МОУ
«Озеркинская средняя общеобразовательная школа»
Конспект
урока по окружающему миру
Тема: « Вода –
путешественница. Круговорот воды в природе».
3 класс
Составила учитель начальных
классов:
Денисова Тамара Геннадьевна
2011г. д. Озерки
Тема
урока: «Путешествие
воды. Круговорот воды в природе».
Цели
урока:
1.Сформировать у детей представление о круговороте воды, как
важнейшем явлении в природе;
2.
Обобщить знания детей о воде;
3.Увязать
круговорот со свойствами воды (переход из одного состояния в другое;
4.Воспитывать
бережное отношение к воде.
Оборудование: проектор, ноутбук, штатив,
спиртовка, стекло, вода, спички, рисунки детей, маски «Туча» и «Вода»,
мультфильм « Приключения Капельки, или Круговорот воды в природе», «Песенка
Капитошки», «Капельки», карточки зеленого и красного цвета, музыкальный центр (
музыка воды), баян.
1.
Орг. момент.
Учитель: Здравствуйте, все! Урок окружающего мира. 3 класс. Садитесь,
ребята!
2.Послушайте внимательно загадку:
Учитель: Меня пьют, меня льют,
Всем нужна я, кто я такая?
Учитель: Правильно, это вода.
3. Тема нашего урока: « Путешествие воды. Круговорот
воды в природе».
Учитель: Посмотрите на экран
1 слайд (тема урока)
Учитель: Мы все в этом мире маленькие капельки и путешествовать
сегодня мы будем вместе с нашим героем Капитошкой.
(показать Капитошку)
4.Учитель: Послушайте стихотворение о воде:
Учитель: Вы слыхали о воде? Говорят она везде!
1 капелька: В луже, в море, в океане, и в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает, в лес
туманом заползает!
2капелька: Ледником в горах зовется, лентой серебристой вьется.
Средь высоких стройных елей рушится
потоком селей.
3 капелька: На плите у вас кипит, паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Учитель: Мы ее не замечаем, мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда.
Капельки: Без меня вам не умыться, ни наесться, ни напиться!
Учитель: Смею вам я доложить: без воды нам не прожить.
5. Словарная работа.
Учитель: В стихотворении прозвучало слово «Селей».
Кто знает, что это такое?
Д: Сель — поток, вызванный ливневыми осадками или бурным таянием снегов.
2 слайд (сели)
6. Проверка д/з.
Учитель: Давайте проверим, что вы уже знаете о воде.
_ У вас на столах лежат кружочки красного и зелёного цвета.
Я буду говорить утверждения. Если вы согласны, то поднимите
зелёные, если нет, то красные. Будьте внимательны!»
-Вода занимает ¾ поверхности земного шара +
-Вода входит в состав любого живого организма +
-Вода не является растворителем -
-Вода имеет запах -
-Вода при нагревании расширяется +
-Воду можно очистить при помощи фильтра +
-Вода прозрачна +
-Вода бесцветна +
-Вода расширяется при охлаждении - сжимается
-Вода имеет свойство – текучесть +
Итак, вы, молодцы!
- А сегодня, проделав опыт и внимательно послушав, мы узнаем
о воде новое.
7. (опыт)
Учитель: Итак, мы зажигаем спиртовку,
ставим над огнем воду, сверху крепим стекло и наблюдаем. (Инструктаж по
т/б)
Подойдите
очень аккуратно, т.к. огонь и горячая вода могут быть опасны для здоровья. Ни
к чему не прикасаемся, только наблюдаем.
Учитель:- Какой вывод мы можем сделать
из увиденного вами?
Дети:
- Вода при нагревании испаряется. Пар поднимается вверх. Соприкасаясь с
холодным предметом, он снова превращается в воду. Капельки воды увеличиваются, отрываются
и падают. Получается круговорот воды.
3 слайд (схема круговорота)
8.
Мультфильм
Учитель: А сейчас то, что мы с вами
наблюдали, мы посмотрим в мультфильме про Лунтика.
9.
Загадка.
Учитель: Послушайте ещё одну загадку:
Летит
орлица по синему небу, крылья распластала,
Солнышко
застлала.
Д:
туча.
Появляется
Туча.
10.
Физкультминутка
Я
предлагаю вам отдохнуть и тоже попутешествовать.
