Инфоурок География Другие методич. материалыВоенные кампании и события 1915—1916 гг.

Военные кампании и события 1915—1916 гг.

Скачать материал

Урок №7

Тема: Военные кампании и события 1915—1916 гг.

Цель: охарактеризовать развертывание военных действий в 1915-1916 гг.; сравнить военные кампании 1915  и 1916 гг.; определить особенности войны на море и подводной войны; привести факты, свидетельствующие об  истощении воюющих государств из-за затягивания войны; показать, каким было влияние войны на общество;  объяснить понятия и термины: «блокада», «Верденская  битва», «брусиловский прорыв», «битва на сомме»; развить умение учащихся оценивать отдельные факты,  события и процессы; продолжить формирование у них представления о недопустимости войн в качестве средства  разрешения межгосударственных противоречий.

Оборудование: учебник, атлас,  иллюстративный и дидактический материал.

Основные термины и понятия:   блокада, Верденская битва, Брусиловский прорыв, битва на Сомме.

основные даты:

22 апреля 1915 г.— первое успешное применение химического оружия немцами под Ипром в Бельгии; февраль—декабрь 1916 г.— Верденская битва; июль— ноябрь 1916 г.— битва на Сомме.

 

Ход урока

І. Организация учебной деятельности – 3 мин

Учитель сообщает учащимся тему и основные задачи урока.

ІІ. Проверка домашнего задания. 6 учеников выходят к доске и получают карточки, в которых специально допущены ошибки. Их задача найти ошибки и их исправить за 30 сек.  – 5 мин

Найдите ошибки в утверждении

 

1.     В составе Антанты была Россия, Великобритания и Германия. Антанта в переводе с английского означает  дружеское согласие. Она была образована в 1907 году.

2.     Хорватский экстремист Георгий Принцип совершил удачное покушение на эрц-графа Австро-Венгрии Франца-Фердинанда в г. Сараево 24 июня 1915 года.

3.     Италия и Австро-Венгрия претендовали на территории Украины. А-В стремилась заполучить Надднепрянскую Украину, а Италия – Буковину. Российская империя мечтала заполучить украинские земли в районе проливов Босфор и Дарданеллы.

4.     План «Шлиффена» разработанный французским генеральным штабом, предполагал организацию быстрого нападения на Германию в стиле «блиц-криг» - что означает в переводе с английского, «грозовая война». Планировалось обойти линию «Мажино» и четко спланированными ударами захватить столицу Германии – Мюнхен.  

5.      Благодаря удару в районе Северной Пруссии армиями Самсонова и Реннекампфа, российские войска сумели предотвратить падения падение Парижа и германская армия остановилась всего в 30 км. от французской столицы.

6.     По итогам 1914 года желание немецкого командования закончить войну за 3 года, было выполнено. В целом, на Восточном фронте воющие стороны перешли в так называемую «позитронную войну», в рамках которой лишь обменивались позитивными частицами.  

 

Запасные вопросы:

1.  Охарактеризуйте причины Первой мировой войны и цели воюющих государств. 

2. Какой конфликт положил начало Первой мировой войне? Как он разворачивался?  Можно ли было его разрешить мирными средствами?

3. Как происходило втягивание крупных государств в войну?

4. Охарактеризуйте боевые действия на фронтах Первой мировой войны в 1914г.

5. Проследите по карте ход военных действий в Европе в 1914 г.

6. Согласны ли вы с утверждением, что в развязывании Первой мировой войны в одинаковой степени виноваты все крупные государства? Обоснуйте свою точку зрения.

7. Немецкий историк Г. Риттер считает, что план Шлиффена вообще не был «надежным рецептом победы». Каково ваше мнение по этому вопросу? 

 

ІІІ. Изучение нового материала  - 10 мин.

1. Военные Действия в 1915 г.

Коллективная работа с учебником

Учитель объясняет тему  «Основные военные действия и события Первой мировой войны», используя  приведенный ниже материал.

