музыкальности автор
включает шесть частных способностей, составляющих ее ядро: музыкальный слух,
музыкально-ритмическая способность, эмоциональная отзывчивость на музыку, музыкальная
память, музыкальное мышление, музыкальное воображение" [1;35].
Вопрос
о музыкальности приобретает особое значение в дошкольном воспитании.
Н.А.Ветлугина
дает такое определение музыкальности - "Музыкальность у детей - это
комплекс способностей, содействующих успешному проявлению активной музыкальной
деятельности в доступных формах. Интерес к музыке и достаточно развитый слух
говорят о музыкальности у ребенка"[3;76].
В
работе В.П. Анисимова мы встретились с позицией К.В. Тарасовой, которая
рассматривает структуру музыкальных способностей как состоящую из двух основных
подструктур:
"1)
эмоциональной отзывчивости на музыку - главного показателя музыкальности;
2)
познавательных музыкальных способностей - сенсорных, интеллектуальных и частных
(музыкальный слух и сенсомоторные данные). При этом к сенсорным способностям
автор относит музыкальный слух (мелодический, тембровый, динамический и
гармонический) и чувство ритма. К интеллектуальным музыкальным способностям -
музыкальное мышление (в единстве его репродуктивного и продуктивного
компонентов), музыкальное воображение и музыкальную память. А к частным -
абсолютный слух и сенсомоторные исполнительские данные" [1;37].
Как
уже было сказано, вопрос о структуре музыкальности и музыкальной одаренности не
решен окончательно. Исследователи, предлагающие расширить "ядро"
музыкальности, дополняют список специальных способностей такими, которые не
являются "общими" по отношению ко всем видам музыкальной
деятельности.
Такими
способностями являются:
1)
способность целостного восприятия музыки (внимательное слушание и сопереживание
художественного образа в его развитии) и дифференцированного (различение
средств музыкальной выразительности);
2)
исполнительские способности (чистота певческих интонаций; согласованность движений
при игре на детских инструментах);
3)
способности, проявляющиеся в творческом воображении при восприятии музыки, в
песенных, музыкально-игровых, танцевальных импровизациях.
Таким
образом, мы рассмотрели такие понятия как "способности" и
"музыкальность", рассмотрели музыкальность в плане ее ведущих
компонентов (эмоция и слух), сенсорных способностей (различение качеств
музыкальных звуков), основных способностей (ладовысотный слух и чувство ритма),
т. е. раскрыли структуру музыкальности. Кроме того, музыкальность
охарактеризована в связи с конкретными видами музыкальной деятельности детей -
выделены способности восприятия, исполнительства и творчества. Таким образом,
определены роль и место музыкальности в формировании эмоциональной сферы,
творчества, интеллектуальной деятельности, духовных переживаний.
По
словам О.П. Радыновой, "занятия - основная форма организации, в которой
осуществляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств
личности, формирование основ музыкальной и общей культуры. Занятия предполагают
активную взаимную деятельность педагога и детей"[14;146].
На занятии перед педагогом стоят различные задачи. Такие как
"вызвать у ребят интерес к музыке и музыкальной деятельности, обогатить их
чувства, развить музыкальные способности, сформировать основы вкуса, обучить
детей необходимым умениям и навыкам" [14;146]. По мнению О.П.Радыновой
результативность занятий напрямую зависит от атмосферы эмоционального подъема,
которая, в свою очередь, зависит от увлеченности педагога своим трудом, от
правильной структурированности занятия и от удачно подобранного музыкального
материала. "Успех музыкального развития детей зависит от
методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности,
применяемых в работе с детьми" [14;19]. Чтобы добиться развивающего
эффекта обучения на занятии, автор предлагает использовать проблемные методы,
активизирующие детей.
Г.А.
Праслова высказывает мнение, что в музыкальном образовании детей дошкольного
возраста широко используются методы, "которые классифицируются по
источнику передачи и получения знаний (наглядные, словесные и практические), по
характеру познавательной деятельности (объяснительно-иллюстративные,
репродуктивные, игровые), по дидактическим целям (методы, способствующие
усвоению, закреплению и совершенствованию знаний). При этом процесс
образно-художественного переживания музыки выступает в качестве важнейшей
характеристики целевой функции общедидактических методов, оказывая влияние на
конкретизацию их формулировок: наглядно-слуховой, наглядно-зрительный,
художественно-практический, музыкально-игровой. Наглядно-слуховой и
наглядно-зрительный методы могут применяться в сочетании с методом сравнения,
что придает этим методам проблемный характер" [13;48].
Основные
разновидности словесного метода в музыкальной педагогике (беседа, рассказ,
объяснение) выступают для ребенка в качестве ориентиров при восприятии и
исполнении музыки.