Туча:
Где тут мои
капельки? (дети подбегают к Туче) Пора вам, мои детки-капельки, в путь
отправляться! Посылаю вас на землю. Пролейтесь дождиком, напоите землю,
растения. Попутешествуйте, а потом ко мне возвращайтесь. Да смотрите, не
балуйтесь! Ведите себя хорошо!
Ручьи
и ручейки весёлые и звонкие, бегут вперегонки.
(музыка)
Учитель: Полетели капельки на землю.
Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе
и потекли маленькими весёлыми ручейками (капельки, взявшись парами за руки, грают
в игру «Ручеек»). Встретились разные ручейки и стали большой рекой. (Дети
изображают реку) Плыли капельки по реке и вместе с ней попали в
большой-пребольшой океан (дети перестраиваются в большой круг и идут в
хороводе). Плавали, плавали капельки, но вдруг вспомнили, что мама Туча
наказывала домой вернуться. А тут и Солнышко пригрело (появляется Солнышко,
танцует)
Стали
капельки легкими, поднялись вверх, испарились под лучами Солнышка, вернулись
маме Туче (капельки возвращаются к Туче, Солнышко скрывается)
Туча:
Молодцы,
капельки, хорошо себя вели, хорошо путешествовали. Теперь со мной побудьте, я
без вас соскучилась. А потом опять отпущу вас путешествовать.
Учитель: Путешествуя, вода меняет
своё состояние. Об этом нам расскажут ребята.
11.Сообщения:
Вода
– уникальное вещество. Расскажет об этом Катя Юшакова.
Слайд (вода)
Вода
– такое уникальное вещество, которое может переходить из одного состояния в
другое, и обратно при незначительных изменениях окружающих условий.
При
переходе одного состояния в другое могут происходить различные процессы:
испарение(вода из жидкого состояния постепенно переходит в воздух в виде пара),
Слайд (испарение)
конденсация
(водяной пар переходит в жидкое или твердое состояние),
слайд (конденсация)
замерзание
(жидкая вода превращается в снег, лед),
слайд (замерзание)
индевение
(образование инея – переход газообразной воды в твердое состояние),
слайд (индевение)
возгонка
(переход твердой воды в газообразную).
Слайд (возгонка)
Таким
образом, вода может осуществлять не только постепенные переходы из одного
состояния в другое (лед – вода – пар – вода - лед), но и скачкообразные, минуя
некоторые фазы (лед-пар или пар-иней).
Слайд (фазы)
При
переходе воды из одного состояния в другое существенно изменяются её свойства.
Откуда берется дождь? Расскажет Никита Данилов
Слайд (дождь)
Сама
природа подсказывает людям, какая будет погода. Многие из вас знают эти
подсказки: цветы сильно пахнут – дождь близко; лягушки расквакались в пруду и
вылезли на берег – жди дождя.
А
почему идет дождь? Как вода поднимается к небу, чтобы упасть на землю дождем?
На
земле много океанов и морей, рек и ручейков, озер, прудов и луж. Солнце
нагревает воду. Она испаряется, т.е. становится прозрачным и невидимым паром.
Этот легкий пар вместе с воздухом поднимается от земли все выше и выше – на
много километров вверх. Там, на высоте, всегда холодно. Теплый пар наверху
прикасается к холодному воздуху, и из него образуются крохотные, как пыль
капельки воды. Капельки ещё очень маленькие и легкие. Холодный воздух тащит их
вниз, а теплый воздух опять поднимает их вверх. Так они снуют над землей
вверх-вниз, пока не сольются в крупные капли.
Но
вот капель уже так много, что все вместе они превращаются в большое облако.
Ветер подхватывает облака и разносит их по свету. Облака плывут над землей,
пока тяжелые капли. Не в силах больше удерживаться, не прольются на землю
дождем. Прошел дождь. Еще недавно стояли лужи во дворе. Но выглянуло солнце,
высушило воду. Она опять превратилась в пар, чтобы высоко в небе образовывать
тучку и пролиться на землю благодатным дождем.
Что такое туман? Расскажет Настя Дергина
слайд
Днем
над рекой воздух нагрелся, и в нем собралось много водяного пара. И когда
вечером воздух остыл, часть водяного пара превратилась в капельки воды, и над
рекой появился туман. Будто облако легло на землю. Туман может быть и в городе,
и в деревне – везде, если теплый воздух, в котором много пара, вдруг остынет.