В 1915 г. на Западном фронте установилось относительное затишье. Французское и британское командования стремились в условиях позиционной войны укрепления  ресурсов для одержания победы. Германское командование решило перенести основные тяготы военных действий на Восточный фронт, чтобы благодаря  одержанным там победам попробовать вынудить Россию подписать сепаратный  мир, расколоть Антанту и вырваться из тисков войны на два фронта.

Тем временем на Западном фронте военные действия сводились к отпору немцами атак войск Антанты в Шампани, Артуа и Фландрии. 22 апреля в ходе атаки  под бельгийским городом Ипром (Западная Фландрия) немцы впервые в истории  удачно применили химическое оружие (в феврале 1915 г. их первая попытка применить  химическое оружие под Варшавой была неудачной), использовав удушливый  газ хлор. Были отравлены 15 тыс. британских и французских солдат, из которых около трети умерли. После газовой атаки путь на Ипр для немцев был  открыт, однако они не имели резервов для того, чтобы развить достигнутый успех.  Это событие засвидетельствовало нарушение германским командованием норм  Гаагской конвенции 1907 г. о запрете использования химического оружия и стало  началом «химической войны». С 1915 г. для защиты от газов стали применять  противогазы. Всего за годы Первой мировой войны от химического оружия погибли около 1 млн солдат.

В апреле 1915 г. британцы и французы совершили десантную операцию, стараясь  перекрыть проливы Босфор и Дарданеллы. Операция провалилась. Турецкие  войска полностью заблокировали десант союзников, который в декабре того же  года покинул захваченный плацдарм.

В те же апрельские дни завершились переговоры стран Антанты с Италией. По  Лондонскому договору, подписанному 26 апреля 1915 г., Италии гарантировалось  право установления протектората над Албанией, получение Трентино, Триеста  и других австрийских областей с итальянским населением. 3 мая Италия заявила о разрыве соглашения о Тройственном союзе, а 23 мая объявила войну Австро-Венгрии. После этого против последней образовался новый Итальянский фронт,  где австро-венгерское командование держало десять дивизий. Это ослабляло позиции Германии на других фронтах.

На Восточном фронте, готовясь к военной кампании 1915 г., из подразделений, прибывших с Запада и из тыла, немцы сформировали две новые армии. Русские же войска в это время все сильнее стали ощущать нехватку оружия, боеприпасов, обмундирования, медикаментов и т. д. При этом осуществление наступательных  операций по просьбе союзников для облегчения их положения на Западе приводило  к постоянной передислокации соединений и ослаблению боевой силы русских армий. Германия благодаря шпионам хорошо знала сильные и слабые места  русских.

2 мая 1915 г. после продолжительной артиллерийской подготовки австро-венгерские  войска прорвали русский фронт между Горлице и Тарнувом и перешли  в наступление. Горлицкий прорыв 2-10 мая создал благоприятные условия для  дальнейшего совместного наступления германских и австро-венгерских войск,  продолжавшегося до октября 1915 г. В июле германские войска начали крупное  наступление в Польше и Литве. В августе они захватили Варшаву. Русские войска отступали, неся крупные потери. К концу военной кампании 1915 г. на Восточном  фронте германские и австро-венгерские войска захватили Польшу, Литву, часть  Латвии и Белоруссии, Галицию, Буковину и часть Волыни. Потери русских достигли  850 тыс. убитыми и ранеными и 900 тыс. пленными. Однако расчеты германского  командования вынудить Россию подписать сепаратный мир не оправдались. Русские смогли остановить продвижение противника на восток.

В начале сентября 1915 г. Болгария официально присоединилась к германскому  блоку. Было заключено австро-болгаро-германо-турецкое соглашение, по  которому эти государства образовали Четверной союз. В октябре 1915 г. войска  Германии, Австро-Венгрии и Болгарии общей численностью в 500 тыс. человек  выступили против 250-тысячной сербской армии. Россия не могла оказать помощь  Сербии и соседней Черногории, а французские и британские войска прибыли  слишком поздно и созданный ими Салоникский фронт не предотвратил поражения  Сербии.