"Художественно-практический
метод связан с двигательными реакциями и активными действиями ребенка в
процессе его общения с музыкой (воспроизведение музыки и передача переживаний,
вызванных музыкой, в разных формах исполнительской деятельности, таких как
вокализация, пластическое интонирование музыки, ритмические движения под
музыку; выражение переживаний музыки с помощью творческих способов действий в
различных видах музыкальной деятельности). Художественно-практический метод
используется также в процессе показа педагогом исполнительских приемов в пении,
музыкально-ритмических движениях. Этот метод может приобретать проблемный
характер, если педагог не только показывает способы действий (что связано с
прямым подражанием), но и демонстрирует несколько вариантов выполнения этих
действий, из которых ребенку предлагается самому выбрать те варианты, которые
наиболее полно соответствуют характеру музыки. Использование вариативных
показов, создание проблемных ситуаций повышает интерес ребенка к музыкальной
деятельности, активизирует его творческую самостоятельность" [13;52].
В
своей работе "Теория и методика музыкального образования детей дошкольного
возраста" Г.А. Праслова утверждает, что "наряду с общедидактическими
методами в методике музыкального образования детей используются методы,
обусловленные эстетической сущностью и интонационной природой музыкального искусства.
Основы их разработки были заложены в 20-е годы XX века в трудах Б. В. Асафьева,
Б. Л. Яворского, Н. Я. Брюсовой, В.Н.Шацкой. Их разработка была продолжена в
50-60-е годы Н. А. Ветлугиной, в 70-80-е годы Д. Б. Кабалевским и его
преемниками и последователями, а позже - в 90-е годы - О. П. Радыновой"
[13;53].
Автор приводит мнение Б. В. Асафьева, который выделяет методы
наблюдения за музыкой, сопоставления музыкальных произведений по принципу
сходства и различия, метод импровизации.
Также
Г.А. Праслова предлагает нам в своей работе методы, разработанные Н. А.
Ветлугиной, исходя из задач и сущности музыкально-эстетического воспитания:
метод побуждения к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости на прекрасное в
окружающем мире, направленный на обогащение эмоционально-чувственного опыта
ребенка; метод убеждения в процессе формирования эстетического восприятия;
метод упражнения в практических действиях; метод поисковых ситуаций,
побуждающих к творческим и практическим действиям.
В
работе Г.А. Прасловой, мы встретились также с суждением О. П. Радыновой,
которая исследуя музыкальную культуру дошкольников, выделяет следующие методы
ее формирования: метод контрастного сопоставления произведений (контраст в
пределах одного жанра, одного настроения, между произведениями с одинаковыми
или близкими названиями и т. п.); метод уподобления характеру звучания музыки,
активизирующий творческие проявления ребенка, направленный на осознание
музыкального образа.
О.П.Радынова
утверждает, что "Б.Теплов доказал факт сопровождения восприятия музыки
двигательными реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев и т.д.).
Поэтому движения успешно используются как приемы, активизирующие осознание
детьми характера мелодии, качества звуковедения (плавного, четкого,
отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов
и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка). Эти свойства музыки можно
моделировать с помощью движений рук (что доступно уже детям младшего возраста),
танцевальных и образных движений. Для осознания плавности мелодии, ее
спокойного, напевного характера или, наоборот, задорного и отрывистого
эффективно использовать подпевание"[14;46].
Как
уже было сказано ранее, "на занятиях решается одна из важнейших задач
музыкального воспитания - развитие музыкальных способностей"[14;147].
Следовательно, и развитие эмоциональной отзывчивости детей на музыку должно
быть в центре внимания педагога на протяжении всего занятия. О.П.Радынова
считает, что "все виды музыкальной деятельности служат этой цели. В пении
игре на музыкальных инструментах у детей развивается звуковысотный слух, в
музыкально ритмических движениях, пении, игре на музыкальных инструментах -
чувство ритма. Музыкально-дидактические игры, попевки также помогают развитию
музыкальных способностей"[14;147].
Как
пишет, "музыкальные занятия могут быть вариативными в зависимости от
структуры, содержания, участия всех детей, подгрупп, включения всех или
отдельных видов музыкальной деятельности. Занятия делятся на индивидуальные, по
подгруппам и фронтальные в зависимости от числа участвующих в них детей.
Индивидуальные
занятия и по подгруппам проводятся с детьми раннего и младшего дошкольного
возраста, когда малыши еще не могут выполнять задания коллективно. Этот вид
занятий применяется и в других группах, чтобы уделить внимание развитию каждого
ребенка.
Фронтальные
занятия проводятся со всей группой детей" [14;148].
О.П.
Радынова делит музыкальные занятия по содержанию в зависимости от использования
различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы.
Типовые (включают в себя все виды музыкальной деятельности), доминантные
(какой-либо вид музыкальной деятельности преобладает), тематические (выбирается
одна тема, объединяющая все виды музыкальной деятельности) и комплексные
(содержит различные виды искусства, виды художественной деятельности; бывают
фронтальными, проводятся со всей группой детей). Автор советует варьировать
виды занятий в зависимости от возраста детей и уровня их музыкального развития.
Таким
образом, на музыкальном занятии в ДОУ осуществляется обучение детей, развитие
их способностей, воспитание качеств личности. Результаты, достигнутые на
занятии, зависят от эмоциональной атмосферы, которая, зависит от увлеченности
педагога своим делом, от верной структуры занятия и от удачно подобранного
музыкального материала. А также от правильного использования методов и приемов,
способствующих развитию способностей в комплексе, формированию основ
музыкальной и общей культуры.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.