ЧИСТЕНСКИЙ
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-III
СТУПЕНЕЙ – ГИМНАЗИЯ»
Руководители проекта:
v Цатурова И.Н.-
заместитель директора по научно-методической работе;
v Сейтасанова Г.С.- заместитель
директора по воспитательной работе;
v Рыбина Л.М. - учитель
географии, руководитель школьной секции МАН Крыма «Искатель».
Участники
проекта:
· Педагоги
УВК
· Учащиеся
УВК
Тип
проекта: практически-ориентированный, коллективный,
долгосрочный
2010 г.
Цель проекта:
разработать и создать образовательные условия для творческого роста Личности, в
которых учащийся сможет постепенно переходить от элементарных исследований к
постановке и воплощению в будущем своей Достойной Цели.
Актуальность: исследовательский
навык, приобретенный в школе, поможет выпускнику быть готовым к восприятию
новой ситуации, а также самому ставить перед собой новые цели и задачи.
Теоретической основой для
организации продвижения ученика на более высокий творческий уровень являются:
·
Философский аспект:
наличие области непознанного, что определяет понимание бесконечности процесса
познания.
·
ТРИЗовский аспект:
система в своем развитии имеет определенные закономерности.
·
Психологический аспект:
зависимость активности субъекта от его интереса к объекту деятельности.
Этапы реализации проекта:
I.
Диагностико – концептуальный:
·
Изучение литературы по данной теме;
·
Анализ ученической и педагогической среды;
·
Создание научного общества учащихся
«Интеллект»;
II.Организационный:
·
Мотивирование педагогов и учащихся;
·
Организация сотрудничества с
организациями, занимающимися научной и исследовательской деятельностью;
·
Систематизация и оформление материала;
III.Практический:
·
Организация и проведение учебной научно –
исследовательской деятельности учащихся на базе Чистенского УВК;
·
Участие в работе МАН «Искатель», конкурсах,
семинарах и конференциях различного уровня;
·
Привлечение младших школьников к
исследовательской деятельности;
·
Проведение конференций;
·
Создание условий для презентаций учащимися
результатов своей исследовательской деятельности ;
·
Создание банка данных интеллектуально
одарённых детей;
·
Выпуск сборника методических рекомендаций
по реализации проекта.
Ожидаемые результаты:
Организация
исследовательской деятельности школьников в рамках проекта «Интеллект»
позволяет:
·
осуществлять подготовку юных
исследователей в существующих образовательных условиях;
·
учитывать и развивать познавательный
интерес учащегося;
·
формировать у учащихся
научно-исследовательские навыки на основе изучения и применения ТРИЗ;
·
ориентировать познавательную деятельность
школьников на получение объективно новых знаний;
·
увеличивать область личных и
общечеловеческих знаний;
·
создавать образовательные условия, при
которых школьники попадают в атмосферу познания и творчества.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ, РАБОТАЮЩЕЙ В РЕЖИМЕ РАЗВИТИЯ. ИЗ ОПЫТА
РАБОТЫ ЧИСТЕНСКОГО УВК
С 2003 года в Чистенском
УВК ведется работа по организации исследовательской деятельности учащихся. С
2005 года она приобрела системный характер. Школа является филиалом МАН
«Искатель» с 2007 года. В 2009 году создано детское научное общество
«Интеллект», которое имеет Положение, Устав. Членам общества выдаются
удостоверения.
Ведется интенсивная
работа по привлечению учащихся начальной школы к исследовательской
деятельности. Для ребят I ступени обучения
запланировано создание научного общества в 2010-2011 учебном году.
Инновацией для нашей
школы является проведение научных конференций учащихся, где заслушиваются
теоретические основы исследования, комиссией даются рекомендации для перехода к
экспериментальной деятельности.
Для реализации
ступенчатого продвижения ученика используется специальная методика организации
исследовательской деятельности школьников.
Рис.1. Схема роста исследователя
На рисунке показаны
основные ступени продвижения человека на более высокий исследовательский
уровень.
Четыре методических этапа
Методика организации
исследовательской деятельности предусматривает четыре этапа, которые составляют
один цикл — учебный год.
Любое исследование
направлено на получение новых знаний, поэтому в методике предусмотрено
приобретение учащимся новых знаний на каждом из обозначенных этапов. Полученные
знания предыдущего этапа являются основой для перехода к следующему. Рассмотрим
каждый из этапов.
1 этап.
Выбор объекта (темы) исследования. Ученик, в соответствии со своим текущим
интересом, САМ выбирает и обозначает область и объект интереса, который
становится темой его исследования. Если ученик не может обозначить объект, то
педагог предлагает ему сделать выбор исследовательской темы из готового списка.
На следующий год у
ученика имеется возможность углубить или изменить тему исследования.
2 этап.
Процесс исследования объекта. После определения темы, ученик собирает
информацию, связанную с объектом исследования. Перед учеником-исследователем
стоят следующие задачи:
·
найти и записать знания по теме
исследования (ученик может пользоваться любым источником информации:
справочниками, энциклопедиями; сведениями, полученными через Интернет; получать
консультации у специалистов);
·
найти и записать новые, неизвестные ранее
знания (ученик теоретически и/или практически выявляет свойства объекта
исследования; осуществляет поиск нового практического применения найденных
свойств; делает анализ и обобщение найденных знаний).
3 этап.
Оформление результатов исследования. Результаты исследования оформляются в виде
текстового, графического и/или компьютерного продукта. Технические решения
подаются в виде плакатов и моделей.
4 этап.
Демонстрация результатов исследования. В конце учебного года (март-апрель) в
гимназии проходит ежегодная ТРИЗ-конференция учащихся, в которой кроме
учеников-исследователей принимают участие другие школьники, родители, педагоги,
гости.
До конференции
ученик-исследователь:
·
готовит 10 минутный доклад по теме
исследования;
·
подбирает или создает наглядный материал;
·
проходит предварительное обсуждение своего
доклада перед другими учениками-исследователями.
Во время конференции
ученик-исследователь:
·
публично выступает перед учениками,
родителями, учителями, гостями с докладом о результатах своего исследования;
·
отвечает на заданные вопросы;
·
после выступления становится слушателем
других докладов.
После конференции
ученик-исследователь:
·
при необходимости дорабатывает материалы
проведенного исследования;
·
делает очередной выбор объекта (темы) свой
дальнейшей исследовательской деятельности;
·
имеет возможность принять участие в
различных конкурсах для школьников как регионального, так и всеукраинского
уровней.
Таким образом, ученики на
основе полученных в ходе исследования знаний, делают свой вклад в банк идей и
знаний человечества, постепенно приобщаясь к высокому творчеству.
Учащиеся привыкают к
определенной форме общения во время конференции: обучаются слушать, задавать
вопросы, четко отвечать, развивать предложенные идеи, сопереживать и
поддерживать друг друга.
Навыки исследовательской
деятельности, оформления и демонстрации ее результатов, полученные в школьный
период, позволят ребятам быть успешными при подготовке и защите своих будущих
курсовых, дипломных и магистерских работ.
Для повышения мотивации
исследовательской деятельности, как учеников, так и педагогов применяются
различные виды поощрений:
·
изготовлен стенд «Интеллектуальный Олимп»,
где размещаются фотографии юных исследователей и их научных руководителей;
·
материальное поощрение призёров
интеллектуальных конкурсов на празднике Последнего звонка.
Организация исследовательской
деятельности школьников в рамках проекта «Интеллект» находится в начале своего
пути. В ходе работы естественно возникают новые задачи, однако в самой идее
творческого роста Личности достаточно ресурсов для дальнейшего
совершенствования методики.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.