Всю территорию Сербии оккупировали вражеские армии. Остатки сербской  армии вместе с королем, осуществив тяжелый зимний переход через горы Албании,  достигли Адриатического моря, откуда были эвакуированы британским флотом на греческий остров Корфу. В начале 1916 г. акт капитуляции подписало  правительство Черногории. Поражение Сербии и Черногории позволило Германии и Австро-Венгрии установить прямую связь с Османской империей.

 

2. Военные действия 1916 г.  – 7 мин.

Рассказ учителя

Германское командование, убедившись в прошлогодней военной кампании, что достичь желаемого результата войны на Востоке невозможно, решило  в 1916 г. нанести главный удар на Западе. Местом для операции избрали  выступ фронта возле крепости Верден, которую французы считали воротами  к своей столице и старались удержать любой ценой. Немцы надеялись, что  боязнь потерять эту позицию вынудит французское командование отправить  туда значительные силы и тогда можно будет «перемолоть, как в мельнице,  французские дивизии».

21 февраля 1916 г., выпустив из тяжелых пушек в течение нескольких  часов более 2 млн. снарядов по Вердену и его окраинам на участке фронта  в 10 км, 12 германских дивизий перешли в атаку. Начались отчаянные  бои. Германские солдаты под Верденом впервые использовали новое  оружие — огнеметы. 25 февраля немцы захватили форт Дуомон, возвышавшийся  над крепостью и всей местностью. Французское командование  во избежание катастрофы направило под Верден военные части с других  участков фронта. В результате этих действий к началу марта численность французских войск увеличилась вдвое. Стало понятно, что германский план  операции провалился. За последующие несколько месяцев кровопролитных  боев ценой огромных потерь немцы углубились во французскую оборону  всего на 7 км, но захватить Верден не смогли. «Верденская мясорубка», или  «мельница Маасского района», как называли Верденскую битву немцы, завершилась в декабре 1916 г.

Эта битва стала крупнейшей и наиболее продолжительной в Первой мировой  войне. Через ее «мясорубку» прошли 50 германских дивизий из 125 и 65 французских дивизий из 95. С обеих сторон она носила характер боев  на истощение, что привело к огромным потерям обеих сторон, достигавшим  70-100 %. У французов было около 400 тыс. погибших и раненых, у немцев – почти столько же.  

Успеху французов под Верденом в значительной степени способствовало  развертывание военных действий на Восточном фронте. 4 июня 1916 г. русские  войска под командованием генерала А. Брусилова после непродолжительной подготовки сформировали ударную группу. Удар наносился не в одном, а в нескольких местах, чтобы противник не мог сосредоточить достаточно сил для отпора наступления. В течение 4 июня-20 сентября в результате Брусиловского прорыва, как назвали эту операцию, русские снова  заняли часть Волыни, Галиции, Буковину и достигли Карпатских перевалов. Потери погибшими и ранеными в австро-венгерской армии, по некоторым источникам, достигали 1,5 млн человек, в русской — 500 тыс. человек.

Под влиянием русских побед на Восточном фронте Румыния вступила в войну на стороне Антанты и 28 августа объявила войну Австро-Венгрии. За это государства Антанты пообещали отдать Румынии Трансильванию, часть Буковины и Банат. Однако румынские войска разгромили германские, австро-венгерские и болгарские дивизии, а страна была оккупирована. России пришлось спасать нового союзника, перебросив в Румынию значительные силы. В 1916 г. здесь образовался Румынский фронт.

1 июля 1916 г. британское и французское командования начали тщательно подготовленное крупное наступление на реке Сомме. Шквальный артиллерийский огонь, атака которым продолжалась семь дней, разрушил германскую систему укреплений. На каждый метр земли британско-французская артиллерия извергла около тонны металла. После этого в наступление двинулась пехота, которую впервые в истории поддерживали танки.