Туман иногда бывает такой густой, что машины днем едут с включенными фарами,
чтобы не столкнуться.
О Ледяных бродягах расскажет Элина Ванюшкова
Слово
«Айсберг» означает «ледяная гора». И в этом нет преувеличения. В океанах
встречаются ледяные великаны в десятки и даже сотни километров. Нередко высота
ледяных гор достигает 40-60 метров. Айсберги – это настоящие плавучие острова
льда. Только небольшая часть айсберга находится над поверхностью воды, большая
его часть – под водой. Надводная часть почти в 7 раз меньше подводной. Откуда
же берутся в соленом море эти громады льда? Они постепенно сползают с
антарктических островов, где копятся вечные льды. Или рождаются на ледниках,
спускающихся к океану с гор.
Слайд
Айсберги
очень опасны. Известна трагедия, которая случилась в океане с пассажирским
лайнером «Титаник» на пути в Америку. На полном ходу ночью он столкнулся с
громадной плавучей ледяной горой и получил пробоину длиной 90 метров.
Водонепроницаемые отсеки начали быстро заполняться водой. Темный океан казался
пассажирам страшнее, чем медленно погружающийся в воду лайнер. Радист передал в
эфир сигнал бедствия «SOS», но помощи не было. Через 2
час к месту трагедии подошел пароход и взял на борт спасшихся пассажиров и
моряков. Рядом на поверхности мирно покачивался гигантский айсберг. В последнее
время все серьезнее становится проблема пресной воды. Возникла заманчивая и
фантастическая мысль: буксировать ледяные горы туда, где больше всего ощущается
потребность в пресной воде.
Слайд
«совушки» за сообщения
Учитель: В мире используется огромное
количество пресной воды, её запасов становится все меньше и её необходимо
беречь. Рома Исаков вместе со своей мамой Светланой Николаевной приготовили
Презентацию «Берегите воду! Давайте внимательно посмотрим и послушаем.
12
. Презентация
«Берегите воду!»
Учитель:
Молодцы!
Замечательно подготовились. Получай «совушку»
13.
Д/з.
Учитель: А сейчас давайте запишем
домашнее задание: Стр. 53-61 прочитать, сочинить рассказ, песню, стишок или
сказку о путешествии воды. Нарисовать в тетрадях схему круговорота воды.
14.
Частушки.
Учитель:
Итог урока
мы с вами сегодня подведем в виде Частушек. Пожалуйста, ребята.
Давайте
внимательно посмотрим и послушаем
1.Дорогие
наши гости, слушайте внимательно.
Мы
про воду вам споем очень увлекательно.
2.Если
будет очень жарко, вода испаряется
И на
небе в облаках тучкой собирается.
3.Если
тучка тяжела, то она прорвется
И
тогда вода дождем на землю прольется.
4.Ручейками
потечет в море – океаны
Снова
пар и облака, и другие страны.
5.Мы
узнали в этот год про воды круговорот.
Не
забудем никогда, ведь с водою мы друзья.
6.Состояние
воды часто изменяется:
То в
кристалл, то пар, то снег красиво превращается!
7.Не
имеет вода цвет, не имеет запаха.
Растворителем
она является для сахара.
8.Что
прозрачная она, тоже мы узнали:
Ложку
бросили в стакан – тут же увидали!
9.Воду
любим, воду пьем, на нее надеемся.
Если
простудились мы, в бане паром греемся!
10.Без
воды нам не прожить – это знаем точно!
Охранять
ее мы будем – дело это срочно!
11.Приезжайте
к нам купаться, место симпатичное.
Волга,
Рутка и Ветлуга, озеро отличное!
слайды
15.
Песенка Капитошки
Учитель: А сейчас, я предлагаю вам ещё
раз совершить путешествие вместе с весёлым Капитошкой, и попрощаться с
ним.
Песенка Капитошки
16.
Послесловие.
Учитель:
***
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лед,
Растает – и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется,
Вокруг оглянитесь!
В природу вглядитесь!
Вас окружает везде и всегда -
Эта волшебница – ВОДА!
17Дополнительно.
Кроссворд.
Слайд (кроссворд)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.