Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыВнеурочное занятие"Традиции и обычаи на Дону"

внеурочное занятие"Традиции и обычаи на Дону"

Скачать материал

Внеурочное занятие «Традиции и обычаи на Дону»

Цель занятия:

§  знакомство с традициями казаков: в быту, семье, воспитании детей;

§  развитие интереса к традициям народа родного края, развитие  умения работать  с разными источниками информации;

§  воспитание патриотических чувств.

 

Оборудование:       интерактивная доска, презентация, книга «Природа и история родного края», хрестоматия «Край родной»

 

 

                                                               Ход занятия:

1.      Оргмомент.

- Доброе утро всем!

Какое утро  вы , ребята , можете считать добрым утром?

( Правильно, доброе утро- это, когда все здоровы, все ладится в доме, семье, ярко светит солнце, когда душа поет )

Я хочу пожелать вам, чтобы у вас всегда все ладилось, все получалось ,и душа пела

( песня «Казачья») Песня  не только поднимет вам настроение, но и подскажет тему нашего занятия сегодня .

-Вам понравилась песня?

- О чем она? Кто такой казак ? Что вы знаете о казаках?

Тема нашего занятия сегодня « Традиции и обычаи на Дону» .  Наше занятие поможет вам больше узнать о жизни казаков , традициях казачества.

2.      Работа с пословицами.

Чтобы лучше узнать о казаках, обратимся к народной мудрости.

Работа в парах « собери пословицы».

1)      Земля донская – мать родная.

2)      Казаку честь за Родину лечь.

3)      Пусть знает ворог, что казаку Дон дорог.

4)      Казак без коня – кругом сирота.

5)      Каков казак , таков и рысак.

6)      Казак без друзей, что дуб без корней.

7)      От безделья нет у казака веселья.

8)      У ленивого курень течет и печь не печет.

Что вы узнали о казаках из пословиц? ( выводы детей)

Не зря с 2002 года казаков считают национальностью ,и язык у казаков свой особый- звенящий, журчащий.

3.      Работа (в группах) с текстом

Поработайте со словарем  ( в  уч.пособии «Природа и история родного края»), сделайте «перевод» текстов.

1 группа. (слайд 2)

Супротив нашего куреня расстилается степь. Казаки гутарят, что нет ей ни конца ни краю. Выйдешь за гумно, глянешь на колышущийся ковыль, ажник дух захватывает.

2 группа (слайд3)

У самого Дона займище. Вот пасется маштак, важно бродит по траве кочет, у берега в камышах стоит недвижно чапура.

3 группа ( слайд4)

Богат Дон рыбой. Все знают донского чабака, сулу. А у каждого казака на Дону байда или каюк. Был на Дону – значит ел наваристую щербу.

4 группа ( слайд5)

На майдане собрался весь мир. Ноне собрались все: и сидельцы, и ковал, и чеботарь. Все ждут атамана.

( отчеты групп, чтение исходного и «нового» текстов)

4.      Физминутка  (казачьи пляски под музыку: притопывания, ходьба по кругу)

5.      Традиции и обычаи на Дону. (информационный блок)

Выступления детей с подготовленными материалами по теме.

1)      Какие дома строили казаки. (слайд6-7)

Курень – исключительно удобное жилище казака для условий Дона с его жарким летом и недлинной зимой. Курени строились по берегам Дона, который разливался весной. Поэтому курень имел высокий фундамент (каменный). Его называли подклеть или низы. Второй этаж –  деревянный из досок, которые красили в зеленый, синий, желтый цвета .

2)      Кто в доме хозяин? (слайд8)

Главой семьи , конечно , был отец. Он занимался всеми хозяйственными делами, ухаживал за домашними животными. Кроме того , он принимал участие в общественно- политической жизни станицы: казачьих Кругах, сходах.

3)      Мать в семье.

На плечи матери ложилась вся работа по дому. Под ее неусыпным контролем находилось все, что было связано с питанием семьи, забота о белье и ремонте одежды.

4)      Как дочек воспитывали. (слайд 9)

Девочку в доме очень любили. Все девичьи праздники отмечались в узком кругу. Праздновали «первый шаг», дарили ленточки, платочек в церковь ходить. Девочки начинали работать очень рано. С пяти лет девочка уже могла быть нянькой, а постарше помогала во всем матери.

5)      Как воспитывали мальчиков.( слайд 10-11)

Мальчиков воспитывали гораздо строже. С пяти лет мальчики уже работали с родителями в поле, пасли скот. С трех лет приучали к верховой езде, рукопашному бою, стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти.

6.      Как отдыхали казаки. (праздники)

Театрализация.

-Здорово кума!

-Да ,на рынке была.

-Никак , ты кума, глуха?

-Купила петуха.

- Прощай, кума!

-Пять рублей отдала.

Любили казаки и отдыхать и праздники почитали.  Один из них – «Троица»

(рассказ о празднике сопровождается показом трав, плетением венков)

7.      Итог занятия. Отгадывание кроссворда.

1)      Выборный предводитель  казаков.

2)      Маленький казачий городок.

3)      Этим оружием учат владеть казачат с 10 лет.

4)      Приземистый донской конь.

5)      Жилище (дом) казака.

6)      Место для хранения зерна.

-Все ли любо вам, ребята?

Будьте здоровы!

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Внеурочное занятие"Традиции и обычаи на Дону""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Старший рекрутер

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Внеурочное занятие "Традиции и обычаи на Дону" помогут ребятам познакомиться с жизнью и бытом донских казаков, услушать особый язык казаков, узнать о традициях в воспитании детей, об обязанностях в семье. А еще ребята послушают казачьи песни , попробуют плясать по-казачьи. Пословицы казачьи расскажут ребятам о главных ценностях казаков, а кроссворд поможет проверить степень усвоения материала.на занятии используются разные формы организации деятельности учащихся: работа в парах, групповая работа, работа со словарем , работа с деформированным текстом пословиц, инсценирование.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 925 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.12.2014 381
    • DOCX 16.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Хрипунова Татьяна Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Хрипунова Татьяна Евгеньевна
    Хрипунова Татьяна Евгеньевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 8124
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1211 человек из 82 регионов

Курс повышения квалификации

Стратегия формирования навыков смыслового чтения у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 139 человек из 39 регионов

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 24 регионов

Мини-курс

Педагогические и психологические основы образования

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Музыка в мире: народные и культурные аспекты

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Детское развитие: ключевые моменты взаимодействия с детьми и подростками

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 114 человек из 52 регионов