Интересно знать

15 сентября в битве на Сомме британцы применили танки для поддержки атаки своей пехоты. 18 машин медленно ползли, стреляя из пулеметов в противника.  Стальные чудовища с ревом, лязгая гусеницами, преодолевали окопы, рвали  колючую проволоку и давили пулеметные гнезда. Применение танков оказывало  значительное психологическое воздействие на противника. Испуганные германские  солдаты покидали позиции и убегали. Один из танков вынудил сдаться в плен 300 немцев. Благодаря танкам британские солдаты на участке фронта  в 10 км за пять часов продвинулись вперед на 4-5 км и заняли три села. Ранее  для достижения этого тратились тысячи тонн снарядов и гибли десятки тысяч  человек. Но потери атакующих все равно оказались значительными. За день боя  были повреждены десять танков.

Однако даже применение танков не помогло преодолеть хорошо укрепленную многокилометровую полосу германской обороны. В ноябре 1916 г. битва на реке Сомме завершилась. За ее время британско-французские войска на участке фронта в 35 км продвинулись вперед всего на 10 км. Потери британско-французской армии составляли около 620 тыс. человек, германской — более 450 тыс. Битва еще раз продемонстрировала невозможность тактики планомерного фронтального наступления.

 

3. Война на море. Подводная война.  – 5 мин

 

Накануне войны Германия и Австро-Венгрия уделяли значительное внимание созданию своего военно-морского флота, но не смогли опередить государства Антанты. К августу 1914 г. Германия и Австро-Венгрия имели 189 военных судов  и 24 подводные лодки, а государства Антанты — 318 военных судов и 95 подводных лодок. Это привело к тому, что после начала войны германский и австро-венгерский флоты потерпели ряд поражений. В конце 1914 г. после разгрома германской  эскадры в Южной Атлантике возле Фолклендских островов Германия  и ее союзники оказались в морской блокаде. В Северном море господствовал флот Великобритании, Средиземное море контролировалось британским и французским флотами. Россия господствовала на Черном море. Действия германского  флота ограничивались Балтийским морем, австро-венгерского- Адриатическим.

 

Работа с терминами и понятиями

Блокада – военная, политическая или экономическая изоляция или окружение государства или его части, группы государств, их вооруженных сил, насильственное нарушение их внешних связей с целью заставить выполнить требования организаторов блокады.

Изменить ситуацию на море германское и австро-венгерское командования рассчитывали с помощью широкого применения сравнительно нового оружия — подводных лодок и развертывания подводной войны. В первые дни войны подводные лодки показали свою эффективность. Так, 22 сентября 1914 г. германская подводная лодка «U-9» у побережья Нидерландов безнаказанно за одну атаку  отправила на дно три британских крейсера.

В феврале 1915 г. Германия объявила воды, омывающие Великобританию, зоной боевых действий, где любой новый корабль, даже нейтральной страны, будет  уничтожаться подводными лодками без предупреждения. 7 мая 1915 г. объектом атаки немецких подводников стал британский трансатлантический лайнер «Лузитания» с 1198 пассажирами на борту, среди которых было 124 американца. Погибли 1195 человек. Это была одна из крупнейших морских катастроф в истории человечества. Правительство США выступило с решительным протестом, требуя ограничить подводную войну, поскольку кроме человеческих жертв она причиняла значительный ущерб торговле. Германия, опасаясь конфликта с США, отдала приказ не топить пассажирские суда без предупреждения. Однако командиры подводных лодок фактически игнорировали этот приказ.

31 мая — 1 июня 1916 г. в Северном море, возле Ютландского полуострова  (Дания), произошла единственная за всю войну крупная морская битва между британским и германским флотами. В ней приняли участие основные силы флотов – более 250 кораблей с обеих сторон. Немцы попытались прорвать блокаду,  рассечь британский флот и разбить его по частям, но не смогли этого сделать  и спешно отошли к базам. В битве британцы потеряли 14 кораблей, немцы — 11. Ютландская битва, как и те, которые произошли под Верденом и на Сомме, показала  невозможность достичь перелома в ходе войны одной «решающей битвой».

