Внеурочное
занятие «Традиции и обычаи на Дону»
Цель
занятия:
§
знакомство с традициями казаков: в быту, семье,
воспитании детей;
§
развитие интереса к традициям народа родного края,
развитие умения работать с разными источниками информации;
§
воспитание патриотических чувств.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, книга «Природа и
история родного края», хрестоматия «Край родной»
Ход
занятия:
1. Оргмомент.
- Доброе утро всем!
Какое утро вы , ребята ,
можете считать добрым утром?
( Правильно, доброе утро-
это, когда все здоровы, все ладится в доме, семье, ярко светит солнце, когда
душа поет )
Я хочу пожелать вам, чтобы у
вас всегда все ладилось, все получалось ,и душа пела
( песня «Казачья») Песня не
только поднимет вам настроение, но и подскажет тему нашего занятия сегодня .
-Вам понравилась песня?
- О чем она? Кто такой казак
? Что вы знаете о казаках?
Тема нашего занятия сегодня «
Традиции и обычаи на Дону» . Наше занятие поможет вам больше узнать о жизни
казаков , традициях казачества.
2. Работа с пословицами.
Чтобы лучше узнать о казаках,
обратимся к народной мудрости.
Работа в парах « собери
пословицы».
1)
Земля донская – мать родная.
2)
Казаку честь за Родину лечь.
3)
Пусть знает ворог, что казаку Дон дорог.
4)
Казак без коня – кругом сирота.
5)
Каков казак , таков и рысак.
6)
Казак без друзей, что дуб без корней.
7)
От безделья нет у казака веселья.
8)
У ленивого курень течет и печь не печет.
Что
вы узнали о казаках из пословиц? ( выводы детей)
Не
зря с 2002 года казаков считают национальностью ,и язык у казаков свой особый-
звенящий, журчащий.
3. Работа (в группах) с текстом
Поработайте
со словарем ( в уч.пособии «Природа и история родного края»), сделайте
«перевод» текстов.
1
группа. (слайд 2)
Супротив
нашего куреня расстилается степь. Казаки гутарят, что нет ей ни конца ни краю.
Выйдешь за гумно, глянешь на колышущийся ковыль, ажник дух захватывает.
2
группа (слайд3)
У
самого Дона займище. Вот пасется маштак, важно бродит по траве кочет, у берега
в камышах стоит недвижно чапура.
3
группа ( слайд4)
Богат
Дон рыбой. Все знают донского чабака, сулу. А у каждого казака на Дону байда
или каюк. Был на Дону – значит ел наваристую щербу.
4
группа ( слайд5)
На
майдане собрался весь мир. Ноне собрались все: и сидельцы, и ковал, и чеботарь.
Все ждут атамана.
(
отчеты групп, чтение исходного и «нового» текстов)
4. Физминутка (казачьи пляски под музыку: притопывания, ходьба по кругу)
5. Традиции и обычаи на Дону. (информационный блок)
Выступления детей с
подготовленными материалами по теме.
1)
Какие дома строили казаки. (слайд6-7)
Курень
– исключительно удобное жилище казака для условий Дона с его жарким летом и
недлинной зимой. Курени строились по берегам Дона, который разливался весной.
Поэтому курень имел высокий фундамент (каменный). Его называли подклеть или
низы. Второй этаж – деревянный из досок, которые красили в зеленый, синий,
желтый цвета .
2)
Кто в доме хозяин? (слайд8)
Главой
семьи , конечно , был отец. Он занимался всеми хозяйственными делами, ухаживал
за домашними животными. Кроме того , он принимал участие в общественно-
политической жизни станицы: казачьих Кругах, сходах.
3)
Мать в семье.
На
плечи матери ложилась вся работа по дому. Под ее неусыпным контролем находилось
все, что было связано с питанием семьи, забота о белье и ремонте одежды.
4)
Как дочек воспитывали. (слайд 9)
Девочку
в доме очень любили. Все девичьи праздники отмечались в узком кругу.
Праздновали «первый шаг», дарили ленточки, платочек в церковь ходить. Девочки
начинали работать очень рано. С пяти лет девочка уже могла быть нянькой, а
постарше помогала во всем матери.
5)
Как воспитывали мальчиков.( слайд 10-11)
Мальчиков
воспитывали гораздо строже. С пяти лет мальчики уже работали с родителями в
поле, пасли скот. С трех лет приучали к верховой езде, рукопашному бою,
стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти.
6. Как отдыхали казаки. (праздники)
Театрализация.
-Здорово кума!
-Да ,на рынке была.
-Никак , ты кума, глуха?
-Купила петуха.
- Прощай, кума!
-Пять рублей отдала.
Любили казаки и отдыхать и
праздники почитали. Один из них – «Троица»
(рассказ о празднике
сопровождается показом трав, плетением венков)
7. Итог занятия. Отгадывание кроссворда.
1)
Выборный предводитель казаков.
2)
Маленький казачий городок.
3)
Этим оружием учат владеть казачат с 10 лет.
4)
Приземистый донской конь.
5)
Жилище (дом) казака.
6)
Место для хранения зерна.
-Все
ли любо вам, ребята?
Будьте
здоровы!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.