До конца войны главные силы германского флота больше не осуществляли крупных  рейдов в открытом море, ограничиваясь подводной войной. В результате нападений германских подводных лодок всего было уничтожено около 6 тыс. судов государств Антанты и ее союзников. Однако это лишь порождало возмущение мировой общественности действиями Германии, но не смогло привести к ее победе в войне.

 

В войне на стороне Великобритании принимала участие в Австралия. Военные подразделения которой были привлечены в Галлипольский десант (Турция, 1915 г.) и в битву на реке Сомма (1916). Группировка австралийцев и новозеландцев вошла в историю под название АНЗАК (австралийский и новозеландский        армейский корпус). В наше время дата начала высадки — 25 апреля — известна для Австралии и Новой Зеландии как День АНЗАКа, в который тысячи людей собираются у памятников в обеих странах, включая Турцию, для почтения памяти погибших солдат.

В качестве здоровьесберегающего момента проводится игра «Австралийский дождь» (3 мин).

4. Истощение воюющих сторон.  Рассказ учителя

Конец 1916 г. стал поворотным моментом в Первой мировой войне. Во всех воюющих странах ее затягивание привело к истощению материальных ресурсов, ухудшению обеспечения продовольствием, росту недовольства населения.  Генерал Людендорф характеризовал положение Германии как «чрезвычайно тяжелое и почти безвыходное». Французский президент Пуанкаре заявлял: «Везде среди населения Парижа наблюдаются тревожные настроения. Число тех, кто не верит в победу, возрастает. Начинаются забастовки. Каждый день мы переживаем такую опасность». Солдаты на фронтах устали от продолжительной войны и окопной жизни. Участились случаи отказа идти в атаку и дезертирств, солдатские бунты, убийства ненавистных офицеров, массовым становится братание с солдатами противника. Расчеты на кратковременность войны привели к тому, что уже в 1915 г. государства, принимавшие в ней участие, столкнулись с трудностями в обеспечении своих армий. Для увеличения военного производства в этих странах вводится государственное регулирование экономики и создаются особые органы: Военно-промышленный комитет в Германии, министерства военного обеспечения во Франции и Великобритании, Особые совещания (по обороне, транспорту, топливу, продовольствию) в России и т. д.

В связи с призывом мужчин в армию возник дефицит рабочей силы. Для его преодоления в промышленное производство привлекали женщин. Так, если накануне войны в промышленности Франции работали 487 тыс., то в конце 1916 г.— 625 тыс. женщин. При этом их зарплата была на 30—40 % ниже, чем у мужчин, а рабочий день в связи с потребностями войны на некоторых предприятиях достигал 12 часов.  Призыв в армию значительной части крестьянства имел отрицательные последствия для производства продуктов питания. Во Франции из 5,6 млн трудоспособного населения в селах в конце 1916 г. остались 3 млн человек. Во всех воюющих странах, кроме Великобритании, производство продовольственных товаров сократилось. Жиры и мясо стали дефицитом. По подсчетам немецкого врача Вассермана, к середине 1917 г. количество калорий, ежедневно потребляемых человеком, в сравнении с довоенным временем в среднем уменьшилось в 2,7 раза. Особенно сложной была ситуация в Германии, традиционно ввозившей продукты питания. Их нехватка вынудила правительство запретить откорм скота пшеницей и картофелем и разрешить использование разнообразных эрзац-продуктов, заменявших настоящие. Однако наполнение продуктовых карточек в Германии не удовлетворяло даже физиологических потребностей человека. Зимой 1916—1917 гг. страну охватил голод, от которого умерли около 500 тыс. человек. Голод, недоедание, болезни, уменьшение рождаемости привели к общим потерям мирного населения Германии, составлявшим около 6 млн человек.

На прифронтовых территориях постоянную опасность для гражданского населения представляли обстрелы из дальнобойных пушек. Для бомбардировки гражданских и военных объектов в тылу начали использовать авиацию. На территориях, оказавшихся под оккупацией, производились реквизиции и контрибуции. Новым явлением стал вывоз 60 тыс. бельгийских рабочих на принудительные работы в Германию, где они должны были работать для выполнения заказов немецкого правительства. Прецедент возник в годы Первой мировой войны, а во время Второй мировой войны стал типичным для действий оккупационной власти. К концу 1916 г. положение Германии ухудшилось. Ситуация на фронтах была сложной. Великобритания и ее союзники овладели всеми германскими колониями и проводили все более жесткую политику морской блокады. Мрачные перспективы привели к тому, что в начале декабря 1916 г. Германия от лица Четверного союза предложила странам Антанты начать переговоры о мире. Однако правительства государств Антанты отклонили это предложение.

5. Антивоенные выступления.

Рассказ учителя

Волна патриотизма, охватившая воюющие страны в начале войны, с ее затягиванием поутихла. К началу 1916 г. все больше людей желали лишь ее быстрого завершения. Так, 1 мая в столице Германии состоялись демонстрации под лозунгами «Конец войне!», «Долой правительство!». 21 октября 1916 г. в Австро-Венгрии, стремясь заставить правящие круги изменить свою политику и прекратить войну, социал-демократ Фридрих Адлер застрелил главу правительства страны графа К. Штюргка. Во Франции огромное влияние на настроения общественности оказало издание в 1916 г. книги писателя фронтовика Анри Барбюса «Огонь». В ней он рассказал о постепенном осознании французскими солдатами неоправданности жертв захватническому характеру войны.

 

Работа с документом

Из книги Анри Барбюса «Огонь» о битве под Верденом.

Вы бы поглядели, чем нас угощали под Верденом, я там был. Только «большаками»: 380, 420, 440. Вот когда тебя так обстреляют, можешь сказать: «Теперь я знаю, что такое бомбардировка!». Целые леса скошены, как хлеба, все прикрытия пробиты и разворочены, даже если на них в три ряда лежали бревна и земля, все перекрестки политы стальным дождем, дороги перевернуты вверх дном и превращены в какие-то длинные горбы; везде разгромленные обозы, разбитые орудия, трупы, словно наваленные в кучу лопатой. Одним снарядом убивало по тридцать человек: некоторых подбрасывало в воздух метров на пятнадцать; куски штанов болтались на верхушках тех деревьев, что еще уцелели. В Вердене снаряды 380 попадали в дома через крыши, пробивали два, а то и три этажа, взрывались внизу, и вся конура взлетала к черту, а в поле целые батальоны рассыпались и прятались от этого вихря как бедная беззащитная дичь. На каждом шагу в поле валялись осколки толщиной в руку, широченные; чтобы поднять такой железный черепок, понадобилось бы четыре солдата. А поля… Да это были не поля, а нагромождения скал. …И так целые месяцы…

 

Вопросы к документу

1) Каким было отношение автора к тому, что он увидел под Верденом?

2) Как, на ваш взгляд, рассказ о реальной картине войны повлиял на антивоенное движение во Франции?

 

В Великобритании на усиление антивоенных настроений и забастовочного движения правительство ответило введением летом 1915 г. закона «О военном снаряжении», по которому любое предприятие могло быть объявлено собственностью государства. Еще одним подтверждением того, что патриотические призывы объединиться и забыть все разногласия до победы в войне не поддерживаются населением, стало национально-освободительное восстание против британского господства в Ирландии весной 1916 г. По достигнутым ранее договоренностям между британским правительством и лидерами ирландского освободительного движения в 1914 г. Ирландия должна была получить статус доминиона, но этому помешала война. В стране вспыхнуло антибританское восстание. В ночь на 24 апреля 1916 г. 1200 повстанцев захватили важные пункты в Дублине и провозгласили Ирландию независимой республикой. Британская власть применила против «бунтовщиков» 20-тысячную армию и к маю подавила восстание. Около 3 тыс. его участников были арестованы, а 16 казнены.

Распространение антивоенных настроений привело к увеличению числа сторонников социал-демократических партий. При этом социал-демократы не отличались единством в отношении к войне. Левые осуждали войну как империалистическую и захватническую, призывали превратить ее в гражданскую  и устранить правителей своих государств. Правые ограничивались требованиями немедленного прекращения войны и заключения справедливого мира без аннексий и контрибуций.

 

ІV. Закрепление новых знаний

Беседа по вопросам

 

1. Где и когда немцы впервые в истории удачно применили химическое оружие?

2. Какое государство присоединилось к германскому блоку в начале сентября 1915 г.?

3. Когда началась Верденская битва?

4. Каким был результат Брусиловского прорыва?

5. Что такое блокада?

6. Когда произошло национально-освободительное восстание в Ирландии?

 

V. Итоги урока

 

  • военная кампания 1915 г. не привела к победе ни одной из сторон. Германия и Австро-Венгрия вынудили Россию покинуть значительные территории и добились присоединения к своему блоку Болгарии. Однако против них работал фактор времени. Страны Антанты имели большие человеческие ресурсы и промышленный потенциал, что позволяло им постепенно наращивать стратегическое преимущество. Концентрация германских и австро-венгерских войск на Востоке позволила Антанте подготовиться к активным действиям на Западе.
  • под Верденом потерпел поражение план германской военной кампании 1916 г., в основе которого было «ведение наступления недостаточными силами, но решительно». Главной причиной поражения Германии стало преимущество Антанты в человеческих и материальных ресурсах. Успехам французов под Верденом способствовал также Брусиловский прорыв на Восточном фронте. Вместе с битвой на Сомме он засвидетельствовал перелом во всем ходе кампании в пользу государств Антанты.
  • затягивание войны привело к осложнению социально-экономической ситуации в воюющих государствах. Одним из его проявлений стало распространение антивоенных настроений в обществе.

 

VІ. Домашнее задание

  1. Изучить соответствующий параграф учебника.
  2. Подготовить сообщения по темам: «Брусилов – легендарный полководец Первой мировой», «Прусский поход: Самсонов и Реннекампф», «Помощь семьям пострадавшим в ходе военных действий»
Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Военные кампании и события 1915—1916 гг."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Главный бухгалтер

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель: охарактеризовать развертывание военных действий в 1915-1916 гг.; сравнить военные кампании 1915  и 1916 гг.; определить особенности войны на море и подводной войны; привести факты, свидетельствующие об  истощении воюющих государств из-за затягивания войны; показать, каким было влияние войны на общество;  объяснить понятия и термины: «блокада», «Верденская  битва», «брусиловский прорыв», «битва на сомме»; развить умение учащихся оценивать отдельные факты,  события и процессы; продолжить формирование у них представления о недопустимости войн в качестве средства  разрешения межгосударственных противоречий.

Оборудование: учебник, атлас,  иллюстративный и дидактический материал.

Основные термины и понятия:   блокада, Верденская битва, Брусиловский прорыв, битва на Сомме.

Основные даты:

 

22 апреля 1915 г.— первое успешное применение химического оружия немцами под Ипром в Бельгии; февраль—декабрь 1916 г.— Верденская битва; июль— ноябрь 1916 г.— битва на Сомме. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 820 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 2371
    • DOCX 86.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Стесин Александр Самуилович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Стесин Александр Самуилович
    Стесин Александр Самуилович
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 32765
    • Всего материалов: 14

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии в преподавании географии детям с ОВЗ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 146 человек

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 208 человек

Курс повышения квалификации

Игровые приемы и методы обучения в школьном курсе физической географии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 178 человек

Мини-курс

Основы финансовой отчетности

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Творчество и технологии в медиакоммуникациях

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие предметно-практических действий, игровых навыков и математических представлений у детей раннего возраста

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе